Доходы населения и уровень жизни

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2012 в 18:37, курсовая работа

Описание работы

целью данной курсовой работы - рассмотреть доходы населения, их виды, источники формирования, а также провести анализ динамики доходов в Республике Беларусь.
В соответствии с данной целью в исследовании были поставлены следующие задачи:
- рассмотреть понятие доходов населения и их виды;
- определить источники формирования доходов населения;
- выявить факторы, определяющие величину доходов населения;
- рассмотреть причины и показатели неравенства доходов;
- рассмотреть особенности политики государства в области регулирования и перераспределения доходов;
- провести анализ состояния доходов населения Республики Беларусь за последние годы;
- рассмотреть особенности социальной политики государства в Республике Беларусь.

Содержание

Реферат 3
Введение 4
1 Социальная политика государства 6
1.1 Доходы населения: сущность, виды 6
1.2 Проблема неравенства в распределении доходов 8
1.3 Уровень и качество жизни 12
1.4 Бедность 14
2 Политика благосостояния населения и уровень жизни в Республике Беларусь 17
2.1 Анализ уровня доходов населения 17
2.2 Обеспечение социальной справедливости. Модели социальной политики 20
2.3 Государственная политика перераспределения доходов. Социальная защита населения 22
Заключение 26
Список литературы 28

Работа содержит 1 файл

Курсовая.doc

— 243.50 Кб (Скачать)

Социальная помощь (общественное вспомоществование) представляет собой финансирование потребностей отдельных индивидов или категорий населения, не имеющих других источников существования. Социальная помощь носит адресный характер и изначально предполагает проверку нуждаемости лица, претендующего на ее получение. В отличие от социального страхования, которое основано на страховых отчислениях, социальная помощь предоставляется независимо от уплаты взносов, она может иметь и денежную, и натуральную (обеспечение горячим питанием, лекарствами и т.д.) формы.

Одним из основных направлений  социальной помощи являются программы по поддержке малообеспеченных граждан, финансируемые за счет правительственных средств. Эффективные системы адресной социальной помощи, по подсчетам экономистов, в состоянии охватить до 10-15% населения. В нашей стране адресная социальная помощь оказывается, если совокупный среднемесячный доход семьи за три последних месяца не превышает 60% бюджета прожиточного минимума в среднем на одного человека. Социальная помощь может оказываться в виде социальных льгот, которые выполняют две функции – компенсирующую и стимулирующую. Компенсационный характер льгот состоит в создании равных условий для субъектов с неравными возможностями (инвалиды, сироты). Стимулирующая функция льгот заключается в побуждении к отдельным видам общественно полезной деятельности.

Социальная помощь предоставляется  также в виде безналичных жилищных субсидий для малоимущих категорий населения. Социальное обслуживание – это создание условий для социальной адаптации людей, находящихся в трудной жизненной ситуации, путем оказания социальной поддержки, предоставления бытовых, медицинских, психолого-педагогических услуг. Реализация социального обслуживания основывается на принципах адресности, гуманизма, социальной справедливости, доступности, конфиденциальности и добровольности. Услуги предоставляются как государственными, так и частными организациями: центрами социального обслуживания, социальными приютами, отделениями социальной помощи на дому, домами-интернатами и др. Малообеспеченным и одиноким пенсионерам социальные услуги предоставляются бесплатно, остальным – на условиях частичной оплаты. К числу социальных услуг относятся оказание помощи в ведении домашнего хозяйства (закупка продуктов, ремонт жилья, обработка приусадебных участков), решение бытовых проблем, психологическая помощь. В крупных городах открыты приюты для бездомных, беженцев, незаконных мигрантов, жертв торговли людьми.

 

 

Заключение

 

 

 

Доходы населения представляют собой сумму денежных средств  и материальных благ, полученных или произведённых домашними хозяйствами за определённый промежуток времени. Их роль в жизнедеятельности человека определяется тем, что уровень и структура потребления населения прямо зависит от размера дохода.

Доходы населения могут  существовать в двух формах - денежной и натуральной. Более распространённой формой доходов является денежная форма. У бедных слоёв населения всегда высока доля натуральных доходов. В период ухудшения экономической обстановки в стране удельный вес натуральных доходов повышается.

Доходы бывают номинальными, располагаемыми и реальными. Номинальные  доходы характеризуют уровень денежных доходов независимо от налогообложения  и изменения цен. Располагаемые  доходы - это номинальные доходы за вычетом налогов и других обязательных платежей, т.е. средства, используемые населением на потребление и сбережения. Реальные доходы характеризуют номинальные доходы с учётом изменения розничных цен и тарифов, представляют собой реальную покупательную способность номинальных доходов.

Основными источниками  формирования доходов населения  являются заработная плата и другие выплаты, которые работники получают за свой труд; доходы от собственности; доходы от индивидуальной трудовой деятельности; выплаты и льготы из общественных фондов потребления, специальных фондов, ежегодные выплаты по страхованию жизни; доходы от личного подсобного хозяйства, сада, огорода.

Несмотря на разнообразие источников поступления доходов  все же главными составляющими денежных доходов населения являются оплата труда, доходы от предпринимательской деятельности и собственности, а также социальные трансферты. Таким образом, заработная плата является основным источником доходов населения.

Различия в уровне доходов на душу населения или  на одного занятого называются дифференциацией доходов. Дифференциация доходов ведет к имущественной дифференциации, к разному потребительскому старту.

Вторгаясь в сферу  распределения доходов, государство  ни в коем случае не должно добиваться их уравнивания. Неравенство доходов - обязательное условие эффективного функционирования рыночной системы, только оно способно создать действенные мотивы к труду и инвестированию

В то же самое время, неравенство  доходов может достигать огромных масштабов и создавать угрозу для политической и экономической стабильности в стране, поэтому практически все развитые страны мира вынуждены постоянно сокращать разрыв в доходах различных групп населения. Но разработка такого рода мер возможна лишь при умении точно определять степень дифференциации доходов и богатства и воздействовать на нее с помощью государственной политики.

Эффективным средством  преодоления неравенства и бедности выступает государственная политика доходов. Государство, организуя через  бюджет перераспределение доходов, решает проблему повышения доходов малоимущих слоев населения, создает условия для нормального воспроизводства рабочей силы, способствует ослаблению социальной напряженности и т.д. Степень воздействия государства на процесс перераспределения доходов можно измерить объемом и динамикой расходов на социальные цели за счет центрального и местных бюджетов, а также размером налогообложения доходов.

Мировой финансово-экономический  кризис, безусловно, оказал влияние  на доходы населения Республики Беларусь. Однако, меры, принятые государством позволяют минимизировать его негативные последствия для нашей страны. Исходя из оценки складывающейся социально-экономической ситуации Республики Беларусь, основной целью социальной политики является обеспечение системы мер по улучшению условий жизни и труда всех слоев населения, предотвращению и устранению социального неравенства и негативных явлений в обществе, повышение образовательного и культурного уровня всего населения.

 

 

 

Список литературы

 

 

 

  1. Агапова, Т.А., Серегина, С.Ф. Макроэкономика: учебник.4-е изд. / Под общ. ред. А.В. Сидоровича. М.: МГУ, Издательство "Дело и сервис", 2002. - 447 с.
  2. Доходы населения и оплата труда, социальная защита населения // Экономический бюллетень. - 2010. - №9. - С.23-27.
  3. Козырев В.М. Основы современной экономики: Учебник. М.: Финансы и статистика, 1998. - 368 с.
  4. Лемешевский, И.М. Макроэкономика. (Экономическая теория. Часть 3): учеб. пособие для студентов экономических специальностей вузов / И.М. Лемешевский. Мн: ООО "ФУАинформ", 2004 - 389 c.
  5. Макконнелл, К.Р. Экономикс: принципы, проблемы и политика: учебник для эк. вузов. В 2 т. / К.Р. Макконнелл, С.Л. Брю. пер. с англ. Москва: ИНФРА-М. Т.1. 2000. - 387 с.
  6. Макроэкономика: Учеб. пособие / М.И. Плотницкий, Э.И. Лобкович, М.Г. Муталимов и др.; Под ред. М.И. Плотницкого. Мн.: Новое знание, 2002. - 462 с.
  7. Макроэкономика: социально-ориентированный подход / Э.А. Лутохина [и др.]; под ред. Э.А. Лутохиной. Мн.: МИТСО, 2007. - 300 с.
  8. Макроэкономика: Учеб. пособие / А.В. Бондарь, В.А. Воробьев, Л.Н. Новикова и др. Мн.: БГЭУ, 2007. - 415 с.
  9. Национальная экономика Беларуси / Под. ред.В.Н. Шимова.2-е изд., перераб. и доп. Мн.: БГЭУ, 2006. - 751 с.
  10. Основные положения национальной стратегии устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь до 2020 года / А.В. Богданович, Я.М. Александрович // Белорусский экономический журнал. - 2004. - №3. - С.4-19.
  11. Основы экономической теории: учебник / В.Л. Клюня [и др.]; под ред.В.Л. Клюни, Н.В. Черченко. Мн.: Вышэйшая школа, 2005. - 408 с.
  12. Официальный интернет-портал Президента Республики Беларусь [Электронный ресурс] / Официальный интернет-портал Президента Республики Беларусь – Минск, 2011. Режим доступа: http:// president.gov.by – Дата доступа: 15.11.2011.
  13. Официальный сайт Министерства труда и социальной защиты [Электронный ресурс] / Министерство труда и социальной защиты Республики Беларусь – Минск, 2011. Режим доступа: http://mintrud.gov.by - Дата доступа: 10.11.2011.
  14. Официальный сайт Национального статистического комитета Республики Беларусь [Электронный ресурс] / Национальный статистический комитет Республики Беларусь – Минск, 2011. Режим доступа: http://belstat.gov.by - Дата доступа: 26.11.2011.
  15. Переход к новой модели социальной политики в Республике Беларусь: итоги и перспективы / А.П. Морова // Проблемы управления. – 2010. - № 4 (37). – С.35-42.
  16. Сакс, Дж.Д. Макроэкономика. Глобальный подход. / Дж.Д. Сакс, Ф.Б. Ларрен, пер с англ. Москва: Дело, 1999. - 447 с.
  17. Суриков, А.Е. Статистика доходов населения. М.: Финстатинформ, 2001. - 239 с.
  18. Тарасевич, Л.С., Макроэкономика: учебник / Под общ. ред. Л.С. Тарасевича. М.: Высшее образование, 2006. - 654 с.
  19. Уровень жизни населения растет / Т.Р. Кобрина // Национальная экономическая газета. – 2007. - № 9. - С. 20-28.



Информация о работе Доходы населения и уровень жизни