Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2012 в 18:37, курсовая работа
целью данной курсовой работы - рассмотреть доходы населения, их виды, источники формирования, а также провести анализ динамики доходов в Республике Беларусь.
В соответствии с данной целью в исследовании были поставлены следующие задачи:
- рассмотреть понятие доходов населения и их виды;
- определить источники формирования доходов населения;
- выявить факторы, определяющие величину доходов населения;
- рассмотреть причины и показатели неравенства доходов;
- рассмотреть особенности политики государства в области регулирования и перераспределения доходов;
- провести анализ состояния доходов населения Республики Беларусь за последние годы;
- рассмотреть особенности социальной политики государства в Республике Беларусь.
Реферат 3
Введение 4
1 Социальная политика государства 6
1.1 Доходы населения: сущность, виды 6
1.2 Проблема неравенства в распределении доходов 8
1.3 Уровень и качество жизни 12
1.4 Бедность 14
2 Политика благосостояния населения и уровень жизни в Республике Беларусь 17
2.1 Анализ уровня доходов населения 17
2.2 Обеспечение социальной справедливости. Модели социальной политики 20
2.3 Государственная политика перераспределения доходов. Социальная защита населения 22
Заключение 26
Список литературы 28
Реальный размер назначенных пенсий (пенсий, рассчитанных с учетом изменения индекса потребительских цен на товары и услуги) в сентябре 2011 г. по сравнению с сентябрем 2010 г. уменьшился на 19,5%, по сравнению с августом 2011 г. – на 12% [14].
Кроме того, в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 15 сентября 2011 г. № 417 «О единовременной материальной помощи» в сентябре месяце неработающим пенсионерам была выплачена единовременная материальная помощь для сезонной закупки сельскохозяйственной продукции в размере 500 тыс. рублей.
Наиболее актуальной
и сложной проблемой реформиров
Задача перехода к более эффективной социальной политике стала решаться на основе выработки новых механизмов, более рационального использования ресурсов, выделяемых на социальные цели, прежде всего на основе введения государственных минимальных социальных стандартов и нормативов, упорядочения системы социальных льгот, гарантий, компенсаций, постепенной отмены субсидий, усиления экономической ответственности членов общества за результаты их труда. В основу новой модели был положен принцип направления социальных трансферов на удовлетворение нужд нетрудоспособных и малообеспеченных семей и граждан; трудоспособным же предоставлялись возможности своим трудом и предприимчивостью обеспечить свое и семейное благосостояние. Постепенно начали вырисовываться черты новой модели социальной политики, которая стала утрачивать патерналистский характер. Эти черты впервые были отражены в Национальной стратегии устойчивого социально- экономического развития до 2020 г., а затем вошли в Программу социально- экономического развития на 2006–2010 гг. К их числу относятся:
• обеспечение доступности и бесплатности основных минимальных услуг для всех граждан, повышение роли социальных гарантий и минимальных социальных стандартов;
• перераспределение социальных расходов государства в пользу самых уязвимых, малообеспеченных групп населения;
• опора на собственные силы, предоставление трудоспособному населению возможности своим трудом и предприимчивостью обеспечить свое семейное благосостояние;
• сокращение бедности и неравенства;
• развитие человеческого потенциала, повышение образовательного уровня населения.
По существу на современном этапе в стране в социальной сфере продолжается переход от патерналистской к более эффективной субсидиарной модели. Смысл этой модели состоит в том, чтобы, с одной стороны, обеспечить достойной работой трудоспособное население, создать необходимые рабочие места, повысить реальные доходы населения, обеспечить жильем, предоставить качественные медицинские и образовательные услуги, подготовить высококвалифицированных специалистов, необходимых для перехода к информационному обществу, развивать новые наукоемкие технологии; с другой стороны, нуждающимся гражданам (нетрудоспособным, малообеспеченным, находящимся в трудной жизненной ситуации, неконкурентным на рынке труда) предоставить социальную защиту. Особое внимание при этом уделяется детям, молодежи, пенсионерам, ветеранам, инвалидам. Это те группы населения, которые нуждаются в государственной поддержке. Социальная политика стала приобретать все большее звучание, наполняясь новыми компонентами.
К числу основных компонентов социальной политики в настоящее время относятся:
• политика в сфере социально-трудовых отношений (политика оплаты труда, занятости, охраны и нормирования труда, обеспечение безопасных условий труда, социальное партнерство, защита трудовых прав граждан);
• социальная защита нетрудоспособных и малообеспеченных семей и граждан (социальное страхование, включая пенсионное обеспечение, социальная помощь и социальное обслуживание населения);
• развитие отраслей социальной сферы (здравоохранение, образование, наука, культура, жилищная сфера, физическая культура и спорт);
• социальная поддержка отдельных групп населения (инвалидов, ветеранов войны, молодежи, маргинальных групп);
• демографическая и миграционная политика;
• охрана окружающей среды.
Серьезная работа проводится по реализации каждого компонента социальной политики. Важнейшие приоритеты социальной политики обозначаются в основных направлениях социально-экономического развития страны, которые всесторонне обсуждаются на Всебелорусских народных собраниях. Приоритеты с каждой пятилеткой становятся все более значимыми, расширяется их диапазон. Одно остается неизменным – в центре внимания находится человек, его права, свободы и гарантии их реализации.
В 2010–2015 гг. в числе основных целей социальной политики является повышение уровня и качества жизни, и к ним еще добавится создание условия для развития человеческого потенциала на основе повышения эффективности функционирования систем здравоохранения, образования, культуры и других видов экономической деятельности, относящихся к сфере услуг. Основные направления ее реализации:
• повышение эффективности занятости населения на основе модернизации и ввода новых рабочих мест;
• постепенное приближение страны по уровню заработной платы к развитым европейским государствам;
• укрепление здоровья и увеличение ожидаемой продолжительности жизни населения;
• повышение интеллектуального и культурного потенциала нации;
• улучшение качества
и обеспечение доступности
Сильная социальная политика выступает важнейшей составляющей белорусской модели развития, предусматривающей заботу о здоровье граждан, непрерывные инвестиции в их профессиональное и духовное развитие, соблюдение принципа социальной справедливости для всех групп населения, каждого гражданина страны. И за этой моделью будущее
Перераспределительная деятельность в области доходов населения имеет конечной целью обеспечение социальной справедливости. Для этого в распоряжении государства находится мощный арсенал средств. Важнейшее место среди них занимает налоговая политика, инструментами которой являются дифференциация налоговых ставок, изменение системы налогообложения и предоставление налоговых льгот. Так, для смягчения дифференциации личных доходов в мировой практике применяются:
•не облагаемый налогом вычет из дохода, который соотносится с принятым, в стране прожиточным минимумом или минимальной заработной платой;
•пропорциональное налогообложение с минимальной ставкой (10-30%);
•прогрессивное
С этой же целью устанавливаются и налоги на имущество, наследство, на социальное страхование и фонд заработной платы и др. Тем самым государство определяет, кто, в каких объемах и через какие каналы реализует стабилизирующую функцию социальной политики. При этом наиважнейшими задачами являются нахождение объективного критерия предоставления налоговых льгот и определение оптимального уровня налоговой нагрузки.
С одной стороны, государство аккумулирует через бюджет необходимые средства, с другой – реализуя социальную политику, осуществляет социальные выплаты. Следовательно, его активность в данной сфере ограничивается объемами бюджетных поступлений, которые в свою очередь не должны снижать трудовую мотивацию и предпринимательскую активность. Кроме того, существуют определенные границы прироста ВВП, в связи с чем объемы социальных выплат должны быть скоррелированы с экономическими возможностями государства. В противном случае могут возникнуть дефицит бюджета и спровоцированная им инфляция.
Одним из направлений
перераспределения доходов
Индексация – это установленный государством механизм повышения доходов населения, позволяющий частично или полностью возместить удорожание потребительских товаров и услуг в результате инфляции. Она осуществляется путем увеличения доходов на определенный процент один раз в год или в квартал либо их корректировки по мере роста уровня цен на заранее оговоренный процент. При этом используются корректирующие коэффициенты, шкалы и другие нормативы, определяющие минимальные гарантии индексации. Задача индексирования доходов состоит в сохранении определенного уровня жизни населения в том или ином временном периоде.
Компенсация – это возмещение населению части дополнительных расходов, вызванных повышением цен на группы товаров массового спроса. Компенсируется лишь определенная норма потребления, т.е. процесс носит дифференцированный характер и в отличие от индексации не предусматривает постоянной систематической поддержки людей.
При фиксировании роста цен на социально значимые товары государство поддерживает определенный уровень реальных доходов малообеспеченных слоев населения. В рамках денежно-кредитной политики оно осуществляет льготное кредитование отдельных групп граждан, косвенно регулируя тем самым их доходы.
Одной из важнейших составляющих социальной политики является социальная защита населения – система принципов, нормативов и мер, используемых государством при создании и регулировании условий, обеспечивающих неотъемлемые и общепризнанные социальные права человека в ситуациях социального риска. Под социальным риском понимается событие в жизни человека, наступление которого приводит к утрате его способности к труду (полностью или частично) и, как следствие, заработка как источника средств к существованию. К числу социальных рисков относят: материнство, беременность и роды, содержание детей, болезнь, инвалидность, старость, потерю работы или кормильца, трудовое увечье или профессиональное заболевание, чрезвычайные ситуации природного, техногенного и военного характера.
Социальная защита реализуется путем выплаты различных денежных пособий, пенсий и т.д. Бесплатные школьные завтраки и обеды, обеспечение бесплатной одеждой детских домов представляют собой ее натуральную форму.
Основными направлениями социальной защиты являются: социальное страхование, социальная помощь, социальное обслуживание.
Социальное страхование – это система компенсации населению последствий социальных рисков, связанных с потерей трудоспособности и доходов. Она основана на взносах работодателей, работников, а иногда и государства и распространяется только на осуществлявших страховые отчисления. Взносы застрахованных – это специально устанавливаемый налог, который не зависит от величины заработка. Отчисления нанимателей на эти цели относятся последними на издержки и возмещаются в последующем за счет более высокой цены товаров или услуг. Социальное страхование может быть обязательным (при страховой поддержке государства) и добровольным (построенным на принципах коллективной взаимопомощи). При этом фонды добровольного социального страхования рассматриваются как дополнение к обязательному страхованию.
Расходы средств социального
страхования могут
1) базирующиеся на принципе солидарности (текущего финансирования), когда трудовые пенсии выплачиваются за счет текущих страховых отчислений из фонда заработной платы работающих (работающее население финансирует потребности пенсионеров);
2) системы накопительного характера, при которых работающее население вкладывает средства в специальные фонды для последующего получения выплат по достижении пенсионного возраста.
В Республике Беларусь используется система первого типа. В соответствии с ней пенсии делятся на: а) трудовые (страховые), финансируемые из фонда социальной защиты населения (это пенсии по возрасту, инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет и особые заслуги; право их получения приобретают лица, имеющие трудовой стаж работы); б) социальные, выплачиваемые лицам, не имеющим права на трудовые пенсии (эти выплаты производятся, как правило, за счет госбюджета).
Пособия – это гарантированные денежные выплаты при временном перерыве трудовой деятельности или для компенсации дополнительных расходов в определенных случаях. Пособия выплачиваются в случае беременности и родов, временной нетрудоспособности, для ухода за ребенком, в связи с несчастным случаем на производстве, профессиональным заболеванием и т.д.
Особое место занимают пособия по безработице, основное назначение которых состоит в недопущении резкого падения доходов временно не занятых работников. Финансирование выплат осуществляется из средств государственного бюджета и Государственного фонда содействия занятости.