Доходы населения и уровень жизни

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2012 в 18:37, курсовая работа

Описание работы

целью данной курсовой работы - рассмотреть доходы населения, их виды, источники формирования, а также провести анализ динамики доходов в Республике Беларусь.
В соответствии с данной целью в исследовании были поставлены следующие задачи:
- рассмотреть понятие доходов населения и их виды;
- определить источники формирования доходов населения;
- выявить факторы, определяющие величину доходов населения;
- рассмотреть причины и показатели неравенства доходов;
- рассмотреть особенности политики государства в области регулирования и перераспределения доходов;
- провести анализ состояния доходов населения Республики Беларусь за последние годы;
- рассмотреть особенности социальной политики государства в Республике Беларусь.

Содержание

Реферат 3
Введение 4
1 Социальная политика государства 6
1.1 Доходы населения: сущность, виды 6
1.2 Проблема неравенства в распределении доходов 8
1.3 Уровень и качество жизни 12
1.4 Бедность 14
2 Политика благосостояния населения и уровень жизни в Республике Беларусь 17
2.1 Анализ уровня доходов населения 17
2.2 Обеспечение социальной справедливости. Модели социальной политики 20
2.3 Государственная политика перераспределения доходов. Социальная защита населения 22
Заключение 26
Список литературы 28

Работа содержит 1 файл

Курсовая.doc

— 243.50 Кб (Скачать)

 

1.4 Бедность

 

 

Бедность представляет собой глобальную проблему. Это многоаспектное социально-экономическое явление, связанное с низким уровнем потребления, нестабильностью общественной жизни, малой продолжительностью жизни, слабыми возможностями эффективной реализации трудового потенциала.

Масштабы бедности в мире:

• из 6 млрд. людей, населяющих нашу планету, 2,8 млрд. (47%) живут менее чем на 2 дол. в день, а более 1,2 млрд. (20%) – менее чем на 1 дол. США вдень;

• каждый шестой взрослый в мире неграмотен;

• 115 млн. детей не посещают даже начальную школу;

• каждый день более 30 тыс. детей умирают от болезней, поддающихся лечению;

• из каждых 100 детей младенческого возраста 6 не доживают до года, а 8 – до пяти лет;

• более 1 млрд. человек не имеют доступа к источникам чистой питьевой воды, более 2 млрд. – к современным средствам санитарии;

• около 800 млн. человек не получают необходимого минимального уровня питания и почти 0,5 млрд. хронически не доедают, треть из которых – дети [8, c. 290].

Бедность может иметь различные  формы. В зависимости от основания для сравнения выделяют абсолютную и относительную бедность. Критерием первой служит минимальный набор жизненных средств, в соответствии с которым к бедным относят тех, кто испытывает недостаток элементарных средств к существованию. При определении относительной бедности показатели благосостояния соотносятся не с минимальными потребностями, а со средним уровнем материальной обеспеченности, преобладающим в той или иной стране.

Объективная бедность – состояние, оцененное по принятым в данной стране критериям дохода и степени доступности материальных и духовных благ или на основании рекомендаций экспертов. Уровень и масштабы субъективной бедности определяются на основе самооценки: человек является бедным, если считает себя таковым.

Основным инструментом определения  численности бедных в стране является черта, или граница, бедности – минимально допустимый критический уровень жизни, который правительства стран должны гарантировать своим гражданам. Граница бедности позволяет разделить население на бедных и небедных. Данный показатель зависит не только от уровня минимально необходимых потребностей людей, но и от экономических возможностей государства: состояния экономики, среднего уровня жизни населения, его менталитета. То, что является бедностью в одной стране, не является таковой в другой. Вследствие этого черта бедности в мире неодинакова: в развитых государствах она выше, чем в развивающихся.

В Беларуси в качестве границы бедности выступает бюджет прожиточного минимума, который наряду с минимальным потребительским бюджетом используется также для количественной оценки бедности.

Прожиточный минимум – это минимальный набор материальных благ и услуг, необходимых для обеспечения жизнедеятельности человека и сохранения его здоровья. Он ориентирован на низший (физиологический) уровень потребления, что находит отражение в ограниченном количестве товаров и услуг в каждой товарной группе.

Бюджет прожиточного минимума – стоимостная величина прожиточного минимума плюс обязательные платежи и взносы. Он рассчитывается в среднем на душу населения и по основным социально-демографическим группам. Минимальный потребительский бюджет представляет собой расходы на приобретение набора потребительских товаров и услуг для удовлетворения основных физиологических и социально-культурных потребностей человека. Он рассчитывается для различных социально-демографических групп населения. Минимальным потребительским бюджетом в среднем на душу населения считается среднедушевой минимальный потребительский бюджет семьи из четырех человек, состоящей из двух взрослых и двух детей.

Основой натурально-вещественной структуры минимальных потребительских бюджетов является система потребительских корзин. Потребительская корзина – это научно обоснованный сбалансированный набор товаров и услуг, удовлетворяющих конкретные функциональные потребности человека, в определенные отрезки времени исходя из конкретных условий, сложившихся в стране. Он включает блага и услуги, представляющие все потребительские комплексы, необходимые для нормальной жизнедеятельности человека. Минимальный потребительский бюджет пересматривается по мере необходимости с учетом роста потребительских цен, но не реже одного раза в квартал, при этом используются средние цены последнего месяца каждого квартала.

Дифференциация населения на основании бюджета прожиточного минимума и минимального потребительского бюджета позволяет выделить группы с разным уровнем материальной обеспеченности:

• бедные семьи, душевой  доход которых меньше бюджета прожиточного минимума или равен ему;

• малообеспеченные семьи, душевой доход которых больше прожиточного минимума, но меньше минимального потребительского бюджета;

• обеспеченные семьи, душевой  доход которых находится в интервале между минимальным и рациональным потребительскими бюджетами;

• богатые семьи, в которых душевой доход выше рационального потребительского бюджета.

Крайним проявлением  бедности является нищета. Домохозяйства признаются нищими, если их продовольственное потребление не обеспечивает 80% минимального пищевого рациона, определенного Всемирной организацией здравоохранения, или затраты на питание превышают 80% их совокупного дохода.

 

2 Политика благосостояния населения  и уровень жизни в Республике  Беларусь

 

2.1 Анализ уровня доходов населения

 

 

Основные социально-экономические  показатели уровня жизни населения в 2007-2010 годы представлены в табл. 2.1.

 

Таблица 2.1 Показатели уровня жизни населения в 2007-2010 годы

 

Показатели

2007

2008

2009

2010

Денежные доходы в  расчете на душу населения, тыс. руб. в месяц

511,4

658,6

766,1

952,4

Реальные денежные доходы населения, в процентах к предыдущему  году

113,2

111,8

102,7

115,1

Реальные располагаемые  денежные доходы населения, в процентах  к предыдущему году

113,1

111,8

103,7

114,8

Номинальная начисленная  среднемесячная заработная плата одного работника, тыс. руб.

694,0

868,2

981,6

1217,3

Реальная заработная плата в процентах к предыдущему году

110,0

109,0

100,1

115,0

Средний размер назначенных  пенсий (на конец года), тыс. руб.

328,2

389,4

429,5

584,7

Реальный размер назначенных  пенсий, в процентах к предыдущему  году

105,4

104,7

100,2

123,9


Источник: Национальный статистический комитет Республики Беларусь

 

Как видно из табл. 2.1, денежные доходы на душу населения в республике с 2007 года увеличились в 1,86 раз. И составили в 2010 году 952,4 тыс. рублей в месяц. В то же время табл. 2.1 наглядно показывает, что реальные денежные и реальные располагаемые денежные доходы населения Республики Беларусь демонстрируют прирост из года в год. Следует отметить, что темпы прироста данных показателей существенно замедлились в 2009 году и составили 102,7 и 103,7% соответственно. Это связано с последствиями мирового финансового кризиса.

В табл. 2.1 также прослеживается положительная динамика номинальной начисленной среднемесячной заработной платы одного работника. С 2007 по 2010 год она увеличилась в 1,75 раз, и составила 1217 тыс. рублей. В динамике реальной заработной платы наблюдается ежегодный рост в среднем 110-115%. Исключение составляет лишь 2009 год, когда рост этого показателя составил лишь 100,1%.

Средний размер назначенной  пенсии в республике в 2010 году составлял 584,7 тыс. рублей, увеличившись почти в 2 раз с 2007 года.

Наибольший удельный вес в доходах населения во всем мире имеет заработная плата, и  наша страна не является исключением. Структура денежных доходов населения (в процентах к итогу) продемонстрирована на рис. 2.1.

Рис. 2.1 Структура денежных доходов населения

Источник: Национальный статистический комитет Республики Беларусь

 

Если рассмотреть структуру  денежных доходов населения, приведенную  на рис. 2.1, то видно, что оплата труда является наибольшим источником дохода населения Республики Беларусь (56,5% в 2010 году, 58,0% в 2005 году), за ним следуют трансферты населению и прочие доходы (19,9% и 21,2% соответственно в 2010 году), наименьший источник дохода (2,4% в 2010 году) - это доходы населения от собственности.

Покупательная способность  среднедушевых располагаемых денежных доходов населения (количество продуктов питания (каждого отдельно), которое можно было приобрести на величину среднедушевого располагаемого денежного дохода) с 2007 по 2010 гг. представлена в табл. 2.2.

 

Таблица 2.2 Покупательная способность среднедушевых располагаемых денежных доходов населения, кг. в месяц

 

Наименование продуктов

2007

2008

2009

2010

Хлеб пшеничный

351,5

383,6

386,7

438,7

Картофель

664,3

755,3

747,9

654,1

Капуста свежая

461,6

458,2

699,3

523,9

Морковь

475,6

410,7

597,2

553,2

Яблоки

164,8

147,3

238,7

288,8

Сахар-песок

264,2

322,4

337,2

323,7

Масло растительное

125,6

102,7

151,7

176,7

Свинина

64,3

70,6

71,6

81,4

Рыба

85,1

98,2

107,1

126,5

Молоко, л.

503

505,6

499,1

562,7

Масло животное

55,8

54,6

55,7

56,1

Яйца, шт.

2154

2438

2445

2726


Источник: Национальный статистический комитет Республики Беларусь

 

Из табл. 2.2 видно, что покупательская способность среднедушевых доходов населения увеличивается ежегодно, однако по некоторым продуктам питания в 2010 году наблюдается ее снижение.

Мировой финансово-экономический  кризис, безусловно, оказал влияние  на доходы населения Республики Беларусь. Однако, меры, принятые государством позволили  минимизировать его негативные последствия для нашей страны.

В январе-августе 2011 г. общий  объем денежных доходов населения составил 92,9 трлн. рублей и по сравнению с январем-августом 2010 г. увеличился на 40,1%. Реальные денежные доходы (денежные доходы, рассчитанные с учетом изменения индекса потребительских цен на товары и услуги) увеличились на 7,4% [14].

Реальные располагаемые  денежные доходы (денежные доходы за вычетом налогов, сборов и взносов, скорректированные на индекс потребительских цен на товары и услуги) в январе-августе 2011 г. по сравнению с январем-августом 2010 г. увеличились на 5,8% при прогнозе роста на 2011 год на 8-9,5% [14].

Основными источниками  формирования денежных доходов населения являются оплата труда и трансферты населению (пенсии и пособия, стипендии), удельный вес которых в общем объеме денежных доходов населения в январе-августе 2011 г. составил 85,1% [14].

Номинальная начисленная  среднемесячная заработная плата работников республики (кроме субъектов малого предпринимательства негосударственной формы собственности) в январе-августе 2011 г. составила 1654,4 тыс. рублей, в том числе в августе – 1992,3 тыс. рублей и увеличилась по сравнению с июлем 2011 г. на 7,4%, или на 137,8 тыс. рублей [14].

Реальная заработная плата (заработная плата, рассчитанная с учетом роста потребительских цен на товары и услуги) в январе-августе 2011 г. по сравнению с январем-августом 2010 г. увеличилась на 10,1%, в августе 2011 г. по сравнению с июлем 2011 г. – уменьшилась на 1,4% [14].

В бюджетных организациях номинальная начисленная среднемесячная заработная плата в январе-августе 2011 г. составила 1387 тыс. рублей, в том числе в августе – 1484,1 тыс. рублей и по сравнению с июлем 2011 г. уменьшилась на 1,6%, или на 24,3 тыс. рублей [14].

Реальная заработная плата работников бюджетных организаций в январе-августе 2011 г. по сравнению с январем-августом 2010 г. увеличилась на 20,5%, в августе по сравнению с июлем 2011 г. − уменьшилась на 9,6% [14].

В органах по труду, занятости  и социальной защите в сентябре 2011 г. на учете состояло 2470,5 тыс. пенсионеров, средний размер назначенных им пенсий составил 767,1 тыс. рублей, что в 2,1 раза превышает бюджет прожиточного минимума для пенсионеров. Средний размер пенсий по возрасту составил 795,2 тыс. рублей, по инвалидности – 706,2 тыс. рублей, по случаю потери кормильца – 511,3 тыс. рублей, социальных пенсий – 411,6 тыс. рублей [14].

Информация о работе Доходы населения и уровень жизни