Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2011 в 11:14, курсовая работа
Содержит оценку доходов населения России по регионам, социальную политику государства в отношении данной ситуации
Введение…………………………………………………………………….3
1.Доходы населения.
1.Пофакторное распределение доходов………………………………...4
2.Нормальное и избыточное неравенство… ……………………….......7
3.Уровень жизни населения……………………………………………10
4.Распределение доходов населения по регионам……………………12
2.Социальная политика РФ.
2.1 Направление системы социальной защищенности. Стратегии сокращения бедности……………………………………………………..18
2.2 Развитие и проблемы социальной политики в РФ……………….....24
Заключение………………………………………………………………….32
Приложение…………………………………………………………………33
Список использованной литературы……………………………………...39
Из современных функций государства выделяют функцию обеспечения правовой базы и общественной атмосферы, способствующую эффективному функционированию хозяйственной системы, а также функции перераспределения доходов и богатства, что позволяет снизить дифференциацию неравенства среди различных слоев населения в обществе. Государство регулирует уровень доходов хозяйствующих агентов. [ 5, c. 5-10]
В силу этого среди различных методов государственного регулирования доходов населения важное место занимают законодательные методы. Они включают, с одной стороны, разработку, а с другой стороны, реализацию на практике нормативной основы политики доходов. Без соответствующих нормативных актов невозможно осуществлять налоговую, социальную, бюджетную политику. Все экономические методы воздействия на доходы населения (определения минимального размера оплаты труда, налоговых ставок и налогооблагаемой базы, видов налогов и т.д.) применяются только после того, как они заложены в законодательстве.
Первичным моментом законодательного регулирования доходов можно считать создание нормативной основы воздействия на заработную плату, предпринимательскую прибыль, рентные и процентные выплаты населению. Для современной практики характерно создание законов и иных актов на различных уровнях – от локального (рамки отдельно взятого предприятия) до международного. Объектом международно-правового регулирования является в первую очередь такая разновидность доходов, как заработная плата. Такая позиция имеет под собой вполне объективную основу, так как, во-первых, большая часть населения мира – это наемные работники, заработная плата которых является основным источником дохода, а, во-вторых, в структуре доходов населения развитых стран на заработную плату приходится значимая часть национального дохода.
Проблема законодательной
Национальный
уровень законодательной
В области оплаты труда
В области иных доходов применяется установление прогрессивной системы налогообложения, определенного уровня налогообложения наследуемого имущества, вкладов в банковских учреждениях, основания и размеры получения социальных трансфертов. Такое законодательное установление позволяет существенным образом перераспределить доходы в обществе.
Подобное регулирование может дополняться региональными нормативными актами и актами органов местного самоуправления, на уровне которых можно учесть территориальную специфику доходообразования. Но если общенациональный уровень регламентации, как правило, сглаживает дифференциацию доходов по территориям страны, то региональный ее усиливает. К тому же установление норм дохода, превышающих национальный уровень, может позволить в России отнюдь не каждый субъект РФ, а только те, которые финансово устойчивы и относятся к регионам – донорам.
Реализация установленных норм
подкрепляется
Позитивным моментом развития социально-направленной базы в нашей стране является то, что в настоящее время в России принято достаточное количество федеральных, региональных и местных актов, касающихся закрепления и реализации политики доходов и заработной платы. В Конституции программных документов Правительства РФ закреплено, что Российское государство должно обеспечить своим гражданам достойный уровень жизни. В соответствии с Конституцией РФ инициатива определения стратегических направлений социальной политики находится в ведении законодательных органов РФ.
Конституция РФ, Трудовой кодекс
РФ, Налоговый кодекс РФ, Федеральный
закон РФ от 19 апреля 1991 года №
1032-1 «О занятости населения в
РФ» (в ред. Федерального
Трудовой кодекс РФ, устанавливает нормы рабочего времени, который используются для определения режимов рабочего времени, длительности отпусков на предприятиях, создания безопасных условий труда. Налоговый кодекс РФ устанавливает ставки налога для удержания подоходного налога, налогов с юридических лиц. Социальные нормативы используются для расчетов нормативных потребительских бюджетов, от которых должен зависеть минимальный размер оплаты труда.
Закон о прожиточном минимуме в РФ определил порядок установления прожиточного минимума, Закон о занятости определил порядок и основания выплаты пособий по безработице, Законом от 24 октября 1997 года установлена индексация заработной платы работников бюджетной сферы, пенсий, стипендий, пособий при росте розничных цен свыше 6%.
Особое место в системе
Наличие обширной нормативной базы не позволяет в одночасье сделать политику доходов оптимальной. Проблемы начинаются с противоречий в законодательстве. Так, в ст. 133 Трудового Кодекса РФ предусмотрено для всех работников установление общенационального минимума оплаты труда, размер которой не должен быть ниже прожиточного минимума. С 1 сентября 2005 г. МРОТ составил 800 рублей, что значительно ниже прожиточного минимума трудоспособного человека. Уровень МРОТ является основой и для осуществления стандартного налогового вычета на самого работника и стандартных вычетов на содержание детей до 18 лет. В итоге налогообложению подлежат доходы лиц, которые ниже прожиточного минимума, но выше минимальной заработной платы, что не снижает дифференциации доходов в обществе.
Следует отметить, что Трудовым кодексом РФ также установлена ответственность работодателя за задержку заработной платы, но объем невыплаченной заработной платы, хотя и имеет тенденцию к снижению, еще достаточно велик, а число оштрафованных по этому поводу работодателей мало.
Проблематична и идея снижения дифференциации дохода посредством применения законодательства. В нашей стране налоговым законодательством установлена система пропорционального налогообложения вне зависимости уровня доходов налогоплательщика. Большая часть доходов облагается по ставке в 13%, повышенная ставка в 35% установлена лишь для непроизводительных доходов (выигрыши, проценты по вкладам в банках при превышении суммой процентов установленного лимита, материальная выгода от экономии на процентах по заемным кредитным средствам), в 30% для физических лиц – нерезидентов РФ.
Слабо
ограничивается рост иных
Соответственно можно сделать вывод, что законодательные методы регулирования на общенациональном уровне, несмотря на обильность и систематизированность, имеют пробелы и не позволяют государству достаточно эффективно выполнить функцию по снижению дифференциации доходов населения. Основные причины лежат в области реализации нормативных актов.
Ситуация усугубляется на
Таким образом,
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В заключение я бы хотела вернуться к вопросу о том, почему и как была «упущена» социальная политика в России. Социальная политика не сводится к мероприятиям в помощь нетрудоспособным, малоимущим, пожилым и больным. В развитых странах, на разных концах планеты социальная политика – важнейшая область внутренней политики государства, и проводится она исходя из серьезных оснований, продуманных на теоретическом плане и проверенных на практическом уровне.
Сочетая обширное знакомство и понимание основных тенденций теоретического развития и истории социальной политики с анализом конкретной социально – экономической ситуации современной России, позволяет надеяться, что, несмотря на определенное сомнение, предложения и прогнозы экспертов будут услышаны и помогут успешному поиску коридоров возможностей в области решения социальных проблем. Нынешней России нужна социальная политика, увязывающая индивидуальные и групповые ценности и цели с коллективными, с общим благом народа.
Только такая политика может
быть действительно публичной,
выражать общенациональные
Информация о работе Доходы населения и социальная политикав РФ