Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2011 в 11:14, курсовая работа
Содержит оценку доходов населения России по регионам, социальную политику государства в отношении данной ситуации
Введение…………………………………………………………………….3
1.Доходы населения.
1.Пофакторное распределение доходов………………………………...4
2.Нормальное и избыточное неравенство… ……………………….......7
3.Уровень жизни населения……………………………………………10
4.Распределение доходов населения по регионам……………………12
2.Социальная политика РФ.
2.1 Направление системы социальной защищенности. Стратегии сокращения бедности……………………………………………………..18
2.2 Развитие и проблемы социальной политики в РФ……………….....24
Заключение………………………………………………………………….32
Приложение…………………………………………………………………33
Список использованной литературы……………………………………...39
В-четвертых, региональная
Под социальным неравенством понимается столь высокая дифференциация уровня благосостояния и уровня жизни различных групп общества, что возможность перехода представителей низкодоходных групп в более высокодоходные группы слабо зависит от способностей индивидов и их усилий.
Важнейшим аспектом проблемы бедности является ее региональная дифференциация. Доля населения, имеющего доходы ниже прожиточного минимума, снизилась с 29% в 2000 году до 17,8% в 2004. Однако значение индекса бедности по России в целом не согласуется с его значениями по регионам. Так, в 2000 году среднее арифметическое по 79 регионам (здесь исключены Чеченская республика из-за отсутствия данных, а также субъекты РФ, входящие в состав других субъектов) значение индекса бедности составило 38% (что на 9% выше официального показателя), в 2004 – 23,3% (на 5,5 % выше официального показателя).
Среднеарифметический по всем
регионам индекс бедности в
определенном году
В связи с вышеизложенным возникают вопросы о том, каким образом рассчитан индекс бедности по России в целом и почему он столь сильно отличается от среднеарифметического по всем регионам индекса бедности? Причина, по-видимому, в том, что величина прожиточного минимума, представляющая собой стоимостную оценку потребительской корзины, а также обязательные платежи и сборы в соответствии с Федеральным законом от 24 октября 1997 года № 134-ФЗ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации», в целом по России устанавливается Федеральным законом, а в ее субъектах – законодательными органами РФ. Численность населения с доходами ниже величины прожиточного минимума определяется на основе данных о распределении населения по величине среднедушевых денежных доходов и является результатом их соизмерения с величиной прожиточного минимума. В результате независимого друг от друга величин прожиточного минимума в регионах и по России в целом возникает столь существенная аномалия.[4, c. 6]
Основными причинами региональной дифференциации
среднедушевых номинальных денежных доходов
населения (НДДН) выступают неравномерность
размещения производительных сил по территории
страны и определяемые ею различия в профессионально-
Существует и дополнительная причина усиления дифференциации доходов населения, а именно положительная обратная связь «среднедушевые доходы – потребительский спрос и сбережения – уровень экономического развития и налоговых поступлений в бюджет – величины зарплаты и социальной поддержки населению – среднедушевые доходы». В регионах-лидерах высокие среднедушевые доходы населения снижают индекс бедности и позволяют региональным властям обеспечить нормальный уровень доходов работникам бюджетных организаций и лицам, нуждающимся в социальной помощи. Одновременно в некоторых регионах сочетание большинства вышеуказанных условий социально-экономического развития настолько неблагоприятно, что возникает патовое состояние региональной социально-экономической системы: высокая безработица и низкая загруженность производственных мощностей препятствуют осуществлению новых инвестиций на технологически прогрессивной основе. Поэтому при формулировании задач социально-экономической политики необходимо учитывать наличие такой связи. Другими словами, для создания в депрессивных районах условий для повышения доходов населения необходимо обеспечить некоторый приемлемый уровень этих доходов. Например, выплата трансфертов должна осуществляться из федерального бюджета в размерах, не зависящих от доходов соответствующих территориальных бюджетов.
При
анализе дифференциации
Неменьший интерес представляет анализ динамики доходов во всей совокупности регионов с их разбиением на группы регионов с относительно высокими и низкими доходами. Совокупность регионов была разбита на три группы. В группу I вошли регионы со значениями реальных доходов населения в 1993 году выше среднеарифметического показателя по России в целом (3890 р.); в группу II – регионы со значениями РДД ниже среднеарифметического показателя (3781 р.), а в группу III – остальные регионы.
Аналогичным образом все
В подгруппу I – А (наивысшую группу) вошли почти все регионы (12), составляющие группу А. В последнюю же группу входят три региона, образующие подгруппу III – А (Республика Саха (Якутия), Санкт—Петербург и республика Башкортостан). Северные и дальневосточные регионы составили почти половину подгруппы I – А: Тюменская, Томская, Магаданская, и Сахалинская области и республика Коми.
В подгруппу I – Б вошли регионы, перешедшие в 2005 году в среднюю группу. В основном это северные регионы, а также Красноярский и Хабаровский края.
И, наконец, самая многочисленная подгруппа I – В, в которую вошли 15 регионов с качественным понижением относительного уровня РДД населения. Наряду с Чукотским АО (с индексом РД за период в 29%) и Камчатской областью (61%), Республикой Хакасия (71%), Еврейской АО (90%), Читинской областью (90%) и Республикой Калмыкия (48%) в подгруппу вошли Ярославская, Нижегородская, курская области, в которых РДД не снизилась, а также Орловская, Рязанская, Брянская, Курганская, Ульяновская и пензенская области, в которых РДД снизились до 77 – 98% от уровня 1993 года.
Группа II малочисленна – в нее вошло всего семь регионов, из которых ни один не перешел в высшую группу в 2005 году, и лишь Иркутская область вошла в подгруппу II – Б. В подгруппу II – В вошло шесть регионов с умеренными темпами роста РДД в целом за период.
В подгруппу III – В (самую низшую) входят 32 региона, в том числе Приморский край и Республика Бурятия.
В целом проведенный анализ позволяет сделать следующие выводы:
1)Региональная
дифференциация среднедушевых
2) Региональная дифференциация ДДН влияет на показатели социального неравенства и бедности.
3) Региональная
дифференциация номинальных и
реальных денежных доходов
4) Региональная
дифференциация ДДН во многом
объясняется различиями в
Социальная политика в РФ
2.1 Направление системы социальной защищенности. Стратегии сокращения бедности.
Усиление дифференциации
В экономике любой страны
Система социальной защиты
1). Создание условий для эффективной системы занятости:
а) поощрение территориальной и профессиональной мобильности рабочей силы;
б) помощь в обучении и переподготовки кадров (например, в развитых странах предоставляются налоговые льготы предприятиям, осуществляющим переподготовку своих работников);
в) использование нестандартных видов занятости (частичной, временной, надомничества, индивидуальной трудовой деятельности);
г) страхование по безработице;
д) создание нормальных условий труда.
2) Установление
социальных нормативов и
3) Осуществление трансфертных платежей, или социальных выплат. Трансфертные платежи – это безвозмездные субсидии государства, направляемые на поддержку семей с низким уровнем дохода и осуществляемые за счет налоговых отчислений в бюджет. К ним относятся пособия по безработице, пенсии, стипендии, пособия одиноким матерям, пособия на рождения ребенка, детям, не достигшим 16-летнего возраста. В развитых странах помощь производится и в неденежной форме (например, программа продовольственных талонов).
4) Индексация
фиксированных доходов,
5) Защита интересов потребителей и другие меры
Организация
Объединенных наций, ощутив
- сократить во всем мире долю людей, живущих в условиях крайней бедности из-за низких доходов;
- обеспечить
всеобщее начальное
- преодолеть
различия в начальном и
- сократить
на две трети показатели
- сократить на три четверти смертность рожениц;
- обеспечить всеобщий доступ к услугам репродуктивной медицины.
С бедностью стали бороться
давно. В начале XXI века для
формулирования эффективной
Информация о работе Доходы населения и социальная политикав РФ