Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2012 в 17:00, курсовая работа
До появления денег люди должны обращаться к бартеру. При нём требуется искать потенциальных партнёров, способных удовлетворить потребности и пожелания друг друга в товарах и услугах, а затем достижения согласия по условиям обмена. Таким образом, бартер приводит к высоким издержкам, связанным с поиском, и трансакционным издержкам. Другими словами, при натуральном обмене людям приходится тратить много времени на поиск, ведение переговоров и брать на себя другие значительные расходы в торговой деятельности.
Введение.
1. Предложение денег и факторы, его определяющие. Денежные агрегаты.
2. Неоклассическая и кейнсианская модели спроса на деньги. Равновесие на денежном рынке.
3. Особенности функционирования денежного рынка в России на современном этапе.
Практикум.
Количество выпущенной в стране продукции увеличилось на 60%, цены на товары выросли на 25%. Как должна измениться скорость обращения денег (в соответствии с количественной теорией денег), если общее количество денег в обращении не изменилось?
Заключение.
Литература.
Проанализируем последствия изменения в спросе на деньги (рис 114).
Первоначально рынок находится в равновесии в точке Е1 при номинальной ставке, равной 7%. Рост номинального дохода сдвигает кривую спроса на деньги в положение Dm2.
При исходной процентной ставке население и фирмы хотели бы держать на руках 200 млрд. руб., несмотря на то, что банковская система может предложить лишь 150 млрд. руб. Население и фирмы предпринимают попытки приобрести больше денег, продавая ценные бумаги. Эти действия приводят к повышению номинальной ставки процента до 12%, что обеспечивает соответствие количества денег, находящихся в обращении, количеству денег, хранящихся у населения и фирм согласно с их желаниями. Денежный рынок достигает нового положения равновесия. Уменьшение спроса на деньги запускает рассмотренные процессы в обратную сторону.
Пересечение кривых предложений и спроса на рынке денег оказывает точку равновесия рынка, в которой хозяйственные агенты желают хранить в своих портфелях активов как раз то количество денег, которое способна предложить банковская система при проведении текущей кредитно-денежной политики. Если норма процента превышает уровень равновесия, хозяйственные агенты не захотят держать в своих портфелях то количество денег, которое в этот момент предлагается банковской системой. Действия, предпринятые хозяйственными агентами и банками с целью приспособления своих портфелей активов к изменившимся условиям, понижают норму процента до достижения равновесного положения, и наоборот.
3.Особенности развития денежного рынка в России.
По линии предложения денежных средств решающая роль принадлежит такому субъекту рынка, как денежно-кредитная система. В России создана двухуровневая денежно-кредитная система, состоящая из Центрального и коммерческих банков. Банки занимают монопольное положение в организации денежного рынка, так как только им предоставлено право обеспечивать его всеми видами современных денег и привлекать временно свободные денежные средства на свои счета.
Главная особенность денежного рынка России начальная стадия его развития. Это выражается в вялом спросе на бизнес-кредиты, низком профессиональном уровне ведения банковского дела и отсутствием государственного регулирования денежных отношений. Следствием этого является наводнение рынка финансовыми структурами пирамидального характера, которые искусственно поддерживают курс своих акций за счет произвольного установления разниц в ценах их продаж и покупок. Существование таких структур объясняется слабым состоянием рекламного дела и информированностью населения о реальных источниках денежных доходов. Пирамидальные структуры подрывают доверие населения к рыночной экономике, снижают ресурсы банков и препятствуют развитию частного предпринимательства. Одним из путей ограничения их спекулятивных операций с ценными бумагами выпуск облигаций государственных займов для населения. Первый такой займ выпущен на 1995 1996 гг. в размере 10 трлн. руб. Облигации этого займа свободно продаются и покупаются всеми коммерческими банками на территории нашей страны.
Величина и структура
денежного предложения в
Данные методы дали заметный антиинфляционный эффект, поскольку важным фактором снижения инфляции явилось постепенное замедление темпов прироста денежного предложения. Так, в 1992--1996 гг. среднемесячные темпы прироста М2 снизились в 7.4 раза, тогда как темпы инфляции -- более чем в 18 раз. В 2002 г. денежная масса возросла на 32%, а инфляция составила (в расчете декабрь 2001г.- декабрь 2002г.)-15,1%. Вместе с тем недостаточно гибкое использование монетаристских методов послужило одной из причин возникновения дефицита денег, последствия которого известны: углубление спада производства, рост неплатежей, наводнение экономики денежными суррогатами. Стимулирование экономического роста, а значит, и адекватного увеличения спроса требует определенной денежной эмиссии. Рост предложения денег при неполной занятости ресурсов, если он будет умело направлен в реальный сектор, не должен иметь ощутимых инфляционных последствий. Современная денежно-кредитная политика, проводимая Банком России, в целом соответствует данному подходу. С марта 1999 г. промышленное производство начато расти. Годовой показатель прироста денежной массы (М2) в 1999 г. значительно превысил показатели 1996--1998г. и составил 57,2%3. Данная тенденция продолжалась и в последующие годы. Объем денежной массы М2 за период с 1 июля 2003 г. по 1 июля 2003 г. возрос на 48,7% при росте потребительских цен на 13,9%. Поэтому данное увеличение не носило инфляционного характера. Денежный дефицит, имевший место в России, имел структурный характер. Не хватало полноценных отечественных денег, прежде всего для реального сектора. Иностранная валюта и денежные суррогаты ввиду особенностей и ограничений, накладываемых на их обращение, не в состоянии обеспечить полноценную замену нормальных национальных денежных единиц. Денежные суррогаты низколиквидны, конвертируемость их в нормальные платежные средства затруднена. Долларизация же экономики явилась следствием, общего кризисного ее состояния, в том числе нехватки надежных, высоколиквидных национальных денежных ресурсов. Коэффициент монетизации-это отношение объема денежной массы в обращении к номинальному объему ВВП. Понижение коэффициента монетизации может быть вызван проведением не только жесткой, но и мягкой денежно-кредитной политики, если последняя вызывает рост инфляции. Поскольку инфляция выступает в качестве налога на денежные остатки, хранение активов в виде денег становится убыточным, вследствие чего обладатели денег стремятся перевести их в другие активы, обеспечивающие максимальную доходность, т.е. в твердую валюту, товары, ценные бумаги и т.д. Спрос на реальные денежные остатки снижается, а скорость обращения денег возрастает, вследствие чего меньшее количество денег может обслуживать прежний объем трансакций. Снижение коэффициента монетизации происходит под воздействием и таких факторов, как либерализация цен, недоверие к национальной финансовой системе и национальной валюте, структурная сегментация экономики на сферы с различной степенью обеспеченности деньгами и т.д. В России коэффициент монетизации в 1991 -- 1995 гг. сократился более чем в пять раз. За тот же период темп прироста потребительских цен в три с половиной раза опережал темп прироста денежной эмиссии, что свидетельствовало о сокращении реальной денежной массы. Правда, с 1.996 г. наметилась тенденция к увеличению реальной денежной массы. В 1999 г.прирост реальной денежной массы составил 7%. Реальная денежная масса М2 по состоянию на конец июля 2002 г. увеличилась в годовом исчислении на 15%. В России в течение реформационного периода темпы прироста М2,а также опережение темпов прироста М2 над темпами прироста реального ВВП значительно превышали данные показатели не только по странам развитым, но и по странам развивающимся. Причем российские показатели превышали соответствующие средние показатели даже по группе стран с переходной экономикой. Это дает основания считать денежно-кредитную политику в условиях периода реформирования относительно мягкой. К началу реформирования в отечественной экономике в результате тридцатилетнего накопления избыточной денежной массы при системе фиксированных цен образовался огромный денежный «навес» в виде вынужденных сбережений экономических субъектов. Либеризация цен, проводимая в начале реформирования, вызвала в условиях высокой степени монополизации экономики резкое повышение цен, значительно превышающее рост денежной массы, что привело к денежному дефициту в экономике. Гиперинфляция в тот период была главной причиной снижения уровня монетизации. Скачкообразный рост цен, финансовые манипуляции сбережениями породили устойчивое недоверие экономических субъектов к финансовой системе и национальной валюте, что вызвало всплеск спроса на иностранную валюту, а также на товары длительного пользования и первой необходимости. Этот фактор способствовал снижению коэффициента монетизации и создавал предпосылки для возникновения диспропорций в денежном обращении. Скорость обращения денег в сфере услуг и финансовой сфере значительно превышала скорость их обращения в реальном секторе. Непроизводственная сфера давала существенно больший прирост ВВП, чем производственная, которая в некоторых странах с переходной экономикой свертывалась и приходила в убыток. Сложилась ситуация, когда доходы выкачивались из производственной сферы и вкладывались в более прибыльную сферу обращения. Промышленность испытывала структурный денежный дефицит.
В современных условиях в России существует проблема соотношения денежной массы М» и ВВП. Данный показатель в экономической литературе называется коэффициентом монетизации. Проблема заключается в том, что Россия имеет один из самых низких в мире уровень насыщенности хозяйственного оборота деньгами. В среднем по странам «большой семёрки» уровень монетизации экономики составляет 55-100%, по развивающимся странам-40-60%. В России в начале 90-х годов уровень монетизации экономики составлял около 40%, в 1994 г.-24%, в 1996 г. опустился до 12-16% и составляет в настоящее время около 20%. Это является, прежде всего, следствием проводимой политики дефляции, которая в целях борьбы с инфляцией предусматривает снижение денежного спроса через денежно-кредитную и налогово-бюджетную системы путём ограничения денежной массы, повышения процентных ставок, усиления налогового бремени, снижения государственных расходов. Как правило, подобная политика в целом, ведет к замедлению экономического роста. Всё стало характерным для российской действительности, особенно в 90-е годы. В результате, несмотря на очень большую норму валового сбережения, в России из-за боязни инфляции (а она всё ещё велика) слабо работает механизм обеспечения экономики денежной массой, необходимой для быстрого развития, в том числе фактически не действует система рефинансирования коммерческих банков.
Тем не менее, денежная
масса продолжает быстро расти, причиной
чего является большой приток иностранной
валюты из-за высоких цен на нефть.
В результате российский экспорт
значительно превышает
Таблица 1. Оценка платежного баланса Российской Федерации за январь-сентябрь 2007 года (млрд. долларов США)
январь-сентябрь 2007 г. (оценка) Справочно: январь-сентябрь 2006 г. январь-июнь 2007 г. январь-июнь 2006 г. Счет текущих операций 57,1 79,7 39,0 55,5 Торговый баланс 94,1 111,2 60,8 74,1 Экспорт 248,8 223,8 156,3 143,9 сырая нефть 84,6 78,7 52,3 50,8 нефтепродукты 36,4 34,2 21,8 21,6 природный газ 30,5 32,5 20,4 22,3 прочие 97,2 78,4 61,8 49,1 Импорт -154,6 -112,6 -95,5 -69,8 Баланс услуг -14,0 -9,9 -7,9 -5,4 Экспорт 27,6 22,2 16,8 13,5 Импорт -41,6 -32,1 -24,7 -18,9 Баланс оплаты труда -5,3 -3,3 -2,7 -1,7 Баланс инвестиционных доходов (проценты, дивиденды) -15,7 -17,6 -10,5 -11,7 Доходы к получению 30,0 20,5 18,5 10,8 Доходы к выплате -45,7 -38,1 -29,0 -22,4 Федеральные органы управления -0,6 -1,8 -0,1 -0,7 Доходы к получению 1,2 1,3 1,1 1,2 Доходы к выплате -1,8 -3,1 -1,2 -1,9 Субъекты Российской Федерации (доходы к выплате) -0,0 -0,1 -0,0 -0,1 Органы денежно-кредитного регулирования 12,2 7,3 7,5 4,3 Доходы к получению 12,2 7,6 7,5 4,6 Доходы к выплате 0,0 -0,4 0,0 -0,3 Банки -3,6 -1,1 -2,1 -0,7 Доходы к получению 3,2 2,0 2,0 1,2 Доходы к выплате -6,9 -3,1 -4,1 -1,9 Прочие секторы -23,7 -21,9 -15,8 -14,6 Доходы к получению 13,3 9,6 7,9 3,7 Доходы к выплате -37,0 -31,5 -23,6 -18,3 Баланс текущих трансфертов -2,0 -0,6 -0,7 0,2 Счет операций с
капиталом и финансовыми 59,5 -5,1 61,2 10,3 Счет операций с капиталом (капитальные трансферты) -0,8 0,1 -0,7 0,1 Финансовый счет (кроме резервных активов) 60,3 -5,2 61,9 10,2 Обязательства ('+' - рост, '-' - снижение) 143,6 38,5 106,7 38,8 Федеральные органы управления -5,1 -27,6 -3,9 -5,1 Портфельные инвестиции (долговые ценные бумаги) -3,4 -2,3 -2,6 -3,3 выпуск 0,0 0,0 0,0 0,0 погашение (график) -4,4 -3,2 -3,2 -2,4 корпусов -2,7 -1,8 -2,3 -1,5 купонов -1,7 -1,5 -0,9 -0,9 реинвестирование доходов 1,4 1,4 1,0 0,9 вторичный рынок -0,4 -0,5 -0,4 -1,8 Ссуды и займы -1,8 -23,5 -1,3 0,0 привлечение 0,2 0,4 0,1 0,2 погашение (график) -2,0 -25,6 -1,5 -1,9 реструктуризация 0,0 1,7 0,0 1,7 Просроченная задолженность -0,0 -1,9 -0,0 -1,9 Прочие обязательства 0,0 0,0 0,0 0,0 Субъекты Российской Федерации -0,1 -0,4 -0,1 -0,5 Органы денежно-кредитного регулирования 0,2 -2,2 0,2 1,3 Банки 57,0 27,8 37,9 16,0 Прочие секторы 91,6 40,9 72,7 27,1 Прямые инвестиции 36,7 25,8 24,3 16,6 Портфельные инвестиции -0,2 12,8 0,6 4,1 Ссуды и займы 55,3 2,5 48,0 6,6 Прочие обязательства -0,2 -0,2 -0,2 -0,1 Активы, кроме резервных ('+' - снижение, '-' - рост) -83,3 -43,6 -44,9 -28,6 Органы государственного управления -1,1 -1,3 -1,2 -1,5 Ссуды и займы 0,8 -3,8 0,4 0,5 Просроченная задолженность -1,7 3,0 -1,2 -1,4 Прочие активы -0,2 -0,4 -0,4 -0,6 Органы денежно-кредитного регулирования -0,0 2,5 -0,0 -1,2 Банки -19,4 -12,1 -1,0 -9,1 Прочие секторы -62,8 -32,8 -42,6 -16,8 Прямые и портфельные инвестиции -38,5 -15,2 -28,1 -7,0 Наличная иностранная валюта 11,6 8,4 6,9 4,9 Торговые кредиты и авансы -4,2 -1,6 -1,2 -0,7 Задолженность по поставкам на основании межправительственных соглашений -0,5 -1,0 -0,9 -0,4 Своевременно не полученная экспортная выручка, не поступившие товары и услуги в счет переводов денежных средств по импортным контрактам, переводы по фиктивным операциям с ценными бумагами -19,3 -16,2 -13,3 -12,3 Прочие активы -11,8 -7,2 -5,9 -1,3 Чистые ошибки и пропуски -10,2 1,5 -1,7 -3,5 Изменение валютных резервов ('+' -снижение, '-' -рост) -106,4 -76,2 -98,5 -62,4 |
|
Дата последнего обновления: 3 октября 2007 года.
Практикум
В таблице приведены данные по денежному обращению в РФ в 1996-2004гг
Денежное обращение в России (млрд. руб., до 1998г. - трлн. руб.)2004
1996 | 1997 | 1998 | 1999 | 2000 | 2001 | 2002 | 2003 | 2004 | ||
Денежная масса M2, в том числе: | 220,8 | 288,3 | 374 | 453,7 | 714,5 | 1154,4 | 1612,6 | 2134,5 | 3212 | |
Наличные деньги в обращенииM0 | 80,8 | 103,8 | 130,3 | 187,7 | 266,1 | 418,9 | 583,8 | 763,2 | 1147 | |
Безналичные
средства
M1 |
140 | 184,5 | 243,7 | 266,0 | 448,4 | 735,5 | 1028,8 | 1371,3 | 2065 | |
Удельный вес М0 в М2, % | 36 | 36 | 35 | 41 | 37 | 36 | 36 | 36 | 36 | |
1. Чем расчет денежной массы в РФ отличается от расчета в США?
В России денежный агрегат М1 фактически представляет собой лишь объем наличных денег без чековых вкладов, столь характерных для развитых стран. Это вызвано тем, что чековое обращение в стране ещё не получило распространения.
В 2002 году в целом по Российской Федерации наличный денежный оборот, проходящий через кассы учреждений Банка России и кредитных организаций, под воздействием, главным образом, роста номинальных денежных доходов населения и потребительских цен увеличился за год на 32,5%, что на 5,9 процентного пункта ниже роста в 2001 году. Среднедневной оборот наличных денег составил 32,2 млрд. рублей и возрос на 8 млрд. рублей. За счет собственных кассовых ресурсов учреждения Банка России и кредитные организации обеспечили 96,1% потребности клиентов в наличных деньгах. В целом по Российской Федерации за 2002 год выпущено в обращение наличных денег на 8,3% больше, чем за 2001 год. Рост выпуска наличных денег в обращение обусловлен увеличением на 29,4% выплат на заработную плату в связи с ростом минимального размера оплаты труда, индексацией пенсий, ростом выдач наличных денег со счетов по вкладам граждан (график 1).
График 1.
Агрегат М2 в России рассматривается как сумма наличных и безналичных денег, обращающихся в экономике. Обычно агрегат М2 намного превышает агрегат М1 (смотри таблицу 2),поскольку разрастающиеся межфирменные отношения оформляются через безналичный оборот. Наличные деньги обращаются только на потребительском рынке.
Для выявления структуры денежной массы оперируют пропорцией М2/М1, которая показывает степень развития цивилизованных рыночных отношений, основанных на межфирменной кооперации. В развитых странах эта пропорция колеблется вокруг цифры 9. В России, по данным ЦБ РФ, в 2001 г. она составляла 2,6. Относительно небольшая величина М2/М1 в России говорит о том, что:
-почти все деньги в России обращаются на рынке потребительских благ;
-банки ещё не стали эффективным посредником на денежном рынке;
-теневая экономика
играет в воспроизводственном
процессе слишком большую роль.
Такой вывод основывается на
фактах, что в данной сфере
вращаются огромные суммы
Таблица 2.
Дата
Денежная масса М21 Темпы прироста денежной массы, % Всего в том числе к предыдущему к 01.01.2007 наличные деньги Безналичные средства 01.01.2007 8 995,8 2 785,2 6 210,6 12,3 -- 01.02.2007 8 700,8 2 630,1 6 070,6 -3,3 -3,3 01.03.2007 8 902,0 2 682,0 6 220,1 2,3 -1,0 01.04.2007 9 412,6 2 741,2 6 671,4 5,7 4,6 01.05.2007 10 006,0 2 859,4 7 146,6 6,3 11,2 01.06.2007 10 699,3 2 896,6 7 802,6 6,9 18,9 01.07.2007 10 857,7 3 027,5 7 830,2 1,5 20,7 01.08.2007 10 923,5 3 087,0 7 836,5 0,6 21,4 01.09.2007 11 156,8 3 170,6 7 986,2 2,1 24,0 01.10.2007 11 494,0 3 220,9 8 273,2 3,0 27,8 |
|
Информация о работе Денежный рынок: равновесие и факторы, его определяющие