Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 21:30, курсовая работа
Целью курсовой работы является изучение теоретических аспектов денежно-кредитной системы и проблемы ее развития в Республике Беларусь и зарубежных странах на современном этапе.
При достижении данной цели в работе необходимо:
раскрыть теоретические аспекты денежно-кредитной системы;
охарактеризовать денежно-кредитную систему Республики Беларусь;
изучить организацию государственного регулирования денежно-кредитной системы на современном этапе;
Введение 3
1. Теоретические аспекты денежно-кредитной системы 5
1.1. Причины возникновения и условия функционирования кредитных отношений 5
1.2. Цели и задачи современной денежно- кредитной системы 7
1.3. Инструменты денежно-кредитного регулирования 10
2. Денежно-кредитная система Республики Беларусь 15
2.1 Особенности построения и функционирования банковской системы в экономике Беларуси 15
2.2 Нормативно-правовое регулирование денежно-кредитной системы 18
2.3 Денежно-кредитная политика в экономической системе Республики Беларусь 21
3. Организация государственного регулирования денежно-кредитной системы на современном этапе 24
3.1 Совершенствование денежно-кредитной системы в современных условиях 24
3.2 Особенности развития кредитного рынка России 27
Заключение 34
Список использованных источников 36
Необходимо отметить, что эксперты Международного валютного фонда достаточно позитивно оценивают не только те меры, которые принимают правительство и Национальный банк Беларуси по стабилизации ситуации на внутреннем валютном рынке и выходу на единый равновесный курс белорусской: рубля, но и, что еще более важно проводимые нами структурные преобразования, направленные на достижение сбалансированности экономики и повышение эффективности ее работы.
В рамках обязательств, принятых Беларусью перед Антикризисным фондом ЕврАзЭС. в нашей стране уже реализуется пакет структурных реформ. И эти реформы совпадают с рекомендациями Международного валютного фонда.
Особенностью современного этапа организации кредитных отношений является преобладание в большинстве стран мира законодательно закрепленного механизма функционирования кредитной системы - кредитного рынка.
Кредитный рынок обладает собственной структурой и инфраструктурой, посредством которых происходит аккумулирование и движение кредитных ресурсов, необходимых для обеспечения непрерывности и эффективности общественного воспроизводства.
В Российской Федерации после периода становления и ряда кризисов (1991-1998) относительно развивающийся кредитный рынок существует с начала 2000-х годов, когда после ликвидации неустойчивых финансовых учреждений удельный вес кредитов впервые за все время существования рынка превысил 40% в структуре активов банковской системы.
Однако сравнение кредитного рынка России и кредитных рынков ведущих стран (Евросоюз, США, Япония) показывает, что и в функциональном аспекте, и в институциональном отношении российский кредитный рынок значительно отличается от них как по своей структуре, так и недостаточным развитием инфраструктурных элементов и частей, которые поддерживают устойчивость и последовательность развития рынка в целом, снижают уровень кредитного риска, способствуют более адекватному государственному регулированию кредитных отношений.
Структура развитых рынков включает в себя разные типы институциональных кредиторов (разномасштабные универсальные либо специализированные банки, кредитные институты, не являющиеся банками, инвестиционные компании, кредитные союзы и др.), а также разные типы заемщиков, которые представлены крупными корпорациями, компаниями и фирмами среднего и малого бизнеса, органами государственного управления, физическими лицами.
Доля кредитов, выданных банками на конец 1999 г., в объеме ВВП составляла почти 11%, то на конец 2007 г. этот показатель составил около 41%.
Это свидетельствует о возрастании роли кредитного рынка в переливе финансовых ресурсов между отраслями, предприятиями, населением и о значительном усилении воздействия кредита на экономику России.
В целом, объем выданных российскими банками кредитов вырос с 517 млрд руб. (в том числе 28 млрд руб. физическим лицам) в начале 2000 г. до 13 417 млрд руб. (в том числе 3242 млрд руб. физическим лицам) к началу 2008 г [5, с.26].
За период 1999-2007 гг. происходили серьезные изменения денежно-кредитной политики ЦБ, которые были направлены на развитие кредитного рынка в целом, и стимулирование кредитной деятельности банков в частности. Рассмотрим изменение денежной массы, ставки рефинансирования и норм обязательного резервирования.
В 1999-2007 гг. денежная масса росла высокими темпами: с 448,3 млрд руб. на начало 1999 г. до 9653 млрд руб. на конец 2007 г., или в 21,5 раза. Валовой внутренний продукт России за этот период вырос (в текущих ценах) с 4767 до 32 987 млрд руб., или почти в 7 раз. В результате значительно увеличилось насыщение денежной массой экономики. Уровень монетизации экономики России устойчиво рос и, достиг в 2007 г. 29% (в 2000 г. - 11%). Это позитивно повлияло на состояние кредитной системы: увеличились остатки средств предприятий на расчетных счетах в банках, возросли заработная плата и сбережения населения в банках, выросли привлеченные средства и, соответственно, ресурсы для кредитования.
Ставка рефинансирования все эти годы неуклонно снижалась: с 80% (23.07 1998 г.) до 10,0% (19.06 2007 г.). Последовательное снижение ставки рефинансирования обусловило постоянное снижение процентных ставок по кредитам, что делало их все более доступными для заемщиков и способствовало расширению объемов кредитования. В результате кредитование постоянно поддерживалось в активном состоянии, в то время как многие другие сегменты финансового рынка (как альтернативные) не давали большей доходности.
С января 2000 г. норма обязательного резервирования привлеченных средств снизилась с уровня 7% по вкладам физических лиц в рублях; 10% по привлеченным средствам юридических лиц в рублях и привлеченным средствам юридических и физических лиц в иностранной валюте до общей ставки в 3,5% (1.10 2006 г.), т. е. в 2-3 раза соответственно, что способствовало увеличению кредитных ресурсов у банков и снижению их стоимости.
В целом, за рассматриваемый период денежно-кредитная политика Банка России характеризовалась стимулирующим воздействием на расширение объемов кредитования путем увеличения предложения денежной массы, снижения норм обязательного резервирования и снижения процентных ставок финансового рынка, что увеличило доступность кредитов и приток ресурсов для кредитования в банковскую систему.
На изменение кредитного рынка существенное влияние оказывали рыночные факторы. Уровень конкуренции на кредитном рынке повысился, но по-прежнему на большинстве сегментов кредитного рынка оставался недостаточным. Так, например, ставки по банковским кредитам для юридических лиц неуклонно снижались, в то время как по кредитам населению понижение ставок за это время было не столь существенным. Средневзвешенные ставки по банковским кредитам по всем срокам для юридических лиц составляли в 2000 г. 24,89%, для физических лиц - 29,04%, а в 2006 г. - соответственно 11,54 и 17,13%. Учитывая данные проверки Роспотребнадзора крупнейших банков в I квартале 2007 г., фактическая ставка (при пересчете всех комиссионных и сервисных сборов) доходила до 25% [5, с.29].
Таким образом, очевидно, что кроме ставки рефинансирования, которая задает уровень вариации процентных ставок, важным фактором изменения процентных ставок является спрос и предложение на рынке кредитов.
За рассматриваемый период произошло почти двукратное сокращение количества кредитных учреждений (с 2481 в январе 1999 г. до 1296 в январе 2008 г.) при одновременном улучшении их финансовых показателей, росла возможность оказания качественных услуг клиентам. Изменились также объем и динамика выданных кредитов по отношению ко всему объему банковских активов (табл.3.1).
Таблица 3.1.
Объем и динамика выданных кредитов кредитными организациями России
Показатель |
На01.12 2000 г. |
На 01.12 2003 г. |
На 01.01 2008 г. |
1. Все активы, млрд руб. |
2324 |
5441 |
20 241 |
Темп роста, % |
1,0 |
2,3 |
8,7 |
2. Объем выданных кредитов, млрд руб. |
902 |
2910 |
13 417 |
Темп роста, % |
1,0 |
3,2 |
14,7 |
3. Доля кредитов в банковских активах, % |
38,8 |
53,5 |
66,3 |
В целом, количественные показатели кредитного рынка России в последние годы росли высокими темпами.
В течение всего периода 2000-2007 гг., несмотря на высокие темпы развития, в состоянии кредитного рынка России постоянно присутствовали негативные черты и сдерживающие факторы. К ним относятся [5, с.33]:
- высокий уровень процентных ставок по кредитам, снижающий их доступность. Процентные ставки по кредитам в России постоянно были выше в несколько раз по сравнению с зарубежными кредитными рынками как для корпоративных заемщиков (в 2-2,5 раза), так и для домохозяйств (в 3-4 раза);
- высокий уровень риска кредитования корпоративных заемщиков, особенно предприятий сельского хозяйства;
- низкий уровень капитализации банков, слабая концентрация банковского капитала. Большинство российских банков (по сравнению с развитыми странами) относятся к категории мелких и средних. Раздробленность банковского капитала, маломощность банков не дает возможности организовать кредитование значительных по объему капитальных вложений проектов;
- ограниченный спектр кредитных услуг. В российской практике слабо развиты ипотечное кредитование жилья и сельского хозяйства, лизинг, долгосрочное инвестиционное кредитование (в том числе синдицированное) корпоративных заемщиков и другие виды кредитных услуг.
Текущие кризисные события позволяют сделать ряд принципиальных выводов [5, с.35].
1. Наиболее критичным
фактором для российской
2. В сложившихся условиях банки начали повышать из-за подорожания денег ставки по кредитам и сворачивать кредитование предприятий реального сектора, которые, как следствие, вынуждены были резко сократить масштабы своего бизнеса. Сегодня при условии наличия положительной кредитной истории лучшее, на что может рассчитывать корпоративный бизнес, это 20%, а чаще 25% годовых, а еще в начале 2008 г. стабильно работающие компании без проблем могли взять кредит под 12% годовых. На конец I квартала 2008 г., по данным ЦБ РФ, наибольшую долю обязательств компаний перед банками имели обрабатывающие предприятия (52,6%), сельское хозяйство (56,5%), оптовая и розничная торговля (45%), строительная индустрия (21%), для которой дополнительным негативным фактором оказалось фактическое сворачивание ипотеки и снижение цен на недвижимость. В этих условиях ряд банков потребовал переоценки залогов по кредитам и повышения ставок по действующим договорам.
3. Неоднозначным оказалось участие в капитале российских банков нерезидентов. В то время как одной из предложенных антикризисных мер было именно снятие ограничений на участие в капитале российских банков нерезидентов с целью обеспечить дополнительный приток инвестиций, информация на текущий момент показывает, что данный фактор пока не оправдан.
4. Еще одним источником напряжения послужили проблемы на рынке долговых ценных бумаг. Значительное количество российских компаний столкнулись с невозможностью обслуживания процентного долга или выплаты по основному долгу размещенных ранее облигаций.
5. Кроме того, для российского кредитного рынка дополнительным негативным фактором оказалось стремительное падение российского фондового рынка, который опустился с мая 2008 г. на 60%, потеряв при этом 900 млрд долл. США.
Все вышеуказанное потребовало экстраординарных мер. Фактически, роль кредитора последней инстанции оказалась не за центральным банком, а за российским правительством. Первые шаги, предпринятые для стабилизации на кредитном рынке, носили энергичный характер. Общий объем объявленной поддержки на начало октября 2008 г. составил почти 6 трлн руб. (13,6% ВВП, или две трети расходов федерального бюджета на 2008 г.) [5, с.35].
Помощь была оказана по следующим направлениям:
- размещение временно свободных бюджетных денежных средств Минфина (862 млрд руб. на 20 октября), средств госкорпораций. Так, Фонд содействия реформированию ЖКХ (143 млрд руб.), «Роснанотех» (130 млрд руб.) разместили все поступившие средства в уставный капитал на депозитах восьми коммерческих банков (срок 1,5 года со средневзвешенной ставкой 10,2%). Фонд национального благосостояния участвует в субординированном кредитовании (450 млрд руб.). Еще 175 млрд руб. направляются на депозит в ВЭБе, они предназначены для поддержки реального сектора путем покупки ценных бумаг компаний на фондовом рынке;
- изменение условий кредитного регулирования и налогообложения (снижение норм резервирования, экспортных пошлин, взносы в капитал), что фактически принесло банкам и компаниям бесплатно еще 1,02 трлн руб.
Данные меры позволили расплатиться с текущей задолженностью банков и корпораций. Главное, на что были направлены эти меры, - не допустить разрушения платежной системы. Эта цель на данном этапе достигнута.
Таким образом, кризис переходит из финансового в общеэкономический, и угроза его значительного углубления сохраняется. Это требует разработки как срочных мер по оживлению кредитного рынка страны (снижение ставки рефинансирования, стимулирование инвестиционного и инновационного кредитования, поддержки кредитования малого и среднего бизнеса и др.), так и комплекса стратегических мероприятий, направленных на создание устойчивой ресурсной базы кредитования, развитие структуры и инфраструктуры кредитного рынка, уменьшение воздействия негативных факторов глобализации на финансовую систему страны.
Информация о работе Денежно-кредитная система Республики Беларусь и зарубежных стран