Денежно-кредитная система Республики Беларусь и зарубежных стран

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 21:30, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является изучение теоретических аспектов денежно-кредитной системы и проблемы ее развития в Республике Беларусь и зарубежных странах на современном этапе.

При достижении данной цели в работе необходимо:
раскрыть теоретические аспекты денежно-кредитной системы;
охарактеризовать денежно-кредитную систему Республики Беларусь;
изучить организацию государственного регулирования денежно-кредитной системы на современном этапе;

Содержание

Введение 3

1. Теоретические аспекты денежно-кредитной системы 5

1.1. Причины возникновения и условия функционирования кредитных отношений 5

1.2. Цели и задачи современной денежно- кредитной системы 7

1.3. Инструменты денежно-кредитного регулирования 10

2. Денежно-кредитная система Республики Беларусь 15

2.1 Особенности построения и функционирования банковской системы в экономике Беларуси 15

2.2 Нормативно-правовое регулирование денежно-кредитной системы 18

2.3 Денежно-кредитная политика в экономической системе Республики Беларусь 21

3. Организация государственного регулирования денежно-кредитной системы на современном этапе 24

3.1 Совершенствование денежно-кредитной системы в современных условиях 24

3.2 Особенности развития кредитного рынка России 27

Заключение 34

Список использованных источников 36

Работа содержит 1 файл

Ден-Кред. сис2011. ..docx

— 98.63 Кб (Скачать)

Таким образом, достижение стратегической цели денежно-кредитной политики предполагает комплексное решение промежуточных задач. Оперативный анализ степени достижения промежуточных и операционных целей позволяет обнаружить степень эффективности проводимой денежно-кредитной политики.

 

    1. Инструменты денежно-кредитного регулирования

 

Эффективность денежно-кредитной политики в значительной мере зависит от выбора инструментов (методов) денежно-кредитного регулирования. Их можно разделить на общие и селективные. Общие воздействуют практически на все параметры денежно-кредитной сферы, влияют на рынок ссудного капитала в целом. Селективные методы направлены на регламентацию отдельных форм кредита, условий кредитования и т.д. Основными общими инструментами денежно-кредитной политики являются: изменения учетной ставки и норм обязательных резервов, операции на открытом рынке. Это косвенные методы регулирования.

Изменение учетной ставки — старейший метод денежно-кредитного регулирования. В его основе лежит право центрального банка предоставлять ссуды тем коммерческим банкам, которые обладают прочным финансовым положением, но в силу определенных обстоятельств нуждаются в дополнительных средствах. За предоставленные средства центральный банк взимает с заемщика определенный процент. Норма такого процента называется учетной ставкой (дисконтом). Таким образом, учетная ставка -  это "цена" дополнительных резервов, которые центральный банк предоставляет коммерческим. Центральный банк имеет право изменять ее, регулируя тем самым предложение денег в стране.

При понижении учетной  ставки увеличивается спрос коммерческих банков на ссуды. Предоставляя их, центральный  банк увеличивает на соответствующую сумму резервы коммерческих банков-заемщиков. Эти резервы являются избыточными, так как для поддержания таких ссуд, как правило, не требуется обязательных резервов. Поэтому взятые у центрального банка средства коммерческие банки могут полностью использовать для кредитования, увеличивая тем самым денежную массу. Рост предложения денег ведет к снижению ставки ссудного процента, т.е. процента, по которому предоставляются ссуды предпринимателям, населению. Кредит становится дешевле, что стимулирует развитие производства.

При повышении учетной  ставки происходит обратный процесс. Оно ведет к сокращению спроса на ссуды центрального банка, что замедляет темпы роста (или сокращает) предложение денег и повышает ставку ссудного процента. Кредит предприниматели берут меньше, а значит, и меньше средств вкладывается в развитие производства.

Считалось, что обязательные резервы коммерческих банков необходимы, чтобы гарантировать вкладчикам выплату денег в случае банкротства. Однако, как показала практика, они оказались малоэффективным средством защиты депозитов. Поэтому для гарантирования возврата денег стали использовать страхование вкладов, а обязательные резервы получили другое назначение: с их помощью осуществляется контроль за объемом денежной массы и кредитом.

Изменение норм обязательных резервов позволяет центральному банку регулировать предложение денег. Это связано с тем, что норма обязательных резервов влияет на объем избыточных резервов, а значит, и на способность коммерческих банков создавать новые деньги путем кредитования.

Предположим, центральный  банк повысил резервную норму. Коммерческие банки могут, во-первых, оставить обязательные резервы прежними и соответственно уменьшить выдачу ссуд, что приведет к сокращению денежной массы. Во-вторых, они могут увеличить обязательные резервы с тем, чтобы выполнить требования центрального банка. Для этого им понадобятся свободные денежные средства. Для того чтобы найти их, банки будут продавать государственные облигации, потребуют возврата денег по ссудам. Покупатели ценных бумаг, заемщики, чьи ссуды были истребованы, используют свои депозиты, потребуют возвращения ссуд, которые они выдали другим лицам. Этот процесс будет вести к сокращению вкладов на текущих счетах и, следовательно, к снижению способности банков к созданию денег. Как правило, в ответ на повышение нормы резервов банки увеличивают обязательные резервы и сокращают выдачу ссуд [3, с. 606].

Напротив, понижение резервной  нормы переводит часть обязательных резервов в избыточные и тем самым увеличивает возможности коммерческих банков по созданию денег путем кредитования. Следует учитывать, что повышение или понижение нормы обязательных резервов изменяет также денежный мультипликатор.

Сущность операций на открытом рынке заключается в покупке и продаже центральным банком государственных ценных бумаг. Для применения этого инструмента необходимо наличие в стране развитого рынка ценных бумаг.

Покупая и продавая ценные бумаги, центральный банк воздействует на банковские резервы, процентную ставку и, следовательно, на предложение денег. При необходимости увеличить  денежную массу он начинает покупать государственные бумаги у коммерческих банков и населения. Если ценные бумаги продают коммерческие банки, то центральный увеличивает резервы коммерческих банков на своих счетах на сумму покупок. Это позволит коммерческим банкам расширить выдачу ссуд и увеличить предложение денег.

Покупку государственных  ценных бумаг у населения центральный банк оплачивает чеками. Население приносит чеки в коммерческие банки, где ему на соответствующую сумму открывают текущие счета, а коммерческие банки предъявляют их к оплате центральному. Он оплачивает их путем увеличения резервов коммерческих банков. Рост резервов расширяет возможности создания банками кредитных денег.

Если количество денег  в стране необходимо сократить, центральный банк продает государственные ценные бумаги. Их покупку коммерческие банки оплачивают чеками на свои вклады в центральном банке. Последний учитывает чеки, уменьшает на сумму покупки резервные счета банков. Это ведет к сокращению кредитных операций и денежной массы [3, с.608].

Население, покупая ценные бумаги, выписывает чеки на коммерческие банки. Центральный банк учитывает эти чеки, уменьшая резервы коммерческих банков, находящиеся на его счетах, а следовательно, и предложение денег.

Операции на открытом рынке  являются наиболее важным, оперативным  средством воздействия центрального банка на денежно-кредитную сферу.

Наряду с косвенными инструментами  могут применяться и административные методы регулирования денежной массы: прямое лимитирование кредитов, контроль по отдельным видам кредитов и т.д. Прямое лимитирование кредитов заключается в установлении верхнего предела кредитной эмиссии, ограничении размеров кредитования в тех или иных отраслях и т.д. Принцип лимитирования, как правило, используется одновременно с льготным кредитованием приоритетных секторов экономики.

К селективным методам  денежно-кредитного регулирования относят контроль по отдельным видам кредитов (ипотечному, под залог биржевых ценных бумаг, по потребительским ссудам), установление предельных лимитов по учету векселей для отдельных банков и т.д. Следует подчеркнуть, что при реализации денежно-кредитной политики центральный банк использует одновременно совокупность инструментов.

Таким образом, эффективность  использования того или иного  инструмента денежного регулирования  тесно связана со степенью денежного  развития национального денежного  рынка.

  1. Денежно-кредитная система Республики Беларусь

    1.  Особенности построения и функционирования банковской системы в экономике Беларуси

 

Приоритетными направлениями  развития банковского сектора Беларуси является обеспечение его устойчивости и повышение финансового потенциала, рост конкурентоспособности за счет внедрения более эффективных систем и методов управления, новых банковских технологий, а также поддержания размера капитала на уровне, обеспечивающем адекватное покрытие рисков.

Развитие банковского  сектора в 2011 году проходит в условиях дальнейшего качественного улучшения структуры финансового сектора, связанного с изменением системы финансирования проектов, включенных в государственные программы. При формировании условий деятельности банков, прежде всего контролируемых государством, возрастет роль рыночных механизмов, что потребует совершенствования соответствующих систем и методов управления в этих банках [23].

Банковский сектор продолжает играть доминирующую роль на рынке финансовых услуг Беларуси. Он представлен универсальными банками, осуществляющими широкий спектр банковских операций по обслуживанию предприятий и населения.

По состоянию на 1 января 2011 года из 31 банка, зарегистрированного на территории нашей страны, 26 являлись банками с участием иностранного капитала. При этом в 23 банках доля участия иностранных инвесторов в уставном фонде превышает 50 % (9 банков со стопроцентным иностранным капиталом и 14 банков, где доля иностранного капитала находится в коридоре от 50 % до 100 %) [25, 64].

На территории Беларуси находятся 8 представительств иностранных банков, в том числе 3 представительства  банков Российской Федерации, 2 - Латвии, 1 - Литвы, 1 - Германии, а также представительство Межгосударственного банка [25, 64].

По состоянию на 1 января 2011 года доля иностранных инвестиций в совокупном уставном фонде банковского сектора Беларуси составила около 24,22 %, в том числе удельный вес российского капитала - 13,9 %. В уставных фондах белорусских банков участвует капитал из Австрии, Кипра, Ирана, Швейцарии, Нидерландов, Ливана, Украины, Люксембурга, Казахстана, Великобритании, Германии, США, Латвии и других стран [25, 64].

Приход в банковский сектор республики стратегических иностранных инвесторов в целом положительно сказывается на росте устойчивости банковского сектора Беларуси и его конкурентоспособности за счет повышения капитализации белорусских банков, внедрения более эффективного управления и передовых банковских технологий, расширения состава и повышения качества услуг, предоставляемых банками клиентам из нефинансового сектора экономики и населению.

Белорусские банки проводят постоянную работу по привлечению иностранного капитала в экономику нашей страны. По итогам 2010 года коммерческие банки Беларуси на чистой основе привлекли заемных средств нерезидентов в размере около 1,9 млрд. долларов, что почти в 4 раза больше, чем в 2009 году [25, 65].

Одним из приоритетных направлений  развития банковского сектора является совершенствование участия банков в кредитовании госпрограмм, предусматривающее льготирование процентных ставок и другие формы государственной поддержки кредитополучателя.

С 1.06. 2011 года Нацбанком полностью прекращено эмиссионное кредитование государственных программ. В настоящее время рефинансирование банков осуществляется только через стандартные операции регулирования ликвидности (на рыночных условиях и на короткие сроки). В рамках разработанного плана по выходу на единый курс белорусского рубля и в целях ужесточения монетарных условий Нацбанк сокращает до 7 дней сроки рефинансирования банков посредством двусторонних операций и операций на открытом рынке. Кроме того, Нацбанк временно приостанавливает предоставление банкам кредитов под залог закладных [24, с.2].

В случае возникновения потребности в краткосрочном поддержании ликвидности банки используют возможности рефинансирования в Нацбанке через постоянно доступные инструменты (кредит овернайт и своп овернайт), а также на регулярно проводимых ломбардных кредитных аукционах.

При этом по мере повышения  ставки рефинансирования и ставок по инструментам регулирования ликвидности банков стоимость рефинансирования для банков постоянно увеличивается.

Ставка рефинансирования Нацбанка с начала 2011 г. повышена на 16,5 проц. пункта, до 27% годовых, а ставки по постоянно доступным операциям поддержки ликвидности — на 21 проц. пункт, до 37%. На ломбардных аукционах ресурсы банкам предоставляются Нацбанком по максимальной стоимости, приближенной к процентным ставкам по постоянно доступным операциям рефинансирования (рис 2.1).

Рисунок 2.1. Ставки рефинансирования  в 2011 году


Теперь же такое увеличение ставки рефинансирования обусловлено необходимостью ужесточения денежно-кредитной политики для стабилизации ситуации на валютном рынке и снижения интенсивности роста цен. Кроме того, повышение ставки рефинансирования позволит увеличить размер компенсации вкладчикам издержек, связанных с инфляционными процессами, а также станет дополнительным фактором сдерживания роста денежного предложения. При этом, инфляция растет гораздо быстрее (на 23 августа с начала года она достигла 47,6%), а потому и компенсация будет лишь частичной [8, с.21].

В ближайшее время в  рамках разработанного Правительством и Национальным банком комплекса мер по выходу на единый курс белорусского рубля ужесточение денежно-кредитной политики продолжится. При этом данная задача будет решаться всеми имеющимися у Нацбанка экономическими инструментами.

Таким образом, развитие национальной платежной системы направлено на дальнейшее повышение ее эффективности, надежности и безопасности. В 2011 году решение данных задач основываться на совершенствовании нормативной правовой базы, ценовой политики, организационной и программно-технической инфраструктуры платежной системы, внедрении новейших информационных технологий и банковских услуг, развитии системы безналичных расчетов на основе электронных платежных инструментов с увеличением доли безналичных расчетов в розничном платежном обороте, совершенствовании систем стандартизации и сертификации, надзора за платежной системой.

Информация о работе Денежно-кредитная система Республики Беларусь и зарубежных стран