Денежно-кредитная система Республики Беларусь и зарубежных стран

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 21:30, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является изучение теоретических аспектов денежно-кредитной системы и проблемы ее развития в Республике Беларусь и зарубежных странах на современном этапе.

При достижении данной цели в работе необходимо:
раскрыть теоретические аспекты денежно-кредитной системы;
охарактеризовать денежно-кредитную систему Республики Беларусь;
изучить организацию государственного регулирования денежно-кредитной системы на современном этапе;

Содержание

Введение 3

1. Теоретические аспекты денежно-кредитной системы 5

1.1. Причины возникновения и условия функционирования кредитных отношений 5

1.2. Цели и задачи современной денежно- кредитной системы 7

1.3. Инструменты денежно-кредитного регулирования 10

2. Денежно-кредитная система Республики Беларусь 15

2.1 Особенности построения и функционирования банковской системы в экономике Беларуси 15

2.2 Нормативно-правовое регулирование денежно-кредитной системы 18

2.3 Денежно-кредитная политика в экономической системе Республики Беларусь 21

3. Организация государственного регулирования денежно-кредитной системы на современном этапе 24

3.1 Совершенствование денежно-кредитной системы в современных условиях 24

3.2 Особенности развития кредитного рынка России 27

Заключение 34

Список использованных источников 36

Работа содержит 1 файл

Ден-Кред. сис2011. ..docx

— 98.63 Кб (Скачать)

 

    1.  Нормативно-правовое регулирование денежно-кредитной системы

 

Базовым документом, определяющим принципы и условия осуществления  банковского кредитования, является Банковский кодекс Республики Беларусь. Имущественные отношения и связанные  с ними неимущественные отношения, возникающие при осуществлении банковской деятельности, регулируются также гражданским законодательством с учетом особенностей, предусмотренных настоящим Кодексом, и соблюдением правил, установленных законодательством Республики Беларусь о нормативных правовых актах [4].

 Порядок получения  и погашения кредитов банков  определяется Инструкцией о порядке  предоставления (размещения), банками  денежных средств  в форме  кредита и их возврата, утвержденной  постановлением Правления Национального  банка от 30. 12. 2003 г. № 226. Отношения, регулируемые банковским законодательством, составляют систему экономических общественных отношений по мобилизации и использованию временно свободных денежных средств. Банковское законодательство устанавливает принципы банковской деятельности, правовое положение субъектов банковских правоотношений, регулирует отношения между ними, а также определяет порядок создания, деятельности, реорганизации и ликвидации банков и небанковских кредитно-финансовых организаций. Требования настоящей Инструкции  распространяются   на кредитование юридических лиц (в том числе банков) и физических лиц (в том числе индивидуальных предпринимателей, осуществляющих предпринимательскую деятельность как с открытием, так и без открытия текущих (расчетных) счетов) [13].

Кроме указанных  нормативно-правовых документов при кредитовании необходимо руководствоваться дополнительно:

- инструкцией о порядке  совершения банковских документарных  операций: Постановление Правления  Национального банка Республики Беларусь 30  июля 2009 г. № 124, которая   определяет порядок совершения банками и небанковскими кредитно-финансовыми организациями Республики Беларусь операций по расчетам в форме документарного аккредитива, инкассо, а также операций по банковским гарантиям  по поручениям клиентов, банков-корреспондентов и от своего имени [12].

- инструкцией о банковском  переводе: Постановление Правления  Национального банка Республики Беларусь 30 августа 2010 г. № 370; определяет порядок осуществления безналичных расчетов в белорусских рублях и иностранной валюте в форме банковского перевода. Настоящая Инструкция обязательна для исполнения банками и небанковскими кредитно-финансовыми организациями, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и физическими лицами [14].

- Постановление Правления  Национального банка Республики Беларусь  «Об открытии банковских счетов» 3 апреля 2009 г. № 40; устанавливают единый порядок открытия банками в Республике Беларусь текущих счетов, счетов-контокоррентов, субсчетов, специальных счетов в иностранной валюте, благотворительных, временных, корреспондентских, вкладных (депозитных) счетов, карт-счетов, специальных счетов для аккумулирования денежных средств граждан и обязательны для исполнения всеми банками, иными юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями (далее - предприниматели), физическими лицами [21].

- порядком расчетов между юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями в Республике Беларусь: Указ Президента Республики Беларусь 21 июня 2011 г. № 261; распространяется на расчеты, которые осуществляются на территории Республики Беларусь юридическими лицами, их обособленными подразделениями и индивидуальными предпринимателями [22].

Таким образом, при формировании денежно-кредитной системы необходимо, прежде всего, уделить внимание нормативно-правовым актам.

 

 

 

    1.  Денежно-кредитная политика в экономической системе Республики Беларусь

 

Денежно-кредитная политика Республики Беларусь в 2011 году направлена на формирование условий стабильного  экономического развития Республики Беларусь, выполнение показателей социально-экономического развития страны, повышение благосостояния населения, прежде всего путем защиты и обеспечения устойчивости белорусского рубля, в том числе его покупательной  способности, и курса по отношению  к иностранным валютам, развития и поддержания устойчивости банковской системы, повышения надежности и  безопасности функционирования платежной  системы [23].

Основными направлениями денежно-кредитной политики Республики Беларусь на 2011 год предусмотрены темпы роста требований банков к экономике на уровне 124-125 %. Эти параметры взаимоувязаны с прогнозом важнейших показателей социально-экономического развития страны на текущий год.

Замедление темпов роста  кредитования по сравнению с параметрами 2010 года учитывает запланированные в прогнозе на нынешний год изменения в структуре источников финансирования инвестиций в основной капитал. Если в прошлом году основная нагрузка по финансированию важнейших инвестиционных проектов приходилась на кредиты банков, то в 2011 году предполагается более активно использовать средства иностранных инвесторов. Так, на текущий год запланировано, что привлечение прямых иностранных инвестиций на чистой основе составит 6,4-6,5 млрд. долларов, а доля иностранных источников в инвестициях в основной капитал увеличится до 21 % при 7,6 % за 2010 год [25, с.64].

По данным Нацбанка, за январь-май 2011 г. кредитование банками секторов экономики выросло на 29,8%, до 115 290,7 млрд. Вr. На начало июня доля кредитов в национальной валюте составила 69%, а их сумма — 79 544,7 млрд. Вr, что на 14,4% больше, чем в начале года, кредитов в иностранной валюте — в эквиваленте 35 746 млрд. Вr, — рост в 1,9 раза.

Доля краткосрочных кредитов в общем объеме кредитов, выданных белорусскими банками, — 25,3%, долгосрочных — 74,7%. При этом краткосрочные кредиты составили 29117,2 млрд. Вr (рост с начала года на 31,2%). Из них субъектам хозяйствования выдано 28 459,6 млрд. Вr (+31,8%). или 97,7% всего объема краткосрочных кредитов, а физическим лицам — 2,2%, или 628,1 млрд. Вr, что на 10,9% больше, чем на начало года [1, с.29].

В мае приостановился рост проблемных кредитов, хотя формально цифры свидетельствуют о резком увеличении их рублевого эквивалента из-за снижения курса национальной валюты, которое привело к соответствующему пересчету валютных активов и пассивов. Так, значительно сократились не только проблемные кредиты частного сектора в рублях, но и в валюте.

Суммарный объем проблемных кредитов банков (в национальной и иностранной валюте) на начало июня составил в эквиваленте 1 673,1 млрд. Вr, увеличившись за май на 36,3% после роста на 31,3% за апрель. За 5 месяцев этот показатель возрос в 2,6 раза.

Проблемные кредиты в  инвалюте увеличились в январе-мае на 87,6%, а их сумма на 1 июня составила 279,9 млн. USD, снизившись на 5,2% после роста на 41,9% за апрель и на 29% за март. Снижение проблемных инвалютных кредитов отмечено в мае во всех секторах экономики: на госпредприятиях — на 4%, до 140,1 млн. USD (за 5 месяцев рост на 36,7%), у частных компаний — на 6,1%, до 123 млн. USD (за январь-май увеличение в 4,9 раза), по физическим лицам — на 7,2%, до 16,8 млн. USD (за 5 месяцев снижение на 22,6%). Однако, в рублевом эквиваленте объем проблемных валютных кредитов в мае вырос пропорционально укреплению доллара США на 56,7%, до 1 393,2 млрд. Вr, а за январь-май в 3,1 раза [1, с.29].

Проблемные кредиты в  белорусских рублях на начало июня составили 279,9 млрд. Вr, сократившись за май на 17,3%. после роста на 12,2% за апрель. За 5 месяцев прирост проблемных рублевых кредитов достиг 36,4%.

Если на внутреннем фронте заемщики проявили сознательность и дисциплину, то на внешнем ситуация с иностранными кредиторами обстоит несколько сложнее. Так, в мае 2011 г. из-за снижения международными рейтинговыми агентствами суверенных и банковских рейтингов впервые за последние несколько лет белорусские банки сократили кредитную задолженность перед банками-нерезидентами на 2,4%, или на 146,6 млн. USD, до 6 057,3 млн. USD. До этого в апреле нерезиденты увеличили сумму выданных белорусским банкам кредитов на 5,8%, или на 340,9 млн. USD. Тем не менее по итогам 5 месяцев сохраняется положительная динамика прироста кредитной задолженности: 20,9%, или 1 046,3 млн. USD. Кроме того, в мае резко сократились прочие иностранные пассивы (в основном коммерческие кредиты нерезидентов) банков — на 51,2%, до 134,9 млн. USD, а с начала года снижение составило 37% [1, с.29].

Майское сокращение кредитования банков со стороны нерезидентов отчасти компенсировалось приростом их вкладов. Так, на начало июня переводные депозиты нерезидентов в белорусских банках составили 240,1 млн. USD (рост на 74,7% за 5 месяцев, в т.ч. за май — на 22,8%), срочные депозиты — 542,6 млн. USD (рост на 46,4%, в т.ч. за май — на 1,8%).

Таким образом, одной из основных причин такой динамики явилось ухудшение комфортности условий внешних заимствований для отечественных банков из-за снижения рейтингов. Между тем белорусские банки по-прежнему в полном объеме выполняют свои внешние обязательства, не давая повода для упреков. Эти два фактора стали причинами снижения кредитной задолженности перед нерезидентами в мае. Однако предложения по финансированию со стороны нерезидентов, пусть и на менее выгодных условиях, на рынке сохраняется. Правда, с учетом возросших валютного и кредитного рисков белорусские банки, в т.ч. государственные, сами сокращают объемы внутреннего кредитования в инвалюте. Такие кредиты выдаются теперь только на валютоокупаемые и финансово устойчивые проекты.

  1. Организация государственного регулирования денежно-кредитной системы на современном этапе

    1. Совершенствование денежно-кредитной системы в современных условиях

 

Глобальный экономический  кризис стал серьезным испытанием для  финансовых систем многих стран мира. Беларусь, которая обеспечила устойчивый экономический рост и в трудный 2009 год, и в послекризисный 2010-й, столкнулась  с определенными сложностями  на валютном рынке весной нынешнего  года. Вызваны они прежде всего  объективными внешними факторами, в  числе которых рост цен на энергоносители и нестабильность мировых финансовых рынков. Белорусское правительство  и Национальный банк разработали  и реализуют план действий по выходу из сложившейся финансово- экономической ситуации. Об изменениях в области курсообразования, ужесточении монетарной политики, мерах по поддержанию покупательной способности доверенных банкам сбережений и возможности заключения новой программы сотрудничества Беларуси с МВФ [6, с.21].

Основной задачей Национального банка является не просто выход на единый равновесный курс на всех сегментах валютного рынка, но и обеспечение его относительной стабильности в долг срочной перспективе. Поэтому приоритетной целью правительства и Нацбанка является достижение сбалансированности экономики в среднесрочном период содействие преодолению сложившихся макроэкономических диспропорций и структурной уязвимости, выход на устойчивую траекторию экономического развития.

Для достижения поставленной цели - стабилизации обменного курса и снижения инфляции Национальный банк задействует весь комплекс инструментов денежно-кредитной политики.

Основными направлениями  ужесточения монетарной политики являются ограничение денежной эмиссии, «удорожание» белорусского рубля для потребителей кредитов и повышение его привлекательности как средства сбережения.

Увеличение процентных ставок в экономике в основном проводиться посредством постепенного повышения ставки рефинансирования и ставок по инструментам Национального банка. Так, с начала года Нацбанк уже девять раз повышал ставку рефинансирования - с 10,5 % до 30 % годовых. Одновременно были повышены и ставки по инструментам Национального банка: по кредиту овернайт и сделкам своп овернайт - с 16 % до 40 % годовых, по депозиту овернайт - с 7 % до 20 % годовых [6, с.21].

Принимаются меры по сдерживанию темпов роста денежного предложения. С 1 июня 2011 года в Беларуси прекращена эмиссионная поддержка финансирования государственных программ.

Ужесточены условия и  повышена стоимость рефинансирования банков. В настоящее время рефинансирование банков осуществляется только через стандартные операции регулирования ликвидности на рыночных условиях и на короткие сроки.

В развитие этих решений  Национальный банк сократил до 7 дней сроки  рефинансирования банков посредством  двусторонних операций и операций на открытом рынке. Ранее максимальный срок операций составлял 30 дней и 3 месяца соответственно. Кроме того, Нацбанк временно приостановил предоставление банкам кредитов под залог закладных. Прежде они предоставлялись на срок до 6 месяцев.

В дальнейшем политика рефинансирования Национального банка будет сосредоточена на регулировании текущей ликвидности банков на рыночных условиях в соответствии с установленными целями монетарной политики. А все экономические программы будут осуществляться только при наличии финансовых источников.

Решая вопрос о дальнейшем повышении ставки рефинансирования, Национальный банк будет придерживается взвешенного подхода, учитывая как интересы вкладчиков, так и кредитных заемщиков. С одной стороны, постепенное повышение ставки рефинансирования увеличивает доходность по вкладам в белорусских рублях, усиливая их защиту от инфляции, а с другой - предоставляет кредитным заемщикам время для адаптации к новым экономическим условиям. Кроме того, такой подход позволяет не допустить резкого роста проблемных кредитов в банковском секторе.

Таким образом, ужесточение  денежно-кредитной политики, в том числе поэтапное повышение ставки рефинансирования, которое происходит в настоящее время, вероятнее всего, будет продолжено. При этом величина повышения ставки будет во многом определяться развитием экономической ситуации в стране, интенсивностью инфляционных процессов, а также эффективностью других монетарных и общеэкономических мер. В ближайшее время в рамках разработанного Правительством и Национальным банком комплекса мер по выходу на единый курс белорусского рубля ужесточение денежно-кредитной политики продолжится. При этом данная задача будет решаться всеми имеющимися у Нацбанка экономическими инструментами.

Информация о работе Денежно-кредитная система Республики Беларусь и зарубежных стран