Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 21:30, курсовая работа
Целью курсовой работы является изучение теоретических аспектов денежно-кредитной системы и проблемы ее развития в Республике Беларусь и зарубежных странах на современном этапе.
При достижении данной цели в работе необходимо:
раскрыть теоретические аспекты денежно-кредитной системы;
охарактеризовать денежно-кредитную систему Республики Беларусь;
изучить организацию государственного регулирования денежно-кредитной системы на современном этапе;
Введение 3
1. Теоретические аспекты денежно-кредитной системы 5
1.1. Причины возникновения и условия функционирования кредитных отношений 5
1.2. Цели и задачи современной денежно- кредитной системы 7
1.3. Инструменты денежно-кредитного регулирования 10
2. Денежно-кредитная система Республики Беларусь 15
2.1 Особенности построения и функционирования банковской системы в экономике Беларуси 15
2.2 Нормативно-правовое регулирование денежно-кредитной системы 18
2.3 Денежно-кредитная политика в экономической системе Республики Беларусь 21
3. Организация государственного регулирования денежно-кредитной системы на современном этапе 24
3.1 Совершенствование денежно-кредитной системы в современных условиях 24
3.2 Особенности развития кредитного рынка России 27
Заключение 34
Список использованных источников 36
Министерство
сельского хозяйства и
Учреждение образования «Гродненский государственный аграрный университет»
Кафедра экономики АПК
КУРСОВАЯ РАБОТА
по курсу: макроэкономика
На тему: «Денежно-кредитная система Республики Беларусь и зарубежных стран»
Выполнена:
Руководитель:
Гродно, 2011
Оглавление
Введение 3
1. Теоретические аспекты денежно-кредитной системы 5
1.1. Причины возникновения и условия функционирования кредитных отношений 5
1.2. Цели и задачи современной денежно- кредитной системы 7
1.3. Инструменты денежно-кредитного регулирования 10
2. Денежно-кредитная система Республики Беларусь 15
2.1 Особенности построения и функционирования банковской системы в экономике Беларуси 15
2.2 Нормативно-правовое регулирование денежно-кредитной системы 18
2.3 Денежно-кредитная политика в экономической системе Республики Беларусь 21
3. Организация государственного регулирования денежно-кредитной системы на современном этапе 24
3.1 Совершенствование денежно-кредитной системы в современных условиях 24
3.2 Особенности развития кредитного рынка России 27
Заключение 34
Список использованных источников 36
В условиях рыночных отношений организации должны покрывать все свои расходы собственными доходами, основным источником которых является выручка от реализации продукции, работ, оказания услуг. Однако в силу сезонности и продолжительности производственного цикла, организации испытывают в течение года потребность в денежных средствах, которая удовлетворяется с помощью банковских кредитов. Кредит является необходимым элементом и рычагом по поддержанию непрерывности процесса производства за счет предоставления банком временно высвободившихся в процессе кругооборота средств, хранящихся на расчетных счетах одних организаций другим на тех стадиях кругооборота, когда собственных средств для покрытия затрат не хватает.
Значение кредитов банка
как дополнительного источника
финансирования коммерческой деятельности
особенно проявляется на стадии становления
предприятия, которое использует кредитные
ресурсы при осуществлении
Денежно-кредитная система традиционно выступает в качестве важнейшего компонента экономически государства. Это — важнейшая часть современной модели государственного регулирования национальной экономики.
Механизм организации денежно-кредитного обращения в сочетании с соответствующими институтами и законодательно закрепленными правилами образует понятие денежно-кредитной системы государства.
Денежно-кредитная политика есть совокупность мероприятий, регламентирующих функционирование национальной денежно-кредитной системы с целью регулирования хозяйственной конъюнктуры и достижения стратегических целей экономического развития страны.
Объект исследования – денежно-кредитная система национальной экономики.
Предмет исследования: особенности развития денежно-кредитной системы Республики Беларусь.
Актуальность данной проблемы обусловила выбор темы и предмета исследования, т.е. комплекс мер, проводимых в Республике Беларусь органами государственного управления по развитию денежно-кредитной системы.
Целью курсовой работы является изучение теоретических аспектов денежно-кредитной системы и проблемы ее развития в Республике Беларусь и зарубежных странах на современном этапе.
При достижении данной цели в работе необходимо:
Теоретические, методологические и практические аспекты представленной работы обусловили необходимость использования таких методов научного познания как анализ и синтез, дедукция и индукция, а системного, сравнительного, структурного, комплексного анализов.
При выполнении курсовой работы изучен достаточно большой объем нормативных актов и ряд литературных источников отечественных и зарубежных авторов в области теории и практики формирования и регулирования денежно-кредитной системы, социализации системы отношений в экономике.
Кредит появился на ранних этапах развития человеческой цивилизации. Предпосылки для его развития были созданы в результате имущественного расслоения общества в период разложения первобытнообщинного строя. Первоначально кредит возник как случайное явление, его предоставление и возврат осуществлялись в натуральной форме (зерно, скот и т.д.). С развитием обмена появились его ранние денежные формы, в частности ростовщический кредит, где в качестве заемщиков выступали рабовладельцы, позднее — феодальная знать, мелкие ремесленники и крестьяне, использовавшие полученные в долг средства в основном на личное потребление. Таким образом, на данной стадии становления товарных отношений преобладало непроизводительное использование кредита, который лишь изредка включался в кругооборот средств мелких товаропроизводителей. По мере развития товарного производства сфера функционирования кредита расширялась, он стал обслуживать движение промышленного и торгового капитала. Необходимость в кредите постепенно приобрела устойчивый характер: кредитные отношения стали выражать постоянные связи между участниками воспроизводства, опосредствовать экономические и социальные процессы в обществе. Так, товаропроизводители при обменных операциях предоставляют друг другу отсрочку платежа за проданные товары; функционируют банки и другие виды кредитных организаций, оказывающие кредитные услуги хозяйствующим субъектам и населению; государство прибегает к заимствованиям для финансирования своих расходов. В современных условиях кредит является неотъемлемым элементом рыночного хозяйства и играет важнейшую роль в развитии экономики и общества [9, с.195].
Закономерности, приводящие к образованию временного избытка или недостатка ресурсов, характерны для движения средств предприятий и организаций всех форм собственности. Кроме того, временно свободными могут быть доходы и сбережения населения, денежные накопления государства, собственные средства кредитных организаций. В то же время у них может возникать потребность в дополнительных денежных ресурсах. Наконец, остатки средств на счетах бюджетных организаций до их использования также являются временно свободными. Физические лица предъявляют спрос на кредит для удовлетворения своих текущих потребностей в товарах и услугах высокой стоимости, приобретение которых без участия кредита стало бы возможным для них только после длительного периода накопления средств. Государство нуждается в кредитных ресурсах для финансирования текущего бюджетного дефицита, обеспечения кассового исполнения государственного бюджета, финансирования целевых программ и т.д. Кредитные организации могут прибегать к заимствованию денежных средств в целях поддержания своей ликвидности, выдачи крупных кредитов, а также проведения операций, доходы по которым превышают расходы на выплату процентов по кредиту.
Рассмотренные особенности движения денежных средств экономических субъектов и их взаимосвязь в процессе товарного производства создают возможность возникновения кредитных отношений. Для того чтобы эта возможность была реализована, необходимы определенные условия.
Во-первых, участники кредитных отношений должны быть юридически самостоятельными лицами, способными материально гарантировать выполнение своих обязательств по кредитной сделке.
Сама природа кредитной сделки, основывающаяся на временном заимствовании чужой собственности, обусловливает необходимость материальной ответственности ее участников за выполнение взятых на себя обязательств. Это возможно в случае, если кругооборот средств экономических субъектов обособлен от кругооборота средств общества. Предприятия и организации, вступающие в кредитные отношения, либо должны являться собственниками имеющегося у них имущества, либо, если это государственные предприятия и организации, обладать правами владения и пользования имуществом. Физические лица могут стать субъектами кредитных отношений, если они дееспособны в правовом отношении и имеют гарантированные источники доходов [10, с.113].
Во-вторых, обязательным условием возникновения кредита является совпадение экономических интересов кредитора и заемщика.
Кредитор должен быть равно заинтересован в выдаче кредита, как и заемщик — в его получении. Такое совпадение не достигается автоматически при наличии свободных денежных ресурсов у одного и потребности в них у другого. Решающее значение имеет согласование конкретных параметров кредита — его обеспечения, срока кредитования, величины процента и т.д., а также наличие альтернативных вариантов финансирования и размещения средств.
Таким образом, необходимость кредита в своей основе содержит ряд общих и специфических причин и условий его функционирования. Кредитные отношения выражают единый целостный процесс временного высвобождения средств и возникновения временной потребности в них в ходе общественного воспроизводства. Обеспечивая непрерывность движения общественного продукта в процессе воспроизводства, кредитные отношения являются необходимой частью экономических отношений общества.
Важнейшей функцией государства является предложение денег и регулирование денежной массы в стране. Цели и средства, с помощью которых государство осуществляет денежное предложение и регулирование денежной массы, составляют содержание денежно-кредитной политики.
Она направлена либо на стимулирование кредита и денежной эмиссии (кредитная экспансия), либо на их сдерживание и ограничение (кредитная рестрикция). В условия падения производства и увеличения безработицы центральные банки пытаются оживить конъюнктуру путем расширения кредита и снижения процентной нормы. Напротив, экономический подъем часто сопровождается, спекуляцией, ростом цен, нарастанием диспропорций в экономике. В таких условиях центральные банки стремятся предотвратить насыщение рынка при помощи ограничения кредита, повышения процента, сдерживания эмиссии платежных средств и т.п.
Государственное регулирование денежно-кредитной сферы может быть успешным лишь в том случае, если государство через центральный банк способно воздействовать на масштабы и характер частных институтов, так как в развитой рыночной экономике именно они являются базой всей денежно-кредитной системы. Это регулирование осуществляется в нескольких взаимосвязанных направлениях.
Государственный контроль над
банковской системой имеет целью
укрепить ликвидность кредитно-
Управление государственным долгом является направлением государственного регулирования в условиях хронических бюджетных дефицитов и огромного роста государственной задолженности, когда резко возрастает влияние государственного кредита на рынок ссудных капиталов. Для этого центральный банк использует различные методы управления государственным долгом: покупает или продает государственные обязательства; изменяет цену облигаций, условия их продажи; различными способами повышает их привлекательность для частных инвесторов.[20, c.301]
Регулирование объема кредитных операций и денежной эмиссии применяется прежде всего для воздействия на хозяйственную активность. Это направление денежно-кредитного регулирования тесно связано с первыми двумя. Регулирование банковской ликвидности оказывает влияние на структуру банковских ссуд и депозитов, величину денежной массы, уровень рыночной процентной нормы. Регулирование государственного долга воздействует на распределение ссудных капиталов между частным и государственным секторами, уровень процентных ставок, банковскую ликвидность. Размещение государственных долговых обязательств в банковской системе приводит к увеличению денежной эмиссии, во внебанковской системе — к ее сокращению.
Стратегической целью
денежно-кредитной политики государства
выступает обеспечение
В качестве стратегических
задач денежно-кредитной
а) поддержание долговременного и устойчивого экономического роста цивилизованными средствами;
б) достижение и сохранение на должном уровне склонности населения к сбережениям в национальной банковской системе;
в) сохранение доверия населения к национальной банковской системе;
г) поддержание на высоком уровне надежности национальной банковской системы;
д) обеспечение устойчивого платежного баланса страны, накопление должных валютных резервов.
Выделение главной цели и перечня стратегических задач связано с тем непосредственным воздействием, которое денежно-кредитная сфера оказывает на основные макроэкономические показатели.
Тактические задачи (промежуточные цели) денежно-кредитной политики обычно связываются с состоянием самой денежно-кредитной сферы, с использованием конкретных денежно-кредитных рычагов воздействия на экономические процессы. Конкретные задачи тактического плана вытекают из состояния торгового и платежного баланса страны.
Объектами денежно-кредитной политики в самом общем виде выступают спрос и предложение денег.
Помимо стратегической цели
необходимо выделять промежуточные
цели, обеспечение которых более
или менее гарантирует
В свою очередь для достижения промежуточных целей подбирается другой набор переменных. Это так называемые операционные цели, которые более чутко реагируют на проводимую денежно-кредитную политику (взвешенные денежные агрегаты и т. д.).
Информация о работе Денежно-кредитная система Республики Беларусь и зарубежных стран