Денежно-кредитная политика в Республике Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 20:24, курсовая работа

Описание работы

Совокупность финансовых регуляторов наряду с денежно-кредитным механизмом является основой современной финансовой политики. Ее эффективность в каждый конкретный момент зависит от степени компетенции государства в обеспечении комплексного использования финансово-кредитных рычагов и стимулов.
Финансовое оздоровление экономики невозможно без стабилизации финансово-кредитных отношений, представляющих основу финансовой политики государства.
Именно финансовая политика государства через налоговую, бюджетно-финансовую и денежно-кредитную политику способствует динамичному развитию структурной перестройки экономики.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ЦЕЛИ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ 4
2 ИНСТРУМЕНТЫ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ 7
2.1. Политика обязательных резервов 7
2.2. Рефинансирование коммерческих банков 8
2.3. Операции на открытом рынке 10
2.4. Некоторые административные методы регулирования денежно-кредитной сферы 11
3. ОСНОВНЫЕ ТИПЫ ПРОВЕДЕНИЯ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ (политика дешевых и дорогих денег) 12
4. Денежно-кредитная политика в Республике Беларусь. 15
4.1. Денежно-кредитная политика на современном этапе. 15
4.2.Основные направления денежно-кредитной политики Республики Беларусь на 2002 год 20
Заключение 31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 33

Работа содержит 1 файл

den_kr_pol 6.doc

— 191.00 Кб (Скачать)

Уставные  фонды   банков  в  2004  году  должны  увеличиться на 35-40 процентов. В         уставных         фондах         АСБ "Беларусбанк", ОАО "Белагропромбанк",    ОАО "Белпромстройбанк",    ОАО "Белинвестбанк" доля  государства  и  предприятий,  основанных  на  государственной  форме собственности, будет поддерживаться на уровне, обеспечивающем наличие контрольного    пакета    акций.    В    2004    году    предусматривается    выход Национального банка из состава акционеров ОАО  "Белинвестбанк"  путем передачи принадлежащих ему акций Министерству экономики.

Основными источниками роста уставных фондов других банков должны стать  прибыль банков, инвестиции предприятий, населения и иностранных инвесторов с одновременным сокращением  доли государства. В увеличении уставных фондов банков, созданных без участия государства, возрастет роль иностранных инвесторов.

Процесс оптимизации активов и  пассивов банков в 2004 году будет

осуществляться по следующим направлениям:

диверсификация источников формирования ресурсов банков за счет повышения доли средств предприятий и населения в национальной и иностранных валютах, средств нерезидентов Республики Беларусь;

увеличение срочных ресурсов с  длительными сроками привлечения;

снижение удельного веса привлеченных средств с повышенным риском досрочного снятия;

повышение доли активов, приносящих доход;

снижение доли проблемных активов;

расширение перечня современных  банковских операций и услуг как  в части привлечения средств  в банки, так и в части их размещения.

Продолжится       совершенствование       институциональной       и функциональной   структуры   банков.   Банки   будут   гибко   изменять   свою филиальную   сеть   в   зависимости   от   прибыльности   работы   конкретных филиалов, распределения по регионам источников  банковских ресурсов и предприятий-заемщиков.        Ожидается        увеличение        числа        банков, функционирующих в свободных экономических зонах.

Формирование среды добросовестной конкуренции деятельности банков будет  проводиться путем поддержания  информационной прозрачности банков как для внутреннего, так и для внешнего рынка банковских услуг.

Совершенствование корпоративного управления и внутреннего контроля в банках в 2004 году будет осуществляться посредством:

формирования систем внутреннего  контроля и управления рисками, адекватных характеру совершаемых операций и учитывающих рекомендации международных надзорных органов;

создания эффективных моделей  корпоративного принятия решений, распределения  зон ответственности, функций контроля и управления;

постоянного взаимодействия с правоохранительными органами по вопросам своевременного представления информации по сомнительным к возврату активам;

внедрения в практику современных  механизмов контроля акционерами (включая  миноритарных) за деятельностью менеджеров;

безусловного выполнения банками законодательства Республики Беларусь, государственных программных и прогнозных документов социально-экономического развития с сохранением банками статуса независимых коммерческих структур;

повышения требований к профессиональному  и деловому уровню руководителей банков путем поддержания в действии норм, определяющих порядок учета деловой репутации руководителей и кандидатов на занятие руководящих должностей в банках.

Для   повышения  объективности  оценки   финансового   положения  банков и укрепления доверия предприятий и населения к банковской системе будет продолжен поэтапный переход банков на международные стандарты финансовой отчетности. Процесс перехода будет осуществляться путем:

разработки и внедрения национальных стандартов финансовой отчетности для банковской системы Республики Беларусь;

совершенствования методологического  обеспечения бухгалтерского учета  банковских операций в банках Республики Беларусь;

унификации основных принципов  и методов ведения бухгалтерского учета и отчетности в банковском секторе Республики Беларусь и Российской Федерации.

Реализация денежно-кредитной политики в значительной мере будет зависеть   от   эффективного,   надежного   и   безопасного   функционирования платежной системы и ее развития с учетом прогрессивных международных тенденций в данной области. Целевым ориентиром развития национальной платежной системы в 2004 году будет являться повышение операционной эффективности    системы    межбанковских    расчетов,    ее    надежности    и безопасности. Для этого будет реализована система мер, направленных на улучшение      важнейших      эксплуатационных      характеристик      системы межбанковских расчетов и усиление роли Национального банка как органа надзора за платежной системой. Будет продолжена работа в направлении совершенствования нормативной правовой базы национальной платежной системы, включая систему безналичных расчетов с использованием банковских пластиковых карточек и других электронных платежных инструментов. На базе системы BISS будет создана модернизированная система расчетов в реальном режиме времени с элементами клиринговой системы расчетов, будут разработаны правила и процедуры управления рисками в автоматизированной системе межбанковских расчетов и механизмы регулирования текущей ликвидности банков, выработаны процедуры допуска зарубежных банков к участию в автоматизированной системе межбанковских расчетов, введен в эксплуатацию резервный вычислительный центр Национального банка.

Развитие    системы    безналичных    расчетов    с    использованием банковских    пластиковых    карточек    будет    осуществляться    на    основе широкомасштабного   внедрения  зарплатных  технологий,   создания   единого расчетного пространства по банковским пластиковым карточкам различных систем, расширения сферы применения банковских пластиковых карточек в расчетах за товары и услуги.

Значительное внимание в ходе реализации мер, направленных на развитие национальной платежной системы в 2004 году, будет  уделено продолжению работ по интегрированию платежной системы Республики Беларусь с платежной системой Российской Федерации.

Развитие   финансового  рынка   в   2004  году   будет   определяться процессами, происходящими  в экономике, интегрированием денежных систем Республики Беларусь и Российской Федерации, расширением и углублением взаимодействия   с   другими   странами   и   международными   финансовыми организациями.

Задачи Национального банка  на финансовом рынке в 2004 году будут  подчинены достижению целей денежно-кредитной  политики, а также необходимости повышения эффективности этого рынка. В этой связи целесообразно сконцентрировать усилия для создания условий, обеспечивающих участникам рынка возможность использования инструментов, положительно зарекомендовавших себя в мировой финансовой практике.

Повышение эффективности отечественного финансового рынка может быть достигнуто путем:

расширения спектра финансовых инструментов, используемых для привлечения  инвестиционного капитала в банковскую систему. Это в первую очередь  касается эмиссии банками облигаций  и производных финансовых инструментов;

повышения прозрачности и имиджа финансового рынка, обеспечения защищенности его участников;

координации деятельности Правительства  Республики Беларусь и Национального  банка при выработке направлений  дальнейшего развития финансового  рынка, включая и фондовый;

проведения согласованной политики по размещению и обращению государственных ценных бумаг и ценных бумаг Национального банка.

 

 

 

 

Заключение

 

Большинство экономистов рассматривают  денежно-кредитную политику как  неотъемлемую часть любой экономической  политики. Действительно, в ее пользу можно привести несколько конкретных доводов:

Быстрота и гибкость, то есть по сравнению с фискальной политикой  кредитно-денежная может быстро меняться. Так, в США комитет открытого  рынка Совета Федеральной резервной  системы буквально ежедневно  принимает решения о покупке и продаже ценных бумаг и тем самым влияет на денежное предложение и процентную ставку.

Слабая зависимость от политического  давления. Например, провести в парламенте новый налог либо поднять ставку уже имеющегося  значительно сложнее, нежели повысить учетную ставку Национального банка, хотя и в последнем случае ощущается влияние политической Среды. Кроме того, даже по своей природе кредитно-денежная политика мягче и консервативнее в политическом отношении, чем фискальная. Изменения в государственных расходах непосредственно влияют на перераспределение ресурсов. В то время как кредитно-денежная политика, наоборот, действует тоньше, а потому представляется более приемлемой в политическом отношении.

Монетаризм, представители которого аргументировано доказывают, что изменение денежного положения и количества денег в обращении — ключевой фактор определения уровня экономической активности и фискальная политика относительно неэффективна.

Однако следует признать, что  кредитно-денежная политика страдает определенной ограниченностью и в реальной действительности сталкивается с рядом сложностей:

1. Циклическая асимметрия, то есть  если проводить политику дорогих  денег, то будет достигнута  такая точка, в которой банки  станут вынуждены ограничить  объем кредитов, что означает ограничение предложения денег. В то время как политика дешевых денег может обеспечить коммерческим банкам необходимые резервы, то есть возможность предоставлять ссуды, однако она не в состоянии гарантировать, что последние действительно выдадут ссуды и предложения денег увеличиться. Население тоже может сорвать намерения Национального банка,   покупая у населения облигации, могут использоваться населением уже имеющихся ссуд.

Эта циклическая асимметрия является серьезной помехой кредитно-денежной политики лишь во время глубокой депрессии. В нормальные периоды повышение избыточных резервов ведет к предоставлению дополнительных кредитов и тем самым к увеличению денежного предложения.

2. Изменение скорости обращения  денег. Так, с точки зрения  денежного обращения общие расходы могут рассматриваться как денежное предложение, умноженное на скорость обращения денег. В связи с этим некоторые кейнсианцы считают, что скорость обращения денег имеет тенденцию меняться в направлении, противоположном предложению денег, чем ликвидирует изменения в последнем, вызванные кредитно-денежной политикой. Иначе говоря, во время инфляция, когда предложение денег ограничивается политикой НБ, скорость обращения денег склонно к возрастанию. И наоборот, когда принимаются политические меры для увеличения предложения денег в период спада, скорость обращения вероятно упадет.

3. Влияние инвестиций, то есть  действие кредитно-денежной политики  может осложниться и даже временно  затормозиться в результате неблагоприятных  изменений расположения кривой спроса на инвестиции. Например, политика сужения кредитоспособности банков, направленная на повышение процентных ставок, может оказать слабое влияние на инвестиционные расходы, если одновременно спрос на инвестиции, вследствие делового оптимизма, технологического прогресса или ожидания в будущем более высоких цен на капитал растет. В таких условиях для эффективного сокращения совокупных расходов кредитно-денежная политика должна поднять процентные ставки чрезвычайно высоко. И наоборот, серьезный спад может подорвать доверие к предпринимательству, и тем самым свести на нет всю политику дешевых денег.

Таким образом, кредитно-денежная политика, проводимая национальным банком как  орудие государственного регулирования  экономики имеет свои слабые и  сильные стороны. К числу последних, например, относят и дилемму целей кредитной политики, возникающую вследствие невозможности для руководящих учреждений стабилизировать одновременно и денежное предложение, и процентную ставку. Вышесказанное позволяет сделать вывод, что правильное применение указанных рычагов для улучшения экономической ситуации в стране реально лишь при точном планировании и прогнозировании влияния кредитной политики НБ на внутригосударственную деловую активность.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

 

  1. Базылев Н.И., С.П.Гурко "Экономическая теория. Учебник", Мн.: БГЭУ, 1998.
  2. Основные направления денежно-кредитной политики Республики Беларусь на 2004 год Указ Президента Республики Беларусь «4» декабря 2003 г. №554
  3. Банковский кодекс Республики Беларусь рег. N 441-3 25 октября 2000 года
  4. Об итогах выполнения Основных направлений денежно-кредитной политики на 2003 год и задачах банковской системы в 2004 году Доклад П.П. прокоповича на расширенном заседании Правления Национального банка Республики Беларусь // Банковский вестник №
  5. Беларусь на рубеже веков. // Национальная экономи ческая газета № 1 от 5 января 2000 г.
  6. Васькин В. Роль банков в экономике Беларуси // Банковский вестник № 24 2001 г.
  7. Майсенчик Г. Банковская система и привлечение инвестиций в экономику // Вестник ассоциации белорусских банков № 1 2002 г.
  8. Позняк Н. Банковская система Беларуси 80 лет // Вестник ассоциации белорусских банков № 24  2001 г.
  9. Курс на сокращение денежной массы. // Национальная Экономическая Газета №43 от 26.10.99г.
  10. Макконел К.Р. Брю С.Л. Экономикс: В 2-х т. М:1997
  11. Национальный банк подводит итоги. Прокопович П.П. // Национальная Экономическая Газета № 35    2000г.
  12. Основные направления денежно-кредитной политики Республики Беларусь на 2002 год  Указ Президента Республики Беларусь 8 ноября 2001 г. № 641
  13. Основные направления денежно-кредитной политики Республики Беларусь на 2001 год. Постановление Правления Национального банка Республики Беларусь от 19.02.2001 г.
  14. Прокопович П.П. Национальный банк подводит итоги. // Национальная Экономическая Газета № 35    2000г.
  15. Современный коммерческий банк. В.М Усоскин
  16. Теория финансов :Учебное пособие. Под ред. Н.Е. Заяц и М.К. Фисенко. Мн.1995
  17. Фишер С. Дорнбуш Р. Шмальгези Р. Экономика. М. 1993.
  18. Шимов В.Н.  Экономика Республики Беларусь на рубеже столетий: итоги, тенденции, направления развития.  // Белорусский экономический журнал № 1  2001г.

Информация о работе Денежно-кредитная политика в Республике Беларусь