Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 20:24, курсовая работа
Совокупность финансовых регуляторов наряду с денежно-кредитным механизмом является основой современной финансовой политики. Ее эффективность в каждый конкретный момент зависит от степени компетенции государства в обеспечении комплексного использования финансово-кредитных рычагов и стимулов.
Финансовое оздоровление экономики невозможно без стабилизации финансово-кредитных отношений, представляющих основу финансовой политики государства.
Именно финансовая политика государства через налоговую, бюджетно-финансовую и денежно-кредитную политику способствует динамичному развитию структурной перестройки экономики.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ЦЕЛИ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ 4
2 ИНСТРУМЕНТЫ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ 7
2.1. Политика обязательных резервов 7
2.2. Рефинансирование коммерческих банков 8
2.3. Операции на открытом рынке 10
2.4. Некоторые административные методы регулирования денежно-кредитной сферы 11
3. ОСНОВНЫЕ ТИПЫ ПРОВЕДЕНИЯ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ (политика дешевых и дорогих денег) 12
4. Денежно-кредитная политика в Республике Беларусь. 15
4.1. Денежно-кредитная политика на современном этапе. 15
4.2.Основные направления денежно-кредитной политики Республики Беларусь на 2002 год 20
Заключение 31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 33
Уставные фонды банков в 2004 году должны увеличиться на 35-40 процентов. В уставных фондах АСБ "Беларусбанк", ОАО "Белагропромбанк", ОАО "Белпромстройбанк", ОАО "Белинвестбанк" доля государства и предприятий, основанных на государственной форме собственности, будет поддерживаться на уровне, обеспечивающем наличие контрольного пакета акций. В 2004 году предусматривается выход Национального банка из состава акционеров ОАО "Белинвестбанк" путем передачи принадлежащих ему акций Министерству экономики.
Основными источниками роста уставных
фондов других банков должны стать
прибыль банков, инвестиции предприятий,
населения и иностранных
Процесс оптимизации активов и пассивов банков в 2004 году будет
осуществляться по следующим направлениям:
диверсификация источников формирования ресурсов банков за счет повышения доли средств предприятий и населения в национальной и иностранных валютах, средств нерезидентов Республики Беларусь;
увеличение срочных ресурсов с
длительными сроками
снижение удельного веса привлеченных средств с повышенным риском досрочного снятия;
повышение доли активов, приносящих доход;
снижение доли проблемных активов;
расширение перечня
Продолжится совершенствование институциональной и функциональной структуры банков. Банки будут гибко изменять свою филиальную сеть в зависимости от прибыльности работы конкретных филиалов, распределения по регионам источников банковских ресурсов и предприятий-заемщиков. Ожидается увеличение числа банков, функционирующих в свободных экономических зонах.
Формирование среды
Совершенствование корпоративного управления и внутреннего контроля в банках в 2004 году будет осуществляться посредством:
формирования систем внутреннего контроля и управления рисками, адекватных характеру совершаемых операций и учитывающих рекомендации международных надзорных органов;
создания эффективных моделей корпоративного принятия решений, распределения зон ответственности, функций контроля и управления;
постоянного взаимодействия с правоохранительными органами по вопросам своевременного представления информации по сомнительным к возврату активам;
внедрения в практику современных механизмов контроля акционерами (включая миноритарных) за деятельностью менеджеров;
безусловного выполнения банками законодательства Республики Беларусь, государственных программных и прогнозных документов социально-экономического развития с сохранением банками статуса независимых коммерческих структур;
повышения требований к профессиональному и деловому уровню руководителей банков путем поддержания в действии норм, определяющих порядок учета деловой репутации руководителей и кандидатов на занятие руководящих должностей в банках.
Для повышения объективности оценки финансового положения банков и укрепления доверия предприятий и населения к банковской системе будет продолжен поэтапный переход банков на международные стандарты финансовой отчетности. Процесс перехода будет осуществляться путем:
разработки и внедрения
совершенствования методологического обеспечения бухгалтерского учета банковских операций в банках Республики Беларусь;
унификации основных принципов
и методов ведения
Реализация денежно-кредитной
Развитие системы безналичных расчетов с использованием банковских пластиковых карточек будет осуществляться на основе широкомасштабного внедрения зарплатных технологий, создания единого расчетного пространства по банковским пластиковым карточкам различных систем, расширения сферы применения банковских пластиковых карточек в расчетах за товары и услуги.
Значительное внимание в ходе реализации мер, направленных на развитие национальной платежной системы в 2004 году, будет уделено продолжению работ по интегрированию платежной системы Республики Беларусь с платежной системой Российской Федерации.
Развитие финансового рынка в 2004 году будет определяться процессами, происходящими в экономике, интегрированием денежных систем Республики Беларусь и Российской Федерации, расширением и углублением взаимодействия с другими странами и международными финансовыми организациями.
Задачи Национального банка на финансовом рынке в 2004 году будут подчинены достижению целей денежно-кредитной политики, а также необходимости повышения эффективности этого рынка. В этой связи целесообразно сконцентрировать усилия для создания условий, обеспечивающих участникам рынка возможность использования инструментов, положительно зарекомендовавших себя в мировой финансовой практике.
Повышение эффективности отечественного финансового рынка может быть достигнуто путем:
расширения спектра финансовых инструментов, используемых для привлечения инвестиционного капитала в банковскую систему. Это в первую очередь касается эмиссии банками облигаций и производных финансовых инструментов;
повышения прозрачности и имиджа финансового рынка, обеспечения защищенности его участников;
координации деятельности Правительства
Республики Беларусь и Национального
банка при выработке
проведения согласованной
Большинство экономистов рассматривают денежно-кредитную политику как неотъемлемую часть любой экономической политики. Действительно, в ее пользу можно привести несколько конкретных доводов:
Быстрота и гибкость, то есть по сравнению с фискальной политикой кредитно-денежная может быстро меняться. Так, в США комитет открытого рынка Совета Федеральной резервной системы буквально ежедневно принимает решения о покупке и продаже ценных бумаг и тем самым влияет на денежное предложение и процентную ставку.
Слабая зависимость от политического давления. Например, провести в парламенте новый налог либо поднять ставку уже имеющегося значительно сложнее, нежели повысить учетную ставку Национального банка, хотя и в последнем случае ощущается влияние политической Среды. Кроме того, даже по своей природе кредитно-денежная политика мягче и консервативнее в политическом отношении, чем фискальная. Изменения в государственных расходах непосредственно влияют на перераспределение ресурсов. В то время как кредитно-денежная политика, наоборот, действует тоньше, а потому представляется более приемлемой в политическом отношении.
Монетаризм, представители которого аргументировано доказывают, что изменение денежного положения и количества денег в обращении — ключевой фактор определения уровня экономической активности и фискальная политика относительно неэффективна.
Однако следует признать, что кредитно-денежная политика страдает определенной ограниченностью и в реальной действительности сталкивается с рядом сложностей:
1. Циклическая асимметрия, то есть
если проводить политику
Эта циклическая асимметрия является
серьезной помехой кредитно-
2. Изменение скорости обращения денег. Так, с точки зрения денежного обращения общие расходы могут рассматриваться как денежное предложение, умноженное на скорость обращения денег. В связи с этим некоторые кейнсианцы считают, что скорость обращения денег имеет тенденцию меняться в направлении, противоположном предложению денег, чем ликвидирует изменения в последнем, вызванные кредитно-денежной политикой. Иначе говоря, во время инфляция, когда предложение денег ограничивается политикой НБ, скорость обращения денег склонно к возрастанию. И наоборот, когда принимаются политические меры для увеличения предложения денег в период спада, скорость обращения вероятно упадет.
3. Влияние инвестиций, то есть
действие кредитно-денежной
Таким образом, кредитно-денежная политика, проводимая национальным банком как орудие государственного регулирования экономики имеет свои слабые и сильные стороны. К числу последних, например, относят и дилемму целей кредитной политики, возникающую вследствие невозможности для руководящих учреждений стабилизировать одновременно и денежное предложение, и процентную ставку. Вышесказанное позволяет сделать вывод, что правильное применение указанных рычагов для улучшения экономической ситуации в стране реально лишь при точном планировании и прогнозировании влияния кредитной политики НБ на внутригосударственную деловую активность.
Информация о работе Денежно-кредитная политика в Республике Беларусь