Денежно-кредитная политика в Республике Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 20:24, курсовая работа

Описание работы

Совокупность финансовых регуляторов наряду с денежно-кредитным механизмом является основой современной финансовой политики. Ее эффективность в каждый конкретный момент зависит от степени компетенции государства в обеспечении комплексного использования финансово-кредитных рычагов и стимулов.
Финансовое оздоровление экономики невозможно без стабилизации финансово-кредитных отношений, представляющих основу финансовой политики государства.
Именно финансовая политика государства через налоговую, бюджетно-финансовую и денежно-кредитную политику способствует динамичному развитию структурной перестройки экономики.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ЦЕЛИ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ 4
2 ИНСТРУМЕНТЫ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ 7
2.1. Политика обязательных резервов 7
2.2. Рефинансирование коммерческих банков 8
2.3. Операции на открытом рынке 10
2.4. Некоторые административные методы регулирования денежно-кредитной сферы 11
3. ОСНОВНЫЕ ТИПЫ ПРОВЕДЕНИЯ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ (политика дешевых и дорогих денег) 12
4. Денежно-кредитная политика в Республике Беларусь. 15
4.1. Денежно-кредитная политика на современном этапе. 15
4.2.Основные направления денежно-кредитной политики Республики Беларусь на 2002 год 20
Заключение 31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 33

Работа содержит 1 файл

den_kr_pol 6.doc

— 191.00 Кб (Скачать)

Также изменение официальной ставки Национального банка означает переход  к новой денежно-кредитной политике, что заставляет коммерческие банки вносить необходимые коррективы в свою деятельность.

Недостатком использования рефинансирования при проведении денежно-кредитной  политики является то, что этот метод  затрагивает лишь коммерческие банки. Если рефинансирование используется мало или осуществляется не в национальном банке, то указанный метод почти полностью теряет свою эффективность.

Помимо установления официальных  ставок рефинансирования и редисконтирования  Национальный банк устанавливает процентную ставку по ломбардным кредитам, т.е. кредитам, выдаваемым под какой-либо залог, в качестве которого выступают обычно ценные бумаги. Следует учесть, что в залог могут быть приняты только те ценные бумаги, качество которых не вызывает сомнения. "В практике зарубежных банков в качестве таких ценных бумаг используются обращающиеся государственные ценные бумаги, первоклассные торговые векселя и банковские акцепты (их стоимость должна быть выражена в национальной валюте, а срок погашения - не более трех месяцев), а также некоторые другие виды долговых обязательств, определяемые национальными банками".

2.3. Операции на открытом рынке

 

Постепенно два вышеописанных  метода денежно-кредитного регулирования (рефинансирование и обязательное резервирование) утратили свое первостепенное по важности значение, и главным инструментом денежно-кредитной политики стали интервенции национального банка, получившие название операций на открытом рынке.

Этот метод заключается в  том, что национальный банк осуществляет операции купли-продажи ценных бумаг  в банковской системе. Приобретение ценных бумаг у коммерческих банков увеличивает ресурсы последних, соответственно повышая их кредитные возможности, и наоборот. Национальные банки периодически вносят изменения в указанный метод кредитного регулирования, изменяют интенсивность своих операций, их частоту.

Операции на открытом рынке впервые  стали активно применяться в  США, Канаде и Великобритании в связи  с наличием в этих странах развитого  рынка ценных бумаг. Позднее этот метод кредитного регулирования  получил всеобщее применение и в Западной Европе.

По форме проведения рыночные операции национального банка с ценными  бумагами могут быть прямыми либо обратными. Прямая операция представляет собой обычную покупку или  продажу. Обратная заключается в  купле-продаже ценных бумаг с  обязательным совершением обратной сделки по заранее установленному курсу. Гибкость обратных операций, более мягкий эффект их воздействия, придают популярность данному инструменту регулирования. Так доля обратных операций национальных банков ведущих промышленно-развитых стран на открытом рынке достигает от 82 до 99,6%. Если разобраться, то можно увидеть, что по своей сути эти операции аналогичны рефинансированию под залог ценных бумаг. Национальный банк предлагает коммерчески банкам продать ему ценные бумаги на условиях, определяемых на основе аукционных (конкурентных) торгов, с обязательством их обратной продажи через 4-8 недель. Причем процентные платежи, "набегающие" по данным ценным бумагам в период их нахождения в собственности национального банка, будут принадлежать коммерческим банкам.

Таким образом, операции на открытом рынке, как метод денежно-кредитного регулирования, значительно отличаются от двух предыдущих. Главное отличие - это использование более гибкого  регулирования, поскольку объем  покупки ценных бумаг, а также используемая при этом процентная ставка могут изменяться ежедневно в соответствии с направлением политики национального банка. Коммерческие банки, учитывая указанную особенность данного метода, должны внимательно следить за своим финансовым положением, не допуская при этом ухудшения ликвидности.

2.4. Некоторые административные  методы регулирования денежно-кредитной  сферы

Наряду с экономическими методами, посредством которых национальный банк регулирует деятельность коммерческих банков, им могут использоваться в этой области и административные методы воздействия.

К ним относится, например,  использование  количественных кредитных ограничений.

Этот метод кредитного регулирования  представляет собой количественное ограничение суммы выданных кредитов. В отличие от рассмотренных выше методов регулирования, контингентирование кредита является прямым методом воздействия на деятельность банков. Также кредитные ограничения приводят к тому, что предприятия заемщики попадают в неодинаковое положение. Банки стремятся выдавать кредиты в первую очередь своим традиционным клиентам, как правило, крупным предприятиям. Мелкие и средние фирмы оказываются главными жертвами данной политики.

Нужно отметить, что добиваясь при  помощи указанной политики сдерживания  банковской деятельности и умеренного роста денежной массы, государство способствует снижению деловой активности. Поэтому метод количественных ограничений стал использоваться не так активно, как раньше, а в некоторых странах вообще отменён.

Также национальный банк может устанавливать различные нормативы (коэффициенты), которые коммерческие банки обязаны поддерживать на необходимом уровне. К ним относятся нормативы достаточности капитала коммерческого банка, нормативы ликвидности баланса, нормативы максимального размера риска на одного заемщика и некоторые дополняющие нормативы. Перечисленные нормативы обязательны для выполнения коммерческими банками. Также национальный банк может устанавливать необязательные, так называемые оценочные нормативы, которые коммерческим банкам рекомендуется поддерживать на должном уровне.

При нарушении коммерческими банками  банковского законодательства, правил совершения банковских операций, других серьезных недостатках в работе, что ведет к ущемлению прав их акционеров, вкладчиков, клиентов национальный банк может применять к ним самые жесткие меры административного воздействия, вплоть до ликвидации банков.

Очевидно, что использование административного  воздействия со стороны национального  банка по отношению к коммерческим банкам не должно носить систематического характера, а применяться в порядке исключительно вынужденных мер.

 

3. ОСНОВНЫЕ ТИПЫ ПРОВЕДЕНИЯ  ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ (политика  дешевых и дорогих денег)

 

Выше уже были упомянуты политика дорогих денег (рестрикционная) и  политика дешевых денег (экспансионистская). В этом разделе мы увидим, в чем она заключается и каков механизм реализации той или иной.

Пусть экономика столкнулась с  безработицей и со снижением цен. Следовательно, необходимо увеличить  предложение денег. Для достижения данной цели применяют политику дешевых денег, которая заключается в следующих мерах.

Во-первых, национальный банк должен совершить покупку ценных бумаг  на открытом рынке у населения  и у коммерческих банков. Во-вторых, необходимо провести понижение учетной ставки и, в-третьих, нужно нормативы по резервным отчислениям. В результате проведенных мер увеличатся избыточные резервы системы коммерческих банков. Так как избыточные резервы являются основой увеличения  денежного предложения коммерческими банками путем кредитования, то можно ожидать, что предложение денег в стране возрастет. Увеличение денежного предложения понизит процентную ставку, вызывая рост инвестиций и увеличение равновесного чистого национального продукта. Из вышесказанного можно заключить, что в задачу данной политики входит сделать кредит дешевым и легко доступным с тем , чтобы увеличить объем совокупных расходов и занятость.

В ситуации, когда экономика сталкивается с излишними расходами, что порождает  инфляционные процессы, национальный банк должен попытаться понизить общие расходы путем ограничения или сокращения предложения денег. Чтобы решить эту проблему, необходимо понизить резервы коммерческих банков. Это осуществляется следующим образом. Национальный банк должен продавать государственные облигации на открытом рынке для того, чтобы урезать резервы коммерческих банков. Затем необходимо увеличить резервную норму, что автоматически освобождает коммерческие банки от избыточных резервов. Третья мера заключается  в  поднятии учетной ставки для снижения интереса коммерческих банков к увеличению своих резервов посредством заимствования у национального банка. Приведенную выше систему мер называют политикой дорогих денег. В результате ее проведения банки обнаруживают, что их резервы слишком малы, чтобы удовлетворить предписываемой законом резервной норме , то есть их текущий счет слишком велик по отношению к их резервам. Поэтому, чтобы выполнить требование резервной нормы при недостаточных резервах, банкам следует сохранить свои текущие счета, воздержавшись от выдачи новых ссуд, после того как старые выплачены. Вследствие этого денежное предложение сократится, вызывая повышение нормы процента, а рост процентной ставки сократит инвестиции, уменьшая совокупные расходы и ограничивая инфляцию. Цель политики заключается в ограничении предложения денег, то есть снижения доступности кредита и увеличения его издержек для того, чтобы понизить расходы и сдержать инфляционное давление.

Необходимо отметить сильные и  слабые стороны использования методов  денежно-кредитного регулирования при оказании воздействия на экономику страны в целом. В пользу монетарной политики можно привести следующие доводы. Во-первых, быстрота и гибкость по сравнению с фискальной политикой. Известно, что применение фискальной политики может быть отложено на долгое время из-за обсуждения в законодательных органах власти. Иначе обстоит дело с денежно-кредитной политикой. Национальный  банк  и другие  органы, регулирующие кредитно-денежную сферу, могут ежедневно принимать решения о покупке и продаже ценных бумаг и тем самым влиять на денежное предложение и процентную ставку. Второй немаловажный аспект связан с тем, что в развитых странах данная политика изолирована от политического давления, кроме того, она по своей природе мягче, чем фискальная политика и действует тоньше и потому представляется более приемлемой в политическом отношении.

Но существует и ряд негативных моментов. Политика дорогих денег, если ее проводить достаточно энергично, действительно способна понизить резервы  коммерческих банков до точки , в которой банки вынуждены ограничить объем кредитов. А это означает ограничение предложения денег. Политика дешевых денег может обеспечить коммерческим банкам необходимые резервы, то есть возможность предоставления ссуд, однако она не в состоянии гарантировать, что банки действительно выдадут ссуду и предложение денег увеличится. При такой ситуации действия данной политики окажутся малоэффективными. Данное явление называется цикличной асимметрией, причем она может оказаться серьезной помехой денежно-кредитного регулирования во время депрессии. В более нормальные периоды увеличение избыточных резервов ведет к предоставлению дополнительных кредитов и, тем самым, к росту денежного предложения.

Другой негативный фактор, замеченный некоторыми неокейнсианцами, заключается в следующем.  Скорость обращения денег имеет тенденцию меняться в направлении, противоположном предложению денег, тем самым тормозя или ликвидируя изменения в предложении денег, вызванные политикой, то есть когда предложение денег ограничивается, скорость обращения денег склонна к возрастанию. И наоборот, когда принимаются политические меры для увеличения предложения денег в период спада, весьма вероятно падение скорости обращения денег.

Иными словами, при дешевых деньгах  скорость обращения денег снижается ,при обратном ходе событий политика дорогих денег вызывает увеличение скорости обращения. А нам известно, что общие расходы могут рассматриваться как денежное предложение, умноженное на скорость обращения денег. И, следовательно, при политике дешевых денег, как было сказано выше, скорость обращения денежной массы падает, а значит, и общие расходы сокращаются, что противоречит целям политики. Аналогичное явление происходит при политике дорогих денег.

 

4 ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНАЯ ПОЛИТИКА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

4.1. Денежно-кредитная политика  на современном этапе.

 

В прошлом году банковская система  Республики Беларусь осуществляла свою работу в полном соответствии с Основными  направлениями денежно-кредитной  политики на 2003 год и Концепцией развития банковской системы на период до 2010 года. В первую очередь она была направлена на решение таких задач, как:

•    укрепление белорусского рубля как полноценной, стабильной национальной валюты;

•    формирование всех других необходимых условий для продолжения экономического роста и достижения основных прогнозных показателей социально-экономического развития республики;

•    повышение надежности банковской системы, ее финансового  и технологического потенциала, качества работы и оказываемых услуг.

В ходе решения данных задач были достигнуты следующие результаты. Курс белорусского рубля на начало 2004 года к доллару США составил 2 156 рублей (в соответствии с Основными направлениями  первоначально он планировался в  пределах 2 250—2 350 рублей за доллар), к российскому рублю — 73,2 рубля (первоначально планировалось 63,38—66,2 рубля). В целом за год темп девальвации (по доллару США) снизился в 1,75 раза по сравнению с 2002 годом (12,3 против 21,5 процента, по российскому рублю — увеличился в 1,4 раза, соответственно, 21,2 и 15,5 процента). Это связано со значительным укреплением российского рубля к доллару (более чем на 7 процентов). Хотя первоначально в прогнозные расчеты на 2003 год принималось, что темп его девальвации к доллару США составит около 9,2 процента. В целом в результате проводимой политики курсообразования реальный курс белорусского рубля по отношению к валютам стран — основных торговых партнеров республики снизился на 2,4 процента (в соответствии с Основными направлениями прогнозировалось его значение в пределах -3,5 процента, то есть параметры соответствуют прогнозу). Это способствовало поддержанию ценовой конкурентоспособности белорусского экспорта, росту объемов производства, достижению сбалансированности товарно-денежных пропорций, сдерживало инфляционные процессы. В целом за год прирост потребительских цен снизился в 1,4 раза по сравнению с 2002 годом (25,4 и 38,4 процента).

Укрепление белорусского рубля  отразилось не только на темпах девальвации, но и на других показателях, отражающих рост доверия к нему как полноценной национальной валюте, повлияло на ситуацию в валютной сфере в целом. В частности, в 3,2 раза сократилась сумма чистой покупки валюты населением (с 485 до 150 миллионов долларов США). Несмотря на снижение процентных ставок, значительно возросла сумма рублевых депозитов граждан в банках: более чем на 75 процентов в номинальном выражении и в 1,4 раза — в реальном. Сумма валютной выручки, поступающей в республику, увеличилась на 44 процента, достигнув более 8,7 миллиарда долларов. Снизилась степень долларизации экономики. Доля инвалютной составляющей в совокупной денежной массе сократилась на 4,7 процентного пункта (с 49,2 до 44,5 процента), а отношение суммы рублевых депозитов населения к валютным изменилось с 89 процентов до более чем 100 процентов.

Информация о работе Денежно-кредитная политика в Республике Беларусь