Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 20:24, курсовая работа
Совокупность финансовых регуляторов наряду с денежно-кредитным механизмом является основой современной финансовой политики. Ее эффективность в каждый конкретный момент зависит от степени компетенции государства в обеспечении комплексного использования финансово-кредитных рычагов и стимулов.
Финансовое оздоровление экономики невозможно без стабилизации финансово-кредитных отношений, представляющих основу финансовой политики государства.
Именно финансовая политика государства через налоговую, бюджетно-финансовую и денежно-кредитную политику способствует динамичному развитию структурной перестройки экономики.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ЦЕЛИ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ 4
2 ИНСТРУМЕНТЫ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ 7
2.1. Политика обязательных резервов 7
2.2. Рефинансирование коммерческих банков 8
2.3. Операции на открытом рынке 10
2.4. Некоторые административные методы регулирования денежно-кредитной сферы 11
3. ОСНОВНЫЕ ТИПЫ ПРОВЕДЕНИЯ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ (политика дешевых и дорогих денег) 12
4. Денежно-кредитная политика в Республике Беларусь. 15
4.1. Денежно-кредитная политика на современном этапе. 15
4.2.Основные направления денежно-кредитной политики Республики Беларусь на 2002 год 20
Заключение 31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 33
Кроме того, чистые иностранные активы органов денежно-кредитного регулирования увеличились почти на 45 миллионов долларов США (до 524 миллионов), при том, что в Основных направлениях в 2003 году прогнозировалась их величина 280—320 миллионов долларов на начало 2004 года.
Важно подчеркнуть, что в течение 2003 года, как и в предыдущие, ситуация на валютном рынке была стабильной. Отклонения рыночных котировок от официального курса не превышали одного процента, а положительное сальдо операций Национального банка составило более 142 миллионов долларов США.
Все это свидетельствует о
Формирование других благоприятных
условий для устойчивого
Оказывалась необходимая кредитная поддержка Правительству. Прирост ресурсов банков, направленных на покупку государственных ценных бумаг (без Национального банка), составил почти 300 миллиардов рублей, в том числе рублевых — почти 240 миллиардов рублей, при том, что в соответствии с Законом о бюджете на 2003 год предусматривалось финансирование бюджетного дефицита за счет средств банков и иных юридических лиц в сумме 100 миллиардов рублей. Со своей стороны, Национальный банк также обеспечил выполнение прогнозных показателей по кредитованию бюджетного дефицита.
Процентная политика носила взвешенный характер и была направлена как на обеспечение процентных ставок, положительных в реальном выражении, так и на достижение умеренной цены кредитных ресурсов. Причем в 2003 году Национальный банк осуществлял регулирование процентных ставок как в белорусских рублях, так и в иностранной валюте. Ставка рефинансирования снижена на 10 процентных пунктов (или почти в 1,4 раза): с 38 до 28 процентов годовых. Ставки по вновь выданным кредитам в национальной валюте снижались опережающими темпами: почти в 1,6 раза, с 48,5 процента в январе до 30,9 процента в декабре прошлого года. Разница между процентными ставками по вновь выданным кредитам и вновь привлеченным срочным депозитам в белорусских рублях сократилась почти в 1,7 раза: с 11,8 до 7,1 процентного пункта.
В течение года обеспечено нормальное функционирование платежной системы. Доля аннулированных платежей составила менее 0,2 процента.
Достигнуты определенные положительные результаты в том, что касается укрепления банковской системы. Сумма собственного капитала банков возросла за год в номинальном выражении на 77 процентов (и превысила 2,1 триллиона рублей), в реальном
— на 41,2 процента, а в эквиваленте евро — на 31 процент (почти до 800 миллионов евро). Ресурсная база увеличилась на 59 процентов (в реальном выражении — на 27 процентов) и превысила 10 триллионов рублей.
Значительный прогресс достигнут в том, что касается качества кредитных портфелей. Доля проблемных кредитов сократилась более чем в 2,2 раза: с 8,3 процента на начало 2003 года до 3,7 процента на 1 января 2004 года (при том, что Концепцией предусматривалось довести ее до 5 процентов только в 2005
— 2010 годах). Причем практически все банки, за исключением одного, сегодня имеют долю проблемных кредитов на уровне не более 5 процентов. Это свидетельствует о том, что при должной организации работы возможно решение самых серьезных задач и нет никаких объективных причин, не позволяющих обеспечить достижение международных стандартов в том, что касается надежности банковской системы.
Осуществлялась работа по развитию банковских услуг клиентам. С этой целью разрабатывались и направлялись банкам соответствующие рекомендации, осуществлялся контроль за выполнением намеченных мероприятий и достижением индикативных параметров.
Проводилась работа в области развития надзора, совершенствования нормативно-правовой базы кредитных отношений, системы финансовой отчетности. В частности, сняты некоторые неоправданные ограничения, усложнявшие процедуру кредитования, уточнен порядок расчета ряда пруденциальных нормативов, внедрено четыре стандарта финансовой отчетности, соответствующих международным требованиям.
Проделанная работа была направлена также на реализацию Концепции развития банковской системы на период до 2010 года. В целом те цели и задачи, которые определены Концепцией, выполняются. Практически достигнуты целевые параметры по снижению доли проблемной задолженности, стабилизации белорусского рубля. И если говорить о прошедшем периоде ее реализации (это 2001—2003 годы), то предусмотренные в ней темпы роста показателей финансового потенциала банковской системы и монетарных агрегатов значительно превышены. Так, в соответствии с Концепцией предполагалось, что валовые кредиты банков экономике возрастут за 3 года в 3,8 раза, фактически они увеличились в 4,2 раза; банковский капитал — в 3,4 раза, фактически он возрос в 4,7 раза, все ресурсы банков — в 3,7 и 4 раза соответственно. Темпы роста рублевой и совокупной денежной массы также превысили намечавшиеся: рублевая масса увеличилась в 5,5 раза (против 5,35 согласно Концепции), совокупная — в 3,9 раза (против 3,7).
Вместе с тем в том, что касается динамики показателей, рассчитанных в процентном отношении к ВВП, ситуация иная. Только по наращиванию банковского капитала произошло опережение (фактически на 01.01.2004 он составил 5,6 процента от ВВП, прогнозировалось 5 процентов), по другим показателям имеется отставание (в частности, по отношению суммы всех ресурсов банков планировалось достигнуть 32 процента к ВВП, фактически около 28), а наибольшее отставание — по коэффициенту монетизации, рассчитанному исходя из среднегодовой величины денежной массы (по рублевой массе — 7,1 процента фактически против 9,6 процента по Концепции, по совокупной массе — 13,4 против 16,9). Во многом это связано с тем, что показатели инфляции, которые принимались в Концепции, оказались превышены (в целом за период 2001—2003 годов более чем в 1,5 раза по дефлятору ВВП). Это повлияло на величину номинального внутреннего продукта (в сторону увеличения) и на значения фактических относительных показателей, рассчитанных в процентах к ВВП (в сторону их снижения).
Если говорить в целом, то задачи, поставленные Концепцией, выполняются. Однако отдельные банки не обеспечили необходимых темпов наращивания собственного капитала, привлеченных средств, других показателей. Поэтому руководителям этих банков и их Наблюдательным советам необходимо тща-
тельно проанализировать итоги
своей работы в прошедшем году
и незамедлительно принять меры
по устранению допущенных недостатков.
Активное участие в этом процессе
должны принять соответствующие
подразделения Национального
Начиная с 2004 года на каждом расширенном
заседании Правления будут
По поручению Национального банка на 2002— 2003 годы были разработаны региональные программы развития безналичных систем расчетов с использованием пластиковых карточек для всех областей республики. В целом они выполнены. Всего в течение 2002—2003 годов эмитировано более миллиона карточек (что составляет почти 150 процентов от предусмотренного количества), установлено 334 банкомата (210 процентов от плана), к системе расчетов с использованием карточек подключено 1 059 предприятий торговли и сервиса (146 процентов).
В конце 2003 года разработаны аналогичные программы на 2004—2005 годы. И здесь необходимо отметить, что анализ параметров этих программ свидетельствует об их недостаточной напряженности. Так, в соответствии с ними на 2004—2005 годы планируется эмитировать всего лишь чуть больше 800 тысяч карточек, что на 20 процентов меньше, чем было выпущено фактически за 2002—2003 годы. Но по уровню развития безналичных систем расчета для населения Беларусь еще очень отстает от ведущих европейских стран. Так, на десять взрослых жителей у нас в настоящее время приходится около трех пластиковых карточек (это на порядок меньше, чем, например, в Бельгии или Германии). На всю республику существует только две тысячи предприятий торговли и сервиса, в которых можно рассчитываться карточками, действует менее пятисот банкоматов. Поэтому необходимо пересмотреть параметры по эмиссии банковских карточек на 2004—2005 годы по установке банкоматов и другие показатели, предусмотрев их более высокие значения. В особенности следует обратить внимание на те области, которые сегодня отстают от среднереспубликанского уровня. В частности, по количеству пластиковых карточек на 1 000 жителей Гродненская область отстает в 2,4 раза, Минская (исключая Минск) — в 1,8 раза, по банкоматам Брестская и Минская области отстают в 2 раза, по количеству предприятий торговли и сервиса, оснащенных терминалами, Гродненская область отстает в 1,9 раза от средних по Беларуси показателей. Облисполкомам, Главным управлениям Национального банка, всем банкам, работающим в этих и других областях, необходимо тщательно проанализировать и пересмотреть свои программы, с тем чтобы уже в феврале текущего года принять более напряженные, но реальные планы.
Развитие систем безналичных расчетов хотя и очень важное направление привлечения средств граждан и связывания денежной массы, но все же
только одно из них. Причем результаты этой работы в целом крайне недостаточны, что выражается в первую очередь в показателях налично-эмиссионной деятельности и существенном нарастании импорта потребительских товаров. Так, в 2003 году эмиссионные показатели практически по всем областям республики значительно ухудшились. Только Минск обеспечил изъятие наличных денег, и даже Брестская область, которая раньше всегда работала с изъятием, в прошлом году допустила эмиссию в сумме 34,7 миллиарда рублей. По всем другим областям показатели эмиссии возросли: по Минской — на 13 процентов (более чем до 415 миллиардов рублей), Моги-левской — на 17,8 процента (до 260 миллиардов), Гомельской — на 15 процентов (и почти до 240 миллиардов), Витебской — более чем на 25 процентов (почти до 170 миллиардов), Гродненской области — на 64 процента (и до 92 миллиардов рублей). Еще раз подчеркну, что эти результаты крайне неудовлетворительны, особенно в связи с тем, что актуальность решения задачи связывания денежных средств существенно возрастает.
В 2004 году необходимо обеспечить доведение среднего уровня заработной платы до 190 долларов США в месяц (против 140 в декабре 2003 года, то есть увеличить ее почти в 1,4 раза). И важнейшим условием связывания денежной массы, того, чтобы растущие доходы населения "работали" на нашего производителя, а не на зарубежного, является покрытие потребительского спроса за счет соответствующей массы товаров и услуг (включая банковские). Однако пока в решении данной проблемы не только нет положительных сдвигов, но наоборот, преобладают негативные тенденции. Так, по оценке Национального банка, если в 2000 году сумма потребительского импорта составляла менее 1,5 миллиарда долларов США, то в 2001 году — уже более 1,9 миллиарда, а в 2002 году — более 2,2 миллиарда, то есть она возросла более чем в 1,5 раза за два года. За одиннадцать месяцев 2003 года она увеличилась еще на 260 миллионов долларов США, или на 15 процентов. Это означает, что растущие доходы граждан "работают" не на внутреннего, а на иностранного производителя. И если бы эти деньги остались в экономике Беларуси (более миллиарда долларов за три года), думаю, что сегодня и золотовалютные резервы государства были бы значительно выше и финансовый потенциал банковской системы также мог возрасти (более чем на 20 процентов по сравнению с достигнутым уровнем). То же самое относится и к уровню монетизации экономики, и в целом к возможностям для дальнейшего экономического роста.
В основу разработки Основных направлений на 2004 год положены
параметры социально-экономического развития Республики Беларусь на
2004 год, намеченные в проекте Прогноза на 2004 год.
Достижение данных параметров будет обеспечено, прежде всего, за
счет:
улучшения качественных параметров функционирования экономики на основе разработки и реализации программ структурной перестройки и повышения конкурентоспособности белорусской экономики;
эффективного использования
обеспечения привлечения иностранных инвестиций и внешнего финансирования на основе реализации мер, предусмотренных Национальной программой привлечения инвестиций в экономику Республики Беларусь на период до 2010 года, совершенствования системы привлечения иностранных кредитов, активизации сотрудничества с международными финансовыми организациями;
активизации малого предпринимательства на основе реализации Концепции государственной поддержки и развития малого предпринимательства в Республике Беларусь на 2002 - 2005 годы в направлении обеспечения условий устойчивого развития данного сектора и создания дополнительных рабочих мест посредством развития системы государственной поддержки, упрощения процедуры регистрации;
активизации процессов комплексной реструкт
улучшения финансового положения субъектов хозяйствования на основе реализации программ финансового оздоровления предприятий реального сектора экономики и преодоления платежного кризиса, включая меры по снижению затрат на производство и реализацию продукции;
повышения производительности труда,
сокращения излишней численности занятых
на производстве и совершенствования
механизма распределения доходо
закрепления положительных тенденций,
достигнутых в денежно-
реализации аграрной реформы;
сокращения материалоемкости и энергоемкости производства на основе структурных сдвигов, организационных мер, формирования мотивационного механизма по стимулированию ресурсосбережения, внедрения материале- и энергосберегающих технологий;
Информация о работе Денежно-кредитная политика в Республике Беларусь