Денежно-кредитная политика в Республике Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 20:24, курсовая работа

Описание работы

Совокупность финансовых регуляторов наряду с денежно-кредитным механизмом является основой современной финансовой политики. Ее эффективность в каждый конкретный момент зависит от степени компетенции государства в обеспечении комплексного использования финансово-кредитных рычагов и стимулов.
Финансовое оздоровление экономики невозможно без стабилизации финансово-кредитных отношений, представляющих основу финансовой политики государства.
Именно финансовая политика государства через налоговую, бюджетно-финансовую и денежно-кредитную политику способствует динамичному развитию структурной перестройки экономики.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ЦЕЛИ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ 4
2 ИНСТРУМЕНТЫ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ 7
2.1. Политика обязательных резервов 7
2.2. Рефинансирование коммерческих банков 8
2.3. Операции на открытом рынке 10
2.4. Некоторые административные методы регулирования денежно-кредитной сферы 11
3. ОСНОВНЫЕ ТИПЫ ПРОВЕДЕНИЯ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ (политика дешевых и дорогих денег) 12
4. Денежно-кредитная политика в Республике Беларусь. 15
4.1. Денежно-кредитная политика на современном этапе. 15
4.2.Основные направления денежно-кредитной политики Республики Беларусь на 2002 год 20
Заключение 31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 33

Работа содержит 1 файл

den_kr_pol 6.doc

— 191.00 Кб (Скачать)

формирования инновационно восприимчивого типа экономики, ориентированного на опережающее  развитие наукоемких технологий и отраслей, на основе поэтапного роста наукоемкости ВВП;

расширения внешних и внутреннего  рынков реализации продукции белорусских  производителей на основе Национальной программы развития экспорта, поддержки  отечественных производителей, развития инфраструктуры внешней торговли.

 

В 2004 году сохранится преемственность  целей денежно-кредитной

политики, сложившихся в предыдущие годы. Денежно-кредитная политика в

2004  году   будет  ориентирована   на  защиту  и  обеспечение   устойчивости

белорусского рубля, в том числе его покупательной способности и курса по

отношению к иностранным валютам.

В   обеспечении   устойчивости   белорусского  рубля   в   2004   году

определяющая  роль   будет  принадлежать   политике   его   валютного   курса.

Сильное влияние, оказываемое экономической конъюнктурой в Российской

Федерации на характеристики социально-экономического развития Республики

Беларусь, расширение и углубление интеграционных процессов в развитии

экономики    Республики     Беларусь     и    Российской     Федерации    делают

необходимым  использование  в  2004  году официального  обменного  курса

белорусского рубля к российскому  рублю в качестве контрольного показателя

денежно-кредитной политики.

Уровень обменного курса белорусского рубля к валютам других стран будет определяться на основе кросс-курса российского рубля к валютам других стран. При этом курс белорусского рубля к доллару США будет использоваться в качестве индикативного показателя денежно-кредитной политики.

При определении траектории обменного курса белорусского рубля в 2004 году Национальный банк исходит, прежде всего, из необходимости ограничения инфляционно-девальвационных процессов в стране, а также недопущения его реального укрепления относительно валют стран - основных торговых партнеров Республики Беларусь в размерах, которые могут оказать негативное влияние на состояние внешней торговли и, соответственно, на темпы экономического развития.

Оценка факторов формирования обменного  курса белорусского рубля с учетом данных принципов показывает, что в первом полугодии 2004 г. обменный курс белорусского рубля к российскому рублю может снизиться на 4-5 процентов, и его номинальный уровень на 01.07.2004 составит 76,5 - 77,2 белорусского рубля за 1 российский рубль (приложение).

Начиная со второго полугодия 2004 г. обменный курс белорусского рубля к российскому рублю будет зафиксирован. При этом жесткая фиксация обменного курса белорусского рубля к российскому рублю будет осуществляться при возможном отклонении в отдельные периоды курса белорусского рубля к российскому рублю от курса фиксации до плюс - минус 5 процентов. Это ускорит торможение инфляционных процессов и позволит адаптировать механизмы монетарного и экономического регулирования к условиям валютной интеграции Республики Беларусь и Российской Федерации.

Учитывая то, что в 2004 году Центральный  банк Российской Федерации будет  стремиться не допустить укрепления реального эффективного курса российского  рубля более чем на 7 процентов, при прогнозируемом уровне фиксации официального курса белорусского рубля к российскому рублю официальный курс белорусского рубля к доллару США на 01.07.2004 не превысит 2355 рублей за 1 доллар США, на 01.01.2005 - 2390 рублей за доллар США. Таким образом, за 2004 год официальный курс белорусского рубля к доллару США может снизиться на величину до 10 процентов.

С учетом предполагаемых в 2004 году инфляции в Республике Беларусь и странах - основных торговых партнерах Республики Беларусь, а также динамики курсов валют на мировом валютном рынке  реальный эффективный обменный курс белорусского рубля к валютам стран - основных торговых партнеров Республики Беларусь (в среднегодовом исчислении) в 2004 году по сравнению с 2003 годом будет находиться в пределах от его неизменного значения до снижения на 2 процента. Реальный курс белорусского рубля к российскому рублю (в среднегодовом исчислении) в 2004 году по сравнению с 2003 годом может снизиться на 3 - 4 процента. Это создаст благоприятные условия для роста ценовой конкурентоспособности белорусских товаропроизводителей.

Денежная программа, обеспечивающая выполнение целевого параметра по обменному  курсу белорусского рубля, одновременно будет обеспечивать ограничение  уровня базовой инфляции, стремясь к недопущению общего роста цен  сверх параметров, предусмотренных  в Прогнозе на 2004 год.

В 2004 году продолжится совершенствование  валютного регулирования и валютного  контроля.

Валютное регулирование будет  направлено на дальнейшее сближение  и унификацию условий функционирования валютных рынков Республики Беларусь и Российской Федерации, создание равных условий проведения валютных операций для субъектов хозяйствования России и Беларуси.

Работа по совершенствованию и  унификации законодательства в области  валютного регулирования будет  проводиться в соответствии с  международными соглашениями о единых принципах валютного регулирования и валютного контроля в государствах-участниках Союзного государства.

В рамках данных соглашений в целях  стимулирования роста взаимных инвестиций предполагается провести либерализацию  и упростить порядок проведения операций, связанных с движением капитала, между резидентами Республики Беларусь и Российской Федерации.

Для улучшения и ускорения условий  взаимных расчетов, минимизации издержек предприятий, участвующих во внешнеэкономических  сделках, будет рассмотрен вопрос об открытии в уведомительном порядке счетов в национальных валютах юридическими лицами-резидентами в кредитных организациях Республики Беларусь и Российской Федерации.

Усиление валютного контроля будет  осуществляться в направлении расширения круга проверяемых вопросов и взаимодействия с другими государственными органами валютного регулирования и валютного контроля Республики Беларусь.

Совершенствование методологии контрольной  деятельности и нормативно-правовой базы таможенно-банковского контроля будет осуществляться с учетом проводимой в Союзном государстве стратегии унификации законодательства Российской Федерации и Республики Беларусь.

 

Денежная программа представляет собой взаимоувязанные основные

действия      (операции)      органов      денежно-кредитного      регулирования,

обеспечивающие   достижение   целей   денежно-кредитной   политики   и,   в

частности, обменного курса белорусского рубля к российскому рублю.

Денежная программа включает показатели формирования золотовалютных (международных) резервов и чистых внутренних активов органов денежно-кредитного регулирования, а также денежной базы.

Определяющее значение для достижения целей денежно-кредитной

политики в 2004 году по обеспечению  обменного курса белорусского рубля  к

российскому рублю будет иметь формирование денежного предложения в

белорусских рублях (рублевой денежной массы).

Его параметры будут зависеть от предложения иностранной валюты, формируемого поступлением валютной выручки  на счета предприятий, притоком в  Республику Беларусь иностранного капитала, трансформацией сбережений в иностранной валюте в белорусские рубли, а также от замещения в безналичных расчетах белорусских рублей российскими рублями.

Рост рублевой денежной массы будет  обеспечивать в 2004 году адекватный рост валовых рублевых кредитов банков, объем которых может увеличиться на 27-31 процент. С учетом прогнозируемого в Бюджете на 2004 год финансирования дефицита республиканского бюджета за счет размещения государственных облигаций валовые рублевые кредиты банков экономике за 2004 год могут увеличиться на 26-31 процент, в реальном выражении - на 10-11 процентов. При этом кредитование банками отраслей и секторов экономики будет строиться на рыночных принципах и формироваться под влиянием спроса и платежеспособности предприятий различных отраслей экономики и других агентов экономических отношений, а также конъюнктуры денежного рынка.

Одним из важнейших условий решения  задачи по обеспечению прогнозной динамики обменного курса белорусского рубля  на всех сегментах валютного рынка явится увеличение золотовалютных резервов органов денежно-кредитного регулирования. Их величина будет предопределяться состоянием платежного баланса, масштабом трансформации сбережений агентов экономических отношений в иностранной валюте в сбережения в белорусских рублях.

В 2004 году прирост золотовалютных резервов органов денежно-кредитного регулирования связывается с  предполагаемой покупкой иностранной  валюты и получением доходов от управления золотовалютными резервами. Уровень  чистых иностранных активов органов денежно-кредитного регулирования, являющихся основой формирования золотовалютных резервов государства, на конец 2004 г. может достигнуть 355-620 млн. долларов США.

Данные и другие показатели денежной программы в 2004 году приводятся в приложении.

В условиях сокращения темпов наращивания  денежного предложения особая роль в проведении денежно-кредитной  политики в 2004 году будет принадлежать процентной политике.

Обеспечение предусмотренного изменения  обменного курса белорусского рубля по отношению к российскому рублю вызывает необходимость сближения процентных ставок на всех сегментах финансового рынка Республики Беларусь с процентными ставками в Российской Федерации, поддержания положительной в реальном выражении величины процентных ставок на уровне, способствующем росту сбережений в национальной валюте и расширению доступности кредитов для реального сектора экономики.

Сближение процентных ставок будет  способствовать выравниванию макроэкономических условий в Республике Беларусь и  Российской Федерации и недопущению нежелательного притока в Республику Беларусь краткосрочного спекулятивного капитала. Доходность по активам в национальной валюте будет формироваться на уровне, превышающем доходность по активам в иностранной валюте, что будет способствовать сокращению доли активных денег в составе денежной массы и дальнейшей дедолларизации экономики.

Для достижения указанных целей  Национальный банк будет регулировать базовую ставку рефинансирования и  ставки по своим операциям, обеспечивая  их плавное снижение и максимально возможное сближение с аналогичными ставками по операциям Центрального банка Российской Федерации. По мере замедления инфляционных процессов уровень базовой ставки рефинансирования снизится к концу 2004 г. до 15-19 процентов с учетом прогнозируемого уровня инфляции в 2004 году в пределах 14-18 процентов.

В 2004 году операции на открытом рынке  на аукционной основе (прежде всего - с  ценными бумагами) будут являться основным инструментом Национального  банка по регулированию ликвидности и формированию ставок межбанковского рынка. Кроме того, корректирующее воздействие на ликвидность банковской системы Национальный банк предполагает оказывать посредством операций по фиксированным ставкам, менее привлекательным для банков, что будет стимулировать их участие в аукционных операциях.

Норма и механизм обязательного  резервирования в качестве инструмента  денежно-кредитного регулирования  будут использоваться для регулирования  денежного предложения и текущей  ликвидности банков.

В соответствии с Планом совместных действий произойдет дальнейшее сближение фактического уровня обязательного резервирования в Республике Беларусь и Российской Федерации, и будет создана основа для последующей унификации порядка обязательного резервирования в качестве одной из предпосылок введения единой валюты Союзного государства.

 

Важнейшим условием эффективного проведения денежно-кредитной

политики   является   развитие   и   укрепление   банковской   системы.   Задачи

развития банковского сектора  и направления по их решению определены

Концепцией развития банковской системы.

Для повышения роли банковской системы  в экономическом и социальном развитии страны, расширения ее финансового  потенциала, улучшения количества и  качества выполняемых банковских операций и оказываемых услуг, увеличения добавленной стоимости в секторе банковских услуг в 2004 году на 9-10 процентов в сопоставимом выражении, ресурсная база банков за счет внутренних и внешних источников за этот период должна вырасти не менее чем на 33 процента.

Основными источниками увеличения ресурсной базы банков будут оставаться средства населения и предприятий, их доля в ресурсной базе составит более 50 процентов. Рост депозитов населения и предприятий будет происходить на основе повышения их доходов, увеличения склонности населения к сбережению в банковской системе. При активизации процесса привлечения неорганизованных сбережений населения в банки прирост депозитов физических лиц в 2004 году может составить 0,8-1 трлн. рублей. Важным условием расширения ресурсной базы банков должно стать уменьшение доли проблемной задолженности клиентов и банков к концу 2004 г. до уровня, не превышающего 5 процентов.

Расширение ресурсной базы банков позволит осуществить в 2004 году кредитование экономики, в том числе инвестиционных проектов в объеме около 1,5 трлн. рублей, и предоставление кредитов для осуществления досудебного оздоровления, реализации планов завершения досудебной санации в защитном периоде и планов санации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

Собственный капитал банков в 2004 году должен возрасти не менее чем  на  33   процента.   Основным  источником  его  роста  будут  оставаться инвестиции в уставные  фонды  банков.  Можно ожидать, что в  структуре собственного капитала банков снизится доля переоценки основных средств и возрастет  пропорция  фондов,  сформированных  из  прибыли  и  свободного остатка прибыли. Это повысит способность капитала эффективно решать свою основную задачу - компенсировать риски банковской деятельности.

Информация о работе Денежно-кредитная политика в Республике Беларусь