Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2011 в 19:15, реферат
тип современной общественно-экономической системы, складывающийся в развитых странах Запада и Японии, а также в продвинутых развивающихся странах. Смешанная экономика - это рыночная экономика, в которой активную роль играет государство.
1. Приступая к объяснению нового материала, учитель подчеркивает большую
значимость этой темы (в том числе практическую значимость для учащихся).
Предпринимательство составляет один из факторов производства наряду с
капиталом, землей и трудом. Специфическая роль его заключается в
комбинировании всех названных факторов и приведении их в действие для
производства товаров, услуг.
Предпринимательство более конкретно может быть представлено, во-первых, как
процесс создания нового предприятия или в виде развития уже существующего
(предпринимательство как новаторство); во-вторых, как управление предприятием
(или менеджмент). Суть менеджмента заключается в принятии решений по
наилучшему использованию всех ресурсов. При этом речь идет не об одноразовых
действиях, а об организации систематически принимаемых решений. В результате
этих действий из предприятия формируется нечто целое, которое успешно
реализует главные цели предприятия - достижение успеха на рынке и получение
прибыли.
Кроме того, под предпринимательством понимают определенный способ
хозяйствования, утвердившийся в экономике развитых стран в результате
многовековой эволюции.
Учащиеся должны знать определение из учебника.
Предпринимательство
- это социальный и
закрепленный и регламентируемый законом, имеющий четкую организационную и
правовую структуру, своих представителей в парламенте, а также всевозможные
фонды, движения, партии и ассоциации, защищающие интересы предпринимателей.
Понятие «бизнес» несколько
отличается от понятия «предпринимательство»
Предпринимательство, как нами отмечалось выше, состоит в новаторстве, в
открытии чего-то нового. Бизнес – это любая (не запрещенная законом)
деятельность, нацеленная на получение прибыли. Еще говорят, что бизнес – это
экономический пульс нации, средство, с помощью которого улучшается уровень
жизни общества.
Область деятельности предпринимателя – это, прежде всего, малый бизнес
(например, парикмахерские, различные мастерские, склады, магазины и т. д.).
Большая часть малого бизнеса - это сфера обслуживания и розничной торговли.
Почему так важно развивать малый бизнес? Потому что малые предприятия
быстрее и с меньшими затратами реагируют на рыночные изменения, чем крупные.
Они более гибкие в смысле технологических процессов, обновления ассортимента
и т. д. Кроме того, малый бизнес стал более привлекательным, прежде всего,
для молодых талантливых людей; малые предприятия для своего развития не
требуют бюджетных расходов, и, наконец, малый бизнес является для
государства дополнительным и немалым источником сбора налогов и дает
дополнительные рабочие места.
3. Формы организации бизнеса.
Этот вопрос хорошо изложен в учебнике на с. 104-106. Учитель дает учащимся
задание самостоятельно прочитать этот материал и выписать в тетрадь основные
определения (какие бывают формы организации бизнеса, что такое товарищество,
корпорация).
4. Получение прибыли
- это главная цель любого
но и результат деятельности предприятия, обобщающий показатель его
эффективности. Из прибыли формируются накопления для развития предприятия и
фонды для поощрения собственников и работников данного предприятия.
Существует такое определение прибыли: прибыль - это разница между
доходами и затратами. Доходы – это те деньги, которые мы получаем за
услуги или реализованный товар. Затраты – это средства, которые мы
вкладываем. Вывод: Доходы - Затраты = Прибыль. Если затраты превышают
доходы, то прибыли нет, а есть убыток (Д - 3 = У).
Увеличение прибыли может быть достигнуто за счет следующих факторов: во-
первых, роста цен на выпускаемую продукцию; во-вторых, увеличения объема
выпускаемой продукции; в-третьих, выбора наиболее выгодной структуры
производства; в-четвертых, повышения качества товаров и услуг; в-пятых,
снижения издержек производства (роста производительности труда, экономии
сырья, материалов топлива, более эффективного использования оборудования и
т. д.).
5. Система частного предпринимательства - это:
- частная собственность;
-
распределение ресурсов в
-
конкуренция между
предпринимательства должно быть: «Клиент всегда прав!»
Обычная структура предприятия
Это устаревшая модель организации предприятия, она не ориентирована должным
образом на потребителя, на его потребности. С такой организацией не
добьешься успеха в конкурентной борьбе.
Современная структура
В этой схеме все службы работают на потребителя. (Эти две схемы по заданию
учителя один или два ученика выполняют на листе ватмана как наглядное
пособие.)
6. Последний вопрос учащиеся могут раскрыть сами, выполняя творческую работу.
Можно разбить класс на три группы и дать задание каждой группе методом
мозгового штурма за ограниченное время разработать свой вопрос.
Задания:
1-й группе - ответить на вопрос: Какова роль предпринимателя и
предпринимательства в экономическом развитии страны?
2-й группе: Какие факторы влияют на решение человека стать предпринимателем?
3-й группе: Какие качества личности необходимы предпринимателю?
Задания выполняются на отдельных листах. Выполнив первое задание, группа
выполняет два других; всего - по три задания.
Каждого задание сдается для проверки, обобщения и подведения итогов
экспертной группе. В экспертную группу могут войти, например, три лучших
ученика, выявленных по результатам проведенного перед этим (в самом начале
обсуждения) теста.
Позволяет оценить, есть ли у вас склонность к предпринимательской деятельности.
Инструкция: ответьте, пожалуйста, «да» или «нет» на предложенные вопросы.
1. Умеете ли вы
доводить начатое дело до
препятствия?
2. Умеете ли вы
настоять на принятом решении
или вас можно легко
3. Любите ли вы
брать на себя ответственность,
4. Пользуетесь ли
вы уважением, доверием
5. Вы вполне здоровы?
6. Готовы ли вы трудиться от зари до зари, не получая немедленной отдачи?
7. Любите ли вы общаться и работать с людьми?
8. Умеете ли вы
убеждать других в
9. Понятны ли вам идеи и мысли других?
10. Есть ли опыт
работы в той области, в
дело?
11. Знакомы ли вы
с действующими правилами
заработной платы, ведения бухгалтерского учета?
12. Будет ли в
вашем городе или области
собираетесь предложить?
13. Есть ли у вас начальная подготовка в области маркетинга и финансов?
14. Хорошо ли идут дела в вашем городе (области) у других предпринимателей
вашего профиля?
15. Есть ли у
вас на примете помещение,
16. Располагаете ли
вы какими-либо финансовыми
своего предприятия?
17. Есть ли у
вас возможность привлечь
создаваемого вами предприятия?
18. Есть ли у вас на примете поставщики необходимых вам материалов?
19. Есть ли у
вас на примете толковые
знаниями, которых вам не хватает?
20. Уверены ли
вы в том, что иметь
Примечание. Некоторые вопросы можно исключить или заменить другими (например:
Считаете ли вы хитрость полезным качеством? Можете ли вы заговорить на улице
с незнакомым человеком? Завидуете ли вы успеху ваших знакомых? Обращаетесь ли
на «Вы» к Вашим старшим по возрасту родственникам? Можете ли устно быстро
рассчитать, сколько будет 3% от 3%? Переживаете ли, если вас обсчитали в
магазине? Помните ли дату рождения своих родителей? Способны ли на вокзале
доверить на время чемодан совершенно незнакомому человеку?).
Общее количество вопросов должно быть - 20. Ключ: каждый положительный ответ
дает вам одно очко. Подсчитайте сумму очков.
Результат: если сумма набранных вами очков равна 17 и более, вы имеете все
необходимые качества, чтобы стать предпринимателем. Ваши целеустремленность,
энергия и вера в
успех помогут реализовать
чтобы идея действительно того заслуживала.
Вы набрали от 13 до 17 очков? Ваши шансы на успех в качестве предпринимателя
не столь очевидны. Тем не менее вы можете стать удачливым дельцом,
коммерсантом.
Если у вас менее 13 очков, из вас вряд ли выйдет хороший предприниматель.
Постарайтесь набраться опыта и, прежде чем встать на путь свободного
предпринимательства, еще и еще раз сопоставьте свои интересы, желания и
возможности.
По результатам тестирования отбираются лучшие, например, три ученика, и они
вместе с учителем подводят итоги всей работы. Зачитываются улучшенные,
объединенные варианты ответов.
Учитель объявляет оценки.
Задание на дом:
1. § 14, ответить на вопросы учебника.
2. Работа с основными
понятиями. Можно предложить
совместно с родителями хозяйственную книгу доходов и расходов:
Приход (доход) Расход
Обязательные платежи Питание
Мясные продукты Молочные
продукты (крупы) Овощи, фрукты Кондитерские
изделия Одежда, обувь Хозяйственные товары Культспорттовары