Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2012 в 18:07, курсовая работа
Цель работы – исследование цикличности экономического развития.
Эта цель определила следующие задачи:
1) определение содержания экономического цикла;
2) рассмотреть классификацию и причины экономических циклов;
3) рассмотреть фазы цикла;
4) описать процессы, происходящие в каждом из них и предпосылки перехода от одной фазы к другой;
Введение ……………………………………………………………………….... .3
1.Цикличность экономического развития …………………………………….5
1.1 Сущность, причины и классификация экономических циклов…………5
1.2 Фазы цикла и их характеристика…………………………………………10
1.3 Особенности современных экономических циклов……………………...12
2. Современные теории экономических циклов………………………………17
2.1 Кейнсианские модели экономического цикла……………………………17
2.1.1 Модель взаимодействия мультипликатора и акселератора………….17
2.1.2 Модель Самуэльсона – Хикса……………………………………………19
2.1.3 Модель Тевеса……………………………………………………………..20
2.2 Неоклассические теории экономического цикла………………………...21
2.2.1 Монетаристская теория цикла М. Фридмана…………………………..22
2.2.2 Несовершенная информация……………………………………………..23
2.2.2 Теория реального экономического цикла………………………………26
2.3 Политические теории циклов……………………………………………....28
3. Анализ цикличности экономического развития Республики Беларусь. Антициклическая политика правительства на современном этапе……………………………………………………………………………....31
Заключение……………………………………………………………………….41
Список использованной литературы…………………………………………...44
Если опираться на теорию цикличности экономики и брать за основу все перечисленное выше, можно сделать вывод о том, что наша страна находится на стадии рецессии, которая характеризуется спадом валового внутреннего продукта.
Для сглаживания экономических
колебаний государство
В связи с усилением
давления на международные
Помимо мер, предпринимаемых самими властями в ответ на эти вызовы, было согласовано привлечение внешнего финансирования в рамках программы стабилизации с Антикризисным фондом Евразийского Экономического Сообщества в объеме 3 миллиардов долларов США. Средства должны поступить шестью траншами в течение 2011-2013 годов. Первый транш кредита в размере 800 миллионов долларов США поступил в Беларусь в июне, второй транш кредита в размере 440 миллионов долларов США будет получен в декабре 2011 года. Такое решение принял 30 ноября совет фонда, заседание которого состоялось в Москве.
Хотя сотрудники Фонда
представили довольно
Политика властей нацелена
на существенную корректировку непростой
ситуации с платежным балансом.
В течение первого полугодия 2011
года отрицательное сальдо внешней
торговли достигло 3 миллиардов долларов
США или 10,8 процента ВВП. Дефицит
счета текущих операций за тот
же период составил 5,4 миллиарда долларов
США или 19,3 процента ВВП. Тем не менее,
меры корректировки экономической
политики начинают приносить первые
плоды. В мае текущего года наблюдалось
небольшое положительное
Несмотря на сохраняющиеся
шоки и значительную корректировку
обменного курса, ситуация в финансовой
системе Беларуси остается стабильной.
Удельный вес проблемных кредитов в
совокупном объеме активов, подверженных
кредитному риску, составил 3,5 процента
в 2010 году и сократился до 3,2 процента
по состоянию на 1 августа 2011 года, что
представляет собой один из самых
низких показателей в мире. Достаточность
капитала банковской системы составила
20,5 процента в 2010 году, что значительно
превышает минимальные
Однако вслед за первоначальным оттоком депозитов (в размере 15,6 процента за январь-май) постепенно восстанавливается доверие к банковской системе, и за период с июля вклады населения в национальной валюте выросли на 8,3 процента, а вклады в иностранной валюте – на 1,8 процента. Центральный банк не совершал новых сделок по «обмену депозитами» с коммерческими банками, и власти погашают свои обязательства в иностранной валюте перед банками. Эти действия, в свою очередь, снижают денежное предложение и ужесточают денежно-кредитную политику.
В части налогово-бюджетной
политики сохраняется высокий
уровень дисциплины. Основными целями
бюджетно-налоговой политики
Одним из приоритетов бюджетной политики является сохранение социальной направленности бюджета. Значительную часть в бюджете составляют расходы на выполнение государственных социальных стандартов, обеспечение достойного уровня оплаты труда и пенсий, стипендий, социальных пособий и других выплат социального характера.
В области межбюджетных отношений
реализованы принципы социального
и экономического развития регионов,
повышения их финансовой самостоятельности,
ответственности органов
Одним из важных аспектов фискальной политики для обеспечения устойчивого развития экономики является поддержание дефицита бюджета и государственного долга на экономически безопасном уровне.
Ниже приведены таблицы,
характеризующие динамику основных
параметров бюджета сектора
Таблица 3.1- Основные параметры органов государственного управления
Основные параметры сектора
органов государственного управления* | ||||
2007 отчет |
2008 отчет |
2009 отчет |
2010 отчет | |
Доходы |
49,5 |
50,6 |
45,7 |
41,9 |
Расходы |
49,0 |
49,2 |
46,4 |
43,7 |
Дефицит/профицит |
0,4 |
1,4 |
-0,7 |
-1,8 |
* Сектор органов
Как видно из таблиц 3.1
и 3.2, дефицит бюджета Республики
Беларусь за последние четыре года
соответствует международным
Таблица 3.2 – Уровень дефицита сектора государственного управления отдельных стран.
Уровень дефицита бюджета
сектора государственного управления
отдельных стран | ||||||
2004 |
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 | |
Беларусь |
0,9 |
0,4 |
1,4 |
0,4 |
1,4 |
-0,7 |
Еврозона в среднем |
-2,9 |
-2,5 |
-1,3 |
-0,5 |
-1,8 |
-6,1 |
Бельгия |
-0,4 |
-2,9 |
0,1 |
-0,4 |
-1,4 |
-6,1 |
Чехия |
-2,9 |
-3,6 |
-2,6 |
-0,7 |
-2,7 |
-5,8 |
Германия |
-3,8 |
-3,3 |
-1,6 |
0,3 |
0,1 |
-3,0 |
Испания |
-0,4 |
1,0 |
2,0 |
1,9 |
-4,2 |
-11,1 |
Франция |
-3,6 |
-3,0 |
-2,3 |
-2,7 |
-3,3 |
-7,6 |
Италия |
-3,6 |
-4,4 |
-3,3 |
-1,5 |
-2,7 |
-5,2 |
Нидерланды |
-1,8 |
-0,3 |
0,5 |
0,2 |
0,5 |
-5,4 |
Австрия |
-4,5 |
-1,8 |
-1,6 |
-0,6 |
-0,5 |
-3,5 |
Источник: [21,5]
Сбалансированность бюджета по доходам и расходам и сохранение дефицита на экономически безопасном уровне достигнуто Правительством путем проведения жесткой бюджетно-налоговой политики, которая оказала положительное влияние на макроэкономическую ситуацию в стране.
Сбалансированная бюджетная
Так, по итогам первого квартала 2011 года бюджет исполнен с профицитом в сумме 0,8 трлн. рублей, или 2 процента к ВВП. Сопоставляя его с плановым дефицитом бюджета на 1 квартал (1,5 трлн. рублей) можно констатировать снижение внутреннего спроса в экономике за счет инструментов бюджетной политики на 2,3 трлн. рублей (или 0,8 млрд. долл. США)[21,5].
Реализация комплекса мер бюджетной политики в текущем году позволит решить задачи макрофинансовой сбалансированности и обеспечить снижение дефицита консолидированного бюджета с 6 до 3 трлн. рублей, или с 3 до 1,5 процента к ВВП.
На протяжении ряда лет
в соответствии с утвержденными
Программами социально-
В результате в 2006-2010 годах общее снижение налоговой нагрузки на экономику, рассчитываемой как отношение налоговых поступлений к ВВП, составило 7 процентных пункта.
С 1 января 2011 года в рамках, внесенных в Налоговый кодекс изменений отменены налоговые платежи, являвшиеся особенностью налоговой системы республики, и по количеству применяемых налогов сегодня она соответствует стандартам развитых стран. В результате в 2011 году снижение налоговой нагрузки на экономику составит 0,4 процента к ВВП, что позволит оставить в распоряжении субъектов хозяйствования более 700 млрд. рублей. Это дополнительные инвестиции и оборотные средства в экономике.
В настоящее время основу
налоговой системы составляют 7 налогов:
налог на добавленную стоимость,
акцизы, налог на прибыль, налог на
недвижимость, земельный налог, экологический
налог и взносы в Фонд социальной
защиты населения. Данные налоги применяются
во всех европейских странах и
именно такой их стандартный перечень
позволяет финансировать
Информация о работе Цикличность как содержание макроэкономического развития