Цикличность как содержание макроэкономического развития

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2012 в 18:07, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – исследование цикличности экономического развития.
Эта цель определила следующие задачи:
1) определение содержания экономического цикла;
2) рассмотреть классификацию и причины экономических циклов;
3) рассмотреть фазы цикла;
4) описать процессы, происходящие в каждом из них и предпосылки перехода от одной фазы к другой;

Содержание

Введение ……………………………………………………………………….... .3
1.Цикличность экономического развития …………………………………….5
1.1 Сущность, причины и классификация экономических циклов…………5
1.2 Фазы цикла и их характеристика…………………………………………10
1.3 Особенности современных экономических циклов……………………...12
2. Современные теории экономических циклов………………………………17
2.1 Кейнсианские модели экономического цикла……………………………17
2.1.1 Модель взаимодействия мультипликатора и акселератора………….17
2.1.2 Модель Самуэльсона – Хикса……………………………………………19
2.1.3 Модель Тевеса……………………………………………………………..20
2.2 Неоклассические теории экономического цикла………………………...21
2.2.1 Монетаристская теория цикла М. Фридмана…………………………..22
2.2.2 Несовершенная информация……………………………………………..23
2.2.2 Теория реального экономического цикла………………………………26
2.3 Политические теории циклов……………………………………………....28
3. Анализ цикличности экономического развития Республики Беларусь. Антициклическая политика правительства на современном этапе……………………………………………………………………………....31
Заключение……………………………………………………………………….41
Список использованной литературы…………………………………………...44

Работа содержит 1 файл

2 Современные теории экономических циклов.docx

— 214.68 Кб (Скачать)

Если опираться на теорию цикличности экономики и брать  за основу все перечисленное выше, можно сделать вывод о том, что наша страна находится на стадии рецессии, которая характеризуется  спадом  валового внутреннего продукта.

Для сглаживания экономических  колебаний государство принимает  ряд антикризисных мер. Когда  в феврале 2011 года начали проявляться  последствия решений, принятых в  конце прошлого года, которые проводились  для стимулирования роста и, по крайней  мере, поддержания жизненного уровня населения в ожидании более благоприятных  внешних условий, власти предприняли  своевременные корректирующие меры, чтобы восстановить контроль над  ситуацией. В результате ужесточения  налогово-бюджетной и денежно-кредитной  политики темпы роста промышленного  производства, которые возросли до 15,4 процента в марте, замедлились  начиная с апреля. В первом квартале 2011 года рост ВВП составил 10,9 процента в сравнении с аналогичным  периодом 2010 года, в то время как  за январь-июль ВВП вырос на 8,9 процента.

 В связи с усилением  давления на международные резервы  стала очевидна необходимость  корректировки обменного курса.  Власти осуществили  девальвацию  белорусского рубля по отношению  к корзине валют, в состав  которой входит доллар США,  евро и российский рубль, на 65 процентов в мае или примерно  на 73,5 процента за период с  начала года. Тем не менее, материализовались  связанные с одномоментной девальвацией  риски, по поводу которых власти  выражали свои опасения ранее  в текущем году. Несмотря на  резкое повышение конкурентоспособности,  девальвация привела к высокой  инфляции, росту долларизации и  усилению спроса на иностранную  валюту в условиях отсутствия  ресурсов для смягчения таких  последствий. В этой ситуации  власти были вынуждены прибегнуть  к временным мерам административного  характера, чтобы не допустить  неконтролируемых изменений на  валютном рынке. 

Помимо мер, предпринимаемых  самими властями в ответ на эти  вызовы, было согласовано привлечение  внешнего финансирования в рамках программы  стабилизации с Антикризисным фондом Евразийского Экономического Сообщества в объеме 3 миллиардов долларов США. Средства должны поступить шестью траншами в течение 2011-2013 годов. Первый транш кредита в размере 800 миллионов долларов США поступил в Беларусь в июне, второй транш кредита в размере 440 миллионов долларов США будет получен   в декабре 2011 года. Такое решение принял 30 ноября совет фонда, заседание которого состоялось в Москве.

 Хотя сотрудники Фонда  представили  довольно расплывчатый  отчет по вопросу о сути  этой программы, считая ее «недостаточной»,  власти утверждают, что она согласуется  с предлагаемой Фондом экономической  политикой и содержит комплекс  мер политики и ключевых показателей  эффективности работы, которые позволяют  оценить прогресс в области  стабилизации и последующего  сокращения дефицита счета текущих  операций посредством надлежащей  корректировки курсовой политики  и политики процентных ставок, ужесточения налогово-бюджетной  и денежно-кредитной политики  и реализации структурных реформ. 

Политика властей нацелена на существенную корректировку непростой  ситуации с  платежным балансом. В течение первого полугодия 2011 года отрицательное сальдо внешней  торговли достигло 3 миллиардов долларов США или 10,8 процента ВВП. Дефицит  счета текущих операций за тот  же период составил 5,4 миллиарда долларов США или 19,3 процента ВВП. Тем не менее, меры корректировки экономической  политики начинают приносить первые плоды. В мае текущего года наблюдалось  небольшое положительное значение сальдо внешней торговли. За первые шесть месяцев года темпы роста  экспорта превысили темпы роста  импорта практически на 5 процентных пунктов. За январь-август экспорт товаров увеличился более чем на 10 миллиардов долларов США, услуг - на 540 миллионов долларов США. Важным фактором является тот факт, что высокие темпы роста экспорта обусловлены, в  первую очередь, увеличением физических объемов поставок белорусской продукции более чем на 33% при росте средних экспортных цен на 26%.  В рамках проводимой работы по географической диверсификации экспорта, наращиваются поставки в новые 16 стран, в том числе в Бахрейн, Барбадос, Боливию, Бруней, Камбоджу, Бенин, Доминиканскую республику, Сальвадор, Уругвай. Географическая диверсификция экспорта поддерживается мерами по расширению номенклатуры поставок на традиционные рынки. Предполагается, что эта тенденция позволит добиться дальнейшего превышения темпов роста экспорта над темпами роста импорта в размере 14 процентных пунктов к концу 2011 года.

Несмотря на сохраняющиеся  шоки и значительную корректировку  обменного курса, ситуация в финансовой системе Беларуси остается стабильной. Удельный вес проблемных кредитов в  совокупном объеме активов, подверженных кредитному риску, составил 3,5 процента в 2010 году и сократился до 3,2 процента по состоянию на 1 августа 2011 года, что  представляет собой один из самых  низких показателей в мире. Достаточность  капитала банковской системы составила 20,5 процента в 2010 году, что значительно  превышает минимальные нормативные  требования в размере 8 процентов. Начиная  с января 2011 года показатель достаточности  капитала снизился (хотя это снижение было небольшим) и составил 20,0 процентов. Тем не менее, как отметили сотрудники Фонда, может потребоваться рекапитализация некоторых банков. И этот вопрос очень актулен в настоящее время, так как Нацбанк Беларуси с 20 октября унифицировал обменные курсы белорусского рубля, девальвировав официальный курс на 52%. До этого рыночный курс белорусского рубля легально определялся на биржевой дополнительной сессии, которая просуществовала с 14 сентября до 19 октября 2011 года. Девальвация привела к обесценению банковского капитала и по этой причине власти также уже рассматривают вопрос о  рекапитализации банков. Особенно актуален этот вопрос для государственных банков, которые понесли очень большие потери, так как  если банки не смогут увеличить свой капитал, их возможности по кредитованию экономики будут ограничены и как следствие разговор о каком-то росте ВВП при таком сценарии не уместен.

Однако вслед за первоначальным оттоком депозитов (в размере 15,6 процента за январь-май) постепенно восстанавливается доверие к банковской системе, и за период с июля вклады населения в национальной валюте выросли на 8,3 процента, а вклады в иностранной валюте – на 1,8 процента. Центральный банк не совершал новых сделок по «обмену депозитами» с коммерческими банками, и власти погашают свои обязательства в иностранной валюте перед банками. Эти действия, в свою очередь, снижают денежное предложение и ужесточают денежно-кредитную политику.

 В части налогово-бюджетной  политики  сохраняется высокий  уровень дисциплины. Основными целями  бюджетно-налоговой политики Республики  Беларусь являются обеспечение  финансовой и социальной стабильности, создание макроэкономических условий  для развития эффективной и  конкурентоспособной экономики  и улучшение качества жизни  населения. 

Одним из приоритетов бюджетной  политики является  сохранение социальной направленности бюджета. Значительную часть в бюджете составляют расходы  на выполнение государственных социальных стандартов, обеспечение достойного уровня оплаты труда и пенсий, стипендий, социальных пособий и других выплат социального характера.

В области межбюджетных отношений  реализованы принципы социального  и экономического развития регионов, повышения их финансовой самостоятельности, ответственности органов местного управления и самоуправления за эффективность  бюджетных расходов.

Одним из важных аспектов фискальной политики для обеспечения устойчивого  развития экономики является поддержание  дефицита бюджета и государственного долга на экономически безопасном уровне.

Ниже приведены таблицы, характеризующие динамику основных параметров бюджета сектора государственного управления Республики Беларусь.

 

 

 

Таблица 3.1- Основные параметры  органов государственного управления

 

Основные параметры сектора  органов государственного управления*  
(в процентах к ВВП)

 

2007 отчет

2008 отчет

2009 отчет

2010 отчет

Доходы 

49,5

50,6

45,7

41,9

Расходы

49,0

49,2

46,4

43,7

Дефицит/профицит

0,4

1,4

-0,7

-1,8

         

* Сектор органов государственного  управления включает консолидированный  бюджет Республики Беларусь и  Фонд социальной защиты населения.  Источник : [21,4]

 

Как видно из таблиц  3.1 и 3.2, дефицит бюджета Республики Беларусь за последние четыре года соответствует международным стандартам финансовой безопасности и значительно  ниже уровня бюджетного дефицита большинства  европейских стран:

 

Таблица 3.2 – Уровень дефицита сектора государственного управления отдельных стран.

 

Уровень дефицита бюджета  сектора государственного управления отдельных стран  
(в процентах к ВВП)

             
 

2004

2005

2006

2007

2008

2009

Беларусь

0,9

0,4

1,4

0,4

1,4

-0,7

             

Еврозона в среднем

-2,9

-2,5

-1,3

-0,5

-1,8

-6,1

Бельгия

-0,4

-2,9

0,1

-0,4

-1,4

-6,1

Чехия

-2,9

-3,6

-2,6

-0,7

-2,7

-5,8

Германия

-3,8

-3,3

-1,6

0,3

0,1

-3,0

Испания

-0,4

1,0

2,0

1,9

-4,2

-11,1

Франция

-3,6

-3,0

-2,3

-2,7

-3,3

-7,6

Италия

-3,6

-4,4

-3,3

-1,5

-2,7

-5,2

Нидерланды

-1,8

-0,3

0,5

0,2

0,5

-5,4

Австрия

-4,5

-1,8

-1,6

-0,6

-0,5

-3,5


Источник: [21,5]

 

Сбалансированность бюджета  по доходам и расходам и сохранение дефицита на экономически безопасном уровне достигнуто Правительством путем проведения жесткой бюджетно-налоговой политики, которая оказала положительное влияние на макроэкономическую ситуацию в стране.

Сбалансированная бюджетная политика, проводимая на основе оптимизации расходов бюджета, сохранении бюджетного дефицита и уровня государственного долга  в пределах показателей экономической  безопасности – главная задача Правительства  на 2011-2015 годы.

Так, по итогам первого квартала 2011 года бюджет исполнен с профицитом в сумме 0,8 трлн. рублей, или 2 процента к ВВП. Сопоставляя его с плановым дефицитом бюджета на 1 квартал (1,5 трлн. рублей) можно констатировать снижение внутреннего спроса в экономике за счет инструментов бюджетной политики на 2,3 трлн. рублей (или 0,8 млрд. долл. США)[21,5].

Реализация комплекса  мер бюджетной политики в текущем  году позволит решить задачи макрофинансовой  сбалансированности и обеспечить снижение дефицита консолидированного бюджета  с 6 до 3 трлн. рублей, или с 3 до 1,5 процента к ВВП.

На протяжении ряда лет  в соответствии с утвержденными  Программами социально-экономического развития в Республике Беларусь ведется  планомерная работа по снижению налоговой  нагрузки и упрощению налоговой  системы.

В результате в 2006-2010 годах  общее снижение налоговой нагрузки на экономику, рассчитываемой как отношение  налоговых поступлений к ВВП, составило 7 процентных пункта.

С 1 января 2011 года в рамках, внесенных в Налоговый кодекс изменений отменены налоговые платежи, являвшиеся особенностью налоговой  системы республики, и по количеству применяемых налогов сегодня  она соответствует стандартам развитых стран. В результате в 2011 году снижение налоговой нагрузки на экономику  составит 0,4 процента к ВВП, что позволит оставить в распоряжении субъектов  хозяйствования более 700 млрд. рублей. Это дополнительные инвестиции и  оборотные средства в экономике.

В настоящее время основу налоговой системы составляют 7 налогов: налог на добавленную стоимость, акцизы, налог на прибыль, налог на недвижимость, земельный налог, экологический  налог и взносы в Фонд социальной защиты населения. Данные налоги применяются  во всех европейских странах и  именно такой их стандартный перечень позволяет финансировать государственные  расходы на необходимом уровне, не создавая при этом ограничений для  экономического роста. Из них обычный  плательщик, т.е. не занимающийся производством  и импортом подакцизных товаров  и не осуществляющий добычу полезных ископаемых, обязан уплачивать только 5 налогов: налог на добавленную стоимость, налог на прибыль, налог на недвижимость, земельный налог и взносы на социальное страхование.

Информация о работе Цикличность как содержание макроэкономического развития