Другим стоимостным
показателем состояния человеческого
капитала в образовательной сфере
выступает структура затрат на различные
виды образования. Анализ статданных свидетельствует
о росте затрат в последние
годы на дошкольное образование. Вместе
с тем, колеблется в режиме флуктуации
доля затрат на высшее образование
и несколько уменьшается доля
затрат на среднее специальное образование.
Таким образом, затраты на дошкольное
и общее среднее образование
составляют в республике 2/3 всех затрат
на образование, а затраты на высшее
и среднее специальное - всего 1/6,
что не дает достаточных оснований
для успешного использования.
Значительная дифференциация по заработной
плате наблюдается в разных отраслях экономики.
Нынешняя ситуация характеризуется возрастающей
дифференциацией по уровню заработной
платы между сферами (производственной
и непроизводственной), отраслями, регионами
и предприятиями. Коэффициент межотраслевой
дифференциации в оплате труда в 2008 г.
увеличился до 5,1 раза, тогда как в экономически
развитых странах дифференциация в оплате
труда, как правило, не превышает 2 - 2,5 раза.
В республике принимаются определенные
меры по снижению неоправданной дифференциации
населения по доходам. Вместе с тем, дифференциация
доходов в ситуации перехода к рынку -
это объективно обусловленное явление,
выражающее социально-экономические различия
в положении членов общества в сферах
производства, распределения, обмена и
потребления материальных и духовных
услуг. Основным показателем эффективности
инвестиций в здравоохранение выступает
индекс развития человеческого потенциала
(ИРЧП). В Республике Беларусь этот индекс
снизился с 0,869 в 2003 г. до 0,775 в 2008 г. За счет
снижения индекса ожидаемой продолжительности
жизни с 0,768 до 0,715, а также уменьшения индекса
доходов с 0,938 до 0,707 за данный период. Сейчас
по рейтингу развития человеческого капитала
Беларусь занимает 67 место среди 177 стран
со средним уровнем индекса человеческого
капитала (ИРЧП), опережая по этому показателю
все страны СНГ, кроме России. Однако по
удельному весу расходов на образование
наша страна уступает лишь 15 странам из
группы с высоким уровнем человеческого
развития. Причем, если проанализировать
данные о размере инвестиций в образование,
то следует отметить довольно позитивную
тенденцию увеличения доли расходов в
ВВП на финансирование образования за
последние 13 лет (см.табл.Б.1). Анализ структуры
индексов ИРЧП свидетельствует о том,
что наиболее благоприятными и находящимися
на уровне стран мира с высоким уровнем
развития человеческого потенциала в
Беларуси являются индексы уровня образования
и грамотности взрослого населения. Показательно,
что Республика Беларусь опережает все
страны СНГ по показателю грамотности
взрослого населения (99,6%) и подросткового
населения (99,8%). Это безусловное преимущество
человеческого капитала Беларуси[16,с.63].
Сравнение Республики Беларусь
со странами с высоким уровнем
развития человеческого потенциала
демонстрирует основные различия в
показателях здравоохранения. Прежде
всего, наблюдается разница почти в 10 лет
в ожидаемой продолжительности жизни
при рождении. Она определяется даже не
количеством врачей на 100 тыс. человек
(в Канаде и Японии это количество в 2,5
раза меньше), а здоровым образом жизни
и устойчивым доступом практически всего
населения к основным лекарственным препаратам
(в Беларуси они доступны примерно половине
населения). Эта разница определяется
также уровнем младенческой смертности,
превышающей смертность в высокоразвитых
странах в 4 раза; уровнем детской смертности,
превышающей смертность в этих странах
в 3 - 6 раз. Наконец, эта разница определяется
важнейшими стоимостными показателями
- ВВП на душу населения (в 3 раза меньше,
чем в высокоразвитых странах) и расходами
на здравоохранение (в 5 раз меньше).
Характерно, что основной
прогресс в росте уровня здравоохранения
наблюдался в высокоразвитых странах
в период с 1970 по 2000 год. В 1970 г. Беларусь
обладала в области здравоохранения
близкими к ним показателями, но
не прогрессировала, а с 2000 г. буквально
"откатилась" с 42-го на 57-е место в
рейтинге стран по ИРЧП. В этом году впервые
негативные тенденции преодолены и республика
занимает 53-е место. Что же касается стран
с высоким уровнем человеческого развития,
то за 30 лет они совершили качественный
скачок, увеличив продолжительность жизни
населения в 1,1 раза и сократив младенческую
и детскую смертность в 4 - 5 раз. Очевидно,
что ресурсы и целенаправленная социальная
политика, реализуемая в специальных программах,
позволили им сделать такой рывок в будущее.
На протяжении 2000-х годов в республике
наблюдался "откат" почти по всем
показателям здравоохранения.
Важнейшим стоимостным
показателем состояния человеческого
капитала в рассматриваемой сфере
является доля расходов на здравоохранение
в валовом внутреннем продукте Республики
Беларусь. Постоянный, с небольшими
отклонениями, рост доли затрат на здравоохранение
и физическую культуру из консолидированного
бюджета Республики Беларусь (более
чем в 2 раза за 10 лет) свидетельствует
о том, что снижение средней продолжительности
жизни населения происходило
во многом из-за резкого уменьшения
доходов населения при повышении
цен на основные лекарственные препараты,
а также из-за снижения уровня и
качества жизни. Отметим, что страны
с высоким уровнем развития человеческого
потенциала вкладывают в здравоохранение
в 7 раз, а США как самая богатая
страна - в 11,5 раз больше, нежели Беларусь.
Приоритетным направлением
развития охраны здоровья является формирование
здорового образа жизни; обеспечение стабильной
работы учреждений здравоохранения; расширение
мероприятий по профилактике заболеваний;
совершенствование государственного
регулирования в области обеспечения
лекарственными средствами и изделиями
медицинской техники. В этих целях разработаны
Государственная программа по формированию
здорового образа жизни населения, а также
Концепция лекарственного обеспечения
республики. В рамках закона Республики
Беларусь "О здравоохранении" планируется
разработка Государственной программы
по реорганизации первичной медицинской
помощи населению республики и формированию
категории врачей общей практики, а также
программ, направленных на преодоление
вредных привычек (наркомания, алкоголизм
и др.) [1,c.28].
Динамика человеческого
капитала зависит и от расширенно
воспроизводящихся предпринимательских
способностей. Необходима поддержка
предпринимательства путем строительства
инновационных центров, научно-технологических
парков и инкубаторов малого и
среднего предпринимательства, создания
бюджетных, внебюджетных, венчурных
и других фондов, способствующих предпринимательской
деятельности.
Сформированный, пусть и
самый высокоразвитый человеческий
капитал, станет мертвым грузом, если
он не найдет себе адекватного применения.
Для того, чтобы его использование
способствовало продвижению страны
по пути становления новой экономики,
необходимо создать соответствующие институциональные,
правовые, социальные и экономические
условия.
В октябре 2009 года проводилась
пресс-конференция Президента Республики
Беларусь А.Г. Лукашенко СМИ регионов
России. Александр Григорьевич сказал
следующее: "…Один из наших важнейших
ресурсов — человеческий потенциал.
Этот капитал особенно ценен. И для
его сохранения стоит подумать вот
о чем. В нынешнем году будет сдвоенный
выпуск школьников. Какие у них
перспективы? Чтобы этот вопрос не стоял
жестко, по-моему, имеет смысл обратить
внимание на возможность увеличения
набора в вузы, колледжи и профессиональные
училища. А заодно зафиксировать
стоимость получения образования
на весь срок учебы. Да, это потребует
дополнительных расходов. Но статус учащегося
все же лучше, чем безработного. Да
и в будущем от такого подхода
отдача должна быть соответствующей. Успех,
разумеется, зависит не только от качества
человеческого капитала. Еще важнее
эффективно его использовать. Шагом
в этом направлении могло бы стать
увеличение числа мест в магистратуре,
аспирантуре, научно–технологических
центрах для талантливых выпускников
вузов. Еще один фактор увеличения бюджетных
расходов. На этот раз по статье "Наука".
Но очевидно и то, что наукоемкость
нашего ВВП стоит повысить хотя бы
до китайского уровня в 1,5 процента…"[19].
Повышение эффективности
использования человеческого капитала
связано с изменением в государственных
масштабах стратегии и тактики
инновационного развития Беларуси, суть
которого состоит в разработке механизмов
развертывания новых технологических
укладов производства и перестройки
научно-технической сферы. В сфере науки
- это повышение ее финансирования и одновременно
- оптимизация отраслевой структуры для
концентрации усилий на прорывных направлениях
новых технологических решений. В сфере
образования - перестройка внутренней
структуры этой сферы в пользу увеличения
удельного веса, главным образом, высшего
и поствысшего образования. В сфере здравоохранения
- это ускоренная реализация государственных
специальных программ, нацеленных на повышение
уровня и качества жизни, выполнение государственных
обязательств в плане обеспечения населения
медицинскими услугами и лекарственными
препаратами. Действия, предпринимаемые
в этих направлениях, имеют стратегической
целью создание нормальной по мировым
стандартам системы научной деятельности,
а также систем образования и здравоохранения
как основных предпосылок формирования
и эффективного использования человеческого
капитала в Республике Беларусь.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В результате исследования
вопросов истории, понятия, сущности человеческого
капитала, его форм и способов оценки
как в мире, так и в частности
в Республике Беларусь были сделаны
следующие выводы:
1) Человеческий капитал – мера
воплощенной в человеке способности приносить
доход. Он неотделим от человека, его можно
приобретать без дополнительных инвестиций
путем обучения на рабочем месте. Человеческий
капитал подвержен физическому и моральному
износу: возможности человека могут со
временем снижаться, познания скудеть,
их носитель деградировать, а сами знания
просто устаревать.
2) Анализ существующих подходов
к измерению человеческого капитала позволяет
прийти к выводу, что в мировой практике
сложились два основных подхода к оценке
человеческого капитала: затратный и доходный
(рентный). Затратный подход основан на
суммировании совокупных расходов на
образование, профессиональную подготовку
специалистов и другие затраты общества,
относимым, как правило, к инвестициям
в человеческий капитал. Стоимость человеческого
капитала определяется результатом накопления
чистых инвестиций в развитие как будущего
работника на всех стадиях жизненного
цикла. Доходный принцип предполагает
оценку получаемых работниками доходов,
которые отражают отдачу на средства,
вложенные в соответствующие образовательный
и квалификационный уровни. Применение
доходного подхода к оценке человеческого
капитала обеспечивает , прежде всего,
капитализацию дохода, получаемого от
использования данного вида капитала.
Именно в этом случае отражаются накопление
человеческого капитала каждым поколением
и потенциал его использования в экономической
деятельности на протяжении трудовой
жизни работника.
3) С учетом тенденций развития экономической
науки на Западе, акцентирующей внимание
на роли человеческого капитала как фактора
экономического роста, многие отечественные
экономисты стали выдвигать идею о том,
что инвестиции в человеческий капитал
являются ключевым звеном успешного хода
происходящих трансформационных процессов.
Однако не стоит забывать, что рабочая
сила может стать человеческим капиталом
только в соответствующих институциональных
и макроэкономических условиях. Естественно,
что многие проблемы накопления и эффективного
использования человеческого капитала
как стратегического ресурса новой экономики
носят дискуссионный характер. Однако
не вызывает сомнения то, что привлечение
внимания научной общественности, практиков
хозяйствования политического руководства
страны к этим проблемам будет способствовать
продвижению Республики Беларусь по пути
становления новой экономики.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ
ИСТОЧНИКОВ
1. Агабекова, Н.В, Экономическая
эффективность жизнедеятельности населения:
методология и практика оценки: монография
/ Н.В. Агабекова. – Минск: БГЭУ, 2006. – 194
с.
2. Базылева, Н.М. Трудовые
отношения и экономический рост
в новой экономике / М.Н. Базылева,
О.А. Бабаян. – Минск: Мисанта,
2008. – 128с.
3. Балыхин, Г.А. Управление
развитием образования: организационно-экономические
аспекты/ Г.А. Балыхин. – М.,
2003. – 428с.
4. Беккер, Г. Человеческий
капитал / Г. Беккер// США: экономика,
политика, идеология. 1993. – Гл.11. –
С.109-119.
5. Валентен, С., Нестеров, Л.,
Человеческий потенциал: новые
измерители и новые ориентиры//
Вопросы экономики. – 1999. - №2.
– С.101.
6. Высшая школа: функции,
эффекты, концепции менеджмента
/ М.И. Демчук [и др]; под общ.ред. М.И.
Демчука. – Минск: РИВШ, 2008. – 56с.
7. Ганчеренок, И.И. Управление
кадровым резервом высшей школы:
монография/ И.И. Ганчеренок, А.В.
Ивановский. – Минск, 2006. – 171с.
8. Гуриев, С. Мифы экономики:
заблуждения и стереотипы, которые
распространяют СМИ и политики
/ С. Гуриев. – М.: Альпина Бизнес
Букс, 2006. – 210 с.
9. Зайцев, Г.Г. Управление
персоналом: учеб.пособие / Г.Г. Зайцев.
– Спб, 1997. – 213с.
10. История экономических
учений: учеб.пособие / Г.А. Шмарловская,
А.Н. Тур, Е.Е. Лебедько [и др.]; под
общ. ред. Г.А. Шмарловской. – 5-е изд., стер.
– Минск: Новое знание, 2006. – 340с.
11. Капранова, В.А. Сравнительная
педагогика. Школа и образование
за рубежом: учебн.пособие / В.А.
Капранова. – Минск, 2004. – 222с.
12. Курганский, С.А. Предпринимательские
способности – актив человеческого
капитала / С.А.Курганский // Известия. –
1999. - № 1.- С.13-24.