Между этими показателями
существует определенная зависимость,
которую можно выразить следующей формулой:
Э = (В - Вn) ∙ Ц / З,
где Э - эффективность инвестиций в человеческий
капитал на i-м этапе;
Bn - выработка работника
до обучения;
В - выработка работника
после обучения;
Ц - цена единицы
продукции;
З - инвестиции в
человеческий капитал.
Специфика человеческого
капитала и его оценки проявляется прежде
всего в том, что он не может формироваться
без прямой непосредственном участии
(расходов времени и сил) его будущего
владельца. Образование или профессиональная
подготовка, которая финансируется за
счет государства или предприятия, абсолютно
бесплатная для потребителя, однако требует
от него затрат времени и труда. Чаще наращивания
человеческого капитала сопровождается
и материальными затратами лица или семьи
(потерянные заработки, частичная оплата
обучения, расходы на канцтовары и многое
другое. Поэтому необходимым условием
эффективности инвестирования в человеческий
капитал на уровне государства, регионов
и предприятий является рациональное
понимание и благосклонное отношение
к наращиванию человеческого капитала
со стороны его будущих владельцев. В этой
связи особое значение приобретает необходимость
создания в обществе положительного имиджа
образованности, профессионализма, высокой
квалификации. Одним из перспективных
направлений решения этой задачи является
распространение в обществе идей концепции
человеческого капитала и человеческого
развития [14,c.285].
3 Оценка человеческого
капитала в Республике Беларусь
Для нашей республике в
условиях сравнительной бедности ресурсного
капитала проблема оценки человеческого
капитала имеет особое значение. Согласно
экспериментальным расчетам потенциальных
и реальных объемов накопленного
человеческого капитала, на начало
XXI в. его удельный вес в национальном богатстве
Республики Беларусь составлял 55,4% и был
самым высоким среди всех стран СНГ, а
по показателю накопленного человеческого
капитала на душу населения Беларусь уступала
только Россия (182 и 197 тыс.дол. США соответственно).
В рамках программы развития ООН (ПРООН)
в Республике Беларусь проведена оценка
состояния и использования человеческого
капитала за период с 1990 по 2003г., рассмотрено
состояние науки, образования и здравоохранения
с позиций инвестирования в человеческий
капитал [25,c.148]. Было отмечено, что хотя
в 2003г. Беларусь снова вошла в группу стран
с высоким уровнем индекса человеческого
потенциала, заняв 53-е место, предстоит
еще длинный путь для достижения таких
целей, как увеличение средней продолжительности
жизни (в 85 лет) и обеспечение населению
достойного уровня доходов.
Из анализа состояния
человеческого капитала видно, что
показатели научно-технического потенциала
населения республики ниже пороговых
значений, определенных мировой экономикой,
и общий уровень развития научно-технической
деятельности не может быть оценен
как достаточный для государства,
стремящегося к экономической и
политической независимости. Поэтому
в области науки первостепенными
задачами государства должны быть повышение
ее финансирования и концентрация усилий
на развитие передовых направлений
[1,c.25].
В области здравоохранения
на первый план выступают формирование
здорового образа жизни, увеличение
уровня доходов населения и повышение
качества жизни в целом, так как
снижение ожидаемой продолжительности
жизни, рост заболеваемости и сверхсмертности
мужчин в трудоспособном возрасте, отсутствие
прорыва в области снижения младенческой
и детской смертности наблюдается при
одновременном сохранении масштабов профилактических
мероприятий, количестве врачей на 100 тысяч
человек и достаточно высоком проценте
населения, имеющего устойчивый доступ
к основным лекарственным препаратам.
Проведенное исследование,
в ходе которого было рассмотрено
состояние науки, образования и
здравоохранения с позиции инвестирования
в человеческий капитал, позволяет
оценить современное состояние
человеческого капитала в республике
и определить основные направления
повышения его эффективности. Однако
используемые при анализе показатели
характеризуют в основном только
отдельные параметры развития сферы
образования, науки и здравоохранения,
причем преимущественно количественные
индикаторы, которые не позволяют
выявить совокупное качество получаемых
услуг. Кроме того, за рамками исследования
осталась оценка влияния человеческого
капитала республики на величину валового
внутреннего продукта и национального
дохода.
Национальная система
высшего образования обеспечивает
возрастающие запросы развивающегося
белорусского государства, поддерживает
высокий уровень подготовки специалистов.
Сегодня высшая школа Республики
Беларусь готовит специалистов по 360
специальностям и более чем 1000 специализациям,
что позволяет практически полностью
удовлетворить потребности экономики
в специалистах высшей квалификации.
В соответствии с законом
Республики Беларусь "Об основах
государственной научно-технической
политики" большое внимание уделяется
совершенствованию системы государственного
регулирования научной, научно-технической
и инновационной деятельности, укреплению
и развитию научно-технического потенциала
страны и его ориентации на нужды республики
и конкретных производств. Принятые меры
позволили приостановить негативные процессы
в научно-технической сфере, развернувшиеся
в начале 2000-х годов. Так, научные исследования
и разработки в 2008 г. выполняли почти 32,9
тыс. работников научных организаций и
более 20 тыс. ученых, работающих в сфере
образования, здравоохранения и других
отраслей экономики. В их числе -819 докторов
наук и около 4 тыс. кандидатов наук. В последние
годы темпы сокращения численности работающих
в науке незначительны. Вместе с тем, пока
еще с трудом удается остановить процесс
относительного сокращения финансирования
научно-технической сферы. Наукоемкость
ВВП снизилась с 2,1% в 2000 г. до 0,9% в 2005 г.;
в последующие годы она стабилизировалась
на уровне 0,9 - 1,0%. Началась работа по воссозданию
системы научно-технической информации
на базе современных информационных технологий.
В соответствии с принципами
анализа человеческого капитала
в республике назрела необходимость
провести инвентаризацию и стоимостную
оценку научно-технического потенциала
для выявления направлений технологического
прорыва, по которым Республика Беларусь
может в перспективе выйти на мировой
уровень, сконцентрировав ограниченные
государственные ресурсы на поддержке
этих приоритетов. Необходима также социально-экономическая
переориентация научно-технического потенциала
на опережающее развитие тех технологических
направлений и поколений техники, которые
непосредственно "работают" [1,c.26].
По данным государственной
статистики, в 2010 г. численность работников,
выполнявших научные исследования и разработки,
составила 32119 человек, из которых 19133 человека
(59,6%) - исследователи, 2332 (7,3%) - техники,
6721 (20,9%) - вспомогательный персонал и 3933
человека (12,2%) -прочие работники. Среди
исследователей - 831 доктор наук и 3693 кандидата
наук, составляющих вместе 23,5%; 76,5% исследователей
не имеют ученой степени.
К началу 2011 г. в области технических наук
было сосредоточено 54,1% исследователей,
естественных наук - 23,9%, общественных
наук -7,3%, медицинских - 6,2%, сельскохозяйственных
- 5,7%, гуманитарных наук - 2,8% . Внутренняя
структура научной отрасли во многом отражает
то состояние науки, которое досталось
республике после распада СССР. Советская
наука в значительной мере была милитаризована
и тематика исследований для нужд военно-промышленного
комплекса преобладала над гражданской.
Это и предопределяло концентрацию исследователей
в технических и естественных науках.
Напротив, исследования, ориентированные
на потребительский сектор, были развиты
недостаточно. В отличие от многих развитых
стран с мощной технологической базой,
работающей на потребительский рынок,
Беларусь такую базу только начинает создавать.
Ранее современные машины и оборудование
для легкой и пищевой промышленности импортировались
или ввозились из других регионов бывшего
СССР. Поэтому сегодня особенно трудно
выстраивать отраслевую структуру науки,
ориентированную на обеспечение устойчивого
развития производственной и социальной
сфер.
Одним из главных стоимостных показателей
научно-технического потенциала республики
является доля расходов на научные исследования
и разработки в ВВП, составившем в 2010 г.
16912,6 млрд. руб. В 2010 г. ассигнования на
науку из бюджета составили 67,7 млрд. руб.
(0,4% от ВВП), а затраты на научные исследования
и разработки из всех источников финансирования
- 139,2 млрд. руб. (0,82% от ВВП). Доля расходов
на науку колеблется, вплоть до нынешнего
времени, скорее в режиме флуктуации, нежели
активного роста. Для сравнения укажем,
что в Великобритании и Франции уровень
затрат на науку по отношению к ВВП составляет
более 2%, а в США и Германии - около 3%
[6,c.50].
Мировой опыт показывает,
что научно-технический прогресс
остается наиболее стабильным фактором
накопления финансовых средств для
расширенного воспроизводства, дальнейшего
развития инноваций и наиболее выгодной,
хотя и наиболее рискованной сферой
помещения капитала. В развитых странах
ассигнования в науку не снижались
даже в периоды экономических
спадов и отличались более высокими
темпами роста, чем - в производство.
Согласно мировому опыту, доля научных
расходов в ВВП должна быть не менее
3%, несмотря на неоднозначность представлений
об эффективности этих затрат. Пороговое
же значение расходов на научные исследования
и разработки, по отношению к ВВП,
как одного из показателей экономической
безопасности страны принято считать
равным 2%. Из этого следует, что достигнутый
в республике общий уровень развития
научно-технической деятельности не
может быть оценен как достаточный
для государства, стремящегося к
экономической и политической независимости
в условиях ограниченных собственных
сырьевых и энергетических ресурсов
и сложной экологической обстановки.
Соотношение фактического и порогового
значений показателя затрат на научные
исследования и разработки в процентах
к ВВП составляет в Беларуси 0,4%.
Другим стоимостным
показателем научно-технического потенциала
выступает структура затрат на научные
исследования и разработки по областям
науки. В Беларуси высока доля затрат
на технические науки (почти 60% против,
например, 50% в США), относительно низок
удельный вес расходов на естественные
науки (22,7% в 2001 г.) и очень низок -
на сельскохозяйственные, медицинские
и гуманитарные науки (около 5%) . Очевидно,
что нынешняя структура научного потенциала
республики не способствует социальной
переориентации.
Третьим стоимостным показателем,
отражающим состояние научной сферы
в республике, является структура
внутренних текущих затрат на научные
исследования и разработки по видам
работ. Оценка затрат на научные исследования
и разработки по видам работ свидетельствует
о том, что в технических науках
3/4 затрат направляется на разработки
(в частности на создание новой
продукции и технологий), включающие
в себя проведение опытно-конструкторских
(при создании изделий) и опытно-технологических
(при создании материалов, веществ,
технологий) работ. На фундаментальные
исследования, реально изменяющие традиционный
технологический уклад, в технических
науках затрачивается менее 1/10 выделяемых
средств. В естественных науках на фундаментальные
исследования, нацеленные на получение
новых знаний об основных закономерностях
развития природы, человека, общества
и искусственно созданных объектов, затрачивается
свыше 1/2 средств. В сельскохозяйственных,
медицинских и общественных науках основной
упор делается на финансирование прикладных
научных исследований, направленных на
применение результатов фундаментальных
научных исследований, достижение практических
целей и решение конкретных задач [17].
Соотнесение затрат на научные
исследования и разработки и стоимости
объема выполненных работ, по отношению
к ВВП, позволяет судить об эффективности
использования бюджетных средств.
Так, объем работ, выполненный научными
организациями в 2008 г., составил 0,81% от
валового внутреннего продукта, или 137,7
млрд. руб. Стоит напомнить, что затраты
из республиканского бюджета на научные
исследования и разработки составили
в 2008 г. 67,7 млрд. руб., а из всех источников
финансирования - 139,2 млрд. руб.
Итак, на основании анализа
состояния человеческого капитала
в сфере науки Республики Беларусь
можно сделать вывод о том,
что общие затраты на научные
исследования и разработки практически
окупаются стоимостью объема выполненных
работ. Однако о большем пока говорить
не приходится. Очевидно, что экономический
оборот человеческого капитала за последнее
десятилетие обусловлен заменой
традиционно применяемой технологии
и техники с целью поддержания
непрерывного процесса воспроизводства
и сопровождается подготовкой работников
традиционных профессий на среднем
для той или иной отрасли уровне.
Анализ взаимосвязи натуральных
и стоимостных показателей научно-технического
развития свидетельствует об экономическом
обороте человеческого капитала,
настроенном на воспроизведение традиционной
техники и технологий. Для инновационного
оборота человеческого капитала его научно-технический
потенциал представляется недостаточным,
поскольку показатели этого потенциала
ниже пороговых значений, определенных
мировой экономикой.
Уровень общеобразовательной и
специальной подготовки является одним
из наиболее значимых показателей, характеризующих
человеческий капитал в образовательной
сфере. С точки зрения развития
сети учебных и научных учреждений и динамики
контингента образовательной сферы, наша
страна, несомненно, имеет высокие показатели.
Как следует из таблицы Б.2, за последние
8 лет в Республике Беларусь значительно
увеличилось количество специалистов
с высшим образованием, что способствовало
увеличению насыщенности экономики страны
высококвалифицированными кадрами. Доля
работников, имеющих высшее образование,
возросла с 18,8 до 23,8%. Изменилось распределение
работников по категориям персонала: доля
специалистов возросла с 23,1 до 26,7%, а для
рабочих снизилась с 63,6 до 60,2% (см. табл.Б.3).
Одним из главных стоимостных
показателей состояния человеческого
капитала в образовательной сфере
является доля расходов на образование
в валовом внутреннем продукте Республики
Беларусь. Обращает на себя внимание положительная
динамика роста расходов консолидированного
бюджета Республики Беларусь на социально-культурные
мероприятия и более высокие
темпы роста расходов на образование .Эти
показатели являются порогом эффективности,
который позволяет обеспечивать экономический
рост на инновационной основе. Если по
образовательной емкости ВВП Беларусь
соответствует требованиям инновационного
оборота человеческого капитала
для стран со средним уровнем развития,
то по структуре образования явно отстает
.