Человеческий капитал, оценка человеческого капитала в Республике Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 11:14, курсовая работа

Описание работы

Целью данного научного исследования является изучение основных подходов к определению понятия «человеческий капитал» и способов оценки, для достижения которой необходимо решить следующие задачи:
Раскрыть понятие «человеческий капитал», определить его основные формы.
Изучить способы оценки человеческого капитала
Исследовать способы оценки человеческого капитала в Республике Беларусь.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….4
1 Человеческий капитал: понятие, сущность, инвестиции в него…….........6
Понятие и сущность человеческого капитала…………………………...6
Инвестиции в человеческий капитал……………………………….........10
Способы оценки человеческого капитала и их эволюция………..….....14
Оценка человеческого капитала в Республике Беларусь………….…...22
Заключение…………………………………………………………………....30
Список использованных источников………………………………………..31

Работа содержит 1 файл

курсовая.docx

— 78.54 Кб (Скачать)

Однако само по себе образование  является фактором потенциального экономического роста. Фактором действительного экономического роста оно становится лишь при  условии наличия достаточного количества рабочих мест, где образование  может быть использовано. При соблюдении качественного и количественного соответствия между структурными характеристиками совокупной рабочей силы и объективными потребностями экономики различия в накоплении материально-вещественных и нематериальных элементов богатства общества, возникающие в ходе общественно-воспроизводственного процесса, приводят к тому, что имеющиеся возможности повышения производительности труда не реализуются в полной мере [1,c.22].

Необходимо подчеркнуть, что категория «человеческий  капитал» не отменяет и не подменяет  понятия «рабочая сила». Она раскрывает новые социально значимые характеристики человека в условиях современного производства. Проявление рабочей силы в виде человеческого  капитала только на стадии позднеиндустриальных и постиндустриальных (информационных) технологий при условии гармоничного функционирования всей экономической  системы. Именно при таком характере  экономики актуальным становится накопление человеческого капитала, которое  характеризует и состояние здоровья населения, и его образовательный , профессиональный и культурный уровни с экономической точки зрения, т.е. с позиции способностей населения  к воспроизводству общественного  капитала (включая воспроизводство  самого работника как экономического субъекта).

 

    1. Инвестиции в человеческий капитал

Инвестициями в человеческий капитал называется любая мера, предпринятая для повышения производительности труда. Таким образом, к инвестициям  в человеческий капитал относят  расходы на поддержание здоровья, на получение общего и специального образования; затраты, связанные с  поиском работы, профессиональной подготовкой  на производстве, миграцией, рождением  и воспитанием детей, поиском  экономически значимой информации о  ценах и заработках.

Экономисты выделяют три  вида инвестиций в человеческий капитал:  

  1. расходы на образование, включая общее и специальное, формальное и неформальное, подготовку по месту работы; 
  2. расходы на здравоохранение, складывающиеся из расходов на профилактику заболеваний, медицинское обслуживание, диетическое питание, улучшение жилищных условий;
  3. расходы на мобильность, благодаря которым работники мигрируют из мест с относительно низкой производительностью.

Существует также деление  инвестиций в человеческий капитал  на вещественные и невещественные. К первым относятся все затраты, необходимые для физического  формирования и развития человека (издержки рождения и воспитания детей); ко вторым – накопленные затраты на общее  образование и специальную подготовку, часть накопленных затрат на здравоохранение  и перемещение рабочей силы.

Из всех видов инвестиций в человеческий капитал наиболее важными являются вложения в здоровье и в образование. Общее и специальное  образование улучшают качество, повышают уровень и запас знаний человека, тем самым увеличивают объем  и качество человеческого капитала. Инвестиции же в высшее образование способствуют формированию высококвалифицированных специалистов, высококвалифицированный труд которых оказывает наибольшее влияние на темпы экономического роста.

Инвестиции в образование  по содержательному признаку обычно разделяют на формальные и неформальные[9]. Формальные инвестиции – это получение  среднего, специального и высшего  образования, а также получение  другого образования, профессиональная подготовка на производстве, различные  курсы, обучение в магистратуре, аспирантуре, докторантуре и пр. Неформальные –  это самообразование индивида, к  этому виду относится чтение развивающей  литературы, совершенствование в  различных видах искусства, профессиональное занятие спортом и пр.

Наряду с образованием наиболее важными являются капиталовложения в здоровье. Это приводит к сокращению заболеваний и смертности, продлеванию  трудоспособной жизни человека, а  следовательно, времени функционирования человеческого капитала. Состояние  здоровья человека – это его естественный капитал, часть которого является наследственной, а другая – приобретенной в  результате затрат самого человека и  общества. В течение жизни человека происходит износ человеческого  капитала. Инвестиции, связанные с  охраной здоровья, способны замедлить  данный процесс.

Инвестиции в человеческий капитал имеют ряд особенностей, отличающих их от других видов инвестиций.

1) Отдача от инвестиций в человеческий капитал непосредственно зависит от срока жизни его носителя (от продолжительности трудоспособного периода). Чем раньше делаются вложения в человека, тем быстрее они начинают давать отдачу.

2) Человеческий капитал не только подвержен физическому и моральному износу, но и способен накапливаться и умножаться.

3) По мере накопления человеческого капитала его доходность повышается до определенного предела, ограниченного верхней границей активной трудовой деятельности (активного трудоспособного возраста), а затем резко снижается.

4) Не всякие инвестиции в человека могут быть призваны вложениями в человеческий капитал. Например, затраты, связанные с криминальной деятельностью, не являются инвестициями в человеческий капитал, поскольку общественно нецелесообразны и вредны для общества.

5) Характер и виды вложений в человека обусловлены историческими, национальными, культурными особенностями и традициями.

6) По сравнению с инвестициями в иные различные формы капитала инвестиции в человеческий капитал являются наиболее выгодными как с точки зрения отдельного человека, так и с точки зрения всего общества.

Центральное место в оценивании эффективности инвестиций в человеческий капитал занимает понятие внутренних норм отдачи. Обоснование нормы отдачи базируется на ряде микроэкономических методологических принципов.

Во-первых, предполагается, что различия в заработках отражают различия в производительности.

Во-вторых, постулируется  принцип постоянной максимизации доходов (индивиды как потребители заинтересованы в максимизации доходов всей жизни, а не отдельного периода).

В-третьих, теоретически представляется, что при вложении средств в  подготовку и образование учащиеся и их родители ведут себя рационально, взвешивая соответствующие выгоды и издержки. Подобно «обычным»  предпринимателям они сопоставляют ожидаемую предельную норму отдачи от таких вложений с доходностью  альтернативных инвестиций (процентами по банковским депозитам, дивидендами по ценным бумагам и т.д.). В зависимости от того, что экономически целесообразнее, принимается решение либо о продолжении учебы, либо ее прекращении [1,c.23].

Решение человека о получении (или повышении) образования можно  рассматривать как инвестиционное, и как любое инвестиционное решение  оно определяется сравнением издержек и ожидаемых выгод от инвестиций. Издержки могут быть разовыми или  многократными, поскольку обучение требует времени, а выгода заключается  в ожидаемой разнице потока доходов  человека в зависимости от того, получил или не получил он данное образование. Конечно же, огромное значение на решение о получении человеком высшего или иного образования оказывают не только прямые расходы (плата за образование, за учебные пособия, за проезд и т.п.), но и альтернативные издержки – упущенный доход в виде незаработанных денег на рынке труда или в сфере предпринимательской деятельности. В реальной жизни обучение может быть связано как с издержками, так и с выгодами неденежного характера. К неденежным издержкам обучения можно отнести необходимость посещать лекции, сдавать экзамены (это и стресс, и возможное унижение – особенно неприятные для людей в зрелом возрасте. В то же время обучение в высшем учебном заведении таит в себе неденежные выгоды. Это, например, расширение круга общения, радости и удовольствия студенческой жизни, новые приятные и полезные знакомства, возможность найти спутника жизни среди перспективных и образованных людей, это престижная и интересная работа, возможно связанная с административной властью, и т.п. [14,c.423].

Как показывают многочисленные зарубежные и отечественные исследования, способность к творческой интеллектуализации человеческого ума никак не связана  с этническими особенностями  людей, но они обладают наследственными  признаками. Пятидесятипроцентный «социум» отличает аккуратного, дисциплинированного  немца от творческой концентрации ума  россиянина, ментальной рассудительности белоруса или юмористического сарказма украинца, умелого физиолога растений и человеческой души грузина. Эти  свойства этноса накладывают свой отпечаток  на профессиональные особенности работников разных национальностей. Именно поэтому  правомерно сказать, что воспроизводство  и развитие общества как целостной  системы детерминировано его  генетическими свойствами, которые  реализуются в адекватных конкретных исторических формах и социальных проявлениях [2,c.17].

Знания приносят эффект как  в результате индивидуального, так  и коллективного их потребления. В совокупности этих потребления  они приносят общественный эффект. Объединенные в одну или множество  организационных групп, знания могут  быть разделены на две основные группы – явные и неявные знания. Явные  знания – это обобщенные определенным образом кодифицированные и связанные  в информационную систему представления  о предметах и явлениях окружающей человека действительности. Неявные  знания – это аккумулированный в  сознании человека опыт, набор сведений, комплекс профессиональных действий, которым обладает личность. Неявные  знания могут стать достоянием других людей, но могут и не стать: все  зависит от сложившихся в обществе форм общения и коммуникабельности личности.

Организованные по какому-либо признаку знания обладают эффектом синергии, выражающимся в том, что обособленные в личности знания при групповом  использовании своими полезными  качествами как бы накладываются  друг на друга, наслаиваются, формируя множественный эффект воздействия, который и называется эффектом синергии. Он способен приносить организации  увеличивающийся, в зависимости  от объема и качества синергии, доход. При этом чем в большем объеме и продолжительнее фирма будет  пользоваться коллективными знаниями, тем более ценным становится результат  за счет роста самоусиливающегося цикла знаний. Эффект синергии усиливается за счет совершенствования существующих знаний в процессе обучения и переподготовки работников. Приобретенные вследствие этого знания, особенно специфические для данного производства, являются уникальным ресурсом и выступают надежным оружием в конкурентной борьбе, они приносят фирме ощутимую прибыль.

Развитие и пополнение внутрифирменных знаний может идти по трем основным направлениям. Во-первых, знания пополняются за счет внешней среды. Это происходит путем обучения работников в учреждениях образования, посредством стажировок в других фирмах, участия в работе семинаров, учебе в системе переподготовки кадров работников. Во-вторых, работники целенаправленно  или неосознанно занимаются самообразованием посредством чтения литературы, просмотра телепередач, посещения театра, кино, наконец, в процессе встреч и бесед с сослуживцами. В-третьих, идет постоянный обмен знаниями между отделами, службами, нижестоящими и вышестоящими структурами управлениями посредством предоставления отчетов о деятельности, подачи инструктивных материалов, обмена опытом и т.д. Поэтому все прогрессивно мыслящие управленческие структуры имеют перспективные планы обучения и переподготовки персонала. Любая структура в современном производстве и общественной жизни должна быть обучающейся   и саморазвивающейся, что создает атмосферу доверия, взаимопомощи и преданности организации [15,c.84].

Процесс накопления человеческого  капитала можно представить как  комбинацию из следующих факторов: комплекс профессиональных навыков  и знаний, которые человек использует в своей трудовой деятельности; способность  человека учиться и пополнять  свои знания: одаренность, целеустремленность и смекалка; способность человека делиться своими знаниями и умениями, терпимость и познавательность к  происходящему вокруг. Человек должен постоянно пополнять свою память информацией об окружающем мире и  тогда человеческое сознание будет  развиваться динамично и эффективно, а значит, будет значимым для прогресса  общества. Как утверждают специалисты, компьютеры и программы сами не создают  стоимости, пока умные, обученные и  хорошо осведомленные люди не кладут свои профессионально подготовленные руки на клавиатуру и начинают реализовывать  потенциал, заложенный в программном  обеспечении. Только технология, совмещенная  с хорошим и достаточным обучением, может сделать труд работников производительным и одновременно доставляющим творческое удовлетворение.

 

2 Способы оценки человеческого капитала и их эволюция

В западной традиции сложились три подхода к оценке человеческого капитала.

Первый подход рассматривает  человека не только как носителя профессиональных и трудовых навыков, знаний и способностей, требующих соответствующих инвестиций («неосязаемый капитал»), но и как  объекта вложений в него самого как  социально-биологическое существо («осязаемый капитал»). Так, Дж. Кендрик  оценивает масштабы «осязаемого  капитала» как сумму аккумулированных издержек, связанных с содержанием  детей до трудоспособного возраста. Альтернативные оценки основываются на накопленных за определенный период времени (например, до завершения периода  трудоспособности) вложений в медицинское  обслуживание населения. «Неосязаемый капитал» оценивается как накопленная  стоимость инвестиций в образование  и профессиональные навыки человека. По Дж. Кендрику, интеллектуальный, или  образовательный, капитал уже в  конце 60-х годов в США составлял 86% стоимости «неосязаемого капитала», а весь человеческий капитал обеспечивал  около 50% валового капитала страны.

Информация о работе Человеческий капитал, оценка человеческого капитала в Республике Беларусь