Человеческий капитал» и роль национальных проектов в повышении его качества

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 19:05, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы - это дать определения понятию «человеческий капитал», рассмотреть влияние человеческого капитала на развитие экономики страны, роль национальных проектов в повышении качества человеческого капитала, так же рассмотреть задачи и дать оценку эффективности действующим в России приоритетным национальным проектам «Здоровье», «Образование», «Доступное и комфортное жильё гражданам России» и «Агропромышленный комплекс».

Содержание

Введение 3
1 Теоретические аспекты Человеческого капитала 5
1.1 Понятие «Человеческий капитал» 5
1.2 Инвестиции в человеческий капитал 6
1.3 Демографическая составляющая человеческого капитала 7
2 Роль национальных проектов в развитии человеческого капитала 10
2.1 Значение человеческого капитала в экономике России 10
2.2 Роль приоритетных национальных проектов в России 12
3 Приоритетные национальные проекты России 15
3.1 Национальный проект «Здоровье» 15
3.2 Национальный проект «Образование» 20
3.3 Национальный проект «Доступное жильё гражданам России» 25
3.4 Национальный проект «Развитие Агропромышленного комплекса» 28
Заключение 33
Список использованных источников

Работа содержит 1 файл

Экономическая Теория Курсовая.doc

— 189.00 Кб (Скачать)

       -увеличение объемов реализации  продукции, произведенной ЛПХ и КФХ к 2008 году на 6% (относительно уровня 2005 года);

      -развитие сети сельскохозяйственных  потребительских кооперативов (снабженческо-сбытовых, заготовительных, перерабатывающих, кредитных кооперативов);

     -создание системы земельно-ипотечного кредитования;

          3 по направлению «Обеспечение жильем молодых специалистов  на селе»:

    -строительство (приобретение) 1392,9 тыс.  кв. м жилья и улучшение жилищных  условий не менее 31,64 тыс. молодых  специалистов на селе.

             Основными мероприятиями Национального проекта в 2006-2007 годах предусматривалось:

            По направлению «Ускоренное развитие животноводства»:

            - создание условий для привлечения  инвестиционных ресурсов, необходимых  для развития животноводства и промышленного рыбоводства за счет выделения дополнительных бюджетных средств на субсидирование части затрат на уплату процентов по кредитам на срок до 8 лет, направленным на строительство и модернизацию животноводческих комплексов и предприятий промышленного рыбоводства, а также по кредитам на срок до 5 лет на приобретение племенного скота, племенного материала рыб, техники и оборудования для животноводческих комплексов (ферм) и предприятий промышленного рыбоводства. Кроме того, начиная с 2007 года, предусматривается субсидирование части затрат на уплату процентов по кредитам на срок до 1 года;

           - развитие лизинга племенного  скота, оборудования для животноводства  и промышленного рыбоводства;

          - повышение эффективности таможенно-тарифной политики;

           - субсидирование расходов на  поддержку племенного животноводства, а также с 2007 года северного  оленеводства, табунного коневодства  и овцеводства.

           По направлению «Стимулирование развития малых форм хозяйствования»:

           - создание условий для привлечения малыми формами хозяйствования в АПК кредитов и займов для улучшения их материально-технической базы за счет субсидирования части затрат на уплату процентов по кредитам и займам, полученным ЛПХ, КФХ и создаваемыми ими сельскохозяйственными потребительскими кооперативами в российских кредитных организациях и сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах;

           - развитие сети сельскохозяйственных  потребительских кооперативов, в  том числе: кредитных, перерабатывающих, заготовительных и снабженческо-сбытовых;

          - развитие (создание) системы земельно-ипотечного  кредитования, выдача кредитов под  залог земельных участков.

              По направлению «Обеспечение жильем молодых специалистов (или их семей) на селе»:

          - строительство (приобретение) жилья  для молодых специалистов на  селе.

              Заявленные мероприятия финансируются за счет средств федерального бюджета, средств бюджетов субъектов РФ и внебюджетных источников.

             Всего на финансирование мероприятий в 2006-2007 годах из федерального бюджета было выделено 47,326 млрд. руб. Из них в 2006 году выделено в общей сложности 18,84 млрд. руб. В 2007 году запланировано финансирование в размере 28,486 млрд. руб.

             
 
 

   
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

           Заключение

 
             Экономическое и социальное развитие России в будущем в значительной степени будет зависеть от отношения общества к процессам воспроизводства человеческого капитала. Проблемы в социально-трудовой сфере, безусловно, не могут быть решены без привлечения работодателей, работников, их союзов и ассоциаций и общества в целом. При этом крайне опасно самоустранение государства от регулирования процессов воспроизводства человеческого капитала.

            Если не будут созданы экономические механизмы, обеспечивающие соответствие подготовки кадров требованиям производства, то даже в условиях экономического роста ситуация с занятостью вряд ли кардинально изменится: дефицит рабочих мест вполне может сочетаться со значительными масштабами безработицы. События последних двух лет - яркое тому подтверждение. Кроме того, важнейшую роль играет не только количество, но и качество рабочих мест. Увеличение числа рабочих мест при ухудшении их качественной структуры приведет к «утечке умов» за рубеж и росту иммиграции в Россию неквалифицированной рабочей силы из сопредельных государств. К сожалению, подобный пессимистический сценарий вполне возможен.

           Развитие событий по оптимистическому сценарию предполагает комплексное регулирование обществом всех процессов, происходящих в сфере воспроизводства человеческого капитала. Теория человеческого капитала находится в начальной стадии своего развития, применяя на практике существующие методы расчета и оценки человеческого капитала необходимо сравнивать, проверять и выявлять наиболее приемлемые методики оценки человеческого капитала.

            Нужны не изолированные мероприятия, сколь бы радикальными они ни казались, а осуществление системной государственной политики, активно влияющей на процессы воспроизводства человеческого капитала для перехода экономики на инновационный путь развития.

            На развитие природных способностей (стартовый человеческий капитал) значительное влияние оказывает семья, образовательные учреждения, государственные программы (фонды) по поддержке молодежи.

           Образование является важнейшей составляющей человеческого капитала. Запас знаний, которыми обладает человек, характеризует способность индивида к росту и развитию.

          Интеллектуальный капитал это система определенных человеческих мыслительных, познавательных, творческих способностей, формирующихся у человека в условиях им же воспроизводимых норм созидающей морали, справедливости и высокого уровня культуры.

          Здоровье необходимо для развития физических и познавательных навыков человека. Работоспособность человека в любой сфере экономики, на любой должности в значительной степени зависит от его здоровья.

            Мотивация трудовой деятельности зависит от моральных норм и ценностей, принятых в обществе, престижа и социального статуса той или иной специальности, наличия знаний, необходимых для выполнения профессиональных обязанностей, корпоративной культуры организации, справедливого уровня оплаты труда, государственной политики, направленной на поддержку значительных трудовых достижений.

          Степень мобильности индивидуального человеческого капитала зависит от личных способностей человека, например, быстро адаптироваться в меняющейся обстановке, находить нужные формы деятельности, а также получение информации, которая содействует перемещению работников в те отрасли и регионы, где человеческий капитал используется боле эффективно.

          Для максимального развития каждой из составляющих человеческого капитала необходимо благоприятное влияние всех факторов.

          Развитие человеческого капитала во многом зависит от активизации таких направлений государственной политики как: улучшение систем образования и здравоохранения, поддержка аграрно-промышленного комплекса, повышение доходов населения, улучшение платежеспособного спроса в стране, ликвидация бедности, решения демографических проблем, оптимизация миграционной политики, совершенствование социальной и экономической инфраструктуры, развитие социального партнерства и предпринимательских инициатив, поддержка развития гражданского общества.

          Среди неотложных задач - ориентация бюджетной, административной, налоговой политики на достижение социально-гуманитарных целей, на действительно приоритетное финансирование науки, образования, здравоохранения, культуры, охраны материнства и детства. Необходимо активно задействовать налоговые механизмы для стимулирования инвестиций в развитие человеческого капитала. Для этого требуется в максимальной степени освободить от налогов расходы компаний и граждан на развитие человеческого капитала. Немаловажным аспектом в развитии человеческого капитала является становление сильного социально-ответственного государства, а также создание национальной модели общественного благополучия.

          Приоритетные национальные проекты представляют собой новый инструмент, новую форму деятельности государства в политической, экономической и социальной сферах. По своей квалификационной принадлежности ПНП в большей степени относятся к федеральным целевым программам. Но в то же время в отличие от федеральных целевых программ и других программ, использующих программно-целевой метод, национальные проекты призваны улучшить динамику развития социально-политической сферы. Основная идея запуска ПНП - это поиск альтернативных, более эффективных программ развития, так как федеральные целевые программы в настоящее время не справляются со своими задачами. И именно такой альтернативной программой стали национальные проекты, которые призваны, с одной стороны, повысить результативность решения социально-общественных проблем, с другой - придать импульс обществу на самостоятельное решение своих проблем. Таким образом, национальные проекты являются своеобразным компромиссом между властью, бизнес - сообществом и обществом. Для общества национальные проекты обернулись некоторым усилением внимания власти к социальным нуждам, созданием условий для снижения социального пессимизма у значительных слоев населения России. 

           Несомненно, результаты национальных проектов с момента их запуска дают положительные результаты в сфере улучшения жизни населения страны и соответственно качеству человеческого капитала. За последние два года хоть и не значительно, но улучшается демографическая обстановка в стране, постепенно улучшаются показатели качества медицинского обслуживания и образования, реализуются программы нацеленные на улучшение жилищных условий населения.

            Развитие человека - это и основная  цель, и необходимое условие прогресса  современного общества. Это и сегодня, и в долгосрочной перспективе должен быть абсолютным национальным приоритетом России.

              Подводя итоги и оценивая реализованные за этот период в рамках ПНП мероприятия, хочется согласиться с президентом Д.Медведевым в том, что выдвижение самой идеи национальных проектов является очевидным и бесспорным важным шагом страны к осознанию и обсуждению новой стратегии для России - стратегии развития. Начало на этом важном направлении было положено Президентом России В.Путиным, выдвинувшим и обосновавшим задачу реализации приоритетных проектов в сфере образования, здравоохранения, аграрно-промышленного комплекса и жилищного строительства. Именно эти сферы затрагивают каждого человека, определяют качество жизни и формируют «человеческий капитал» - образованную и здоровую нацию. От состояния этих сфер зависит социальное самочувствие общества, демографическое благополучие страны. Именно в этих сферах граждане в наибольшей мере обоснованно ожидают более активной роли государства, реальных перемен к лучшему.

              Проанализировав реализацию национальных  проектов, видно, что работа ведется  по многим направлениям. Но достигнутые  результаты в масштабах всей  страны достаточно малы, это и  понятно ведь проблемы социальной  сферы копились более 10 лет, наивно предполагать, что сложившиеся системные диспропорции можно безболезненно решить за 1–2 года. Кроме того, существуют и другие факторы, такие как отсутствие нормативной базы, несогласованность действий между регионами и центром, отсутствие должного контроля

             Национальные проекты финансируются  из бюджетов разных уровней,  направлены на повышение качества  жизни народа. На сегодняшний день самым актуальным является контроль  финансов, что позволяет отследить выполнение расходов выделенных средств, определить эффективность расходования средств и причины недоиспользования бюджетных средств. По моему убеждению, главная задача правительства, как на федеральном, так и на местном уровне это соблюдение исполнения всех поставленных задач приоритетными национальными проектами. Со стороны же самих граждан хочется пожелать не самоустраняться от содействия в решении задач собственного развития, а принимать непосредственное участие.

           

          

Информация о работе Человеческий капитал» и роль национальных проектов в повышении его качества