Человеческий капитал» и роль национальных проектов в повышении его качества

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 19:05, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы - это дать определения понятию «человеческий капитал», рассмотреть влияние человеческого капитала на развитие экономики страны, роль национальных проектов в повышении качества человеческого капитала, так же рассмотреть задачи и дать оценку эффективности действующим в России приоритетным национальным проектам «Здоровье», «Образование», «Доступное и комфортное жильё гражданам России» и «Агропромышленный комплекс».

Содержание

Введение 3
1 Теоретические аспекты Человеческого капитала 5
1.1 Понятие «Человеческий капитал» 5
1.2 Инвестиции в человеческий капитал 6
1.3 Демографическая составляющая человеческого капитала 7
2 Роль национальных проектов в развитии человеческого капитала 10
2.1 Значение человеческого капитала в экономике России 10
2.2 Роль приоритетных национальных проектов в России 12
3 Приоритетные национальные проекты России 15
3.1 Национальный проект «Здоровье» 15
3.2 Национальный проект «Образование» 20
3.3 Национальный проект «Доступное жильё гражданам России» 25
3.4 Национальный проект «Развитие Агропромышленного комплекса» 28
Заключение 33
Список использованных источников

Работа содержит 1 файл

Экономическая Теория Курсовая.doc

— 189.00 Кб (Скачать)

                Родовый сертификат включает в себя: талон № 1 родового сертификата, предназначенный для оплаты услуг, оказанных женщинам учреждениями здравоохранения в период беременности на амбулаторно-поликлиническом этапе; талон № 2 родового сертификата, предназначенный для оплаты услуг, оказанных женщинам учреждениями здравоохранения в период родов в родильных домах (отделениях), перинатальных центрах; с 2007 года в родовый сертификат включен талон №3, предназначенный для оплаты услуг детской поликлиники по диспансерному наблюдению ребенка в первый год жизни.

              Родовый сертификат, служащий подтверждением оказания медицинской помощи женщинам в период беременности и родов учреждениями здравоохранения.  
              Учреждения здравоохранения передают эти талоны в отделения Фонда социального страхования. Дополнительные к обычному бюджетному финансированию средства медучреждения получат за каждую пациентку при условии, что роды завершились благополучно.

            Муниципальные и государственные учреждения здравоохранения, имеющие лицензии по специальности «Акушерство и гинекология» и оказывающие медицинскую помощь женщинам в период беременности (женские консультации, акушерско-гинекологические кабинеты поликлиник), получают по 3 000 руб. (в 2006 году - 2 000 руб.) за каждую пациентку, а учреждения здравоохранения, оказывающие медицинскую помощь в период родов (родильные дома, родильные отделения, перинатальные центры), - по 6 000 руб. за каждую женщину (в 2006 году - 5 000 руб.).

            Детские поликлиники, имеющие лицензию по специальности «педиатрия», включенные в программу с 2007 года, за диспансерное наблюдение ребенка в первый год его жизни получают 1 000 руб.

             Полученные за реализацию родовых сертификатов финансовые средства учреждения здравоохранения должны распределять следующим образом: женские консультации должны направлять полученные средства на оплату труда медицинского персонала (35 - 45%), обеспечение беременных женщин медикаментами (20 - 33%) и на оснащение медицинским оборудованием, инструментарием, мягким инвентарем и изделиями медицинского назначения; родильные дома и отделения на оплату труда сотрудников должны направлять 40 - 55% полученных средств, а остальные - на оснащение медицинским оборудованием, инструментарием, мягким инвентарем, а также обеспечение женщин медикаментами, изделиями медицинского назначения и дополнительным питанием; детские поликлиники будут целиком направлять полученные средства на оплату труда медперсонала, за исключением участковых педиатров, врачей общей практики и их медицинских сестер.

            На территории России начинается процедура выдачи полисов обязательного медицинского страхования единого образца (полис ОМС ЕО). В новом полисе не указывается адрес и место работы, с таким документом россияне могут без проблем получить медицинскую помощь в любой точке России.                                                                                                                                

          Выдача полисов ОМС ЕО будет проходить поэтапно и постепенно. Полисы, выданные до 1 мая 2011 года, независимо от срока их действия, даже с истекшим сроком, являются действующими до замены их на полисы ОМС ЕО (до 2014 года).   

           В первую очередь полисы ОМС ЕО получат: инвалиды, ветераны войны и труда; те, кому требуется переоформление полиса: при изменении фамилии, имени, отчества, места жительства, даты и места рождения, при установлении неточности или ошибочности сведений в полисе; не имеющие полиса ОМС по состоянию на 01 мая 2011 года: новорожденные дети (с момента государственной регистрации); лица, вернувшиеся из мест лишения свободы; граждане без определенного места жительства и занятий, - на основании ходатайства о регистрации в качестве застрахованного лица, представляемого учреждениями социальной помощи; граждане, не предъявившие полис в период лечения – на основании ходатайства медицинских организаций.

           Для получения полиса ОМС ЕО гражданам необходимо обратиться с заявлением в выбранную страховую медицинскую организацию. Ну а пока учреждения здравоохранения обязаны беспрепятственно предоставлять застрахованным гражданам медицинскую помощь, как по полисам старого образца, вплоть до 2014 года, так и по полисам ОМС ЕО.

            С начала реализации приоритетного национального проекта в 2010г. отмечены позитивные изменения демографической ситуации в регионах к уровню 2005 года:

          - снижение уровня смертности - на 13%, рождаемость возросла на 16%.

           -укомплектованность врачами первичного звена возросла с 64% в 2005 г. до 79,4% в 2010 г., средним медицинским персоналом - соответственно с 75% до 82%.

           -дополнительные денежные выплаты участковым врачам - 10 тыс. рублей и участковым медсестрам - 5 тыс. рублей, позволили увеличить среднемесячную зарплату врачам до 26,3 тыс. рублей (рост к 2005 году - в 2,9 раза), медсестрам - до 14,3 тыс.рублей (рост к 2005 году - в 2,8 раза) и т.д.

           В рамках реализации национального проекта «Здоровье» в область поступило 260 единиц диагностического оборудования и 91 машина санитарного автотранспорта.

            На оплату оказания медицинской помощи женщинам в период беременности, родов, а также по диспансерному наблюдению ребенка в течение первого года жизни выделено более 904,1 млн.рублей (в т.ч. в 2010 году - 212,6 млн. рублей).

           Высокотехнологичная медицинская помощь в клиниках федерального значения оказана более 9,3 тыс. человек (в 2010 году - 2,25 тыс. чел.).

            В связи с проведением дополнительной иммунизации заболеваемость острым вирусным гепатитом «В» по сравнению с 2006 годом снизилась в 3,7 раза, случаев заболеваемости корью, полиомиелитом и краснухой в области с 2009 года не зарегистрировано.

           В целях формирования здорового образа жизни населения области на базе лечебно-профилактических учреждений области созданы 4 Центра здоровья для взрослых (в гг. Вологда, Череповец, Сокол, Великий Устюг) и 2 детских          Центра (гг. Вологда, Череповец). В 2010 году обследовано более 7,8 тыс. человек.

          В целях снижения социального риска и тяжести последствий при ДТП в области созданы травматологические центры 1-го (на базе ГУЗ «Вологодская областная больница №1») и 2-го (на базе МУЗ «Сокольская ЦРБ») уровней, которые оснащены современным оборудованием. 
 

          3.2 Национальный проект «Образование»

          Сегодня связь между современным, качественным образованием и перспективой построения гражданского общества, эффективной экономики и безопасного государства очевидна. Для страны, которая ориентируется на инновационный путь развития, жизненно важно дать системе образования стимул к движению вперед - это и есть первоочередная задача приоритетного национального проекта «Образование».

           Для реализации данной задачи в проекте предусмотрено несколько взаимодополняющих подходов:

           1 гранты лучшим учителям;

            2 гранты школам, в которых внедряются передовые методики обучения;

           3 оснащение школ учебным оборудованием;

           4 интернетизация школ;

           5 закупка школьных автобусов для села;

           6 гранты и стипендии для талантливой молодежи;

           7 получение начального профессионального образования во время   срочной службы в вооруженных силах;

           8 гранты вузам, ведущим активную инновационную деятельность;

           9 создание двух национальных университетов;

           10 создание бизнес - школ.

          Государство стимулирует учреждения и целые регионы, внедряющие инновационные программы и проекты, поощряет лучших учителей, выплачивает премии талантливой молодежи - то есть делает ставку на лидеров и содействует распространению их опыта. Государство поощряет тех, кто может и хочет работать, – это касается и учащихся школ, и студентов вузов, и преподавателей. Поддержку получают наиболее эффективные и востребованные образовательные практики - образцы качественного образования, обеспечивающего прогресс и профессиональный успех.

           С другой стороны, ряд направлений проекта нацелен на обеспечение доступности, выравнивание условий получения образования: обеспечение для всех школ высокоскоростного доступа к глобальным информационным ресурсам, размещенным в сети Интернет, поставки учебного оборудования и школьных автобусов, организация образования для военнослужащих.

           При этом проект предполагает внедрение новых управленческих механизмов. Создание в школах попечительских и управляющих советов, привлечение общественных организаций (советы ректоров, профсоюзы и т.д.) к управлению образованием - вот способы сделать образовательную систему более прозрачной и восприимчивой к запросам общества. Реализацию этого подхода обеспечивают конкурсные процедуры поддержки, предусмотренные в большинстве мероприятий проекта.

           Кроме того, проект привносит значительные изменения в механизмы финансирования образовательных учреждений. Бюджетные средства на реализацию программ развития, как правило, направляются непосредственно в образовательные учреждения, что способствует развитию их финансовой самостоятельности. Принципы установления поощрений лучшим учителям и доплат за классное руководство задают основы для введения новой системы оплаты труда учителей, ориентированной на стимулирование качества и результативности педагогической работы.

            В рамках национального проекта планируется развивать «инновационное образование».

           В лучших своих образцах оно ориентировано не столько на передачу знаний, которые постоянно устаревают, сколько на овладение базовыми компетенциями, позволяющими затем - по мере необходимости - приобретать знания самостоятельно. Именно поэтому такое образование должно быть связано с практикой более тесно, чем традиционное.

           Объем информации, которой владеет наша цивилизация, удваивается каждые пять лет. Поэтому помимо освоения знаний не менее важным становится освоение техник, с помощью которых можно получать, перерабатывать и использовать новую информацию. Знания при этом осваиваются применительно к тем умениям, которыми овладевают учащиеся в рамках инновационных образовательных программ.

            Снижение конкурентоспособности традиционных институтов образования, а также недостаточная интеграция науки и производства свидетельствуют о необходимости создания принципиально новых учреждений высшего образования. Сегодня традиционное образование как система получения знаний отстает от реальных потребностей современной науки и производства.

            Инновационное образование предполагает обучение в процессе создания новых знаний - за счет интеграции фундаментальной науки, непосредственно учебного процесса и производства.

          Система образования в инновационном вузе должна быть открыта современным научным исследованиям и современной экономике. В учебном плане такого вуза должны присутствовать такие формы обучения, как проектные разработки, тренинги, стажировки на производстве, в научно-исследовательских организациях. Технологическое оснащение учебного процесса должно соответствовать уровню передовой науки.

            В настоящее время наиболее успешными в плане обеспечения инновационного характера развития образовательной деятельности становятся такие высшие учебные заведения, в которых одновременно реализуются следующие три типа процессов: разработка студентами реальных проектов в различных секторах экономики; проведение исследований фундаментального и прикладного характера; использование образовательных технологий, обеспечивающих студентам возможность выбора учебных курсов.

           Государственная поддержка учреждений начального и среднего профессионального образования

           С 2007 года национальный проект «Образование» пополнился новым направлением - ежегодная государственная поддержка на конкурсной основе подготовки рабочих кадров и специалистов для высокотехнологичных производств в государственных образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования (НПО и СПО), внедряющих инновационные образовательные программы.

Информация о работе Человеческий капитал» и роль национальных проектов в повышении его качества