Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 19:05, курсовая работа
Цель курсовой работы - это дать определения понятию «человеческий капитал», рассмотреть влияние человеческого капитала на развитие экономики страны, роль национальных проектов в повышении качества человеческого капитала, так же рассмотреть задачи и дать оценку эффективности действующим в России приоритетным национальным проектам «Здоровье», «Образование», «Доступное и комфортное жильё гражданам России» и «Агропромышленный комплекс».
Введение 3
1 Теоретические аспекты Человеческого капитала 5
1.1 Понятие «Человеческий капитал» 5
1.2 Инвестиции в человеческий капитал 6
1.3 Демографическая составляющая человеческого капитала 7
2 Роль национальных проектов в развитии человеческого капитала 10
2.1 Значение человеческого капитала в экономике России 10
2.2 Роль приоритетных национальных проектов в России 12
3 Приоритетные национальные проекты России 15
3.1 Национальный проект «Здоровье» 15
3.2 Национальный проект «Образование» 20
3.3 Национальный проект «Доступное жильё гражданам России» 25
3.4 Национальный проект «Развитие Агропромышленного комплекса» 28
Заключение 33
Список использованных источников
Образовательное учреждение профсоюзов
«Академия труда и социальных отношений»
Курганский филиал
Социально-экономический
факультет
по дисциплине: «Экономическая теория»
на тему: «Человеческий капитал» и роль национальных проектов в повышении его качества»
Преподаватель
к.ф.-э.н.,доцент
Введение
1 Теоретические
аспекты Человеческого капитала
1.1 Понятие
«Человеческий капитал»
1.2 Инвестиции
в человеческий капитал
1.3 Демографическая
составляющая человеческого капитала
2 Роль национальных проектов в развитии человеческого капитала 10
2.1 Значение человеческого капитала в экономике России 10
2.2 Роль приоритетных национальных проектов в России 12
3 Приоритетные национальные проекты России 15
3.1 Национальный
проект «Здоровье»
3.2 Национальный
проект «Образование»
3.3 Национальный проект «Доступное жильё гражданам России» 25
3.4 Национальный
проект «Развитие
Заключение
Список
использованных источников
Введение
В современном мире человеческий капитал все в большей степени становится источником жизненной силы и развития любого предприятия и общества в целом. Именно человеческий капитал, а не оборудование и производственные запасы, является определяющим фактором повышения конкурентоспособности предприятий, экономического роста и эффективности экономики в целом. Тем не менее, до сих пор в экономической литературе уточняется само понятие человеческого капитала, обсуждаются вопросы приоритетности инвестиций в человеческий капитал, влияние человеческого капитала на устойчивое и конкурентное развитие.
Актуальность этих вопросов в рыночной экономике обусловлена возросшим интересом к созидательным способностям человека, их активизации, интеллектуальной деятельности, что совпадает с всеобщей закономерностью развития современной науки.
Уже предпринимались попытки доказать,
что доходы и выгоды, получаемые самим
человеком, предприятием и государством
в целом, напрямую связаны с объемом и
качеством ресурсов, накапливаемых индивидуумом
и возможностями продуктивного использования
этих ресурсов. Признание первостепенной
роли человека в общественном воспроизводстве
считаем безусловной заслугой основоположников
теории человеческого капитала. А в условиях
формирования инновационной экономики,
постоянно находящейся в состоянии движения,
модернизации и обновления, человеческий
капитал становится не только фактором
экономического роста, но его уровень
определяет конкурентоспособность и соответствующее
место страны в мировой экономике.
Поэтому актуальность проблемы заключается в том, чтобы определить эффективные пути влияния человеческого капитала на повышение конкурентоспособности предприятий, регионов и страны в целом.
Цель курсовой работы - это дать определения
понятию «человеческий капитал», рассмотреть
влияние человеческого капитала на развитие
экономики страны, роль национальных проектов
в повышении качества человеческого капитала,
так же рассмотреть задачи и дать оценку
эффективности действующим в России приоритетным
национальным проектам «Здоровье», «Образование»,
«Доступное и комфортное жильё гражданам
России» и «Агропромышленный комплекс».
1 Теоретические аспекты
человеческого капитала
1.1 Понятие «Человеческий капитал»
Понятие «человеческий капитал» развивает положения о человеческом факторе управления. Теория человеческого капитала наиболее заметное развитие получила в 1950-1980 гг. в работах Г.Беккера, Т.Шульца, Б.Вейсброда, Б.Л. Хансена и других экономистов. Впервые термин использовал Т.Шульц его последователь Г.Беккер - развил эту идею, обосновав эффективность вложений в человеческий капитал и сформулировав экономический подход к человеческому поведению.
Человеческий капитал - это запас, структура и характер знаний, интеллектуальный потенциал (опыт и возможности использования знаний в решении проблем), навыки деятельности, мотивации, образование, жизненный и трудовой опыт, здоровье, географическая мобильность, возможность поиска и получения информации.
В отличии от вещественного человеческий капитал воплощён в человеке и не может продаваться, или передаваться, или оставляться в наследство по завещанию, как деньги или материальные ценности.
Человеческий капитал включает накопленные вложения в такие области деятельности, как образование, профессиональная подготовка, смена деятельности и миграция. Знания и навыки, которыми обладает работник и которые приобретены им благодаря образованию и профессиональной подготовке, включая сноровку, получаемую с опытом работы, составляют определённый запас производительного капитала. Денежная ценность этого запаса капитала определяется ставками заработной платы, по которым человеческий капитал могут арендовать работодатели на рынке труда. Поиск работы и миграция увеличивают ценность человеческого капитала конкретных людей благодаря увеличению цены (ставок заработной платы, получаемой в единицу времени за использование знаний и навыков работника).
Богатство общества в целом можно рассматривать
как совокупность человеческого капитала
и материального (физического) капитала.
Их соотношение сегодня в развитых странах
оценивается как 50% на 50%.
1.2 Инвестиции в человеческий капитал
Концепция «Чикагской школы» предполагает, что вложения средств в образование, здравоохранение, смену деятельности, миграцию проводятся на рациональной основе - ради получения больших доходов в будущем. Эти затраты, или инвестиции, на формирование человеческого капитала являются исключительно важными как для отдельной компании, так и для всего общества. Структура вложений в человеческий капитал включает в себя следующие виды инвестиций: образование, подготовка на производстве; здравоохранение; мотивация; поиск информации и миграция; фундаментальные научные разработки; экология и здоровый образ жизни; культура и досуг.
Инвестиции в человека, осуществляемые им самим, очень разнообразны, будучи с самими разными аспектами человеческой деятельности. Очевидно, что забота о своём здоровье и затраты, с этим связанные, повышают возможности человека на рынке труда. Занятия спортом, культуризмом, полноценное питание, здоровый образ жизни, самообучение могут вполне реально повысить продуктивность и конкурентоспособность человека в сфере трудовой или предпринимательской деятельности.
Ожидаемая отдача от инвестиций в человеческий капитал-это более высокий уровень заработков, большее удовлетворение от избранной работы, более высокая оценка нерыночных видов деятельности.
Важнейшими видами вложений в человека является образование и подготовка на производстве, которые повышают уровень знаний и практических навыков человека, т.е. увеличивают объём человеческого капитала.
Образование - это фактор долговременного действия. Продуктом процесса образования является качественно новая рабочая сила с высоким уровнем квалификации, способная к труду большей сложности.
Инвестиции в образование являются основным, наиболее широко распространённым и глубоко исследованным направлением инвестиций в человеческий капитал. Согласно данным ЮНЕСКО, 60% разницы в доходах людей приходиться на разный уровень образования, а 40% - на все остальные факторы (здоровье, природные способности, социальное происхождение). В нормально функционирующей рыночной экономике более образованные люди получают более высокое вознаграждение за труд. Подобную закономерность обычно объясняют тем, что обучение повышает квалификацию и производительность работника, вырабатывает специальные навыки, знания и привычки к добросовестному труду, дисциплине и организованности, полезные в трудовой деятельности.
Человеческий капитал (т.е. запас знаний и способностей, накопленных работником) может реализоваться только в труде своего обладателя.
Управление социально-экономическими процессами всегда построено на приоритетах. Развитие общества требует изменения приоритетов. Сегодня исключительно важную роль играют приоритеты формирования человеческого капитала. Этими процессами можно и нужно управлять.
Человеческий капитал может проявляться
в двух функциях - как средство и как объект
управления. Его формированием и использованием
можно управлять. Это наиболее заметно
в работе с персоналом, мотивировании
деятельности, организации повышения
квалификации, создании условий развития
индивидуальных способностей, проектировании
необходимой социально - психологической
атмосферы работы (творчество, самостоятельность,
ответственность и пр.).
1.3 Демографическая составляющая человеческого капитала
Человеческий капитал любой страны составляет сам человек, т.е. население, и при его оценке первостепенно рассматривается демографическая ситуация страны.
Демографическая ситуация в России характеризуется
следующими явлениями и процессами: крайне
низкая рождаемость, относительно
высокий уровень смертности населения,
естественная убыль и депопуляция (абсолютное
уменьшение численности) населения, сверхсмертность
мужчин в рабочем возрасте, относительно
низкие показатели продолжительности
жизни населения и очень большая разница
их у женщин и у мужчин, старение население
и трудовых ресурсов, большой процент
миграции.
В целом о демографической ситуации страны
можно судить по следующим показателям:
рождаемость, смертность, средняя продолжительность
жизни, естественная прибыль, убыль населения.
Все эти явления, процессы и показатели
оказывают значительное влияние на формирование
трудовых ресурсов, т.к. трудовые ресурсы
являются частью населения страны в целом.
Формирование трудовых ресурсов предопределяются процессом воспроизводства населения, т.е. их постоянного возобновления в результате естественного движения (изменения численности и структуры населения в результате рождений и смертей), миграции и перехода людей из одного состояния в другое (социального движения).
Последствиями, например, депопуляции
является сокращение численности трудоспособного
и экономически активного населения, что
приводит к снижению уровня внутреннего
валового продукта (ВВП).
Пути решения проблемы:
Информация о работе Человеческий капитал» и роль национальных проектов в повышении его качества