Человеческий капитал и его влияние на экономический рост в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Июня 2013 в 10:35, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы - выяснить роль человеческого капитала и его влияние на экономический рост в России. В ходе курсовой работы необходимо решить следующие задачи: понять, что такое человеческий капитал, ознакомиться с его видами, рассмотреть политику инвестирования в человеческий капитал и результаты инвестирования.

Содержание

Введение. 3
Глава I. Содержание понятия человеческий капитал. 4
1.1. Сущность человеческого капитала как экономической категории. 4
1.2. Виды человеческого капитала. 7
Глава II. Инвестиции в человеческий капитал. 10
2.1. Источники инвестирования. 10
2.2. Инвестиции в науку и образование. 12
2.3 Инвестиции в послевузовское образование. 16
2.4 Инвестиции в здравоохранение. 17
Глава III. Оценка эффективности инвестиций в человека. 22
3.1. Основные показатели эффективности инвестиции в человеческий капитал. 22
3.2. Результаты инвестирования. 26
Заключение. 30
Список используемых источников и литературы. 31

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа..docx

— 109.28 Кб (Скачать)

   Важная роль в инвестировании  данной области принадлежит государству. Инвестирование осуществляется с помощью принудительных и побудительных мер. К принудительным мерам относятся обязательное для всех образование в объеме средней школы, обязательные медицинские профилактические мероприятия и другое. Но главное  место занимают, конечно, побудительные меры. Государство располагает двумя действенными способами, которые используются с целью изменения размеров частных инвестиций в человека, предпринимаемых автоматически через рынок: оно может повлиять на доходы тех, кто делает, а также в состоянии регулировать цену приобретения человеческого капитала.

      В создании  активов человеческого капитала  немаловажное место занимают отдельные компании. Они зачастую выступают в качестве самых эффективных производителей этого капитала, поскольку владеют условиями, при которых может быть дана соответствующая текущим потребностям подготовка персонала, а также обладают информацией о наиболее перспективных направлениях вложения средств в обучение и подготовку. Однако фирмы осуществляют инвестиции до тех пор, пока эти инвестиции приносят чистый доход.

     На  микроуровне  инвестиции в человеческий капитал  представлены такими статьями  затрат, как повышение квалификации  работников; оплата больничных листов  нетрудоспособности; затраты по  охране труда; добровольное медицинское  страхование, оплаченное фирмой; оплата медицинских и других социальных услуг за работника фирмы; благотворительная помощь социальным институтам и многое другое.

      Собственными  инвестиционными ресурсами на  предприятии выступают нераспределенная  прибыль и амортизация. При  расширенном воспроизводстве прибыль,  как известно, распределяется на  две части — накопление и  доход, идущий на личное потребление  и другие цели. Вкладывая деньги  в тот или иной объект, владельцы  компании отказываются от текущего  потребления в пользу будущего  роста доходов. Решение о целесообразности инвестирования средств в человеческий капитал принимается на основе серьезных расчетов и прогнозов повышения прибыльности компании.

    Инвестиции  в человеческий капитал на уровне семьи также очень важны, поскольку все составляющие  человеческого капитала приобретаются и увеличиваются посредством инвестиций, которые семья вкладывает в своего ребенка даже не с его рождения, а с принятия решении иметь детей. С одной стороны, дети для родителей – это источник удовлетворения потребности в семье, но с другой стороны,  воспитание детей – это источник немалых затрат, как явных, так и не явных (прежде всего, времени родителей).

     Накопление  интеллектуальных и психофизиологических  способностей человека в семье  является фундаментом для дальнейшего  развития и постоянного совершенствования  человеческого капитала индивида. Инвестиции в развитие человеческого  капитала детей не только является  основой их собственного развития, но и служит базой для формирования  совокупного человеческого капитала  будущих поколений. В результате  формируются различные типы человеческого  капитала, создаются базовые психофизиологические  умственные способности, формируется  личность.

    Инвестиции  в человека, осуществляемые им самим, очень разнообразны, так как связаны  с самыми разными аспектами человеческой деятельности. Очевидно, что забота о своем собственном здоровье и затраты, с этим связанные, повышают возможности человека на рынке труда. Решение человека о получении (или повышении) образования можно рассматривать как решение инвестиционное, и, как любое инвестиционное решение, оно определяется сравнением издержек и ожидаемых выгод от инвестиций.

     Издержки  могут  быть разовыми или многократными,  поскольку обучение требует времени,  а выгода заключается в ожидаемой   разнице потока доходов человека  в зависимости от того, получил   или не получил он данное  образование. Конечно же, огромное  значение на решение о получении  человеком высшего образования  оказывают не только прямые расходы (оплата обучения, учебной литературы и тому подобное), но и альтернативные издержки – упущенный доход в виде незаработанных денег на рынке труда или в сфере предпринимательской деятельности.

Инвестиционная политика международных организаций также  немаловажна для России. Доля иностранных инвестиций в человеческий капитал очень мала, однако тенденции к ее увеличению все же имеются.

 

 

2.2.   Инвестиции в науку и образование.

Наиболее изучаемое  направление инвестиций в человеческий капитал - инвестиции в образование. В нормально функционирующей рыночной экономике более образованные люди получают более высокое вознаграждение за труд (зарплату и социальный пакет). Такая закономерность объясняется тем, что обучение повышает продуктивность работника, дает ему специальные навыки, знания и привычки (к добросовестному труду, дисциплине и организованности), полезные в трудовой деятельности. Также более высокий уровень образования свидетельствует о более высоких способностях, которые сами по себе делают работника нужным работодателю.

Поддержка и развитие системы  образования - одна из основных задач  государства. Как правило, всем гражданам  обеспечивается возможность получения  бесплатного среднего образования, у молодежи есть возможность бесплатно учиться и в высших учебных заведениях (государственных).

Государство обеспечивает выделение  бюджетных ассигнований на образование  с учетом его приоритетности по текущим  бюджетным программам и бюджетным  программам развития. Так в 2011 году объём средств федерального бюджета по разделу "Образование" составил 495,8 млрд. рублей, что на 28 % больше по сравнению с 2010 годом и на 50 % больше, чем в предкризисном 2008 году. По сравнению с 2010 годом на 15 % увеличатся расходы федерального бюджета на высшее и послевузовское профессиональное образование, в 2 раза - расходы на прикладные научные исследования в области образования. Однако проект закона о федеральном бюджете на 2013 год и период 2014-2015 годов предполагает снижение расходов по некоторым разделам, в том числе образование.

 Расходы на образование, согласно законопроекту, должны снизиться с 605,7 млрд руб. в 2013 году до 547,7 млрд руб. в 2014 году. В 2015 году расходы на образование вырастут до 572,6 млрд руб., но все же это ниже уровня 2013 года.

Что качается частных инвестиций в образование, известна следующая информация. Опрос 10,5 тысячи родителей с детьми в возрасте от 13 до 20 лет на предмет готовности оплачивать высшее образование своих детей показал, что почти 60% семей считает получение диплома ребенком одной из первостепенных финансовых задач. Родители готовы на серьезные материальные траты ради получения детьми диплома университета. Занимательным является то, что среди родителей с высшим образованием процент готовых платить за обучение детей выше (70,2%), чем среди родителей, которые окончили только школу (49,3%).  Самым дорогостоящим на платных отделениях является обучение в медицинских вузах. Стоимость этой услуги в среднем чуть более 100 000 рублей в год. Гораздо ниже цены в технических вузах, где год обучения в среднем обходится в 51 500 рублей. Обучение студентов-контрактников в классических государственных вузах стоит примерно 70 тысяч рублей в год. На самом деле, тот факт, что родители готовы  потратить немалое количество денег на обучение детей, является большим показателем понимания и ценности человеческого капитала.

В ходе проведения Международного симпозиума "Инвестиции в образование - вклад в будущее", который состоялся в Москве в 2010 году, было отмечено, что раньше наука была сосредоточена в НИИ (Научно-исследовательский институт) и в институтах Академий наук. Сейчас большие средства инвестируются в то, чтобы развивать науку именно в вузах. И есть три направления такой работы: создание инновационной инфраструктуры, привлечение ведущих ученых, уехавших за рубеж и сотрудничество с наукоемкими отраслями бизнеса. Студентами вузов в России становятся около 80 % выпускников школ, поэтому инвестирование в этой области крайне важно.

 За прошедшие годы разработаны и приняты стратегические документы, касающиеся науки и инновационного развития, реализуется целый ряд конкретных программ по развитию системы высшего образования, привлечению молодежи в науку, содействию инновационной деятельности. Значительно повысилась экспертная функция ученых. Разрабатываются различные средне- и долгосрочные стратегические документы федерального, регионального и отраслевого уровней, что в принципе невозможно без широкого привлечения научных подходов и исследований. Ученые и изобретатели, в том числе и молодые, значительно чаще стали появляться в качестве героев материалов СМИ. Увеличилось число научно-популярных передач и Интернет-ресурсов.

В Концепции  долгосрочного  социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р (КДР), поставлена задача «обеспечить научное и технологическое лидерство России в мире по направлениям,  определяющим ее конкурентные преимущества и национальную безопасность», и говорится о необходимости «повысить эффективность сектора генерации знаний (фундаментальной и прикладной науки)».

Одним из первых указов Президента России В.В.Путина после его вступления в должность стал Указ № 599 от 7 мая 2012 года «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки», кроме того, вопросы науки, инноваций, образования часто упоминаются и в других Указах Президента России. В них установлены следующие показатели в области науки и высшего образования, которые должны быть достигнуты в результате реализации государственной политики в сфере образования и науки:

- вхождение к 2020 году  не менее пяти российских университетов  в первую сотню ведущих мировых  университетов согласно мировому  рейтингу университетов;

- увеличение к 2018 году  общего объёма финансирования  государственных научных фондов  до 25 млрд. рублей;

- увеличение к 2015 году  внутренних затрат на исследования  и разработки до 1,77 процента внутреннего  валового продукта с увеличением  доли образовательных учреждений  высшего профессионального образования  в затратах до 11,4 процента;

- увеличение к 2015 году  доли публикаций российских исследователей  в общем количестве публикаций  в мировых научных журналах, индексируемых  в базе данных «Сеть науки» (Web of Science), до 2,44 процента.

Данные показатели создают  основу для выстраивания стратегии  и тактики повышения эффективности  работы научно-образовательной сферы  и определяют выбор адекватных инструментов ее развития.

 

 

 

2.3   Инвестиции в послевузовское образование.

При характеристике инвестиций в будущее предприятия на первый план выходят инвестиции в человеческий капитал. Поскольку мир не стоит на месте профессиональные знания устаревают, в зависимости от профессии, со скоростью от 3-х до 10-ти лет. Для обеспечения нормального функционирования современной экономике, процесс обучения должен быть непрерывным.

Главным ресурсом любой фирмы  является оборотный капитал - это люди. Деньги - это важно, но люди, которые работают в организации, гораздо важнее.

Чтобы прагматично смотреть на людей, следует считать их инвестициями. Приобретение и удержание их стоит  денег, и они должны дать отдачу на эти издержки; их ценность растет по мере роста эффективности их работы в должности и способности  брать на себя больше ответственности. Как правило, чем выше образование у человека, тем большую заработную плату он получает, тем шире его возможности устроиться на престижную работу, лучше адаптация к изменениям, вызванным НТР.

 Вложение средств в обучение персонала, в его подготовку, в повышение эффективности его работы может быть самым эффективным вложением средств, потому что подготовленный и натренированный персонал сможет дать прибыль, многократно перекрывающую стоимость его обучения и тренировки.

Инвестиции в послевузовское образование играют положительную  роль и для государства, оно оказывается совладельцем приобретенного капитала образования, в последующем на этом основании получая немалые проценты в виде прямых и косвенных налогов на доходы специалиста.

Таким образом, инвестирование послевузовского образования выгодно  всем экономическим субъектам. 

 

2.4   Инвестиции в здравоохранение.

Здоровье в обыденной  жизни является важнейшей ценностью. Здоровье, сила, выносливость, работоспособность – необходимые качества личности для выполнения любой работы. Поскольку работать надо по 7-8 часов в день каждый месяц и год, то запас сил и энергии должен быть достаточным и воспроизводиться ежедневно через нормальное питание, отдых, информационную подпитку. Задачей медицинской науки и практики является познание процессов, происходящих в организме человека, с целью сохранения и укрепления его здоровья, а также разработки и практического применения методов (методик) диагностики, предупреждения и лечения болезней. В этом же заинтересован и каждый человек. На состояние здоровья обращают внимание и работодатели, особенно по тем профессиям и рабочим местам, где имеются высокие требования. Летчик и космонавт, оператор атомной станции, водитель автобуса и шофер – дальнобойщик – эти и другие миллионы рабочих мест предъявляют к работнику жесткие требования к состоянию физических сил и психологической устойчивости.

Информация о работе Человеческий капитал и его влияние на экономический рост в России