Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Июня 2013 в 10:35, курсовая работа
Цель данной работы - выяснить роль человеческого капитала и его влияние на экономический рост в России. В ходе курсовой работы необходимо решить следующие задачи: понять, что такое человеческий капитал, ознакомиться с его видами, рассмотреть политику инвестирования в человеческий капитал и результаты инвестирования.
Введение. 3
Глава I. Содержание понятия человеческий капитал. 4
1.1. Сущность человеческого капитала как экономической категории. 4
1.2. Виды человеческого капитала. 7
Глава II. Инвестиции в человеческий капитал. 10
2.1. Источники инвестирования. 10
2.2. Инвестиции в науку и образование. 12
2.3 Инвестиции в послевузовское образование. 16
2.4 Инвестиции в здравоохранение. 17
Глава III. Оценка эффективности инвестиций в человека. 22
3.1. Основные показатели эффективности инвестиции в человеческий капитал. 22
3.2. Результаты инвестирования. 26
Заключение. 30
Список используемых источников и литературы. 31
Важная роль в инвестировании данной области принадлежит государству. Инвестирование осуществляется с помощью принудительных и побудительных мер. К принудительным мерам относятся обязательное для всех образование в объеме средней школы, обязательные медицинские профилактические мероприятия и другое. Но главное место занимают, конечно, побудительные меры. Государство располагает двумя действенными способами, которые используются с целью изменения размеров частных инвестиций в человека, предпринимаемых автоматически через рынок: оно может повлиять на доходы тех, кто делает, а также в состоянии регулировать цену приобретения человеческого капитала.
В создании
активов человеческого
На микроуровне
инвестиции в человеческий
Собственными
инвестиционными ресурсами на
предприятии выступают
Инвестиции в человеческий капитал на уровне семьи также очень важны, поскольку все составляющие человеческого капитала приобретаются и увеличиваются посредством инвестиций, которые семья вкладывает в своего ребенка даже не с его рождения, а с принятия решении иметь детей. С одной стороны, дети для родителей – это источник удовлетворения потребности в семье, но с другой стороны, воспитание детей – это источник немалых затрат, как явных, так и не явных (прежде всего, времени родителей).
Накопление
интеллектуальных и
Инвестиции в человека, осуществляемые им самим, очень разнообразны, так как связаны с самыми разными аспектами человеческой деятельности. Очевидно, что забота о своем собственном здоровье и затраты, с этим связанные, повышают возможности человека на рынке труда. Решение человека о получении (или повышении) образования можно рассматривать как решение инвестиционное, и, как любое инвестиционное решение, оно определяется сравнением издержек и ожидаемых выгод от инвестиций.
Издержки могут
быть разовыми или
Инвестиционная политика
международных организаций
2.2. Инвестиции в науку и образование.
Наиболее изучаемое направление инвестиций в человеческий капитал - инвестиции в образование. В нормально функционирующей рыночной экономике более образованные люди получают более высокое вознаграждение за труд (зарплату и социальный пакет). Такая закономерность объясняется тем, что обучение повышает продуктивность работника, дает ему специальные навыки, знания и привычки (к добросовестному труду, дисциплине и организованности), полезные в трудовой деятельности. Также более высокий уровень образования свидетельствует о более высоких способностях, которые сами по себе делают работника нужным работодателю.
Поддержка и развитие системы образования - одна из основных задач государства. Как правило, всем гражданам обеспечивается возможность получения бесплатного среднего образования, у молодежи есть возможность бесплатно учиться и в высших учебных заведениях (государственных).
Государство обеспечивает выделение бюджетных ассигнований на образование с учетом его приоритетности по текущим бюджетным программам и бюджетным программам развития. Так в 2011 году объём средств федерального бюджета по разделу "Образование" составил 495,8 млрд. рублей, что на 28 % больше по сравнению с 2010 годом и на 50 % больше, чем в предкризисном 2008 году. По сравнению с 2010 годом на 15 % увеличатся расходы федерального бюджета на высшее и послевузовское профессиональное образование, в 2 раза - расходы на прикладные научные исследования в области образования. Однако проект закона о федеральном бюджете на 2013 год и период 2014-2015 годов предполагает снижение расходов по некоторым разделам, в том числе образование.
Расходы на образование, согласно законопроекту, должны снизиться с 605,7 млрд руб. в 2013 году до 547,7 млрд руб. в 2014 году. В 2015 году расходы на образование вырастут до 572,6 млрд руб., но все же это ниже уровня 2013 года.
Что качается частных инвестиций в образование, известна следующая информация. Опрос 10,5 тысячи родителей с детьми в возрасте от 13 до 20 лет на предмет готовности оплачивать высшее образование своих детей показал, что почти 60% семей считает получение диплома ребенком одной из первостепенных финансовых задач. Родители готовы на серьезные материальные траты ради получения детьми диплома университета. Занимательным является то, что среди родителей с высшим образованием процент готовых платить за обучение детей выше (70,2%), чем среди родителей, которые окончили только школу (49,3%). Самым дорогостоящим на платных отделениях является обучение в медицинских вузах. Стоимость этой услуги в среднем чуть более 100 000 рублей в год. Гораздо ниже цены в технических вузах, где год обучения в среднем обходится в 51 500 рублей. Обучение студентов-контрактников в классических государственных вузах стоит примерно 70 тысяч рублей в год. На самом деле, тот факт, что родители готовы потратить немалое количество денег на обучение детей, является большим показателем понимания и ценности человеческого капитала.
В ходе проведения Международного симпозиума "Инвестиции в образование - вклад в будущее", который состоялся в Москве в 2010 году, было отмечено, что раньше наука была сосредоточена в НИИ (Научно-исследовательский институт) и в институтах Академий наук. Сейчас большие средства инвестируются в то, чтобы развивать науку именно в вузах. И есть три направления такой работы: создание инновационной инфраструктуры, привлечение ведущих ученых, уехавших за рубеж и сотрудничество с наукоемкими отраслями бизнеса. Студентами вузов в России становятся около 80 % выпускников школ, поэтому инвестирование в этой области крайне важно.
За прошедшие годы разработаны и приняты стратегические документы, касающиеся науки и инновационного развития, реализуется целый ряд конкретных программ по развитию системы высшего образования, привлечению молодежи в науку, содействию инновационной деятельности. Значительно повысилась экспертная функция ученых. Разрабатываются различные средне- и долгосрочные стратегические документы федерального, регионального и отраслевого уровней, что в принципе невозможно без широкого привлечения научных подходов и исследований. Ученые и изобретатели, в том числе и молодые, значительно чаще стали появляться в качестве героев материалов СМИ. Увеличилось число научно-популярных передач и Интернет-ресурсов.
В Концепции долгосрочного
социально-экономического развития Российской
Федерации на период до 2020 года, утвержденной
распоряжением Правительства
Одним из первых указов Президента России В.В.Путина после его вступления в должность стал Указ № 599 от 7 мая 2012 года «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки», кроме того, вопросы науки, инноваций, образования часто упоминаются и в других Указах Президента России. В них установлены следующие показатели в области науки и высшего образования, которые должны быть достигнуты в результате реализации государственной политики в сфере образования и науки:
- вхождение к 2020 году
не менее пяти российских
- увеличение к 2018 году
общего объёма финансирования
государственных научных
- увеличение к 2015 году
внутренних затрат на
- увеличение к 2015 году
доли публикаций российских
Данные показатели создают
основу для выстраивания стратегии
и тактики повышения
2.3 Инвестиции в послевузовское образование.
При характеристике инвестиций в будущее предприятия на первый план выходят инвестиции в человеческий капитал. Поскольку мир не стоит на месте профессиональные знания устаревают, в зависимости от профессии, со скоростью от 3-х до 10-ти лет. Для обеспечения нормального функционирования современной экономике, процесс обучения должен быть непрерывным.
Главным ресурсом любой фирмы является оборотный капитал - это люди. Деньги - это важно, но люди, которые работают в организации, гораздо важнее.
Чтобы прагматично смотреть на людей, следует считать их инвестициями. Приобретение и удержание их стоит денег, и они должны дать отдачу на эти издержки; их ценность растет по мере роста эффективности их работы в должности и способности брать на себя больше ответственности. Как правило, чем выше образование у человека, тем большую заработную плату он получает, тем шире его возможности устроиться на престижную работу, лучше адаптация к изменениям, вызванным НТР.
Вложение средств в обучение персонала, в его подготовку, в повышение эффективности его работы может быть самым эффективным вложением средств, потому что подготовленный и натренированный персонал сможет дать прибыль, многократно перекрывающую стоимость его обучения и тренировки.
Инвестиции в послевузовское образование играют положительную роль и для государства, оно оказывается совладельцем приобретенного капитала образования, в последующем на этом основании получая немалые проценты в виде прямых и косвенных налогов на доходы специалиста.
Таким образом, инвестирование
послевузовского образования
2.4 Инвестиции в здравоохранение.
Здоровье в обыденной жизни является важнейшей ценностью. Здоровье, сила, выносливость, работоспособность – необходимые качества личности для выполнения любой работы. Поскольку работать надо по 7-8 часов в день каждый месяц и год, то запас сил и энергии должен быть достаточным и воспроизводиться ежедневно через нормальное питание, отдых, информационную подпитку. Задачей медицинской науки и практики является познание процессов, происходящих в организме человека, с целью сохранения и укрепления его здоровья, а также разработки и практического применения методов (методик) диагностики, предупреждения и лечения болезней. В этом же заинтересован и каждый человек. На состояние здоровья обращают внимание и работодатели, особенно по тем профессиям и рабочим местам, где имеются высокие требования. Летчик и космонавт, оператор атомной станции, водитель автобуса и шофер – дальнобойщик – эти и другие миллионы рабочих мест предъявляют к работнику жесткие требования к состоянию физических сил и психологической устойчивости.
Информация о работе Человеческий капитал и его влияние на экономический рост в России