Человеческий капитал и его влияние на экономический рост в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Июня 2013 в 10:35, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы - выяснить роль человеческого капитала и его влияние на экономический рост в России. В ходе курсовой работы необходимо решить следующие задачи: понять, что такое человеческий капитал, ознакомиться с его видами, рассмотреть политику инвестирования в человеческий капитал и результаты инвестирования.

Содержание

Введение. 3
Глава I. Содержание понятия человеческий капитал. 4
1.1. Сущность человеческого капитала как экономической категории. 4
1.2. Виды человеческого капитала. 7
Глава II. Инвестиции в человеческий капитал. 10
2.1. Источники инвестирования. 10
2.2. Инвестиции в науку и образование. 12
2.3 Инвестиции в послевузовское образование. 16
2.4 Инвестиции в здравоохранение. 17
Глава III. Оценка эффективности инвестиций в человека. 22
3.1. Основные показатели эффективности инвестиции в человеческий капитал. 22
3.2. Результаты инвестирования. 26
Заключение. 30
Список используемых источников и литературы. 31

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа..docx

— 109.28 Кб (Скачать)

 

Содержание

 

Введение. 3

Глава I. Содержание понятия человеческий капитал. 4

1.1. Сущность человеческого капитала как экономической категории. 4

1.2. Виды человеческого капитала. 7

Глава II. Инвестиции в человеческий капитал. 10

2.1.   Источники  инвестирования. 10

2.2.   Инвестиции  в науку и образование. 12

2.3   Инвестиции  в послевузовское образование. 16

2.4   Инвестиции  в здравоохранение. 17

Глава III. Оценка эффективности инвестиций в человека. 22

3.1. Основные показатели эффективности инвестиции в человеческий капитал. 22

3.2. Результаты инвестирования. 26

Заключение. 30

Список используемых источников и литературы. 31

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

Развитие ведущих стран  мира привело к формированию новой  экономики - экономики знаний, инноваций, глобальных информационных систем, новейших технологий. Основу новой экономики составляет человеческий капитал, являющийся главной движущей силой социально-экономического развития современного общества. Человеческий капитал становится главным фактором развития и роста. Сегодня качество национального человеческого капитала не только лежит в основе социально-экономического развития государства, но и выступает в качестве важнейшего фактора национальной безопасности. Укрепление внутренней экономической безопасности способствует укреплению глобальной экономической безопасности, обеспечению суверенитета страны и самостоятельного пути ее развития.

Цель данной работы - выяснить роль человеческого капитала и его влияние на экономический рост в России. В ходе курсовой работы необходимо решить  следующие задачи: понять, что такое человеческий капитал, ознакомиться с его видами, рассмотреть политику инвестирования в человеческий капитал и результаты инвестирования.

Объектом исследования является человеческий капитал и его влияние на экономическое развитие.

Теория человеческого  капитала и формирующаяся на ее основе экономическая и социальная политика становятся областью соприкосновения и взаимодействия интересов государства, предпринимателей, профсоюзов, партий и других общественных организаций.

 Что представляет собою Россия в современном мире? Наконец, как изменился наш человеческий капитал за это время. Из чего складывается человеческий капитал, как создать для него необходимые условия и как приумножить его? Именно эти вопросы будут освещены в данной работе.

В основном формирование современной теории человеческого капитала и ее выделение в качестве самостоятельного течения мировой

экономической мысли происходило  в конце 50-х - начале 60-х годов XX века. Возникновение и формирование концепции человеческого капитала в ее современном виде стало возможным благодаря работам Т. Шульца и Г. Беккера. У истоков формирования и разработки теории человеческого капитала в ее современном виде также стояли известные американские и английские экономисты Б. Вейсброд, Л. Туроу, У. Боуэн, М. Фишер, Дж. Вейзи. Позднее в разработку данной концепции значительный вклад внесли С. Дейзи, Дж. Кендрик, Б. Кикер, Р. Лэйард, Ф. Махлуп, Г. Псахаропулос.

Глава I. Содержание понятия человеческий капитал.

 

    1. Сущность  человеческого капитала как экономической  категории.

 

В современной инновационной  экономике  особое место занимают творческие способности человека, его интеллектуальные возможности, смекалка, умение находить нестандартные  решения сложных проблем. В первую очередь обширные знания, отлаженная система информации, творческое взаимодействие инноваторов необходимы для решения экономических, художественных, научных, технических и социальных проблем. То есть человеческие способности выступают основным капиталом в любой деятельности. С помощью своих навыков человек приводит в действие различные механизмы, в том числе и рыночный.

Изучение человеческого  капитала началось еще в XIX веке. С  тех пор исследование этой категории  является перспективным направлением в развитии экономической науки. Первооткрыватели человеческого капитала как целостной концепции Т. Шульц и Г. Беккер, основное внимание обращали на инвестиции в человеческий капитал и оценку их эффективности. Это и понятно, поскольку инвестиции средств как раз и превращают ресурс в капитал, делают простое благо капитальным благом.

Л. Туроу,  обобщивший первые исследования человеческого капитала в качестве исходного понятия дает следующую трактовку: «Человеческий капитал людей представляет собой их способность производить предметы и услуги». Однако, человеческий капитал нельзя анализировать точно также как физический капитал.

Ф. Махлуп предлагает разделить способности на 2 вида: первичные и усовершенствованные. «... Неусовершенствованный труд, - пишет он, - нужно отличать от усовершенствованного, ставшего более производительным благодаря вложениям, которые увеличивают физическую и умственную способность человека. Подобные усовершенствования составляют человеческий капитал». Позднее западные ученые занимались изучением структуры человеческих способностей, которые выгодно капитализировать, определяли последовательность и отдачу инвестиций в человеческий капитал.

В России с изучением данного вопроса связаны такие имена как М. Критский, Л.Г. Симкина, Л.И. Абалкина, В.Н. Костюк, С.М. Климов, А.Н. Добрынин и С.А. Дятловым.

М. М. Критский конкретизирует социально-экономическое содержание категории «человеческий капитал». Во-первых, определяющая роль науки  и образования в современном  производстве превращает материально-вещественный капитал в одну из форм проявления интеллектуального капитала. Во-вторых, единственно законная и обществом  признаваемая монополия есть монополия  на интеллектуальную собственность, на исключительное авторское право. В-третьих, произошел отказ от трактовки  собственности только как имущественного отношения и расширения прав интеллектуальной собственности на нематериальные активы. Л.Г. Симкина рассматривала исторически  последовательные формы обогащения жизнедеятельности как в потреблении, так и в производстве.

Группа ученых под руководством Абалкина, исследуя проблему стратегического развития России в XXI  веке, рассматривают человеческий капитал как сумму врожденных способностей, общего и специального образования, приобретенного профессионального опыта, творческого потенциала, морально-психологического и физического здоровья, мотивов деятельности, обеспечивающих возможность приносить доход.

Исходя из этого социально-экономический прогресс определяется, прежде всего, новыми знаниями, полученными научно-исследовательскими работниками и осваиваемые в дальнейшем в процессе образования и профессиональной подготовки и переподготовки работников. Основными сферами деятельности, формирующими человеческий капитал, являются научно-образовательный комплекс, система здравоохранения, сферы, непосредственно формирующие условия жизни и быта.

В.Н. Костюк, исследуя социоэкономические процессы и разрабатывая свою концепцию теории эволюции, определяет человеческий капитал как индивидуальную способность человека, которая позволяет ему успешно действовать в условиях неопределенности. В состав человеческого капитала исследователь включает два компонента: рациональную и интуитивную составляющие. Их взаимодействие позволяет владельцу человеческого капитала добиваться успеха там, где недостаточно одной только высокой квалификации и профессионализма. Дополнительное усилие это талант, который требует большего вознаграждения. Исходя из этого, в условиях конкуренции, выигрывает тот, кто более успешно пользуется своим собственным ресурсом, то есть капиталом.

С.М. Климов, анализируя интеллектуальные ресурсы организации, определяет человеческий капитал как совокупность человеческих способностей, дающая возможность их носителю получать доход. Это качество роднит человеческий капитал с другими  формами капитала, функционирующими в общественном производстве. Указанный  капитал формируется на основе врожденных качеств человека через целенаправленные инвестиции в его развитие.

Социально-экономическую  форму человеческого капитала и  его качественную определенность характеризуют А.Н. Добрынин и С.А. Дятловов. Человеческий капитал, включает запас здоровья, навыков, знаний, способностей, которые капитализируются при следующих условиях:

1) потоковый, накопительный  запас способностей человека по фазам жизнедеятельности;

2) целесообразность использования запаса способностей, что ведет к росту производительности труда;

3) прирост производительности  труда закономерно приводит к росту заработков работника;

4) увеличение доходов  мотивирует работника делать дополнительные вложения в свой человеческий капитал, кумулятивно его накапливать.

Опираясь на исследования ученых, можно дать следующее определение  человеческого капитала, которое  раскрывает его полную сущность. Человеческий капитал - это сформированный в результате инвестиций и накопленный человеком определенный запас здоровья, знаний, способностей, мотиваций, навыков, которые целесообразно используются в процессе труда, содействуя росту его производительности, а также увеличивают заработки работника, доходы предприятий и государства.

 

    1. Виды  человеческого капитала.

Существует различные  подходы к определению видов  человеческого капитала. Например, западные исследователи  выделяют виды человеческого капитала по видам инвестиций. К ним относятся:

  • школьное образование;
  • обучение на рабочем месте;
  • укрепление здоровья;
  • растущий запас информации относительно экономики.

Всё эти виды деятельности нацелены на формирование конкретных групп человеческих способностей, которые могут получать капитальную оценку и применяться как человеческий капитал.

М М. Критский выделяет три основных вида человеческого капитала: «производственный (Т), потребительский (Р) и интеллектуальный (S) капитал».

 

 

Также существует подход к выделению видов человеческого капитала основанный  на разграничении групп способностей, необходимых для активной жизнедеятельности человека. К этой группе относятся следующие виды :

    1. Капитал здоровья.

Капитал здоровья является неотъемлемой частью человеческого  капитала. Инвестиции в здоровье выражаются в сохранении работоспособности посредством уменьшения заболеваемости и увеличения продуктивного периода жизни. Уровень здоровья человека определяется не только генетическими данными, но так и во многом зависит от качества услуг здравоохранения, которые оказываются человеку на протяжении всей жизни. Инвестиции в здоровье обеспечивают нормальный оборот рабочей силы в производстве. Снижение уровня здоровья, заболеваемость, инвалидность все это приводить к ограничению трудоспособности, а то и к полной нетрудоспособности. Безусловно, чем меньше болезней, тем выше уровень здоровья населения страны, тем самым растет отдача от капиталовложений в здравоохранение.  Хорошее здоровье населения является результатом грамотно разработанной долгосрочной программы развития здравоохранения. Расходы на здравоохранение — это выгодные инвестиции с долгосрочной и постоянно возрастающей отдачей.

    1. Трудовой капитал.

На предприятиях трудовой капитал воплощается в труде квалифицированных рабочих, доля которых зависит от применяемой технологии. Чем больше доля технологий, тем выше требования к трудовому капиталу. Улучшение технологии или переход на новые требует инвестиций в повышение квалификации и переквалификацию. Инвестиции в поддержание и повышение квалификации дают непосредственную отдачу и работнику и предприятию. Трудовой капитал формируется всю жизнь по мере накопления опыта, трудовых навыков, умений и, самое главное, образования. Образование является главным способом воспроизводства квалифицированных работников. В современном мире, люди с более высоким уровнем образования получают более выгодную и высокооплачиваемую работу. Эта тенденция зависимости образования и доходов человека одинакова во всех странах. Это говорит о том, что в настоящее время не только выгодно получать образование, но и выгодно вкладывать в него деньги, так как образование в добавок ко всему напрямую отражается на производительности труда, на эффективности производства в целом. Образованию уделяется особое внимание в любом современном обществе. Вкладывая средства в образование, необходимо помнить то, что эти инвестиции многократно эффективнее вложений в любой другой фактор производства.

    1. Интеллектуальный капитал.

Интеллектуальная, творческая деятельность является пока уникальным атрибутом человеческого ума, изобретательности, смекалки. Продукт интеллектуальной деятельности патентуется и закрепляется авторским правом, как исключительная собственность автора, которому принадлежит право определения направлений и форм ее экономического использования. Объекты интеллектуальной собственности вовлекаются в хозяйственный оборот как нематериальные активы предприятий и увеличивают доходы фирмы и собственников данных активов. Интеллектуальный капитал как вид человеческого капитала приобрел свою актуальность сравнительно недавно. Инвестиции в интеллектуальный капитал получают все большее распространение из-за высокой эффективности. Эта сфера в настоящее время развивается быстрыми темпами и является весьма перспективной и высокодоходной отраслью экономической деятельности.

 

 

Глава II. Инвестиции в человеческий капитал.

 

2.1.   Источники инвестирования.

Источниками инвестиций в  человеческий капитал являются  государство, отдельные фирмы, домохозяйства, негосударственные общественные фонды и организации, международные фонды и организации.

Информация о работе Человеческий капитал и его влияние на экономический рост в России