Ценообразование в условиях рыночной экономики

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 08:15, курсовая работа

Описание работы

Вступление Российской Федерации в переходный период к рынку обусловило усиление значения цен и ценообразования в развитии экономики страны. Совершенно очевидно, что цены и ценообразование играют ключевую роль в рыночном механизме, однако ими необходимо умело управлять, не допуская стихийности процесса ценообразования и динамики цен. Переход к рыночной экономике потребовал новых методов, принципов и подходов к ценообразованию и формированию модели цены, которые коренным образом отличаются от принципов построения цен в централизованной экономике.

Содержание

Введение
1. Цена как экономическая категория
1.1 Стоимостные основы цены и переход к рыночному образованию
1.2 Отличительные черты рыночного ценообразования от централизованного установления цен
2. Классификация цен и их система
2.1 Виды цен и их классификация. Состав и структура цен
3. Структура рынка и ценообразование
3.1 Особенности ценообразования на различных типах рынка
3.2 Рыночный механизм ценообразования
Заключение
Библиографический список

Работа содержит 1 файл

курсовая микроэкономика.docx

— 72.19 Кб (Скачать)

  Классификация цен в зависимости от порядка возмещения потребителем транспортных расходов по доставке грузов. Помимо издержек производства цена включает в себя издержки обращения, и в частности, расходы по транспортировке товаров до покупателя. Таким образом, географический фактор играет значительную роль в формировании цены.

Исходя из этого экономического признака различают несколько видов цен.

1. Цена в месте производства продукции. По этой цене товар передается покупателю в том месте, где он был произведен, со всеми правами на него и ответственностью. В этом случае покупатель оплачивает сверх цены все фактические расходы по транспортировке продукции до места назначения.

2. Единая  цена с включением расходов  по доставке. Этот метод установления  цены предполагает формирование  фирмой единой цены для всех  покупателей, независимо от их  местоположения, с включением в  нее одинаковой суммы транспортных  расходов

3. Зональные  цены. В соответствии с этим  методом определения цен выделяется  несколько географических зон  и устанавливается единая цена  для клиентов, расположенных в  границах одной зоны.

4. Цены, определяемые  на основе базисного пункта. Согласно  этому методу, предприятие устанавливает  в географических пунктах базисные  цены на одну и ту же продукцию. 

  При переходе общества к рынку появляется такой классификационный признак, как степень свободы цен от воздействия государства при их определении. В зависимости от этого классификационного признака различают следующие виды цен:

1. Свободные  цены — свободно складываются  на рынке под воздействием  спроса и предложения независимо  от прямого влияния государственных  органов. Государство может воздействовать косвенно - влияя на конъюнктуру рынка доступными ему способами. Вводится ряд запретов: на горизонтальное фиксирование цен, на вертикальное фиксирование цен, на ценовую дискриминацию, на демпинг, на недобросовестную ценовую рекламу. Свободные цены устанавливаются по согласованию сторон.  Фактический размер прибыли зависит от уровня согласованной цены.  Свободные цены фиксируются в протоколах согласования цен или в договорах на поставку товара.

2. Регулируемые цены — складываются под влиянием спроса и предложения, но испытывают при своем формировании определенное воздействие государственных органов, которое осуществляется методами либо прямого ограничения роста или снижения цен, либо путем регламентации рентабельности, либо путем установления предельных надбавок или коэффициентов к фиксированным ценам прейскуранта, либо путем установления предельных значений элементов цены, либо каким-нибудь аналогичным методом.

3. Фиксированные  цены — прямо устанавливаются  государством в лице каких-либо органов власти и управления. Существуют такие формы фиксирования цен, как: прейскурантные цены, «замораживание» рыночных свободных цен, фиксирование монопольных цен. Такие цены устанавливаются в экстремальных условиях (в случае войны, стихийных бедствий, кризиса в экономике, острого дефицита товаров и т.д.).

  В переходный период к рыночной экономике преимущественно будут действовать два вида цен: свободные (рыночные) и регулируемые. При этом их удельный вес в общей массе производимых и реализуемых товаров может меняться в зависимости от изменений, происходящих в экономике страны. Наиболее адекватными рыночной экономике являются свободные рыночные цены. Но перейти целиком только к ним нельзя. Полностью свободное ценообразование идеально может происходить лишь на товарных рынках, где протекают экономические процессы, наиболее полно отвечающие интересам экономики, общества в целом. Но и в этом случае государство сохраняет за собой право при необходимости вмешиваться в процессы ценообразования и в зависимости от изменяющихся экономических условий переходить к регулируемым или даже фиксированным ценам.

  Решениями Российского Правительства предусмотрено, что круг потребительских товаров, продаваемых по свободным ценам, может расширяться или, наоборот, сужаться, и по ним могут вводиться регулируемые цены. Такое право предоставлено, например, региональным органам власти и управления в Татарстане, Башкортостане, Ульяновской области и др., и они довольно часто используют его. Регулирование цен в отдельных регионах во многом зависит от наличия на местах товарных ресурсов и финансовых возможностей.

  В то же время нельзя обойтись и без цен, регулируемых государством. Дело в том, что контролировать систему, не «привязанную» к каким-либо ценам на базовые виды продукции, необычайно трудно, особенно на первых этапах перехода к рынку. Цены будут постоянно стремиться «уходить», и они довольно часто «уходят» от намеченных уровней и соотношений в какую-либо сторону (чаще в сторону повышения).

Поэтому цены на отдельные важнейшие, базовые  виды товаров должны регулироваться (а иногда и фиксироваться на определенный период времени) государством. К этим видам продукции могут быть отнесены нефть и нефтепродукты, газ, электроэнергия, хлеб и некоторые другие.

Политика  социальной защиты населения на определенных этапах развития требует прямого  государственного регулирования розничных  цен на отдельные предметы потребления, прежде всего на те, которые определяют прожиточный минимум населения (хлеб, молоко, сахар, растительное масло и  некоторые другие). В период перехода общества к рыночной экономике проблема социальной защищенности отдельных  групп населения от роста розничных  цен и инфляции приобретает особую остроту и должна являться объектом пристального внимания со стороны государства.  Классификация цен в зависимости от степени новизны товара. В соответствии с этим признаком различают цены на новые товары и товары, реализуемые на рынке относительно долгое время.

По новым  товарам практикой рыночного  ценообразования многих стран выработаны определенные виды и методы образования  цен.

При выпуске  на рынок нового товара предприятие  или фирма выбирает, как правило, одну из двух альтернативных стратегий  — «снятия сливок» или «проникновения на рынок».

1. Цена «снятия  сливок». С самого начала изготовления и появления нового товара на рынке, на него устанавливается максимально высокая цена в расчете на потребителя, готового купить этот товар по такой цене.

2.Цена «проникновения (внедрения) на рынок». С помощью  этого метода предприятие (фирма)  устанавливает значительно более  низкую цену по сравнению с  ценами на аналогичные товары  конкурентов. 3.«Психологическая» цена. Устанавливая цену, продавец должен  учитывать психологию восприятия  цены покупателем. «Психологическая»  цена на товар обычно чуть  ниже круглой суммы. Многие  маркетологи уверены, что цена  должна обязательно выражаться  нечетным числом. Например, 99, а не 100 руб., 599, а не 600 руб. и т.д. 

4. Цена «следования  за лидером» в отрасли или  на рынке. В соответствии с  этой стратегией ценообразования  цена на товар устанавливается  примерно на уровне цены главного конкурента — как правило, ведущей фирмы отрасли, доминирующей на рынке. При этом цена не должна превышать цену, предлагаемую лидером.

5. Цена с  возмещением издержек производства. В данном случае фирма устанавливает  цену на свой товар, основываясь  на фактических издержках производства  и средней норме прибыли на  рынке или в отрасли. Цена  устанавливается по формуле:

Ц = И + Р + Н (И + Р),

где И — издержки производства;

Р — административные расходы и расходы по реализации; Н — средняя норма прибыли на данном рынке или в отрасли.

6. Престижная  цена — устанавливается на  высококачественные товары известной фирмы, обладающие уникальными свойствами.

  Выбор одного из названных методов определения цены осуществляется руководством фирмы.

  На товары, реализуемые на рынке относительно длительное время, устанавливаются следующие виды цен:

1.Скользящая  или падающая цена — устанавливается  почти в прямой зависимости  от соотношения спроса и предложения.  По мере насыщения рынка она  снижается (особенно оптовая цена; розничная цена может быть  относительно стабильной).

2. Долговременная  цена — устанавливается на  товары массового спроса. Она  не подвержена изменениям на  протяжении долгого времени. 

3. Цены потребительского  сегмента рынка. Суть этого  метода определения цены состоит  в следующем: на примерно одни  и те же виды товаров и  услуг, которые реализуются различным  социальным группам населения  с разным уровнем доходов, устанавливаются  неодинаковые цены — например, на различные модификации легковых  автомобилей, на авиабилеты, на  билеты в театры и т.д.

4. Гибкая  цена — меняется в зависимости  от соотношения спроса и предложения  на рынке. Используется такая цена сильных колебаниях спроса и предложения в относительно короткие сроки, например, в течение дня при продаже отдельных скоропортящихся продуктов.

5.Преимущественная  цена. Метод определения этой  цены предусматривает для фирм, занимающих доминирующее положение  (доля рынка 70—80%) на рынке,  определенное снижение цен на  свои товары. Такие фирмы могут  обеспечить значительное снижение издержек производства за счет роста объемов выпуска и сокращения расходов по реализации товаров.

6. Цены на  изделия, выпуск которых прекращен.  Речь идет не о распродаже  по сниженным ценам, а о продаже  снятых с производства товаров  ограниченному кругу потребителей, нуждающихся именно в них. Цены на такие товары  выше, чем на обычные.

7. Цена, установленная  ниже, чем у большинства предприятий.  Такая цена определяется на  товары, дополняющие другой товар,  который реализуется по обычной  цене. Эта цена используется как  реклама. 

8. Договорная  цена. Суть этого метода определения  цены состоит в том, что покупателю  предлагаются какие-либо льготы  и скидки по сравнению с  обычной ценой

  Цены, обслуживающие внешнеторговый оборот, обладают следующими специфическими чертами:

1) отражают  внешнеэкономические связи государства  с другими странами;

2) находятся  в зависимости от цен мировых  рынков, отражающих условия производства  и реализации мирового хозяйства.

Внешнеторговые  цены используются при экспорте товаров  и их импорте. Внешнеторговые сделки осуществляются, как правило, на базе цен основных мировых товарных рынков.

Мировая цена есть денежное выражение мировой  интернациональной стоимости товара. Она формируется под воздействием спроса и предложения того или  иного товара на мировом рынке, колебаний  валютных курсов и т.д.

Мировые цены находятся под значительным влиянием государства, которое проводит регулирование  внешнеэкономической деятельности через лицензирование, квотирование, субсидирование экспорта и импорта. На мировые цены большое влияние  оказывает инфляция.

В структуре  экспорта России в нынешних условиях преобладающее место занимают нефть, газ, лес и другие виды сырья. Особое значение в системе мировых цен  имеют цены на экспортируемые товары. На них действуют два основных вида цен:

1) цена франко — станция отправления;

2) цена франко — станция назначения.

Эти цены различаются методами возмещения транспортных расходов и каждая из них имеет много разновидностей.

На экспортируемые товары внутри страны устанавливаются  специальные цены и надбавки к  ним.

На импортируемые  товары цены устанавливаются на основе импортной стоимости с включением расходов по закупке и доставке товаров  до границы в валюте страны экспортера, затем импортная стоимость пересчитывается в рубли по официальному курсу Центрального банка России. К ней добавляются налог на импорт, таможенная пошлина, акцизы, НДС и другие платежи.

Розничные цены на импортные потребительские  товары устанавливаются внутри страны.

Уровень мировых  цен учитывается и в розничных  ценах, и в тарифах на услуги, например, в гостиницах для иностранцев, при  продаже потребительских товаров  на иностранную валюту в специальных валютных магазинах;

  Статистика цен применяет методы статистического наблюдения, изучения и анализа всех сложных явлений ценообразования и функционирования цен. К основным конкретным задачам статистики цен относится наблюдение за уровнем и динамикой цен путем систематизации и нахождения их средних значений в динамических рядах. Органы статистики осуществляют регистрацию цен. Регистрируемые цены используются для расчетов индексов цен. Производится также изучение цен по их ценообразующим элементам.  К ценам, используемым в учете и статистике, относятся: индексы цен, текущие, средние цены, сопоставимые и неизменные цены. Эти виды цен позволяют выявлять и анализировать тенденции в динамике цен, измерять динамику физических объемов производства и реализации товаров и услуг, осуществлять контроль и анализ выполнения стоимостных показателей. Цены статистического учета являются агрегированными, обобщенными. В настоящее время в условиях инфляционного роста цен большое значение приобретают расчеты индексов цен и, в частности, индекса потребительских цен, характеризующего стоимость жизни населения и имеющего в связи с этим социальный характер.

Информация о работе Ценообразование в условиях рыночной экономики