Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 08:15, курсовая работа
Вступление Российской Федерации в переходный период к рынку обусловило усиление значения цен и ценообразования в развитии экономики страны. Совершенно очевидно, что цены и ценообразование играют ключевую роль в рыночном механизме, однако ими необходимо умело управлять, не допуская стихийности процесса ценообразования и динамики цен. Переход к рыночной экономике потребовал новых методов, принципов и подходов к ценообразованию и формированию модели цены, которые коренным образом отличаются от принципов построения цен в централизованной экономике.
Введение
1. Цена как экономическая категория
1.1 Стоимостные основы цены и переход к рыночному образованию
1.2 Отличительные черты рыночного ценообразования от централизованного установления цен
2. Классификация цен и их система
2.1 Виды цен и их классификация. Состав и структура цен
3. Структура рынка и ценообразование
3.1 Особенности ценообразования на различных типах рынка
3.2 Рыночный механизм ценообразования
Заключение
Библиографический список
Классификация цен в зависимости от порядка возмещения потребителем транспортных расходов по доставке грузов. Помимо издержек производства цена включает в себя издержки обращения, и в частности, расходы по транспортировке товаров до покупателя. Таким образом, географический фактор играет значительную роль в формировании цены.
Исходя из этого экономического признака различают несколько видов цен.
1. Цена в месте производства продукции. По этой цене товар передается покупателю в том месте, где он был произведен, со всеми правами на него и ответственностью. В этом случае покупатель оплачивает сверх цены все фактические расходы по транспортировке продукции до места назначения.
2. Единая
цена с включением расходов
по доставке. Этот метод установления
цены предполагает
3. Зональные
цены. В соответствии с этим
методом определения цен
4. Цены, определяемые
на основе базисного пункта. Согласно
этому методу, предприятие устанавливает
в географических пунктах
При переходе общества к рынку появляется такой классификационный признак, как степень свободы цен от воздействия государства при их определении. В зависимости от этого классификационного признака различают следующие виды цен:
1. Свободные
цены — свободно складываются
на рынке под воздействием
спроса и предложения
2. Регулируемые цены — складываются под влиянием спроса и предложения, но испытывают при своем формировании определенное воздействие государственных органов, которое осуществляется методами либо прямого ограничения роста или снижения цен, либо путем регламентации рентабельности, либо путем установления предельных надбавок или коэффициентов к фиксированным ценам прейскуранта, либо путем установления предельных значений элементов цены, либо каким-нибудь аналогичным методом.
3. Фиксированные цены — прямо устанавливаются государством в лице каких-либо органов власти и управления. Существуют такие формы фиксирования цен, как: прейскурантные цены, «замораживание» рыночных свободных цен, фиксирование монопольных цен. Такие цены устанавливаются в экстремальных условиях (в случае войны, стихийных бедствий, кризиса в экономике, острого дефицита товаров и т.д.).
В переходный период к рыночной экономике преимущественно будут действовать два вида цен: свободные (рыночные) и регулируемые. При этом их удельный вес в общей массе производимых и реализуемых товаров может меняться в зависимости от изменений, происходящих в экономике страны. Наиболее адекватными рыночной экономике являются свободные рыночные цены. Но перейти целиком только к ним нельзя. Полностью свободное ценообразование идеально может происходить лишь на товарных рынках, где протекают экономические процессы, наиболее полно отвечающие интересам экономики, общества в целом. Но и в этом случае государство сохраняет за собой право при необходимости вмешиваться в процессы ценообразования и в зависимости от изменяющихся экономических условий переходить к регулируемым или даже фиксированным ценам.
Решениями Российского Правительства предусмотрено, что круг потребительских товаров, продаваемых по свободным ценам, может расширяться или, наоборот, сужаться, и по ним могут вводиться регулируемые цены. Такое право предоставлено, например, региональным органам власти и управления в Татарстане, Башкортостане, Ульяновской области и др., и они довольно часто используют его. Регулирование цен в отдельных регионах во многом зависит от наличия на местах товарных ресурсов и финансовых возможностей.
В то же время нельзя обойтись и без цен, регулируемых государством. Дело в том, что контролировать систему, не «привязанную» к каким-либо ценам на базовые виды продукции, необычайно трудно, особенно на первых этапах перехода к рынку. Цены будут постоянно стремиться «уходить», и они довольно часто «уходят» от намеченных уровней и соотношений в какую-либо сторону (чаще в сторону повышения).
Поэтому цены на отдельные важнейшие, базовые виды товаров должны регулироваться (а иногда и фиксироваться на определенный период времени) государством. К этим видам продукции могут быть отнесены нефть и нефтепродукты, газ, электроэнергия, хлеб и некоторые другие.
Политика социальной защиты населения на определенных этапах развития требует прямого государственного регулирования розничных цен на отдельные предметы потребления, прежде всего на те, которые определяют прожиточный минимум населения (хлеб, молоко, сахар, растительное масло и некоторые другие). В период перехода общества к рыночной экономике проблема социальной защищенности отдельных групп населения от роста розничных цен и инфляции приобретает особую остроту и должна являться объектом пристального внимания со стороны государства. Классификация цен в зависимости от степени новизны товара. В соответствии с этим признаком различают цены на новые товары и товары, реализуемые на рынке относительно долгое время.
По новым товарам практикой рыночного ценообразования многих стран выработаны определенные виды и методы образования цен.
При выпуске
на рынок нового товара предприятие
или фирма выбирает, как правило,
одну из двух альтернативных стратегий
— «снятия сливок» или «
1. Цена «снятия сливок». С самого начала изготовления и появления нового товара на рынке, на него устанавливается максимально высокая цена в расчете на потребителя, готового купить этот товар по такой цене.
2.Цена «проникновения
(внедрения) на рынок». С помощью
этого метода предприятие (
4. Цена «следования
за лидером» в отрасли или
на рынке. В соответствии с
этой стратегией
5. Цена с
возмещением издержек
Ц = И + Р + Н (И + Р),
где И — издержки производства;
Р — административные расходы и расходы по реализации; Н — средняя норма прибыли на данном рынке или в отрасли.
6. Престижная цена — устанавливается на высококачественные товары известной фирмы, обладающие уникальными свойствами.
Выбор одного из названных методов определения цены осуществляется руководством фирмы.
На товары, реализуемые на рынке относительно длительное время, устанавливаются следующие виды цен:
1.Скользящая
или падающая цена —
2. Долговременная цена — устанавливается на товары массового спроса. Она не подвержена изменениям на протяжении долгого времени.
3. Цены потребительского
сегмента рынка. Суть этого
метода определения цены
4. Гибкая
цена — меняется в зависимости
от соотношения спроса и
5.Преимущественная
цена. Метод определения этой
цены предусматривает для фирм,
занимающих доминирующее
6. Цены на
изделия, выпуск которых
7. Цена, установленная
ниже, чем у большинства предприятий.
8. Договорная
цена. Суть этого метода определения
цены состоит в том, что
Цены, обслуживающие внешнеторговый оборот, обладают следующими специфическими чертами:
1) отражают
внешнеэкономические связи
2) находятся
в зависимости от цен мировых
рынков, отражающих условия
Внешнеторговые цены используются при экспорте товаров и их импорте. Внешнеторговые сделки осуществляются, как правило, на базе цен основных мировых товарных рынков.
Мировая цена
есть денежное выражение мировой
интернациональной стоимости
Мировые цены
находятся под значительным влиянием
государства, которое проводит регулирование
внешнеэкономической
В структуре экспорта России в нынешних условиях преобладающее место занимают нефть, газ, лес и другие виды сырья. Особое значение в системе мировых цен имеют цены на экспортируемые товары. На них действуют два основных вида цен:
1) цена франко — станция отправления;
2) цена франко — станция назначения.
Эти цены различаются методами возмещения транспортных расходов и каждая из них имеет много разновидностей.
На экспортируемые товары внутри страны устанавливаются специальные цены и надбавки к ним.
На импортируемые
товары цены устанавливаются на основе
импортной стоимости с
Розничные цены на импортные потребительские товары устанавливаются внутри страны.
Уровень мировых
цен учитывается и в розничных
ценах, и в тарифах на услуги, например,
в гостиницах для иностранцев, при
продаже потребительских
Статистика цен применяет методы статистического наблюдения, изучения и анализа всех сложных явлений ценообразования и функционирования цен. К основным конкретным задачам статистики цен относится наблюдение за уровнем и динамикой цен путем систематизации и нахождения их средних значений в динамических рядах. Органы статистики осуществляют регистрацию цен. Регистрируемые цены используются для расчетов индексов цен. Производится также изучение цен по их ценообразующим элементам. К ценам, используемым в учете и статистике, относятся: индексы цен, текущие, средние цены, сопоставимые и неизменные цены. Эти виды цен позволяют выявлять и анализировать тенденции в динамике цен, измерять динамику физических объемов производства и реализации товаров и услуг, осуществлять контроль и анализ выполнения стоимостных показателей. Цены статистического учета являются агрегированными, обобщенными. В настоящее время в условиях инфляционного роста цен большое значение приобретают расчеты индексов цен и, в частности, индекса потребительских цен, характеризующего стоимость жизни населения и имеющего в связи с этим социальный характер.
Информация о работе Ценообразование в условиях рыночной экономики