Ценообразование в условиях рыночной экономики

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 08:15, курсовая работа

Описание работы

Вступление Российской Федерации в переходный период к рынку обусловило усиление значения цен и ценообразования в развитии экономики страны. Совершенно очевидно, что цены и ценообразование играют ключевую роль в рыночном механизме, однако ими необходимо умело управлять, не допуская стихийности процесса ценообразования и динамики цен. Переход к рыночной экономике потребовал новых методов, принципов и подходов к ценообразованию и формированию модели цены, которые коренным образом отличаются от принципов построения цен в централизованной экономике.

Содержание

Введение
1. Цена как экономическая категория
1.1 Стоимостные основы цены и переход к рыночному образованию
1.2 Отличительные черты рыночного ценообразования от централизованного установления цен
2. Классификация цен и их система
2.1 Виды цен и их классификация. Состав и структура цен
3. Структура рынка и ценообразование
3.1 Особенности ценообразования на различных типах рынка
3.2 Рыночный механизм ценообразования
Заключение
Библиографический список

Работа содержит 1 файл

курсовая микроэкономика.docx

— 72.19 Кб (Скачать)

РОССИЙСКАЯ  ФЕДЕРАЦИЯ

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

ФИЛИАЛ  ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО

БЮДЖЕТНОГО  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ТЮМЕНСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

в Г. НОВЫЙ  УРЕНГОЙ 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

К У Р С О В А Я Р А Б О Т А 
 
 
 

Тема: ЦЕНООБРАВОВАНИЕ В УСЛОВИЯХ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ 
 
 
 
 
 

                  Выполнил:

                  Студентка 1 курса ОСО

                  Специальность «Экономика»

                                                                                Стеценко А. Д. 

                  Проверил  преподаватель:

                  Кубекова  Л. М. 

Содержание

Введение

1.     Цена  как экономическая категория

1.1   Стоимостные  основы цены и переход к  рыночному образованию

1.2   Отличительные  черты рыночного ценообразования  от централизованного установления  цен

2.     Классификация  цен и их система

2.1   Виды цен  и их классификация. Состав  и структура цен

3.     Структура  рынка и ценообразование

3.1   Особенности  ценообразования на различных  типах рынка

3.2   Рыночный  механизм ценообразования

Заключение

Библиографический список 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

   Вступление Российской Федерации в переходный период к рынку обусловило усиление значения цен и ценообразования в развитии экономики страны. Совершенно очевидно, что цены и ценообразование играют ключевую роль в рыночном механизме, однако ими необходимо умело управлять, не допуская стихийности процесса ценообразования и динамики цен.  Переход к рыночной экономике потребовал новых методов, принципов и подходов к ценообразованию и формированию модели цены, которые коренным образом отличаются от принципов построения цен в централизованной экономике.

  Цены и ценообразование являются одним из ключевых элементов рыночной экономики. Важная роль цен в экономической жизни определяется тем, что они являются основой всех экономических измерений, оказывают значительное влияние на затраты и результаты деятельности всех хозяйствующих субъектов: и предпринимательских структур, и домашних хозяйств, и народного хозяйства в целом. Цены определяют эффективность внешнеэкономической деятельности.  
Особенно велика их роль в рыночной экономике, где свободные цены выступают основным регулятором пропорций общественного воспроизводства, хозяйственных отношений. Цены являются также важным объектом государственного регулирования, благодаря которому государство осуществляет свою политику и в условиях рынка.  
В условиях рыночной экономики успех любого предприятия или предпринимателя во многом зависит от того, как правильно они будут устанавливать цены на свои товары и услуги. Но это не так то просто сделать, потому что на цены оказывает существенное влияние комплекс политических, экономических, психологических и социальных факторов. Сегодня цена может определяться количеством затрат на производство товара, а завтра ее уровень может зависеть от психологии поведения покупателей. Следовательно, предприниматель при установлении цены на товар должен учитывать все факторы, влияющие на ее уровень, и установить цену таким образом, чтобы получить прибыль.  
В ценовом механизме следует различать и выделять две взаимодействующие составляющие. С одной стороны это сами цены, их структура, величина, динамика изменения, а с другой - ценообразование как способ, правила установления, формирования новых цен и изменения действующих. Ценообразование выступает активной, задающей частью ценового механизма. Оно, собственно, и предопределяет величину цены.  
Разработка теории цены относится к ранней стадии развития капитализма. Яркими представителями, внесшими большой вклад в ее развитие, являются В. Петти, А. Смит, Д. Рикардо, К. Маркс, К. Менгер, О. Бём-Баверк, Ф. Визер, А. Маршалл.  
Таким образом, целью данной курсовой работы является изучение цены и ценообразования в рыночной экономике.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Цена как  экономическая категория в переходный период
 

    1.1       Стоимостные основы цены и переход к рыночному ценообразованию 

Цены и  ценообразование являются одним  из ключевых элементов рыночной экономики. Цена — сложная экономическая  категория. В ней пересекаются практически  все основные проблемы развития экономики, общества в целом. В первую очередь  это относится к производству и реализации товаров, формированию их стоимости, к созданию, распределению  и использованию ВВП и национального  дохода.

Существуют  две основные теории цены. По мнению сторонников одной теории, цена товара выражает его стоимость. Сторонники другой теории считают, что цена товара представляет собой сумму денег, которую покупатель готов заплатить  за товар определенной полезности. Отсюда цена — денежное выражение  стоимости товара.

В отличие  от цены, ценообразование представляет собой процесс формирования цены на товар или услугу. Имеют место  в основном две системы ценообразования:

1) централизованное, которое предполагает формирование  цен государственными органами  на основе издержек производства  и обращения.

2) рыночное, основанное на базе взаимодействия  спроса и предложения.

Чем же определяется размер цены товара? Это самый сложный  вопрос экономической теории, который  до сих пор вызывает ожесточенные споры двух диаметрально противоположных  школ.

Разработка  теории цены относится к ранней стадии развития капитализма. Для этой стадии была характерна затратная теория цены, яркими представителями которой  были Вильям Петти, Адам Смит и Давид Рикардо. Именно они заложили основы стоимостной теории цены, согласно которой стоимость товара определяется количеством труда, необходимого для его производства.

Наиболее  последовательным сторонником стоимостной  теории цены является К. Маркс с его  учением об абстрактном труде  как объективной субстанции стоимости. Сущность этой концепции заключается  в следующем: товар имеет стоимость  и цену.

Стоимость — это воплощенные в товаре общественно полезные затраты труда, но не всякие, а только соответствующие  средним условиям, умелости и интенсивности  труда. А поскольку всякий товар  есть результат труда, то это делает все товары качественно однородными, а следовательно, сопоставимыми и соизмеримыми. При таком подходе труд, воплощенный в товарах, также становится качественно однородным, трудом «вообще», лишенным конкретики. В экономической теории такой труд принято называть абстрактным.

Таким образом, отношение стоимостей различных  товаров отражает отношение представленных в них величин абстрактного труда. Эти величины и определяют объективные  пропорции обмена товарами (или купли-продажи).  Что же касается цены товара, то она есть денежное выражение его стоимости. Цена отдельного товара может отклоняться от его стоимости под влиянием случайных рыночных факторов. Таким образом, теория Маркса усматривает в стоимости объективную основу цены, тем самым различая стоимость и цену.

Другая концепция  объясняет цену товара суммой денежных затрат в наилучшем варианте использования  производственных ресурсов. В этом случае рыночная цена товара зависит  не столько от затрат изготовителя, сколько от оценки полезности таких  затрат покупателем. При этом цена является самостоятельной внестоимостной величиной, для определения которой оценка покупателя более значима, чем затраты производителя. Цена «освобождается» от стоимости, для объяснения цены в ней нет необходимости.

В итоге  спор между изложенными концепциями  сводится к следующему: что же определяет цену товара — «предложение» (стоимость) или «спрос» (полезность)? Является ли полезность товара «функцией» его  стоимости или, напротив, стоимость  есть «функция» полезности товара?  Современная экономическая теория не оставляет надежды синтезировать оба подхода к ценообразованию, совместив в цене «объективность» (стоимость) и «субъективность» (полезность) товара.

Однако бесспорным является положение о том, что  количественное определение затрат на производство и реализацию товаров  и услуг было и остается объективной  потребностью и реальностью в  любой общественно-экономической  информации. Ведь очевидно, что объективный процесс формирования затрат в условиях рыночных отношений происходит на базе рыночных цен и требует возмещения всех расходов, связанных с осуществлением процессов производства и реализации Товаров за счет доходов, полученных от их продажи.

Фирмы, не обеспечивающие такие условия, разоряются и гибнут, а их место занимают другие фирмы, которые имеют более низкие затраты  на производство и реализацию товаров. Они получают более высокие доходы, обеспечивающие им условия для осуществления  нормального процесса воспроизводства.

  Построение рыночного хозяйства требует решительного преодоления многих теоретических и методологических догм, которые все еще имеются в экономической науке и практике хозяйствования, в том числе и в области ценообразования.

  Рынок — это устойчивые, постоянно воспроизводимые, повторяющиеся связи (производственные, торговые, экономические, технологические и др.) между субъектами рыночных отношений, но обязательно опосредованные через механизмы стоимости, товарно-денежных отношений механизмы ценообразования, спроса, предложения и всех других составляющих сферы обращения товаров. Рынок выступает основной формой реализации товарно-денежных отношений и стоимостных категорий: финансов, кредита, заработной платы, себестоимости, прибыли, цены. Эта система стоимостных категорий активно стимулирует весь процесс воспроизводства.

  Рыночные отношения могут возникать где угодно, если спросу противостоит предложение. Когда на рынке устанавливается равновесие между спросом и предложением, то результатом этого экономического процесса является цена. В рыночных отношениях встречаются продавцы и покупатели, с противоположными интересами. Продавцы имеют цель продать свои товары и при этом получить по возможности как можно большую цену и прибыль. Но так как каждый из продавцов приходит на рынок с одним и тем же намерением, между ними возникает конкуренция. Покупатели, в свою очередь, заинтересованы в приобретении нужных им товаров с как можно большей полезностью и низкой ценой. Выравнивание интересов продавца и покупателя осуществляется через цену, которая на рынке формируется путем взаимодействия спроса и предложения. Цена выравнивает соотношение спроса и предложения и является тем компромиссом, который достигается между продавцом и покупателем.

Таким образом, рынок — это экономический процесс, который путем столкновения интересов продавцов и покупателей (спроса и предложения) приводит к образованию цены.

Цена занимает центральное место в рыночных отношениях, сглаживая противоположные экономические интересы продавца и покупателя, приводя в соответствие спрос и предложение. Ценообразование, являясь одним из основных звеньев рыночной экономики, выступает не только гибким инструментом, но и важным рычагом управления.

 Рынок и цена — категории, обусловленные товарным производством. При этом первичным является рынок, что объясняется так: при товарном производстве экономические отношения проявляются главным образом не в самом процессе производства, а через рынок. Именно рынок является основной формой проявления товарно-денежных отношений и стоимостных категорий.

  В рыночном хозяйстве важную роль играет закон стоимости, который реализуется через механизмы ценообразования, сбалансированности спроса и предложения. Он является одним из регуляторов общественного производства, способствуя переливу ресурсов из одного сектора экономики в другой и внутри отдельных секторов. Этот «перелив» осуществляется предприятиями самостоятельно под воздействием товарно-денежных отношений. В связи с этим в переходный период возникает и усиливается функция цены как категория рационального размещения производства.

  В плановой экономике при единой государственной собственности регулирование экономики осуществляется через закон планомерного развития и централизованное планирование. Все экономические инструменты, в том числе и цены, привязаны к плану, подчинены его выполнению.

Информация о работе Ценообразование в условиях рыночной экономики