Ценообразование в условиях рыночной экономики

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 08:15, курсовая работа

Описание работы

Вступление Российской Федерации в переходный период к рынку обусловило усиление значения цен и ценообразования в развитии экономики страны. Совершенно очевидно, что цены и ценообразование играют ключевую роль в рыночном механизме, однако ими необходимо умело управлять, не допуская стихийности процесса ценообразования и динамики цен. Переход к рыночной экономике потребовал новых методов, принципов и подходов к ценообразованию и формированию модели цены, которые коренным образом отличаются от принципов построения цен в централизованной экономике.

Содержание

Введение
1. Цена как экономическая категория
1.1 Стоимостные основы цены и переход к рыночному образованию
1.2 Отличительные черты рыночного ценообразования от централизованного установления цен
2. Классификация цен и их система
2.1 Виды цен и их классификация. Состав и структура цен
3. Структура рынка и ценообразование
3.1 Особенности ценообразования на различных типах рынка
3.2 Рыночный механизм ценообразования
Заключение
Библиографический список

Работа содержит 1 файл

курсовая микроэкономика.docx

— 72.19 Кб (Скачать)

  В рыночной экономике имеется много механизмов регулирования деятельности предприятия, но что принципиально важно — все они базируются на использовании экономических методов, которые создают условия для заинтересованности предприятия следовать за потребностями общества или же имеют ограничительный характер, защищая интересы общества, государства.    

    1. Отличительные черты рыночного ценообразования  от централизованного установления цен
 

Принципы  и методы формирования цен в условиях централизованной экономики строятся на том, что они определяются на предприятии и нередко до начала выпуска продукции. Такой подход неизбежно приводит к тому, что за базу цен принимаются затраты на производство. Отсюда — господство затратного метода ценообразования, который подвергался критике еще в условиях плановой экономики. При таком подходе к построению цен рынок оказывает очень слабое воздействие на уровень и динамику цен. В лучшем случае он фиксирует степень спроса на товар при уже установленной цене.

Коренное  отличие рыночного ценообразования  от централизованного установления цен состоит в том, что реальный процесс формирования цен здесь  происходит не в сфере производства, не на предприятии, а в сфере реализации продукции, т.е. на рынке, под воздействием спроса и предложения, товарно-денежных отношений. Цена товара и его полезность проходят проверку рынком и окончательно формируются на рынке.

Сейчас нередко практика ценообразования такова, когда затраты на производство товаров считают общественно необходимыми задолго до того, как эти товары появятся на рынке и будут признаны товарами со стороны покупателей. Этому во многом способствовали имеющиеся в последние годы постоянное и существенное превышение спроса над предложением и монополизм изготовителей товаров.

Основное  принципиальное отличие рыночного  ценообразования от планового установления цен состоит также в том, что  первоначальные цены на товары определяются их собственниками, субъектами хозяйствования. Только в этом случае преодолевается отчуждение товаропроизводителей от результатов  их труда.

В отношении  подавляющего большинства товаров, производимых субъектами хозяйствования, государство определяет также общие  правила и принципы ценообразования, иногда устанавливает предельные уровни рентабельности или цен и таким  путем осуществляет свои управляющие  функции. Но государственные органы не устанавливают по большинству  товаров конкретные цены на изделия, изготовляемые различными собственниками.  Таким образом, предприятия или фирмы реализуют свои товары и услуги, как правило, по ценам и тарифам, установленным ими самостоятельно или на договорной основе, и только в отдельных случаях, предусмотренных законодательными актами, по государственным ценам. Государственное регулирование цен осуществляется на продукцию предприятий, занимающих монопольное положение на рынке товаров, а также на товары и услуги, определяющие масштаб цен в экономике и социальную защищенность отдельных категорий граждан.  Поэтому в период перехода к рынку, в условиях смешанной (многоукладной) экономики, рыночный механизм ценообразования должен не противостоять, а гибко сочетаться с механизмом государственного регулирования цен на отдельные группы товаров. Динамика цен формируется под воздействием двух важнейших факторов — стратегического и тактического.

Стратегический  фактор выражается в том, что цены образуются на основе стоимости товаров. Постоянно происходят колебания  цен вокруг стоимости. Процесс этот весьма сложный.

Тактический фактор проявляется в том, что  цены на конкретные товары формируются  под влиянием конъюнктуры рынка.

Первый фактор — фактор долговременного перспективного действия. Второй может часто меняться (в течение дней, часов), так как  динамика конъюнктурных изменений  очень высока; здесь требуется  всестороннее изучение этих изменений. Как первый, так и второй факторы  весьма важны в условиях рыночной экономики, ими нужно в совершенстве овладеть и научиться умело пользоваться. В противном случае предприятию или фирме включаться в рыночную экономику не имеет смысла — это чревато для них отрицательными экономическими последствиями.

Неотъемлемым  и весьма важным элементом рынка  является конкуренция. Нормальными  конкурентами могут быть только собственники. Многообразие структур при одном  собственнике создает монополию, которая  порождает застой и консервацию  отсталости в производстве.

Монополия государственной собственности  выступает главным препятствием на пути перелива ресурсов непосредственно  через предприятия под влиянием механизмов закона стоимости и ценообразования. Положение весьма осложняет все  еще имеющаяся уравнительная  система распределения ресурсов.

Необходимо  введение многообразия форм собственности  и признания их равенства перед  законом. Однако, чтобы рыночные механизмы по-настоящему заработали, должно быть реальное разнообразие форм собственности на уровне предприятий и действительное юридическое их равенство.  В настоящее время во многом господствует государственная собственность. В этой связи важнейшей проблемой является конверсия государственной собственности в коллективную и частную. Приватизация собственности, превращение трудящихся в реальных собственников на своем предприятии, на производстве, преодоление их отчужденности от собственности являются массовой социально-экономической основой перевода экономики и всего общества на рыночные рельсы. Без приватизации собственности такая основа не может быть создана, ее просто нет. Без проведения приватизации собственности рыночные, товарно-денежные отношения развиваться не могут.

Следует отметить, что рынок — это жесткий, бескомпромиссный экзаменатор всех его участников на их выживаемость в конкурентной борьбе. Главным условием жизнестойкости на рынке является высокий уровень  производства и высокий профессионализм  в его управлении. Уже сейчас многие фирмы и предприятия, не выдержав конкуренции, разоряются и становятся банкротами. Но мощности этих предприятий  не пропадают, они переходят в  другие руки, технически совершенствуются, обновляются и включаются в процесс  воспроизводства на новой, более эффективной основе. Поэтому банкротство конкретного собственника и предпринимателя зачастую оборачивается для общества в целом ростом эффективности экономики. Мощным двигателем рыночной экономики является конкуренция. Именно она направляет экономику вперед, используя закон стоимости, механизм ценообразования. Конкуренция есть механизм стимулирования постоянного и всестороннего совершенствования производства, механизм закрепления в экономике всего здорового и вытеснения несовершенного и отстающего.  Основы успеха в конкуренции коренятся в состоянии производства. Мировая практика рыночной экономики базируется на гибком производстве. Оно обладает свойствами быстро, по мере возникновения новых потребностей перестраиваться на их удовлетворение, при этом обходясь практически без повышенных затрат периода освоения новых товаров. Если нет гибкого производства, то время освоения будет большим. Без этой способности производства невозможно соперничать с конкурентами на рынке. Поэтому переход к рыночной экономике помимо собственно рыночных преобразований требует коренной перестройки производства (технической, технологической, организационной и т.д.). Это принципиальное положение, о котором часто забывают, а нередко пытаются сознательно игнорировать — вероятнее всего, потому, что такая перестройка сопряжена со значительными капитальными затратами (инвестициями).   Как уже отмечалось, в нашей экономике преобладает монополия государственной собственности. Эта монополия является одним из главных препятствий при переходе к рыночному хозяйству. И наоборот, многообразие форм собственности (кооперативной, арендной, акционерной, личной и т.д.) есть та база, экономическая основа, на которой реально вырастают и развиваются рыночные отношения.

Принятый  в Российской Федерации Закон  «О конкуренции и ограничении  монополистической деятельности на товарных рынках» направлен на пресечение любого вида монополизма в народном хозяйстве. Он создает широкие возможности  для развития предпринимательской  деятельности в условиях конкуренции, свободной борьбы за потребителя  с проявлением гибкости в ценах, качестве, сроках, при повышенном внимании к покупателю.  Рыночный механизм ценообразования должен быть таким, чтобы он создавал условия для конкуренции и ликвидации монополизма в промышленности и торговле и через это способствовал оптимизации их структуры, а также структуры потребления.

Органическим  элементом планового хозяйства  является система директивного назначения цен, которая слабо учитывает  экономические интересы изготовителей  продукции и ее потребителей. Для обеспечения экономического развития народного хозяйства необходимо отслеживать реальное удорожание и удешевление элементов производственных затрат и поддерживать соответствие между спросом и предложением товаров. Однако директивно назначаемые цены не могут служить для этих целей.

Эффективность метода ценообразования прежде всего определяется тем, насколько полно учитывается в нем спрос, который определяет текущую рыночную конъюнктуру и формирует структуру инвестиций и самой экономики. Директивные цены почти не сигнализируют об изменении в спросе. Это обусловливает постоянный дефицит товаров и порождает диспропорции производства и потребления.

Отсутствие  рыночного механизма ценообразования  не предотвращает инфляцию в плановой экономике. Присущая ей скрытая инфляция сопровождается нехваткой товаров  и услуг. При переходе скрытой  инфляции в открытую происходит резкий рост цен.

Таким образом, директивное ценообразование вызывает в экономике целый ряд дестабилизирующих  противоречий, приводящих к нарушению  пропорций воспроизводства, искажению  интересов производителей и потребителей продукции, отрыву экономики от конечного  потребителя.

Быстрый рост цен в условиях ненасыщенного и монополизированного рынка товаров и услуг приводит к дезорганизации производства. При этом падает надежность планирования на уровне отдельного предприятия, нарушаются пропорции внутриотраслевых и межотраслевых связей.   В результате из-за того, что появляется легкая возможность получить дополнительную прибыль, обусловленную не ростом производства, а ростом цен, падают стимулы к увеличению выпуска продукции в натуральном выражении. В условиях инфляции это провоцирует дальнейший спад производства, препятствует выходу экономики из кризиса. Поэтому быстрое и одновременное распространение свободного ценообразования на основную массу продукции народного хозяйства может привести и привело в России к углублению экономического кризиса, выход из которого весьма проблематичен. Таким образом, одновременный переход по всем товарам на свободное ценообразование экономически и политически не оправдан из-за ближайших и отдаленных последствий.

 В условиях быстроменяющихся экономических условий, как это имеет место в России, изучение рыночной конъюнктуры и разработку на этой основе стратегии и тактики ценообразования на каждом этапе развития экономики следует начинать с анализа общей экономической ситуации в стране, т.е. с анализа макроэкономических процессов.

С переходом  экономики к свободному ценообразованию  остроту приобретает проблема приближения  цен к стоимости, учитывающей  объективные различия в региональных затратах и формирующийся на разных рынках спрос. В связи с этим глубокой теоретической разработки требует  проблема территориальной (региональной) дифференциации стоимости и цен  в рыночном хозяйстве. В этих условиях необходимо исходить из того, что по отдельным товарам имеются объективные особенности формирования связей производителей и потребителей, определяющие характер и ареал рынков сбыта, их деление на единый и на систему региональных (местных) рынков со своим уровнем цен. Формируемая на одном региональном рынке система цен через прямые и обратные связи воздействует на системы цен, действующие на других региональных рынках, в результате чего последовательно и постепенно формируется единый рынок и система цен, адекватная этому рынку. Процесс этот, включающий ценовое противостояние и попытки отдельных регионов решить свои экономические проблемы с помощью цен за счет других регионов, по всей видимости, будет довольно болезненным.

В соглашениях, заключенных Россией с СНГ, предусмотрена необходимость проведения согласованной политики в области ценообразования.

В первые годы развития Содружества ценовая практика межгосударственной торговли между  странами СНГ во многом была невыгодна  России, так как важнейшие ресурсы  вывозились из нее по относительно низким, в сравнении с мировыми, ценам, а ввозилась продукция  в основном по свободным ценам, уровень которых порой превышал мировой или был приближен к нему.   Чтобы предупредить рост цен за счет необоснованного включения затрат в себестоимость, следует использовать согласованные принципы и методы калькулирования себестоимости продукции. Поэтому целесообразно предусмотреть в соглашениях обмен информацией о применяемых нормативных документах по ценообразованию, представляющих взаимный интерес, а также об уровне и динамике свободных цен на важнейшие виды продукции. 
 
 
 

2. Классификация цен и их система 

2.1 Виды цен  и их классификация. Состав  и структура цен 

  Первым и важнейшим признаком классификации цен является их дифференциация в соответствии с обслуживаемой сферой товарного обращения. В зависимости от этого признака цены подразделяются на следующие основные виды:

-  оптовые цены на продукцию промышленности;

-  цены на строительную продукцию;

-  закупочные цены на сельскохозяйственную продукцию;

-  тарифы грузового и пассажирского транспорта;

-  розничные цены;

-  тарифы на коммунальные и бытовые услуги, оказываемые населению;

-  цены, обслуживающие внешнеторговый оборот (экспортные и импортные).

Оптовые цены на продукцию промышленности — цены, по которым реализуется и закупается продукция предприятий, фирм и организаций  промышленности независимо от форм собственности  в порядке оптового оборота.  Они делятся:

-  оптовая цена предприятия (отпускная цена);

-  оптовая цена промышленности.

Оптовая цена предприятия (отпускная цена) — цена изготовителя продукции, по которой  предприятие реализует произведенную  продукцию оптово-сбытовым организациям или другим предприятиям. В условиях перехода к рынку эти цены призваны обеспечивать возможность дальнейшей хозяйственной деятельности предприятиям и организациям.           Реализуя свою продукцию по оптовым ценам, предприятие или фирма должны возместить свои издержки производства и реализации и получить такой размер прибыли, который бы позволил им выжить в условиях рынка.                             Прибыль является важнейшим элементом цены. Получение прибыли - главный побудительный мотив любой формы предпринимательства. В условиях рыночной экономики, конкуренции существует объективная тенденция к получению максимальной прибыли.

В противном  случае в условиях жесткой конкуренции  предприятие может разориться и  стать банкротом.

  В условиях рынка, в отличие от плановой экономики, никаких нормативов прибыли, рентабельности «сверху» не устанавливается, за исключением той продукции отраслей и предприятий-монополистов, по которой осуществляется регулирование цен государством.

  Норма прибыли формируется на рынке в результате конкуренции товаропроизводителей, меняется под воздействием множества конъюнктурных факторов. Предприятия стремятся максимизировать размер прибыли. Однако полной гарантии предприятию в том, что оно получит запланированный размер прибыли, никто дать не может, так как коммерческий успех его деятельности зависит от многих рыночных факторов, предугадать действие которых сложно. Поэтому конечный экономический результат деятельности предприятия может оказаться как положительным (прибыль), так и отрицательным (убыток).

Информация о работе Ценообразование в условиях рыночной экономики