Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2012 в 03:56, дипломная работа
Цель данной дипломной работы – рассмотрение бухгалтерского отчета и анализ его основных показателей.
ВВЕДЕНИЕ
1. БУХГАЛТЕРСКАЯ ОТЧЕТНОСТЬ И ЕЁ РОЛЬ В СИСТЕМЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ
1.1 Роль и значение бухгалтерской отчетности в системе управления финансово-хозяйственной деятельности промышленного предприятия
1.2 Состав и содержание бухгалтерской отчетности. Основные требования, предъявляемые к ней
1.3 Бухгалтерская отчетность за рубежом. Её отличия от отчетности предприятий Республики Беларусь
2. БУХГАЛТЕРСКИЙ БАЛАНС КАК ВАЖНЕЙШАЯ ФОРМА БУХГАЛТЕРСКОЙ ОТЧЕТНОСТИ
2.1 Структура, содержание бухгалтерского баланса и характеристика его отдельных разделов и статей
2.2 Порядок составления, представления и утверждения бухгалтерского баланса
2.3 Особенности построения бухгалтерского баланса за рубежом. Возможности совершенствования бухгалтерского баланса Республики Беларусь с учетом международной практики
3. АНАЛИЗ ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ
3.1 Краткая экономическая характеристика УП «Олверинвест»
3.2 Анализ активов предприятия
3.3 Анализ источников формирования средств предприятия
3.4 Анализ платежеспособности и финансовой устойчивости предприятия. Аналитическая оценка вероятности банкротства
3.5 Анализ прибыльности активов (капитала) и инвестиционной привлекательности предприятия
3.6 Пути улучшения финансового состояния предприятия
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Бухгалтерская отчетность предназначена в первую очередь для формирования информации о состоянии имущества и средств организации и представления этой информации собственникам предприятия и другим заинтересованным пользователям [19, с.10].
Одним из непременных требований к бухгалтерской отчётности в рыночной экономике являются её открытость для всех заинтересованных пользователей. Развитие рыночных отношений, международные, хозяйственные и финансовые связи выдвинули в число актуальных вопрос о совершенствовании бухгалтерского учета и отчетности, приближении их содержания и методов к международно-принятым нормам.
Отчетность предприятия является логическим продолжением процедур финансового учета и представляет собой систему показателей, характеризующих имущественное и финансовое положение организации на отчетную дату.
Отчетность выполняет важную функциональную роль в системе экономической информации. Она интегрирует информацию всех видов учета и представляется в виде таблиц, удобных для восприятия информации объектами хозяйствования.
По своему назначению бухгалтерская отчетность является основным источником информации о финансовом положении организации, финансовых результатах ее деятельности и изменении в ее финансовом положении. Финансовое положение организации определяется находящимися в ее распоряжении активами, структурой обязательств и капитала организации, а также ее способностью адаптироваться к изменениям в среде функционирования. Информация о финансовых результатах позволяет оценить потенциальное изменение в ресурсах. Данные об изменениях в финансовом положении организации дают возможность оценить ее инвестиционную, финансовую и текущую (операционную) деятельность в отчетном периоде.
Тщательное изучение бухгалтерской отчетности позволяет вскрыть причины достигнутых успехов либо недостатков в работе, наметить путь совершенствования деятельности организации.
Бухгалтерская отчетность состоит из форм:
– бухгалтерского баланса;
– отчета о прибылях и убытках;
– приложений к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках:
– отчета о движении источников собственных средств;
– отчета о движении денежных средств;
– приложения к бухгалтерскому балансу;
– отчета о целевом использовании полученных средств;
– пояснительной записки и аудиторского заключения, подтверждающего
– достоверность бухгалтерской отчетности организации, если она в соответствии с законодательством Республики Беларусь подлежит обязательному аудиту.
Промежуточной месячной бухгалтерской отчетностью является бухгалтерский баланс.
Промежуточная квартальная бухгалтерская отчетность состоит из бухгалтерского баланса и отчета о прибылях и убытках.
Промежуточная квартальная бухгалтерская отчетность помимо бухгалтерского баланса и отчета о прибылях и убытках может по усмотрению учредителей или вышестоящей организации включать отчет о движении источников собственных средств и приложение к бухгалтерскому балансу.
В дополнение к промежуточной отчетности по решению руководителя организации могут составляться формы отчетности для управления (управленческая отчетность), утвержденные приказом руководителя организации.
Республиканские органы государственного управления и иные государственные организации, подчиненные Правительству Республики Беларусь, при внесении дополнительных реквизитов и показателей в формы бухгалтерской отчетности должны соблюдать структуру форм, утвержденных Министерством финансов Республики Беларусь.
Субъекты малого предпринимательства, в отношении которых применяется упрощенная система налогообложения, учета и отчетности, в случае отсутствия соответствующих данных бухгалтерского учета имеют право не представлять в составе годовой бухгалтерской отчетности отчет о движении источников собственных средств, отчет о движении денежных средств, приложение к бухгалтерскому балансу, пояснительную записку и аудиторское заключение.
Некоммерческие организации имеют право не представлять в составе годовой бухгалтерской отчетности отчет о движении денежных средств, а при отсутствии соответствующих данных - не представлять отчет о движении источников собственных средств и приложение к бухгалтерскому балансу.
Некоммерческие организации в состав промежуточной бухгалтерской отчетности включают отчет о целевом использовании полученных средств.
Общественными организациями (объединениями), не осуществляющими предпринимательской деятельности и не имеющими, кроме выбывшего имущества, оборотов по продаже товаров, работ, услуг, промежуточная бухгалтерская отчетность не представляется.
Указанными организациями в составе годовой бухгалтерской отчетности не представляются отчет о движении источников собственных средств, отчет о движении денежных средств, приложение к бухгалтерскому балансу и пояснительная записка.
Представляемая бухгалтерская отчетность прилагается к сопроводительному письму организации, оформленному в установленном порядке и содержащему информацию о составе представляемой бухгалтерской отчетности.
Основной формой бухгалтерской отчетности является бухгалтерский баланс. Его составляют на основе данных об остатках по дебету и кредиту синтетических счетов и субсчетов на начало и конец периода, взятых из Главной книги.
При журнально-ордерной форме учета обороты по кредиту каждого счета записывают в Главную книгу только из журналов-ордеров. Обороты по дебету отдельных счетов собирают в Главной книге из нескольких журналов-ордеров в разрезе корреспондирующих счетов.
При мемориально-ордерной форме учета запись на счетах Главной книги производят непосредственно по данным мемориальных ордеров.
На малых предприятиях, применяющих упрощенную форму учета, баланс составляют по данным Книги учета хозяйственных операций.
Следует отметить, что некоторые балансовые статьи заполняют непосредственно по остаткам соответствующих счетов. Значительная часть балансовых статей отражает сгруппированные данные нескольких синтетических счетов.
По составу показателей баланс делится на две части: актив и пассив. В активе показатели группируются по составу и размещению финансовых средств предприятия или по направлениям использования; в пассиве - по источникам их образования или финансирования. Статьи актива и пассива в свою очередь делятся на разделы, отражающие наличие и использование средств, которыми располагает предприятие, и источники формирования этих средств за счет финансирования. Баланс отражает состояние хозяйства в денежной оценке.
Правила оценки статей баланса установлены Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности и инструкциями по составлению бухгалтерской отчетности.
В соответствии с ним основные средства, нематериальные активы и МБП отражают в балансе по остаточной стоимости; сырье, основные и вспомогательные материалы, покупные полуфабрикаты и комплектующие изделия, топливо, тару, запасные части и другие материальные ресурсы — по фактической себестоимости; готовую и отгруженную продукцию в зависимости от порядка списания общехозяйственных расходов и использования счета 40 «Выпуск продукции, работ, услуг» — по полной или неполной фактической производственной себестоимости и по полной или неполной нормативной (плановой) себестоимости продукции. Товары в организациях, занятых торговой деятельностью, отражаются в балансе по стоимости их приобретения. Незавершенное производство в массовом и серийном производстве может отражаться в балансе по нормативной производственной себестоимости или по прямым статьям расходов, а также по стоимости сырья, материалов и полуфабрикатов. При единичном производстве продукции незавершенное производство отражают по фактическим производственным затратам. Расчеты с дебиторами и кредиторами каждая сторона отражает в своей отчетности в суммах, вытекающих из бухгалтерских записей и признаваемых ею правильными. При разногласиях заинтересованная сторона обязана в установленные сроки передать необходимые материалы на рассмотрение органам, уполномоченным разрешать соответствующие споры. Дебиторскую задолженность, по которой истек срок исковой давности, другие долги, нереальные для взыскания, списывают по решению руководителя предприятия за счет резерва сомнительных долгов либо на финансовые результаты хозяйственной деятельности коммерческой организации и увеличение расходов у некоммерческой организации. Списание долга в убыток вследствие неплатежеспособности не является аннулированием задолженности. Суммы кредиторской и депонентской задолженности, по которым истек срок исковой давности, списывают на финансовые результаты хозяйственной деятельности коммерческой организации или увеличение доходов у некоммерческой организации.
Отражаемые в отчетности суммы по расчетам с финансовыми, налоговыми органами, учреждениями банков должны быть согласованы с ними и тождественны. Оставление на балансе неотрегулированных сумм по этим расчетам не допускается. Невозмещенные потери от стихийных бедствий списывают по решению руководителя организации за счет средств резервного капитала, или на финансовые результаты отчетного года организации (если у организации не образуется резервный капитал либо средств капитала не достаточно).
В отчете о прибылях и убытках данные о доходах, расходах и финансовых результатах формируются нарастающим итогом с начала года до отчетной даты.
Порядок представления данных в отчете о прибылях и убытках зависит от признания организацией доходов исходя из характера своей деятельности, вида доходов, размера и условий их получения (доходы от видов деятельности или прочие поступления - операционные, внереализационные).
В случае необходимости приведения в отчете дополнительных показателей о доходах и расходах организация может ввести строки и графы в типовую форму отчета, соблюдая нумерацию строк и граф формы, установленной Министерством финансов Республики Беларусь, которые позволят обеспечить увязку показателей, рассчитываемых по данным бухгалтерских и налоговых регистров.
Порядок формирования данных о расходах организации в отчете о прибылях и убытках приводится в зависимости от целей формирования этих расходов по данным бухгалтерского учета в соответствии с Типовым планом счетов бухгалтерского учета, утвержденным постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 30 мая 2003 г. N 89 "Об утверждении Типового плана счетов бухгалтерского учета и Инструкции по применению Типового плана счетов бухгалтерского учета" (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2003 г., N 104, 8/9975) (далее - Типовой план счетов бухгалтерского учета), Основными положениями по составу затрат, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), утвержденными Министерством экономики Республики Беларусь 26 января 1998 г. N19-12/397, Министерством финансов Республики Беларусь 30 января 1998 г. N 3, Министерством статистики и анализа Республики Беларусь 30 января 1998 г. N 01-21/8 и Министерством труда Республики Беларусь 30 января 1998 г. N 03-02-07/300 (Бюллетень нормативно-правовой информации, 1998 г., N 5), с учетом внесенных в них изменений и дополнений, нормативными правовыми актами Министерства финансов Республики Беларусь по бухгалтерскому учету.
Отчет о движении источников собственных средств (уставного, добавочного, резервного фондов) должен содержать данные о величине источников собственных средств на начало отчетного периода, увеличении фондов и резервов с выделением раздельно увеличения за счет дополнительного выпуска акций, за счет переоценки имущества, за счет реорганизации юридического лица (слияние, присоединение, разделение, выделение), за счет доходов, которые в соответствии с правилами бухгалтерского учета и отчетности относятся непосредственно на увеличение источников собственных средств, уменьшении фондов и резервов с выделением раздельно уменьшения за счет уменьшения номинала акций, за счет уменьшения количества акций, за счет реорганизации юридического лица, за счет расходов, которые в соответствии с правилами бухгалтерского учета и отчетности относятся непосредственно в уменьшение источников собственных средств, величине источников на конец отчетного периода.
Отчет о движении денежных средств должен содержать сведения о потоках денежных средств (поступление, направление денежных средств) с учетом остатков денежных средств на начало и конец отчетного периода в разрезе текущей, инвестиционной и финансовой деятельности.
Сведения о движении денежных средств организации, учитываемых на счетах бухгалтерского учета 50 "Касса", 51 "Расчетный счет", 52 "Валютные счета", 55 "Специальные счета в банках", 57 "Переводы в пути", представляются в белорусских рублях.
В случае наличия (движения) денежных средств в иностранной валюте сначала составляется расчет в иностранной валюте по каждому ее виду. После этого данные каждого расчета, составленного в иностранной валюте, пересчитываются в белорусские рубли по официальному курсу Национального банка Республики Беларусь на дату, когда была совершена хозяйственная операция. Полученные данные по отдельным расчетам суммируются при заполнении соответствующих строк формы.
Некоммерческие организации в отчете о целевом использовании полученных средств отражают данные по основной (уставной) деятельности об остатках средств, ранее поступивших в качестве вступительных, членских, добровольных взносов, данные о поступлении (подлежащем поступлении) указанных средств в течение отчетного периода, их расходовании в течение отчетного периода и остатках на конец отчетного периода. Указанные данные заполняются на основе данных, учтенных на счете учета фактических расходов, связанных с деятельностью некоммерческой организации, и списанных на уменьшение целевых поступлений.
Пояснительная записка характеризует деятельность организации в отчетном году. В пояснительной записке приводятся данные по показателям, не нашедшим отражения в формах годовой бухгалтерской отчетности.
В пояснительной записке необходимо раскрыть данные статей, по которым в бухгалтерском балансе и отчете о прибылях и убытках отражаются прочие активы, пассивы, кредиторы, дебиторы, иные обязательства, отдельные виды прибылей и убытков в случае их существенности в общей сумме итогов бухгалтерского баланса и отчета о прибылях и убытках.
В пояснительной записке следует привести краткую характеристику деятельности организации (виды текущей, инвестиционной и финансовой деятельности), основные показатели деятельности и факторы, повлиявшие в отчетном году на хозяйственные и финансовые результаты деятельности организации, а также решения по итогам рассмотрения годовой бухгалтерской отчетности и распределения прибыли, т.е. соответствующую финансовую информацию, необходимую для получения более полной и объективной картины об имущественном и финансовом положении организации.
Информация о работе Бухгалтерская отчетность предприятия на примере УП «Олверинвест»