Бюджетная политика Республики Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Сентября 2011 в 12:41, курсовая работа

Описание работы

Задачи курсовой работы предопределяются целью, и состоят в том что бы:
- дать понятие государственному бюджету;
- изучить бюджетное устройство в Республике Беларусь;
- дать понятие доходов;
- дать качественную характеристику формирование доходной части и расходной части государственного бюджета Республики Беларусь;
- разработать основные виды бюджетных дефицитов.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ПОНЯТИЕ БЮДЖЕТА И БЮДЖЕТНОЙ ПОЛИТИКИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
1.1. Понятие государственного бюджета 6
1.2. Бюджетное устройство в Республике Беларусь 9
1.3. Принципы бюджетного планирования 13
2. ФОРМИРОВАНИЕ ДОХОДНОЙ И РАСХОДНОЙ ЧАСТИ БЮДЖЕТА
2.1. Понятие доходов, их виды 14
2.2.Формирование доходной части и расходной части государственного бюджета Республики Беларусь 15
2.3.Понятие и основные виды бюджетных дефицитов 20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 29
СОДЕРЖАНИЕ
Введение ..................................................................................................................... 3
1. Сущность и содержание дефицита государственного бюджета ...................... 4
2. Виды и способы финансирования дефицита государственного бюджета..... 14
3. Дефицит государственного бюджета Республики Беларусь и пути его
преодоления ........................................................................................................ 21
Заключение ............................................................................................................... 33
Список использованной литературы ..................................................................... 35

Работа содержит 1 файл

Госбюджет РБ.doc

— 526.50 Кб (Скачать)

В законе на 2002 год расходы (4,2 трлн. руб.) превышали  доходы на 344,7 млрд. руб. В 2002 году планировалось покрыть дефицит государственного бюджета за счет:

1. внутреннего  финансирования - на 64 %;

2. внешнего  финансирования - на 36 %.

Как видим, внутреннее финансирование по-прежнему остается главным источником обеспечения  покрытия дефицита бюджета. Однако если в 2000 году оно еще превышало общую сумму дефицита, то в 2002 размер внутреннего финансирования сократился, что потребовало привлечения внешнего финансирования в размере почти третьей части от суммы дефицита. Намечается отрицательная тенденция: с каждым годом растут белорусские внешние заимствования, а кредиты с процентами можно будет отдать лишь добившись реального роста экономики.

Основными источниками покрытия дефицита на сегодняшний  день являются долгосрочные кредиты  Национального Банка РБ (44% от объема дефицита 2002 года) и выпуск ГКО (22%). При этом дефицит бюджета будет увеличен погашением основной суммы внутреннего долга по ГКО и векселям, причем по первым сумма задолженности уже превысила сам дефицит бюджета 2002 года.

Согласно закону Республики Беларусь «О бюджете Республики Беларусь на 2003 год», республиканский бюджет на 2003 год был утвержден по расходам в сумме 6 598 593 841,0 тыс. рублей исходя из прогнозируемого объема доходов в сумме 6 104 593 841,0 тыс. рублей. Предельный размер дефицита республиканского бюджета на 2003 год в сумме 494 000 000,0 тыс. рублей.

Законом предусмотрено погашение дефицита бюджета за счет:

1. внутреннего  финансирования - 251 413 193,5 тыс. руб., что  составляет 51% от общей суммы дефицита;

2. внешнего финансирования - 242 586 806,5 тыс. руб. или 49%.

Причем, 31% дефицита был покрыт за счет долгосрочных кредитов Национального Банка РБ и 20% посредством выпуска государственных  краткосрочных и долгосрочных облигаций.

Согласно  отчету «Об исполнении бюджета Республики Беларусь на 2004 год», республиканский бюджет на 2004 год был исполнен с профицитом в 21 млн.р.

Внутреннее  финансирование -386303760,0(тыс.р):

-источники  получаемые от Национального  Банка РБ - -915,0(тыс.р);

-источники,  получаемые от банков, иных юридических и физических лиц-278000000,0(тыс.р);

-прочие  источники внутреннего финансирования- -6774400,0(тыс.р);

-поступления  от реализации принадлежащего  государству имущества-100000000,0(тыс.р);

-изменение  остатков средств бюджнта-15079075,0(тыс.р).

Внешнее финансирование-523696240,0(тыс.р):

-кредиты  Международных финансовых организаций-  -30673440,0(тыс.р);

-кредиты  правительств иностранных государств- -157509699,0(тыс.р);

-прочие  источники внешнего  финансирования-711879379,0(тыс.р).

Согласно закону «О бюджете Республики Беларусь на 2006 год» общее финансирование бюджетного дефицита составляет 1 130 000 000,0 (тыс.р).

Внутреннее  финансирование 404 230 909,0 (тыс.р):

-источники  получаемые от Национального  Банка РБ - -890,0 (тыс.р);

-источники, получаемые от банков, иных юридических и физических лиц-500 000 000,0 (тыс.р);

-прочие  источники внутреннего финансирования- -10 000 000,0 (тыс.р);

-поступления  от реализации принадлежащего  государству имущества-1 200 000,0 (тыс.р);

-изменение  остатков средств бюджета-13 781 399,0 (тыс.р).

Внешнее финансирование-725 769 091,0 (тыс.р):

-кредиты  Международных финансовых организаций- 111 834,0(тыс.р);

-кредиты  правительств иностранных государств- -194 834 884,0 (тыс.р);

-прочие  источники внешнего  финансирования-920 492 141,0 (тыс.р).

Эти данные свидетельствуют о том, что в  Беларуси применяется в основном неинфляционный источник покрытия дефицита. Данные лишний раз подтверждают неразвитость рынка государственных ценных бумаг, что обусловлено, прежде всего, низкой активностью первичных инвесторов, явившейся следствием отсутствия свободных средств, как у банков, так и субъектов хозяйствования, слабой привлекательностью прямых инвестиций в производственную сферу, ухудшением ликвидности банковской системы, что обусловило резкое снижение спроса на государственные ценные бумаги в основном со стороны банков республики.

Это означает необходимость в дальнейшем развития инфраструктуры фондового рынка, главным  образом за счет активизации работы таких финансовых институтов, как  центральный депозитарий и фондовая биржа.

Необходимо  также отметить, что ряд проблем  остается и в сфере внешнего долга страны. Существует также проблема с погашением и обслуживанием кредитов предприятий. Очевидно, что переложение платежей по долгам предприятий на Правительство формирует не что иное, как скрытый внешний государственный долг и увеличивает дефицит бюджета.

Таким образом, для преодоления отрицательных  последствий бюджетного дисбаланса - инфляция, государственный долг, истощение  валютных резервов, снижение инвестиционной активности, сокращение экспорта, сопровождаемое увеличением импорта, снижение жизненного уровня населения, - необходимо разрабатывать специальную программу и проводить мероприятия по сокращению бюджетного дефицита. Такая программа должна предусматривать наиболее существенные и качественные меры:

1. Повышение  эффективности общественного воспроизводства, которое будет способствовать росту финансовых ресурсов - основного источника увеличения доходов бюджета.

2. Дальнейшее  развитие и укрепление рыночных  отношений, проведения рыночных  реформ; разгосударствление и приватизация  собственности.

3. Расширение  круга плательщиков, осуществляемое  одновременно с улучшением налогового  законодательства.

4. Развитие  территориально-регионального хозрасчета.

5. Оптимизацию  объема и реструктуризацию расходов  государственного бюджета в целом,  и в первую очередь - направляемых в реальный сектор экономики. Бюджетные вложения в отрасли хозяйства должны решать задачи структурной перестройки экономики.

6. В  целях изыскания дополнительных  источников финансирования социально-культурных  расходов следует рассмотреть целесообразность и возможность сокращения некоторых других расходов государства, в частности военных расходов и расходов на управление. Это позволяет профинансировать в начальный период развитие рыночной экономики статьи затрат, обеспечивающие систему защищенности населения.

7. Обоснованное  принятие новых социальных программ, требующих значительного бюджетного  финансирования, сохранение финансирования  лишь важнейших социальных программ.

8. Совершенствование  планирования и развитие системы  платных услуг в непроизводственной сфере.

9. Корректировка  трансфертной политики, предполагающая  уменьшение трансфертных выплат  отраслям реального сектора экономики,  повышение эффективности трансфертных  платежей.

10. Реформирование  бюджетного процесса в целом.  Необходимо отказаться от концепции приоритета бюджетных расходов и дефицитного финансирования; расходы сверх сумм, обеспеченных доходами, отражаются в бюджете развития и финансируются в пределах дополнительно полученных доходов, а также привлеченных безинфляционных источников.

11. Составление  бюджета на многовариантной основе  с целью формирования оптимальной  структуры доходов и расходов.

12. Развитие  рынка государственных ценных  бумаг, что позволит финансировать  расходы государства без увеличения  денежной массы в обороте.

13. Принятие  мер, направленных на привлечение  в страну иностранного капитала  в форме инвестиций. С их помощью  решается сразу несколько задач,  не только фискального, но и  экономического характера: сокращаются  бюджетные расходы, предназначенные  для финансирования капитальных вложений, расширяется база для производства товаров и услуг, появляется новый налогоплательщик, а значит, и увеличиваются платежи в бюджет.

Для достижения реального эффекта и сокращения бюджетного дефицита перечисленные  мероприятия должны рассматриваться в их единстве и применяться комплексно.

Таким образом, разработка и последовательная реализация мер, направленных на увеличение доходов и сокращение расходов, регулирование  бюджетного дефицита, целенаправленное управление его размером в совокупности с другими экономическими антикризисными мерами будут способствовать стабилизации финансового положения республики.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В современном  мире нет государства, которое в  те или иные периоды своей истории  не сталкивалось бы с бюджетным дефицитом. Его наличие не всегда свидетельствует об отрицательных моментах в экономической жизни страны. Все зависит от причин его возникновения и направлений расходов государственных денежных средств.

Однако  чаще всего, как это не печально, дефицит отражает кризисные явления в экономике, ухудшение показателей финансово-хозяйственной деятельности субъектов хозяйствования, нарушение экономических связей, неэффективность налоговой системы.

С учетом мирового опыта величина бюджетного дефицита не должна превышать предельно допустимого его размера, то есть 2-3% . Как видно из работы, дефицит государственного бюджета Республики Беларусь несколько раз приближался к данным показателям, и были случаи, когда наблюдалось превышение над допустимыми нормами дефицита. Это означает необходимость анализа причин, которые порождают дефицит, и разработки мер по его сокращению.

Основную  роль в вопросах урегулирования дефицита госбюджета играет правительство. На уровне президента и Министерства финансов решаются вопросы по корректировке бюджетной политики и ведутся поиски источников финансирования.

Однако  для нормализации бюджетного дефицита необходимо также «лечение» самой  экономики, так как без обеспечения  динамизма в ее развитии и реально  ощутимой эффективности невозможно добиться финансовой устойчивости страны, какие бы прогрессивные финансовые меры не принимались при этом.

Необходимо  отметить, что политика в области  финансирования бюджетного дефицита Республики Беларусь основывается на использовании  внутренних источников, что предполагает сокращение кредитования дефицита республиканского бюджета Национальным банком, повышение эффективности рынка государственных ценных бумаг и совершенствование механизма управления внутренним долгом.

В этой связи дальнейшее развитие получит  инфраструктура фондового рынка, главным образом за счет активизации работы таких финансовых институтов, как центральный депозитарий и фондовая биржа. Одновременно требуется принятие мер по повышению привлекательности для первичных инвесторов и поддержанию ликвидности государственных ценных бумаг на вторичном рынке.

В целях  преодоления дефицита государственного бюджета необходимо также разработать  эффективную финансовую политику, задействовать  весь механизм государственного регулирования  и использовать мировой опыт борьбы с дефицитом.

В целом, не вдаваясь в детали, следует только отметить, что беспрецедентное для  Беларуси снижение реального дефицита бюджета возможно только при глубоком реформировании экономики. В первую очередь инструментальных преобразований, затрагивающих вопросы самофинансирования предприятий и отказа от разорительных государственных программ в сфере жилищного хозяйства и поддержки АПК.  

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Информация о работе Бюджетная политика Республики Беларусь