Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2012 в 15:04, курсовая работа
Цель исследования - исследовать бюджетное устройство в Российской Федерации и принципы построения бюджетной системы и государственного бюджета.
Поставленная цель предопределила постановку и решение следующих задач:
- исследовать основные черты и принципы бюджетного устройства Российской Федерации;
- рассмотреть принципы построения бюджетной системы;
- изучить источники формирования налоговых и неналоговых поступлений доходной части бюджетов разных уровней, а также рассмотреть расходы бюджетов разных уровней;
Структура
доходов федерального бюджета
Доля расходов федерального
бюджета в общем объеме консолидированного
бюджета Российской Федерации отражает
основные принципы, заложенные при законодательном
разграничении полномочий и закреплении
доходных источников
(таблица 4):
Таблица 4
Прогноз и структура расходов консолидированного
бюджета
Российской Федерации
2009 | 2010 | |||||
млрд. рублей | в том числе (%): | Проект (млрд. рублей) | в том числе (%): | |||
федеральный бюджет | консолидированные бюджеты субъектов РФ | федеральный бюджет | консолидированные бюджеты субъектов РФ | |||
ВСЕГО | 14 566,3 | 58,1 | 41,9 | 14 593,3 | 60,0 | 40,0 |
Общегосударственные вопросы | 1 429,8 | 67,1 | 32,9 | 1 644,8 | 72,1 | 27,9 |
Национальная оборона | 1 214,5 | 99,8 | 0,2 | 1 255,7 | 99,8 | 0,2 |
Национальная безопасность и правоохранительная деятельность | 1 262,1 | 79,7 | 20,3 | 1 322,3 | 80,3 | 19,7 |
Национальная экономика | 2 877,5 | 64,1 | 35,9 | 2 283,1 | 59,0 | 41,0 |
Жилищно-коммунальное хозяйство | 986,0 | 14,5 | 85,5 | 892,7 | 15,4 | 84,6 |
Охрана окружающей среды | 30,0 | 44,3 | 55,7 | 27,8 | 43,9 | 56,1 |
Образование | 1 691,9 | 24,4 | 75,6 | 1 663,6 | 24,0 | 76,0 |
Культура, кинематография, средства массовой информации | 314,2 | 36,5 | 63,5 | 301,2 | 35,9 | 64,1 |
Здравоохранение, физическая культура и спорт | 1 052,1 | 33,1 | 66,9 | 1 009,9 | 32,9 | 67,1 |
Социальная политика | 1 366,8 | 24,2 | 75,8 | 1 324,8 | 24,8 | 75,2 |
Межбюджетные трансферты бюджетам государственных внебюджетных фондов | 2 341,4 | 88,4 | 11,6 | 2 867,4 | 90,5 | 9,5 |
Наиболее
значительная доля федерального бюджета
в расходах консолидированного бюджета
Российской Федерации приходится на
обеспечение
При
этом, по сравнению с 2008 годом в 2010
году наблюдается значительный рост
расходов федерального бюджета по всем
разделам классификации расходов (таблица
5):
Таблица 5
Изменение расходов федерального бюджета в 2010 году по сравнению с 2008 годом
2008 год, млрд. рублей | 2010 год | |||
млрд. рублей | изменение | |||
млрд. рублей | в %% | |||
ВСЕГО | 7 570,9 | 9 886,9 | 2 316,0 | 30,6 |
в том числе: | ||||
Общегосударственные вопросы | 839,4 | 1 186,7 | 347,3 | 41,4 |
Национальная оборона | 1 040,9 | 1 253,2 | 212,3 | 20,4 |
Национальная безопасность и правоохранительная деятельность | 835,6 | 1 062,4 | 226,8 | 27,1 |
Национальная экономика | 1 025,0 | 1 347,1 | 322,1 | 31,4 |
Жилищно-коммунальное хозяйство | 129,5 | 137,7 | 8,2 | 6,3 |
Охрана окружающей среды | 10,2 | 12,2 | 2,0 | 19,6 |
Образование | 355,0 | 398,7 | 43,7 | 12,3 |
Культура, кинематография, средства массовой информации | 88,9 | 108,2 | 19,3 | 21,7 |
Здравоохранение, физическая культура и спорт | 278,2 | 332,6 | 54,4 | 19,6 |
Социальная политика | 293,6 | 328,7 | 35,1 | 12,0 |
Межбюджетные трансферты | 2 674,6 | 3 719,3 | 1 044,7 | 39,1 |
Дефицит федерального бюджета в 2009 году 8,3% ВВП (3 217,6 млрд.рублей). В целях возврата к сбалансированной бюджетной политике в 2010-2012 годах будет постепенно сокращен объем дефицита бюджета – до 6,8% ВВП в 2010 году, 4,0% ВВП в 2011 году и 3,0% ВВП в 2012 году (рис. 3). Сделано это будет за счет использования средств Резервного фонда и Фонда национального благосостояния, а также за счет иных источников, в том числе за счет государственных заимствований. [3]
Рис.3 Баланс федерального бюджета
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В результате изучения материалов данной курсовой работы, можно сделать следующие выводы:
- Непосредственное составление проектов бюджетов осуществляют Министерство финансов Российской Федерации, финансовые органы субъектов Российской Федерации и муниципальных образований. Порядок и сроки составления проекта федерального бюджета и проектов бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации устанавливаются Правительством Российской Федерации с соблюдением требований, установленных Бюджетным Кодексом РФ.
Государственный бюджет, являясь основным финансовым планом государства, дает политической власти реальную возможность осуществления властных полномочий, дает государству реальную экономическую и политическую власть. С одной стороны, бюджет, являясь всего лишь комплексом документов, разрабатываемых одной ветвью власти и утверждаемых другой, выполняет довольно утилитарную функцию - фиксирует избранный государством стиль осуществления управления страной. Бюджет по отношению к осуществляемой властью экономической политике является производным продуктом, он полностью зависит от избранного варианта развития общества.
Бюджет,
показывая размеры необходимых
государству финансовых ресурсов и
реально имеющихся резервов, определяет
налоговый климат страны, именно бюджет,
фиксируя конкретные направления расходования
средств, процентное соотношение расходов
по отраслям и территориям, является конкретным
выражением экономической политики государства.
Через бюджет происходит перераспределение
национального дохода и внутреннего валового
продукта. Бюджет выступает инструментом
регулирования и стимулирования экономики,
инвестиционной активности, повышения
эффективности производства, именно через
бюджет осуществляется социальная политика.
Таким образом, бюджет объединяет в себе
основные финансовые категории (налоги,
государственный кредит, государственные
расходы) и является ведущим звеном финансовой
системы любого государства и играет как
важную экономическую, так и политическую
роль в любом современном обществе.
СПИСОК
ЛИТЕРАТУРЫ
Федеральный закон от 02 декабря 2009 года №308-ФЗ «О федеральном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов»