Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2012 в 15:04, курсовая работа
Цель исследования - исследовать бюджетное устройство в Российской Федерации и принципы построения бюджетной системы и государственного бюджета.
Поставленная цель предопределила постановку и решение следующих задач:
- исследовать основные черты и принципы бюджетного устройства Российской Федерации;
- рассмотреть принципы построения бюджетной системы;
- изучить источники формирования налоговых и неналоговых поступлений доходной части бюджетов разных уровней, а также рассмотреть расходы бюджетов разных уровней;
Расходы бюджета представляют собой затраты, возникающие в связи с выполнением государством своих задач и функций. Эти затраты выражают экономические отношения, на основе которых происходит процесс использования средств централизованного фонда денежных средств государства по различным направлениям. Экономическая сущность расходов бюджета проявляется во многих видах. Каждый вид расходов обладает качественной и количественной характеристикой. При этом качественная характеристика, отражая экономическую природу явления, позволяет установить назначение бюджетных расходов, количественная — их величину. [12, 38]
Экономическая
сущность расходов государственного бюджета
проявляется в том, что они служат активным
инструментом экономической политики.
С их помощью государство воздействует
на перераспределительные процессы, рост
национального дохода, структурное регулирование
экономики, развитие отдельных отраслей
и секторов хозяйства, повышение конкурентоспособности
национальной экономики. Социальная сущность
расходов отражается в том, что через них
государство осуществляет политику социального
маневрирования, обеспечивает воспроизводство
рабочей силы. Следовательно, расходы
государственного бюджета обеспечивают
государству осуществление его главных
функций и задач. Конкретные виды бюджетных
расходов определяются рядом факторов:
природой и функциями государства, уровнем
социально-экономического развития страны,
разветвленностью связей бюджета с народным
хозяйством, административно-
В
первую очередь применяется
Текущие расходы представляют собой часть расходов бюджета, обеспечивающих текущее функционирование органов государственной власти, органов местного самоуправления, бюджетных учреждений, оказание государственной поддержки другим бюджетам и отдельным отраслям экономики в форме дотаций, субсидий и субвенций. [1, ст. 68] Эти расходы включают затраты на государственное потребление (содержание экономической и социальной инфраструктуры, государственных отраслей народного хозяйства, закупки товаров и услуг гражданского и военного характера, текущие расходы государственных учреждений), текущие субсидии нижестоящим органам власти, государственным и частным предприятиям, трансфертные платежи, выплату процентов по государственному долгу и другие расходы. Эти расходы в основном соответствуют затратам, отраженным в обычном бюджете или бюджете текущих расходов и доходов. [7, 47]
Капитальные расходы бюджета - это денежные затраты государства, связанные с финансированием инновационной и инвестиционной деятельности. [1, ст. 67]
Большинство этих расходов, как правило, отражается в бюджете развития.
Важное значение имеет функциональная классификация расходов бюджета, отражающая сферы общественной деятельности, в которые направляются денежные средства. При этом все расходы подразделяются на следующие крупные разделы:
общегосударственные вопросы,
национальная оборона,
национальная безопасность и правоохранительная деятельность,
национальная экономика,
жилищно-коммунальное хозяйство,
образование,
культура, кинематография, средства массовой информации,
здравоохранение, физическая культура и спорт,
социальная политика,
межбюджетные трансферты.
Основные задачи в области расходов бюджета:
1)
обеспечение приоритетного
2)
расширение государственного
3)
сокращение расходов на
4)
повышение эффективности
5)
уменьшение дотации на
6)
сокращение расходов по
7)
концентрация расходов бюджета
на наиболее эффективных
8) усиление контроля за использованием бюджетных средств. [11, 43]
Доходы и расходы бюджетов
должны быть сбалансированы. При
дефиците бюджета – превышении
расходов над доходами –
2.2.
Анализ бюджета
РФ за 2010 г. и плановые 2011
и 2012 гг.
Динамика
основных параметров бюджетной системы
Российской Федерации на 2010 год и
плановый период 2011 и 2012 годов характеризуется
стабилизацией, после существенного
снижения в 2009 году, доходов на уровне
31-32%% ВВП, снижением общего объема расходов
с 41,3% до 34,1% ВВП и дефицита с 9,6% до 3,2% ВВП
(таблица 1):
Таблица 1
Основные характеристики бюджетной системы Российской Федерации
млрд. руб.
Показатели | 2008 | 2009 | 2010 | 2011 | 2012 |
Доходы, всего | 16 169,1 | 12 363,9 | 13 652,1 | 15 404,9 | 16 556,8 |
%% к ВВП | 38,8 | 31,7 | 31,6 | 32,0 | 30,8 |
Федеральный бюджет | 9 275,9 | 6 713,8 | 6 950,0 | 7 455,7 | 8 069,6 |
Бюджеты государственных внебюджетных фондов РФ | 3 253,3 | 3 411,6 | 4 794,7 | 5 541,0 | 6 057,4 |
Консолидированные бюджеты субъектов РФ | 6 198,8 | 5 686,0 | 5 505,3 | 5 634,4 | 5 735,1 |
Территориальные
фонды обязательного |
536,7 | 479,1 | 502,8 | 558,2 | 617,7 |
Расходы, всего | 14 157,0 | 16 101,7 | 16 946,4 | 17 588,4 | 18 289,3 |
%% к ВВП | 34,0 | 41,3 | 39,2 | 36,6 | 34,1 |
Федеральный бюджет | 7 570,9 | 9 931,4 | 9 886,9 | 9 389,8 | 9 681,0 |
Бюджеты государственных внебюджетных фондов РФ | 2 897,8 | 3 508,9 | 4 828,0 | 5 536,5 | 6 048,8 |
Консолидированные бюджеты субъектов РФ | 6 253,1 | 6 109,1 | 5 829,4 | 5 888,3 | 5 864,8 |
Территориальные
фонды обязательного |
500,1 | 479,1 | 502,8 | 558,2 | 617,7 |
Дефицит (-)/профицит (+), всего | 2 012,1 | -3 737,8 | -3 294,3 | -2 183,5 | -1 732,5 |
%% к ВВП | 4,8 | -9,6 | -7,6 | -4,5 | -3,2 |
Значительная часть расходов федерального бюджета в виде межбюджетных трансфертов передается бюджетам субъектов Российской Федерации, которые, в свою очередь, предоставляют межбюджетные трансферты местным бюджетам.
Кроме того, часть расходных обязательств Российской Федерации и субъектов Российской Федерации исполняется за счет средств государственных внебюджетных фондов, в том числе за счет предоставляемых им трансфертов. Общей тенденцией в 2009-2012 годах является существенное увеличение, в результате решений по проводимой пенсионной реформе, доли расходов Пенсионного фонда Российской Федерации.
Основные характеристики федерального бюджета на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 год сформированы на основе прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2010-2012 годы (таблица 2):
Таблица 2
Основные
характеристики федерального бюджета
на 2010 год и плановый период 2011 и
2012 годов
Показатель | Отчет | 2009 | Прогноз | |||||
2005 | 2006 | 2007 | 2008 | 2010 | 2011 | 2012 | ||
Доходы, млрд. руб. | 5 127,2 | 6 278,9 | 7 781,1 | 9 275,9 | 6 713,8 | 6 950,0 | 7 455,7 | 8 069,6 |
%% к ВВП | 23,7 | 23,3 | 23,5 | 22,3 | 17,2 | 16,1 | 15,5 | 15,0 |
Расходы, млрд. руб. | 3 514,3 | 4 284,8 | 5 986,6 | 7 570,9 | 9 931,4 | 9 886,9 | 9 389,8 | 9 681,0 |
%% к ВВП | 16,3 | 15,9 | 18,1 | 18,2 | 25,5 | 22,9 | 19,5 | 18,0 |
Дефицит/профицит, млрд. руб. | 1 612,9 | 1 994,1 | 1 794,6 | 1 705,1 | -3 217,6 | -2 936,9 | -1 934,1 | -1 611,4 |
%% к ВВП | 7,5 | 7,4 | 5,4 | 4,1 | -8,3 | -6,8 | -4,0 | -3,0 |
В 2010-2012 годах предполагается снижение доходов федерального бюджета с 17,2% к ВВП в 2009 году до 16,1% в 2010, 15,5% в 2011 году, с дальнейшим снижением в 2012 году до 15,0% к ВВП.
Учитывая значительное снижение доходов федерального бюджета по сравнению с объемами доходов в 2008 году и необходимость поддержания финансовой стабильности, планируется снижение объема расходов федерального бюджета с 25,5 % к ВВП в 2009 году до 18,0 % к ВВП в 2012 году и дефицита федерального бюджета с 8,3 % ВВП в 2009 году до 3,0 % в 2012 году.
Основными источниками финансирования дефицита федерального бюджета в 2010 году являются средства Резервного фонда, в 2011-2012 годах – средства Фонда национального благосостояния и иные источники финансирования дефицита федерального бюджета.
Планируемые
основные характеристики федерального
бюджета обеспечивают адаптацию
бюджетной системы к
При
прогнозировании доходов
Вышеназванные изменения приведут к увеличению доходов федерального бюджета в 2010 году на 213,6 млрд. рублей (0,5 % к ВВП), в 2011 году – на 203,6 млрд. рублей (0,4 % к ВВП), в 2012 году – на 175,7 млрд. рублей (0,3 % к ВВП). [3]
Динамика доходов федерального бюджета к ВВП в 2008-2012 годах представлена на рис. 2.
Динамика доходов федерального бюджета характеризуется снижением с 22,3 % к ВВП в 2008 году до 15,0 % к ВВП в 2012 году. Наибольшее снижение отмечается в 2009 году по сравнению с 2008 годом.
Снижение доходов федерального бюджета по уточненной оценке за 2009 год по сравнению с 2008 годом составило 5,0% к ВВП.
Структуру
доходов федерального бюджета представлена
в табл.3
Таблица 3
2009
(Уточненная оценка) |
2010 | 2011 | 2012 | |||||
млрд.
руб. |
% к ВВП | млрд.
руб. |
% к ВВП | млрд.
руб. |
% к ВВП | млрд.
руб. |
% к ВВП | |
Всего доходов | 6 713,8 | 17,2 | 6 950,0 | 16,1 | 7 455,7 | 15,5 | 8 069,6 | 15,0 |
В том числе: | ||||||||
Нефтегазовые доходы | 2 797,6 | 7,2 | 3 194,7 | 7,4 | 3 311,8 | 6,9 | 3 503,1 | 6,5 |
НДПИ | 942,8 | 2,4 | 1 059,2 | 2,5 | 1 081,7 | 2,3 | 1 124,5 | 2,1 |
Таможенные пошлины | 1 854,8 | 4,8 | 2 135,5 | 4,9 | 2 230,1 | 4,6 | 2 378,6 | 4,4 |
Ненефтегазовые доходы | 3 916,2 | 10,0 | 3 755,3 | 8,7 | 4 143,9 | 8,6 | 4 566,5 | 8,5 |
НДС | 1 940,9 | 5,0 | 2 182,1 | 5,1 | 2 499,3 | 5,2 | 2 853,0 | 5,3 |
Налог на прибыль организаций | 165,7 | 0,4 | 214,7 | 0,5 | 219,5 | 0,5 | 231,6 | 0,4 |
ЕСН | 496,1 | 1,3 | 19,0 | 0,0 | 0,0 | 0,0 | ||
Акцизы | 99,7 | 0,3 | 131,0 | 0,3 | 157,1 | 0,3 | 190,0 | 0,4 |
НДПИ (без нефтегазовых доходов) | 10,5 | 0,0 | 14,9 | 0,0 | 25,6 | 0,1 | 28,0 | 0,1 |
Таможенные пошлины (без нефтегазовых доходов) | 502,0 | 1,3 | 548,9 | 1,3 | 610,1 | 1,3 | 691,4 | 1,3 |
Справочно: Разовые поступления | 259,9 | 0,7 |