Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2010 в 00:44, курсовая работа
Бюджет играет важную роль в политике страны в целом, обеспечивая финансовое исполнение государством своих функций, поддерживая стабильность в стране и целостность федеративного государства.
Макроэкономические показатели, используемые в работе, отображают состояние бюджета Российской Федерации в современных условиях.
Введение 4
1. Бюджет как основной элемент финансовой системы
Налоговая политика государства и методы её осуществления 6
1.1. Сущность, структура и функции бюджета 6
1.2. Структура государственного бюджета РФ: доходная и
расходная части 10
1.3. Профицит и дефицит бюджета 17
1.4. Налоги, их виды и функции 21
1.5. Понятие фискальной политики. Мультипликатор сбалансированного
бюджета 23
2. Основные направления бюджетно-налоговой политики РФ
на современном этапе развития 30
2.1. Бюджетная классификация, доходы и расходы, сбалансированность
бюджетов 30
2.2. Эффективность бюджетных расходов как принцип
сбалансированности бюджета 33
2.3. Бюджетная классификация, доходы и расходы, сбалансированность
бюджетов 37
2.4. Налоги как существенный источник доходов бюджета 43
Заключение 50
Список использованной литературы 52
2.
Контрольная функция, при
Согласно
2-ой классификации функции
1. Экономическая – финансирование убыточных, но важных для народного хозяйства отраслей экономики (например, общественный транспорт и угольная отрасль), развитие инфраструктуры;
2. Социальная – поддержка социально незащищённых групп населения (инвалиды, сироты, безработные), финансирование образования, здравоохранения, культуры, спорта и др. социальных программ;
3. Политическая – финансирование армии и правоохранительных органов, финансовое обеспечение внутренней и внешней политики государства, расходы на государственное управление;
4.
Функция межотраслевого и
5.
Финансирование НИОКР,
Управление
государственными финансами в условиях
большого разнообразия бюджетных расходов,
а также сложности финансово-
Бюджетная классификация представляет собой научно обоснованную единую группировку доходов и расходов бюджетов всех уровней по однородным признакам, с присвоением объектам классификации группировочных кодов. Она используется при установлении, утверждении и исполнении бюджетов (ст. 18 БК).
Бюджетная классификация Российской Федерации включает (ст. 19 БК) :
- классификацию доходов бюджетов;
- классификацию расходов бюджетов;
- классификацию источников финансирования дефицитов бюджетов;
- классификацию
операций публично-правовых
Законодательные
органы субъектов Федерации и
органы местного самоуправления при
утверждении бюджетных
1.2. Структура государственного бюджета РФ: доходная и расходная части
В соответствии с законодательством государственные и местные бюджеты состоят из доходной и расходной частей. Кроме того, в бюджетах образуются целевые и резервные фонды, имеющие свои источники доходов или создаваемые за счет общих бюджетных ресурсов. Они используются на определенные цели соответственно своему предназначению. Однако их доходы и расходы входят в общий состав доходов и расходов бюджета.
Все доходы и расходы бюджетной системы распределяются (разграничиваются) между бюджетами. Распределение (разграничение) доходов и расходов бюджетов – это определение видов и объемов и расходов, подлежащих включению в каждый из бюджетов.
Согласно гл.1 ст.6 БК РФ доходы бюджета - денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с законодательством РФ в распоряжение органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления. Расходы бюджета - денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций государства и местного самоуправления. [1, cт.6, гл.1]
Доходы бюджета формируются за счёт обязательных и добровольных платежей, имеющих как безвозмездную природу (например, налоги), так и возмездную (займы).
Первым и основным источником доходов для всех звеньев бюджетной системы служат налоговые поступления (около 80%). Статьей 41 БК предусмотрены доходы в виде безвозмездных поступлений, а именно:
- дотации из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;
-
субсидии из других бюджетов
бюджетной системы Российской
Федерации (межбюджетные
-
субвенции из федерального
- иные межбюджетные трансферты из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;
- безвозмездные поступления от физических и юридических лиц, международных организаций и правительств иностранных государств, в том числе добровольные пожертвования.
Согласно гл.1 ст.6 БК РФ:
- дотации - бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы Российской Федерации на безвозмездной и безвозвратной основе;
- субвенция - бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы Российской Федерации или юридическому лицу на безвозмездной и безвозвратной основах на осуществление определенных целевых расходов;
- субсидия - бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы Российской Федерации, физическому или юридическому лицу на условиях долевого финансирования целевых расходов;
- межбюджетные трансферты - средства одного бюджета бюджетной системы Российской Федерации, перечисляемые другому бюджету бюджетной системы Российской Федерации. [1, cт.6, гл.1]
Второй вид доходов – неналоговые доходы. К ним относятся:
-
доходы от имущества,
- дивиденды по акциям, принадлежащих государству;
- арендная плата за землю;
-
доходы от оказания услуг или
компенсации затрат
- доходы от платных услуг, оказываемых федеральными органами власти;
- штрафные санкции;
- доходы от внешнеэкономической деятельности.
Доходы
бюджетных учреждений, полученные ими
от оказания платных услуг, также
учитываются в доходах
Третьим источником доходов бюджетов ранее являлись доходы целевых бюджетных фондов. Однако на сегодняшний день данный вид доходов не относится к доходам бюджетов.
Четвёртый источник доходов – государственные займы. Займы как таковые не являются доходами в прямом смысле. Это временные денежные поступления, которые предназначены для компенсации дефицита бюджета и через некоторое время должны быть возвращены с выплатой процентов. [1, cт.6, гл.1]
Согласно гл.1 ст.6 БК РФ государственный или муниципальный заем (заимствование) - передача в собственность Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования денежных средств, которые Российская Федерация, субъект Российской Федерации или муниципальное образование обязуется возвратить в той же сумме с уплатой процента (платы) на сумму займа. [1, cт.6, гл.1]
Займы подразделяются на внешние и внутренние, а отношения государственных займов регулируются гл. 14 БК и международным законодательством.
Бюджетным законодательством остались не урегулированы отношения между правительством РФ и ЦБ по поводу привлечения ресурсов ЦБ на временной и возвратных основах. Так п.5 ст. 91 БК установлено, что кредиты Центрального банка Российской Федерации, а также приобретение Центральным банком Российской Федерации государственных ценных бумаг субъектов Российской Федерации, муниципальных ценных бумаг при их размещении не могут быть источниками финансирования дефицита соответствующего бюджета. [4, c.121-125]
Однако Федеральный закон «О Центральном банке РФ» несколько иначе рассматривает эту ситуацию. Так в соответствии со ст.22 данного закона ЦБ не вправе предоставлять кредиты Правительству РФ для финансирования дефицита федерального бюджета, покупать государственные ценные бумаги при их первичном размещении, за исключением тех случаев, когда это предусматривается федеральным законом о федеральном бюджете. А ст.46 того же Закона прямо допускает кредитование ЦБ Правительства РФ на срок не более одного года под обеспечение ценными бумагами и другими активам.
Пятый источник дохода – эмиссия денежной массы. В РФ исключительное право на эмиссию имеет Центральный банк.
Как правило, ежегодно ЦБ производит эмиссию, т.е. печатает дополнительное количество денежных знаков. Какое именно количество денег необходимо напечатать будет зависеть от планируемого темпа инфляции и уровня выпуска продукции.
Однако, бюджетный дефицит может
вынудить правительство
Доходы также подразделяются на:
- собственные доходы – это доходы, закрепленные законодательством полностью или частично на постоянной основе за соответствующим бюджетом. Например, НДФЛ в соответствии с законодательством, полностью остается в местных бюджетах, налог на прибыль, в соответствии с НК, делится между региональным и федеральным бюджетами;
- регулирующие доходы – это доходы, которые в целях сбалансированности доходов и расходов поступают в виде процентных отчислений от налогов или иных обязательных платежей по нормативам, утвержденным в установленном порядке на очередной финансовый год. Т.е в данном случае, решение принимается ежегодно.
Объектом государственных расходов выступают мобилизованные в распоряжение государств и его предприятий доходы.
Построение
системы государственных
Расходование государством аккумулированных средств осуществляется в различных формах:
-
бюджетное финансирование, применяемое
для обеспечения
-
самофинансирование Согласно ст
-
кредитование используется при
предоставлении РФ
Любое государство осуществляет расходы по трем основным направлениям:
- государственное управление;
- социальная сфера;
- экономическое развитие.
В РФ в группу расходов на государственное управление входят расходы на:
-
содержание законодательных
-
деятельность финансовых и
-
содержание исполнительных
- содержание судебной власти, правоохранительных органов и прокуратуры;
- национальную оборону;
-
проведение выборов,
- средства массовой информации;
- социальная защита работников госаппарата и специальных подразделений.
Расходы на социальную сферу включаю в себя расходы на:
Информация о работе Бюджет и налоговая политика России в современных условиях