Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2011 в 18:27, курсовая работа
Целью курсовой работы является рассмотрение бирж и их роли в рыночной экономике.
Задачи курсовой работы – проанализировать историю биржевого дела, рассмотреть виды бирж, их характеристики, функции, состояние биржевого рынка Украины, определить проблемы отрасли и указать пути их решения.
Введение 5
I Основы биржевого дела и его рыночное назначение 7
История биржевого дела 7
Виды бирж, их характеристика и функции 11
II Становление биржевого рынка Украины 20
2.1 Этапы и особенности развития биржевого рынка Украины 20
2.2 Регулирование биржевой деятельности 25
2.3 Анализ функционирования бирж на Украине 29
III Перспективы развития биржевых отношений в Украине 54
Заключение 57
Список использованной литературы
Подача новых и отзыв старых заявок зависит от соотношения спроса и предложения.
В случае превышения спроса над предложением:
В случае превышения предложения над спросом:
При
осуществлении фиксинга курсовой маклер
стремится удовлетворить
Вариант второй. Аукцион начинается со стартового курса. Спрос и предложение регулируются в границах разницы между спросом и предложением. На момент, когда спрос и предложение уравновесятся или разница между ними изменяется в противоположную сторону, происходит фиксинг, и торги заканчиваются. Все конкретные сделки на заявленные суммы осуществляются по фиксированному курсу.
Например, спрос составляет 1535 тыс. грн.; предложение - 772 тыс. грн. После фиксинга курсы сразу вписываются в таблицы валютного зала. Биржа организовывает оперативную публикацию среднего курса продавца и покупателя.
Регистрация операций купли-продажи. Все операции участников торгов купли-продажи иностранной валюты еженедельно регистрируются на валютной бирже с обязательным отражением:
Но следует заметить, что в соответствии с законодательством Украины такая информация об участниках торгов является коммерческой тайной и разглашению не подлежит.
В случае если валютный курс резко изменяется в какую-либо сторону на величину, которая превышает установленную решением Биржевого комитета, курсовой маклер обязан объявить перерыв в торгах для консультации с членами Биржевого комитета и представителями НБУ с целью разработки мероприятий по стабилизации валютных курсов.
После завершения биржевых торгов заключенные сделки на покупку-продажу валюты оформляется биржевыми свидетельствами и операционными листами, а контроль над выполнением соглашений осуществляет Биржевой комитет.
Таким образом, в Украине в соответствии с концепцией перехода государства к рыночной экономике создание институтов рыночной инфраструктуры, в общем, произошло. Но это не обеспечило соответствующего развития рыночных отношений. Например, создание значительного количества бирж должно было побудить повышение уровня деловой активности, но этого не произошло. Очевидно, создание бирж без адекватного роста экономики привело к их упадку, за исключением бирж, регулируемых государством.
Особенность современного биржевого механизма инфраструктуры рынка заключается в том, что смещаются акценты в целях фьючерсной торговли. Если раньше основной целью биржевой торговли было получение спекулятивной прибыли посредниками и торговцами, то в современных условиях большинство хозяйствующих субъектов стараются использовать биржевой фьючерсный механизм для хеджирования.
Хеджирование как форма предупреждения ценовых и кредитных рисков на рынке реального товара путем осуществления встречных операций на фьючерсном рынке является одним из самых перспективных направлений развития предпринимательства на биржах Украины. Создание условий для фьючерсной торговли в Украине влияет на трансформацию рыночных отношений между предпринимателями, т.к. вносит существенные коррективы в характер развития посредничества на упорядоченной основе.
Для того, чтобы биржевой механизм в переходной экономике эффективно выполнял свою функцию, должна быть разработана при участии ассоциации брокеров Украины, руководства бирж, специалистов государственная система (стандарт) фьючерсной и опционной биржевой торговли.
III.ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ БИРЖЕВЫХ ОТНОШЕНИЙ В УКРАИНЕ
Биржевая
торговля обеспечивает стабилизацию деятельности
предприятий посредством
Но, несмотря на все аргументы несомненной привлекательности и преимущества биржевой торговли, ее развитие на современном этапе является слабым, несколько примитивным. Биржи Украины до сих пор не выполняют присущие им регуляторные функции.
В целях преодоления выявленных недостатков функционирования биржевого рынка Украины его реформирование целесообразно осуществлять по модели (см. рисунок 3.1), в которой сочетаются деятельность биржевых структур, финансовых кредитных учреждений (банков, кредитных союзов) и активная финансовая поддержка государства. Такое сотрудничество привлечет внимание потенциальных хеджеров к биржевому рынку путем предоставления кредитов и государственной финансовой помощи для открытия депозитных счетов в клиринговой системе, что особенно важно в силу общего сложного экономического состояния субъектов предпринимательства.
Срочный контракт
Рисунок 3.1. Модель становления срочного биржевого рынка
Важным замечанием для такой модели является то, что кредиты и государственные интервенционные выплаты носят непрямой характер: финансовые суммы вносятся сразу на маржинальные счета в клиринговом учреждении, а не выплачиваются непосредственно предпринимателям. Модель непрямого кредитования предлагается из соображений надежности возвращения кредитов и целевого использования денежных средств. Основа модели - сочетание на начальном этапе становления срочного рынка механизма кредитования и государственной финансовой поддержки субъектов предпринимательства, которая направляется на оплату начального маржевого вклада по срочному контракту. В случае неблагоприятного движения цен и необходимости пополнения маржинального счета довнесение суммы вариационной маржи в целях дальнейшего удержания срочной позиции предполагается осуществлять за счет собственных средств предпринимателя. Соотношение кредитных и интервенционных средств на оплату начального гарантийного вклада должно устанавливаться исходя из финансовых потребностей участника биржевой операции и возможностей перераспределения бюджетных расходов, которые могут быть использованы в качестве государственных финансовых интервенций на биржевом рынке .
Создание срочного биржевого рынка по такому принципу будет выгодно для всех участников операции: хеджеры получат возможность регулирования будущих ценовых рисков без значительных финансовых расходов на оплату маржевых вкладов и гарантии выполнения соглашений благодаря функционированию клирингового механизма; Клиринговая палата получит прибыль в виде взимания небольшой платы за расчетно-гарантийное обслуживание срочных соглашений; кредитные учреждения получат возможность инвестирования относительно безрисковой сферы деятельности, поскольку денежные средства в любом случае будут возвращены, даже за счет собственных средств Клиринговой палаты. Для активизации сотрудничества кредитных учреждений с Клиринговой палатой можно использовать типовые на сегодняшний день методы стимулирования кредитной деятельности банков - уменьшение суммы обязательных резервов в НБУ и налоговые льготы по такому виду деятельности.
Конечно, предложенная модель характерна для начального этапа становления биржевого срочного рынка, то есть для этапа, на котором производители не только ограничены в финансовых возможностях для открытия срочных биржевых позиций, но и имеют определенное психологическое недоверие к контрактам с поставкой в будущем. В дальнейшем биржевая деятельность должна происходить по общепринятым принципам и нормам.
Таким образом, биржи Украины, несомненно, требуют реформирования, так как на данном этапе не выполняют регуляторных функций. Неотъемлемыми участниками такого процесса должны стать не только биржевые структуры, но и кредитные учреждения, а так же государство.
Проанализировав состояние биржевой деятельности можно говорить, о том, что при развитии украинских бирж всячески используется накопленный ими исторический опыт.
Современным украинским биржам присущи многие основные черты классическим биржевым институтам.
Вместе с тем, отличительной чертой крупнейших украинских бирж всегда была их универсальность, когда одновременно на территории одной биржи совершаются операции и товарные, и фондовые.
Количество
бирж, аукционный принцип торговли,
продажа единичных или
Несмотря на то, что украинский биржевой институт находится в стадии становления, уже можно говорить о полученных позитивных результатах.
Прежде всего, возникнув из государственной собственности, биржи сами превратились в катализатор ее преобразования в частную.
Следует отметить, что развитие биржевой деятельности создает благоприятные условия для иностранных инвестиций, которые обогатят рынок пользующимися спросом товарами.
С развитием рыночной экономики понятия биржи все теснее входит в нашу жизнь. В связи с утратой наших традиций, мы на данном этапе вынуждены обращаться к опыту Запада, но, тем не менее, наши биржи нельзя назвать точной копией западного. Украина особенная страна, и, конечно, любые новшества и нововведения корректируются и приспосабливаются к нашей действительности
Развитие биржевого дела предусматривает массовый приток квалифицированных кадров, стимулирует развитие теории биржевого дела.
В общем случае, можно сделать вывод о том, что развитие биржевой деятельности стимулирует развитие биржевого законодательства. При этом важно, чтобы принятие соответствующих законов не отставало от быстро меняющихся условий рыночной экономики.
Подводя итоги, можно выделить следующие позиции биржевого движения в стране:
Таким образом, биржевой институт затрагивает многие основные сферы рыночной экономики.
Реальное положение на биржевом рынке таково, что малое число предприятий реально использует биржевую информацию в процессе принятия управленческих решений. Потеря такого важного информационного источника негативно влияет на динамику развития отраслей и их биржевых структур. Вместе с тем гибкость такого финансового инструмента, как биржа, позволяет значительно улучшить положение в отрасли.