Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2012 в 11:32, курсовая работа
Интенсивность высвобождения и перераспределения рабочей силы зависит от множества факторов, главные из которых - изменение форм собственности, ликвидация нерентабельных и неконкурентоспособных предприятий и производств, предстоящая структурная перестройка. Поэтому данные процессы, затрагивающие коренные интересы всех слоев населения, условия их занятости, обязательно должны регулироваться. Необходима активная государственная
политика в сфере занятости и трудовых отношений.
1. Введение 2
2. Формы безработицы и их специфика 5
3. Причины безработицы в переходной экономике
8
4. Проблемы занятости населения России на современном этапе
11
5. Предпосылки создания службы занятости населения
17
6. Государственная служба занятости населения и ее функции
19
7. Политика государства по созданию и сохранению рабочих мест
22
8. Заключение
оказалось на практике делом далеко не простым и не быстрым. Поэтому
неудивительно, что на сегодня безработица приняла наиболее острые формы
именно
в районах концентрации военных заводов.
Проблемы
занятости населения России на современном
этапе
Процесс реформирования экономики России показал, что наряду со
свойственными мировой цивилизации противоречиями, в частности, между научно-
техническим прогрессом и снижением безработицы, характером, условиями
труда и его оплатой, существуют чисто российские проблемы, связанные с
высоким уровнем трудовой активности населения при низких уровне жизни и
эффективности труда, с недостаточной территориально-отраслевой
мобильностью кадров, не всегда соответствующей рыночным условиям системой
подготовки и переподготовки кадров, неразвитостью инфраструктуры рынка
труда.
С одной стороны, в ходе радикальных экономических преобразований в
России выяснилось, что сильных социальных потрясений в сфере занятости, о
которых часто предупреждала пресса, пока не наблюдается. Официальная
безработица растет относительно умеренными темпами и сейчас ее уровень не
превышает 4% экономически активного населения.
С другой стороны, многие проблемы занятости приняли глубинный
характер. Речь идет об увеличении скрытой безработицы, о росте доли лиц,
обращающихся в службу занятости, среди всех лиц, испытывающих трудности с
поиском работы (до 30%), о повышении доли выпускников учебных заведений
среди всей безработной молодежи. Одновременно быстрыми темпами развивается
занятость в теневой экономике, масштабы которой оцениваются в 10-15 млн.
человек.
Следует отметить регрессивный характер изменения отраслевой структуры
занятости. Этому, в частности, способствует политика в области оплаты
труда, при которой зарплата в отраслях ТЭК растет гораздо более высокими
темпами, чем в других сферах экономики. Например, если в 1990 г. уровень
зарплаты работников нефтедобывающей промышленности опережал уровень
зарплаты в целом по всем отраслям в 1,7 раза, то в 1995 г. - уже в 2,7
раза. В то же время в машиностроении наблюдалась обратная тенденция:
уровень зарплаты в 1990 г. примерно равнялся средней зарплате по отраслям
экономики, а в 1995 г. он составлял уже 80% от средней зарплаты по
народному хозяйству.
На 1 ноября 1996 г. государственной службой занятости зарегистрировано
2,5 млн. граждан, нуждающихся в трудоустройстве, из них 2,2 млн. человек
имеют статус безработных и около 2,0 млн. человек получают соответствующие
пособия. Надо сказать, что указанные величины отражают лишь потоки лиц,
обращающихся за помощью в службу занятости. Значительные же контингенты
экономически активного населения самостоятельно ищут работу. По данным
выборочных обследований Госкомстата России, таких людей примерно в 2 раза
больше, и общая численность лиц, нуждающихся в трудоустройстве, составляет
сейчас примерно 5 млн. человек (7% экономически активного населения).
Если к лицам, уже фактически оказавшимся "на улице", добавить примерно
4,5 млн. человек, находящихся в вынужденных отпусках, работающих не по
своему желанию неполный рабочий день (неделю), то общие масштабы социальной
напряженности в обществе, связанные с занятостью населения, довольно
внушительны. Свыше 12% экономически активного населения, а с учетом того,
что средний размер семьи в России составляет 3 человека, - 27 млн. жителей
(почти 20% населения страны) испытывают психологическую и профессиональную
ущербность, но самое главное - существенные материальные затруднения, что,
как
правило, отбрасывает их за черту бедности.
В России величина совокупной безработицы определяется исходя из
количества граждан, ищущих работу и зарегистрированных в качестве
безработных в Центрах занятости (ЦЗ). Следовательно, из числа безработных
исключаются те, кто не имеет работу, ищет ее, но при этом в качестве
безработного не зарегистрирован. Поскольку официальные данные о количестве
безработных основаны на ежемесячной отчетности ЦЗ, занижение уровня
безработицы, возможно, связано не только с самой процедурой регистрации, но
и с присвоением статуса безработного.
Реальный недоучет и, недооценка российской безработицы заложены в
самом механизме действия Закона о занятости, принятого в 1991 г. и впервые
с 20-х годов узаконившего безработицу в России. Можно назвать по крайней
мере восемь причин нежелания людей, потерявших работу, обращаться в ЦЗ,
вследствие чего они исключаются из официальной статистики безработицы.
1. На протяжении более 70 лет безработица рассматривалась как незаконное
явление. Психологическое неприятие безработицы и самих безработных до сих
пор сохраняется в общественном сознании. Это в равной степени относится
как к тем, кто теряет работу и до последнего момента пытается
трудоустроиться собственными силами, так и к тем, кто нанимает рабочую
силу через ЦЗ.
2. В настоящее время в России существует около 2500 бирж труда, что явно
недостаточно для такой огромной страны. Население плохо информировано о
территориальном расположении данных служб, значительна удаленность ЦЗ от
ряда населенных пунктов, особенно в сельской местности, где расстояние до
ближайшего ЦЗ может превышать 80 км.
3. Закон о занятости включает положение о том, что граждане России,
получающие выходное пособие от предприятия (организации) , не могут
претендовать на пособие по безработице. Это означает, что многие из числа
потерявших работу и получивших выходное пособие как минимум в течение
двух месяцев не видя смысла обращаться в ЦЗ, то есть немалая часть
краткосрочных
безработных по-видимому, исключается
из официальных данных.
4. Предполагается, что предприятие, высвобождающее работников, должно
информировать их о необходимости регистрации в районном ЦЗ. Однако у
предприятий нет ни стимулов, ни обязанностей выполнять эту функцию.
Более того предприятие, сокращающее занятых, скорее всего находится в
трудном материальном положении, и для него выгоднее не информировать
работников, поскольку в таком случае оно не будет выплачивать им выходное
пособие за третий месяц.
5. Возможности ЦЗ по трудоустройству безработных ограничены. Обследование
промышленных предприятий, проведенное в июле 1993 г., показало, что
подавляющее большинство руководителей не прибегают к услугам ЦЗ при
поиске
и найме рабочей силы даже при росте ее
предложения на рынке труда.
6. Вероятность получения пособия по безработице для обратившегося в ЦЗ
невелика, а размер выплачиваемого пособия, как правило, минимальный.
7. Переподготовка безработных через ЦЗ осуществляется недостаточно
эффективно.
8. В последние годы увеличилось число работников, которые находятся в
административных неоплачиваемых отпусках. Нередко именно таким способом
администрация предприятий "сохраняет" численность рабочего коллектива,
занижая тем самым среднюю заработную плату по предприятию и избегая
повышенного
налогообложения фонда оплаты труда.
В соответствии с российским законодательством пособие по безработице
составляет в первые три месяца 75% средней заработной платы на последнем
месте работы, в течение следующих трех месяцев - 60, а в оставшиеся полгода
- 45%, но не ниже установленного минимума заработной платы и не выше
средней заработной платы в регионе.
В декабре 1993 г. среднее пособие по безработице было эквивалентно
1,1 минимума заработной платы и составляло 38% прожиточного минимума. В
декабре 1994 г. размер средних выплат на одного безработного (они включают
пособие по безработице, единовременные выплаты материальной помощи и
пособия на иждивенцев) увеличился до 2,3 минимальной заработной платы, но
снизился до 36% прожиточного минимума. В 1995 г. средние выплаты на одного
безработного составили 96 тыс. руб. по сравнению с 48,1 тыс. руб. в декабре
1994
г., или 2,2 минимальной заработной платы
(30% прожиточного минимума) .
В среднем за 1995 г. пособия выплачивались половине безработных,
имеющих право на получение пособия. Остальные либо не имели такого права
Информация о работе Безработица в России и задачи Государственной службы занятости