Безработица в России и задачи Государственной службы занятости

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2012 в 11:32, курсовая работа

Описание работы

Интенсивность высвобождения и перераспределения рабочей силы зависит от множества факторов, главные из которых - изменение форм собственности, ликвидация нерентабельных и неконкурентоспособных предприятий и производств, предстоящая структурная перестройка. Поэтому данные процессы, затрагивающие коренные интересы всех слоев населения, условия их занятости, обязательно должны регулироваться. Необходима активная государственная
политика в сфере занятости и трудовых отношений.

Содержание

1. Введение 2
2. Формы безработицы и их специфика 5
3. Причины безработицы в переходной экономике
8
4. Проблемы занятости населения России на современном этапе
11
5. Предпосылки создания службы занятости населения
17
6. Государственная служба занятости населения и ее функции
19
7. Политика государства по созданию и сохранению рабочих мест
22
8. Заключение

Работа содержит 1 файл

Безработица в России и задачи Государственной службы занятости.doc

— 377.00 Кб (Скачать)

Причины безработицы в переходной экономике 

Среди множества проблем, встающих перед любой страной  в  условиях  ее

перехода  к  рыночной  экономике,  одной  из  самых  острых  является,   как

известно, угроза массовой безработицы.  И  угроза  эта  в  более  или  менее

значительной степени реализуется. Сегодня (а точнее,  наверное,  еще  вчера)

для  России  приобрели  исключительную  актуальность  меры   по   возможному

предотвращению обвального размаха  безработицы  и  смягчению  ее  социальных

последствий.

Однако прежде всего следует сказать о характере кризиса,  порождающего

безработицу в российских условиях. Это не циклический кризис, известный  из

экономики состоявшегося капитализма и как бы «сам по себе» выводящий ее  по

истечении некоторого времени к фазе подъема, в  которой  существует  только

фрикционная и ограниченная   структурная  безработица.  В  России  массовая

безработица  порождается   трансформационным  экономическим   кризисом.  Он

отражает глубокие противоречия  условий перехода от командной  экономики  к

рыночной и носит не циклический, а главным образом структурный характер.

Отсюда следует, что выход из этого кризиса может быть лишь  следствием

глубоких  структурных  преобразований  в  народном  хозяйстве.   Однако   по

отношению к сфере  занятости  обязательно  должно  сохраняться  регулирующее

участие государства.

Успех реформ в России в  решающей   мере  зависит  оттого,  сумеет  ли

народное хозяйство страны вписаться  в  систему  мирохозяйственных   связей,

эффективно найти свое место в системе международного разделения труда.  Если

страна  не  согласна  с  перспективой  стать  сырьевым  придатком   развитых

государств,   ее   обрабатывающая    промышленность    должна    производить

конкурентоспособную  продукцию; конкурентоспособную  и  на  мировых  рынках,

и, тем более, на своем  собственном внутреннем рынке, причем не  опирающемся

на искусственные  и  не  могущие  быть  долговечными  в  рыночной  экономике

подпорки в виде  взвинченных  таможенных,   лицензионных  и  иных  барьеров.

Иначе говоря, путь к подлинной экономической  стабилизации и,  в  частности,

к  предотвращению  условий  появления  массовой   безработицы  лежит   через

повышение  производительности  труда,  снижение  трудо-  и  зарплатоемкости,

оптимизацию численности персонала.

Среди  конкретных  причин,   обусловливающих    сокращение   занятости

трудоспособного  населения в России, можно отметить следующие:

Первая причина коренится  в  том,  что  характерной  чертой  советской

экономики  являлась чрезмерная численность  производственного  персонала  (в

том числе вспомогательного и  управленческого)  предприятий.   В  литературе

уже давно отмечался тот факт, что на советских предприятиях, в сравнении   с

аналогичными по профилю и  объему  производства  в  западных  странах,  было

занято в два-три  раза  больше  работников.  Наличие  избыточного  персонала

тормозило   внедрение   новой   техники   и   трудосберегающих   технологий,

препятствовало  росту   производительности    труда.   С   другой   стороны,

необходимость  оплачивать   излишних   работников   неоправданно   завышала

издержки     производства     с     вытекающим       отсюда      ослаблением

конкурентоспособности  производимых товаров. Наличие чрезмерного  количества

рабочих мест означало искусственный дефицит  рабочей  силы,  а  он  подрывал

дисциплину труда, способствовал  широкому  распространению  «выводиловки»  в

оплате работников, подавлению у них стимула к лучшей работе.

В основе такой  ситуации  лежало,  во-первых,  то,  что  экономические

ведомства и директора советских предприятий руководствовались укоренившимся

догматом экономической теории о принципиальной   несовместимости  социализма

и  безработицы;  во-вторых,  то,  что  излишек   рабочей   силы   оказывался

практически полезен для  отбывания  предприятием  различных  административно

взваливаемых  на  него  повинностей,  не  относящихся    к   характеру   его

деятельности: участие в уборке урожая, в обеспечении  сохранности  продукции

на базах, в строительстве  объектов  соцкультбыта,  в  уборке  улиц  и  т.п.

Наконец, - и это, наверное, главное,  -  излишек  персонала   можно  было  с

успехом использовать для традиционных авралов по выполнению  плана  в  самом

конце  месяца,  квартала  или  года.  Короче,   долгие   годы   существовала

устойчивая и весьма массовая скрытая безработица.

Директора государственных предприятий нередко и по  сей  день  склонны

мириться  с  наличием   избыточного   персонала.   Иное   дело   -   частные

собственники,  которые  берут  под  контроль  предприятия  в  результате  их

приватизации:  они стремятся иметь оптимальное количество  работников,  т.е.

возможно меньшее. Таким образом, эта причина безработицы состоит в том,  что

сам  факт  перехода   к   частной   собственности   и   рыночным   принципам

хозяйствования означает  выталкивание в ряды безработных значительных   масс

людей, которые были безработными и раньше,  но  в  форме  не  открытой,  как

сейчас, а скрытой.

Вторая причина. Переход к  рыночным  критериям  оценки  хозяйствования

предприятий  обнаруживает несостоятельность многих из них, поскольку они  не

могут  приспособиться  к   реальному   спросу   по   видам   продукции,   ее

ассортименту,  качеству,   цене.   Такие   предприятия   едва   ли   реально

приватизировать обычным способом (кому нужны акции банкротов?), их  придется

предварительно санировать, а затем  уже  целиком  продавать  физическим  или

юридическим частным лицам, согласным и способным расплатиться  с  долгами  и

осуществить   производственные  инвестиции.   Очевидно,    что   эти   новые

собственники рискнут стать таковыми лишь имея  полную  свободу  освобождения

от  груза  ненужного  персонала.  А  это  -  еще  один  канал,   пополняющий

безработицу.

Третья.  Многие  госпредприятия  восприняли   либерализацию  цен   как

возможность их бесконтрольного повышения с  тем,  чтобы  не  только  покрыть

свои чрезмерные издержки,  но  и  значительно  увеличить  доход  (прибыль  и

зарплату). На первых порах это широко удавалось.  Однако такое положение  не

может  сохраняться   долго.  Вскоре  бесконтрольный   рост   цен   обернулся

бумерангом многократного удорожания сырья,  энергоносителей,  комплектующих,

и в конечном счете - кризисом неплатежей по всем технологическим   цепочкам.

Он поразил не только  потенциальных  банкротов,  но  и  многие  предприятия,

продукция которых нужна обществу, даже остро необходима, но  не  может  быть

оплачена  ее  потребителями.  Этот  кризис  -  еще  один  фактор,   питающий

безработицу.

Четвертая. Рыночные реформы ведут к успеху только если  сопровождаются

глубокой структурной перестройкой. Такая перестройка охватывает  не  только

микроэкономику   (реструктуризацию   конкретных    предприятий),    но    и

макроэкономику:  ведет к  концентрации  ресурсов  на  развитии  только  тех

отраслей, которые  имеют реальные перспективы  успеха  в  условиях  жесткой

рыночной конкуренции, и,  соответственно,  к  свертыванию  таких  отраслей,

продукция которых не  пользуется  спросом.  Очевидно,  что  в  России,  для

экономики которой характерны  глубокие диспропорции, прежде всего  огромное

разбухание группы А,  служившей  базой  форсированного  роста  ВПК,  такая

перестройка породит массовую  структурную безработицу.

Пятая. Наряду с приведенными выше  факторами  массовой  безработицы  в

наших  условиях  действуют   и  репродуцирующие  безработицу   специфические

факторы. Имеются в  виду  разрывы  сложившихся  хозяйственных  связей  между

бывшими союзными республиками СССР  (ныне   независимыми  государствами),  а

также между Россией и странами Восточной Европы. Эти разрывы резко  ухудшили

положение  предприятий и по материально-техническому  снабжению, и по  сбыту

продукции,  что  опять-таки  не  может  не  питать  безработицу.  Говоря   о

специфических для бывшего СССР факторах,  нельзя  обойти  и  известный  факт

наличия явно гипертрофированного ВПК.  Нормализация  его  удельного  веса  в

экономике служит весьма ощутимым фактором в  уменьшении   общего  количества

рабочих мест, тем более, что решение проблем конверсии военных   предприятий

Информация о работе Безработица в России и задачи Государственной службы занятости