Безработица в РФ: сущность, виды и последствия

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2010 в 09:41, курсовая работа

Описание работы

В данной работе я преследовала следующие цели:

◦рассмотреть основные понятия, связанные с таким явлением как безработица;
◦рассмотреть факторы способствующие развитию безработицы в России;
◦рассмотреть возможные пути решения проблемы безработицы в России.
◦рассмотреть последствия безработицы.
◦Проанализировать деятельность гос. служб занятости.

Содержание

Введение………………………………………………………………………..….3.


Глава 1. Безработица в РФ: причины, факторы последствия………….....4.

1.1.Специфика безработицы в России…………………………………….……...4.

1.2.Факторы, способствующие безработице в России…………………….…….9.

1.3.Социально-экономические последствия безработицы и методы борьбы с ней………………………………....…………………………………….………....11.


Глава 2. Государственная служба занятости населения в России.

2.1. Государственная служба занятости населения и ее функции……………..14.

2.2. Минусы государственная служба занятости населения. Анализ некоторых таблиц Права государственной биржи труда……………………………………17.


Заключение……………………………………………………………………….20.


Приложения ………………………………...……………………………………21.


Список литературы………………………………………………………………25

Работа содержит 1 файл

курсак.doc

— 522.00 Кб (Скачать)

        Социальное партнерство  реализуется  через систему переговоров и заключаемых соглашений и договоров. Особое значение приобретает заключение коллективных договоров на  предприятиях и в организациях там, где непосредственно происходит соединение  владельцев рабочей силы и средств производства. В этих договорах должна быть предусмотрена взаимная заинтересованность наемных работников и предпринимателей в эффективной экономической деятельности, развитии производства и конкурентоспособности товаров и услуг, росте трудовой и социальной активности, смягчении остроты социальных противоречий в нахождении конструктивных форм разрешения трудовых конфликтов. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 2. Государственная служба занятости населения в России.

2.1. Государственная служба занятости населения и ее функции. 

      Биржа труда — учреждение, осуществляющее посредничество между рабочими и предпринимателями при совершении сделки купли-продажи рабочей силы и регистрацию безработных.

      Первые  биржи труда были открыты в  первой половине XIX в. В России биржи  труда возникли в начале XX в. Они  создавались городскими управами в крупных промышленных центрах, таких как Москва, Петербург, Рига, Одесса. Наряду с биржами труда в России до 1917г. получили широкое распространение платные частные посреднические конторы.

      Главная цель биржи – это упорядочить наем  
предприятиями рабочей силы и сократить гражданам время поиска места работы. Если же биржа же в состоянии предоставить работу человеку за определенный срок только тогда он будет считаться безработным.

        Безработные, зарегистрированные в органах государственной службы занятости - трудоспособные граждане, не имеющие работы и заработка (трудового дохода), проживающие на территории Российской Федерации, зарегистрированные в центре занятости по месту жительства в целях поиска подходящей работы, ищущие работу и готовые приступить к ней.

      Уровень безработицы, зарегистрированной в органах государственной  службы занятости - отношение численности безработных, зарегистрированных в органах государственной службы занятости, к численности экономически активного населения в рассматриваемом периоде, в процентах.

      В настоящее время функции биржи  труда выполняют в основном государственные  биржи труда, так называемые государственные  службы занятости населения, подчиненные  министерствам труда. В задачу государственных служб занятости входит:

  1. во-первых, оказание посреднических услуг при трудоустройстве безработных и лиц, желающих переменить работу,
  2. во-вторых, изучение спроса и предложения рабочей силы,
  3. в-третьих, предоставление информации о требующихся профессиях,
  4. в-четвертых, профориентация молодежи.

      Государственные биржи труда ведут учет безработных  и производят выплату пособий  по безработице. В случае отказа от работы, предложенной биржей труда, безработный лишается такого пособия.

      Для реализации государственной политики в области занятости населения и обеспечения гражданам соответствующих гарантий в Российской Федерации на базе действующих центров по трудоустройству, переобучению и профориентации населения создана Государственная служба занятости.

      В связи с этим, нового определения потребовало понятие занятости. С одной стороны, признается законной добровольная незанятость граждан. Она не может, как раньше, осуждаться обществом или служить основанием для привлечения человека к административной или уголовной ответственности. С другой стороны - незанятость человека, который ищет работу. Именно эта категория населения должна находиться в поле зрения государства, призванного обеспечить каждому гражданину его конституционное право на труд. Соответственно нужно решать проблему организации учета незанятого населения, необходимо из миллионов незанятых выделить тех, кто оказался в такой ситуации вынуждено.

      Законодательство  предусматривает обязанность вынуждено  незанятого гражданина заявить об этом. Это один из новых принципов, определяющих правила поведения гражданина и государства на рынке труда: не государство выявляет неработающих, а незанятый гражданин сам обращается за помощью к государству, а именно в Государственную службу занятости. Человека регистрируют как лицо, ищущее работу. И с этого момента у государства наступает обязанность в течение 10 календарных дней предоставить ему подходящую работу. Если по истечении этого периода предложений о подходящей работе нет, то он приобретает статус безработного и начинает получать государственное пособие.

      Государственная служба занятости является структурой специальных государственных органов, призванных обеспечить координацию, решение  вопросов занятости населения, регулировать спрос и предложение на рабочую  силу, содействовать неработающим гражданам в трудоустройстве, организации их профессиональной подготовки, оказании социальной поддержки безработным. Услуги предоставляются службой занятости бесплатно.

      Функции службы занятости  многообразны:

  1. Анализ и прогнозирование спроса и предложения на рабочую силу, информирование населения и работодателей о состоянии рынка труда;
  2. Учет свободных рабочих мест и граждан, обращающихся по вопросам трудоустройства; для эффективного осуществления этих задач необходимо комплексное внедрение автоматизации в процессы управления занятостью. Она позволяет освободить персонал от рутинной работы по переработке информации, оставляет время для разбора различных вариантов принимаемых решений. Основным средством автоматизации является вычислительная техника.
  3. Консультация обращающихся в службу занятости трудящихся и работодателей о возможностях получения работы и обеспечения рабочей силой, о требованиях, предъявляемых к профессиям и работникам;
  4. Оказание помощи гражданам в выборе подходящей работы, а работодателям - в подборе необходимых работников. Для граждан, потерявших работу и заработок, подходящей считается работа, соответствующая их профессиональной подготовке, учитывающая возраст, трудовой стаж и опыт работы по прежней специальности, транспортную доступность нового рабочего места. В соответствии с законом граждане имеют право на свободный выбор работы путем прямого обращения на предприятия, а не обязательно через службу занятости.
  5. Организация профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации граждан в учебных центрах службы занятости или других учебных заведениях, оказание помощи в развитии и определении содержания курсов обучения и переобучения. В настоящее время уровень профессиональной подготовки занятого населения достаточно низок. При значительном высвобождении с предприятий работников потребуется организация курсов ускоренной их подготовки и переобучения по краткосрочной программе. Служба занятости и соответствующие органы по подготовке кадров, исходя из потребностей административно-территориального деления, анализа и прогноза занятости, будут определять тематическую направленность обучения, перечень учебных заведений, а также набор учебных программ. Центры занятости городов, ориентируясь на свободные учебные места, могут заключать с высвобожденными работниками соглашения и направлять на профессиональную подготовку по избранной ими профессии.
  6. Оказание услуг в профессиональной ориентации и трудоустройстве высвобождаемым работникам и другим категориям населения. В связи с этим необходима разработка новой концепции развития системы профориентации. Профориентационные услуги должны предоставляться не только учащейся молодежи, но и рабочим гражданам, желающим сменить профессию.
  7. Регистрация безработных и оказание им в пределах своей компетенции помощи. В законе определен статус безработного, которым является, вынуждено незанятый человек, по отношению к которому государство не смогло выполнить своих обязательств, то есть не предоставило работы. Однако не всякий незанятый человек, желающий работать, получает статус безработного и может рассчитывать на социальную помощь или поддержку государства. Для этого требуется соблюдать два условия. Во-первых, гражданин должен быть трудоспособного возраста и обладать способностью к систематической работе по какой-либо профессии. Если профессии нет, то он обязан принять предложение службы занятости о предварительной профессиональной подготовке. Во-вторых, необходима его готовность трудиться, то есть желание и обязанность принять предложение о подходящей работе.
  8. Оплата стоимости профессиональной подготовки, переподготовки граждан, трудоустройство которых требует получение новой профессии, установление им на весь период обучения стипендии;
  9. Выдача в установленном законе порядке гражданам пособия по безработице и приостановление выплаты этих пособий;
  10. Подготовка предложений и заключений об использовании труда иностранных рабочих, привлекаемых в РФ на основе межправительственных соглашений и лицензий;
  11. Разработка республиканских и региональных программ занятости, включая финансовое обеспечение и мероприятия по социальной защищенности различных групп населения.
 
 

2.2. Минусы  государственная  служба занятости  населения. Анализ  некоторых таблиц  Права государственной биржи труда.

     На современном этапе для преодоления упрощенного  
подхода к решению проблем занятости, осуществления глубокого анализа тенденций на рынке труда, прогноза на будущее, оценке реальных масштабов безработицы и ее социально-политических последствий необходимы новые структуры управления занятостью, отвечающие потребностям общества. Биржа труда пока не способна делать этого. Она не отвечает требованиям, которые на нее возлагает государство и общество.

     Она не выполняет свою главную цель координации  сотрудничества наемщика и безработного. Работа государственной биржи труда может быть наиболее эффективна только при тесном сотрудничестве с другими экономическими структурами, т.е. работодатели, как и безработные, предпочитать находить работу посредством других альтернативных методов поиска работы:

       – через так называемые социальные сети (друзей, родственников, знакомых) –56%. Чаще всего такой способ использует молодежь без опыта работы;

     – через государственную службу занятости – 21%. К ее услугам обращаются примерно одинаково все возрастные группы, но чаще всего это делает молодежь в возрасте 20–24 лет, россияне среднего возраста (34 лет), а также «сокращенные» работники (см. таблица 5);

     – через СМИ надеется трудоустроиться, в основном молодежь до 29 лет – 18%;

     – через частные агентства занятости, к услугам которых чаще прибегает молодежь до 29 лет, а также граждане в возрасте от 40 до 50 лет.

     Так же данные представленные в отчетах  биржи труда  о безработице  в стране не соответствует реальной безработицы из таблицы 1 видно, что  зарегистрированная безработица в 3 раза ниже реальной. Поэтому реальный спрос и предложения на самом желе выше, чем представлен из таблиц 2 и 3, и в стране нет такого разрыва между спросом и предложением рабочей силы.

     Еще один минус биржи труда состоит  в том, что безработный не всегда может найти на ней работу, которая отвечает требованиям самого безработного. Обычно работодатель не обращается на биржу с целью найти себе сотрудника, например, с высшим профессиональным образованием на должность руководителя. Такие вакансии долго не пустуют. Любо сам работодатель находит «через знакомых», либо повышая своего сотрудника с более низшей должности. Из таблицы 6 видно, что самый низкий процент людей обратившихся в органы гос. служб занятости с целью поиска работы относятся к группе с неполным высшим профессиональным уровнем образования, т.к. люди входящие в эту группу органы трудоустройства страны предпочитают сначала получить высшее полное образования а потом уже искать работу по своей полученной профессии либо они обращаются в гос. органы с целью поиска работы, но не найдя ее гос. органы отправляют их на повышения квалификации, не учитывая их как безработные. Самым же высокий процент – группа со средним (полным) образованием.

     Так же использую данные таблицы 4 видно, что число  людей обратившихся в органы гос. службы занятости превосходят число трудоустроенных людей примерно за 8 лет на 35 %. Группа, которая отличается от остальных большем количеством трудоустроенных – это учащиеся, желающие работать в свободное время. Оно и понятно почему. Не имея полного высшего образования, выбирают работу, где оно не требуется, например, расклейщик объявлений, официант, уборщик и т.п. Таких вакансий на бирже труда очень много.  Группа же пенсионеров является самой не трудоустроенной. Сейчас работодатели не хотят брать на работу людей старше 40 лет. Это связано с тем, что молодежь более трудоспособна, чем люди старше 40 лет. У них нет проблем со здоровьем.

     Для успешной работы биржи она наделяется определенными правами:

1. запрашивать  от предприятий, учреждений и  организаций информацию о предполагаемых структурных изменениях и иных мероприятиях, в результате которых может произойти высвобождение трудящихся, а также сведения о наличии свободных рабочих мест или вакантных должностей;

2. направлять  на предприятия, обращающихся на биржи труда граждан для трудоустройства в соответствии с уровнем их квалификации и профессиональной подготовки при наличии там соответствующих рабочих мест;  
3. направлять незанятых граждан по их желанию на оплачиваемые общественные работы; такие работы могут стать важным фактором снижения социальной напряженности на рынке рабочей силы. В каждом районе должен быть определен перечень видов работ (благоустройство и уборка территории, коммунальные службы, работа на общественном транспорте, в домах престарелых, в библиотеках, музеях и архивах, в сельском хозяйстве в период уборки урожая и т.д.) Это даст возможность в случае необходимости работой тех, кто не получил подходящее место работы в пределах срока, оговоренного законом для выплаты социальных компенсаций, а также тех, кто желает дожидаться работы по специальности в порядке очередности по мере освобождения рабочих мест.

4. распоряжаться  в установленном порядке средствами  Государственного фонда содействия  занятости; 

5. оплачивать  за счет средств Государственного фонда содействия занятости стоимость профессионального обучения и переобучения лиц, зарегистрированных в качестве ищущих работу, а также устанавливать им на весь период обучения стипендии;

6. выдавать  в установленном порядке гражданам пособия по безработице, приостанавливать или отменять их выплату;

Информация о работе Безработица в РФ: сущность, виды и последствия