Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2011 в 20:52, курсовая работа
В данной работе освещается безработица в республике Беларусь, ее сущность, особенности, а также тенденции развития и причины.
Введение
1.1 Сущность безработицы
1.2 Особенности безработицы в РБ
1.3 Тенденции в развитии безработицы
1.4 Причины безработицы
Заключение
необходимость определить, какую часть ВНП общество недополучает
вследствие превышения естественного уровня безработицы. Американский
экономист Артур Оукен (1928 –1980) сформулировал закон, согласно
которому между уровнем безработицы и реальным объемом ВНП
существует обратная зависимость, показывающая, что сокращение
безработицы на один процентный пункт дает дополнительный прирост
реального ВНП примерно на 2%. Это и есть закон Оукена, а цифра
2,0 – коэффициент Оукена. Так, если естественный уровень безработицы
в данном году равен 4%, а фактический ее уровень – 7%, то разница
составит 3%. Эти 3% надо умножить на коэффициент Оукена (3% 2,0
= 6%). Если фактический ВНП составляет 200 трлн. руб., то общество
недополучило в данном году 6% от 200 трлн. руб., т. е. 12 трлн.
руб., а потенциальный ВНП в данной стране в данном году составил
бы 212 трлн. руб.
2. Безработица сковывает требования профсоюзов о повышении
заработной платы, как бы срабатывает в пользу требований союзов
предпринимателей.
3. При длительной безработице работник теряет квалификацию, а
получение новой квалификации и адаптация к новым условиям часто
протекают для него болезненно.
4. Безработица ведет к прямому падению ранее достигнутого
уровня жизни. Пособия по безработице всегда меньше заработной
платы, имеют временный характер. Рост безработицы снижает
покупательный и инвестиционный спросы, сокращает объемы сбережений у
населения.
5. Сам факт безработицы наносит человеку тяжелейшую
психологическую травму, сравнимую с самыми неприятными
обстоятельствами (смерть близких, тюремное заключение и т. п.).
Многие социологи
связывают рост преступности
с ростом безработицы.
2.Особенности современной
безработицы.*
После того как в 4-ом кв. 1993г. Уровень безработицы достиг
циклического максимума, главной тенденцией на рынке труда стран
ОЭСР стало более полное использование рабочей силы. В 1999- начале
2000г. это выразилось в увеличении дополнительных рабочих мест и
ускорении темпов
сокращения безработицы.
Создание дополнительных рабочих мест наряду со стабилизацией темпов
прироста экономически активного населения (0.8% в 1998 и 1999 гг.) привело
к тому, что уровень безработицы в странах ОЭСР сократился на 0.3
процентного пункта,составив в среднем за год 6.8% рабочей силы - самый
низкий показатель за 90-е годы (см. табл. ). Снижение удельного веса лиц,
не имеющих работы, в США (с 4.5% в 1998 г. до 4.2% в 1999 г.) и 15
государствах ЕС (соответственно с 9.9% до 9.2%) произошло на фоне
существенного роста этого показателя в ряде азиатских стран. В частности, в
Японии безработица увеличилась с 4.1 до 4.7% рабочей силы, в Южной Корее -
с 6.8 до 7.6%. Начиная с 1998 г. впервые в японской послевоенной истории
норма безработицы среди мужчин стала превышать соответствующий показатель
для женщин.
Оздоровление
ситуации на рынках труда
(пик безработицы-11.1%
экономически активного
г.) объясняется в первую очередь влиянием уже достаточно длительного, хотя
и неравномерного подъема. В то же время в сферу занятости вовлекаются
преимущественно те, кто недавно потерял работу и, следовательно, не утратил
трудовых навыков и обладает достаточной квалификацией. Аутсайдеры рынка
труда - лица с низкими
профессионально-
среди которых много молодежи и людей старших возрастов.
Об этом говорит практически не меняющаяся доля длительно безработных (свыше
6 месяцев) на протяжении всей второй половины 90-х годов. В странах ЕС она
составила в 1999 г. 65%, причем не имели работы более года 48% официально
зарегистрированных
безработных.
* [По данным журнала «Мировая экономика и международные
отношения»
№8 август 2000г. ]
Таблица. Безработица в странах ОЭСР (% к экономически
активному населению)
| |В среднем за |1997 |1998г.|1999г. |
| |1986-1995гг. |г. | | |
|Всего ОЭСР |7.0 |7.2 |7.1 |6.8 |
|в том числе| | | | |
|США |6.2 |4.9 |4.5 |4.2 |
|Канада |9.5 |9.2 |8.3 |7.6 |
|Япония |2.6 |3.4 |4.1 |4.7 |
|Мексика |3.8 |3.7 |3.2 |3.2 |
|Западная |9.5 |10.3 |9.7 |9.2 |
|Европа | | | | |
|ЕС |9.9 |11.2 |10.5 |10.0 |
|Германия |8.0 |9.9 |9.4 |9.1 |
|Франция |10.6 |11.4 |11.8 |11.0 |
|Великобрита|8.8 |6.9 |6.2 |5.9 |
|ния | | | | |
|Италия |10.3 |12.3 |11.9 |11.1 |
|Испания |19.7 |20.8 |17.4 |15.8 |
|Нидерланды |6.9 |5.5 |4.2 |3.1 |
|Швеция |4.5 |9.9 |8.3 |7.0 |
|Чехия
|
|4.8 |6.5 |9.0 |
Показатель длительной безработицы среди мужчин выше, чем у женщин, и это
несмотря на то, что в 1999 г. уровень безработицы среди женщин в странах
ОЭСР в целом был почти на 1/5 выше, чем у мужского населения
(соответственно 6.3 и 7.3%). Женщины несколько чаще, чем мужчины, при
невозможности найти работу перестают регистрироваться на бирже труда,
отсюда и более низкий уровень их длительной безработицы.
Одной из острых
структурных проблем рынка
уровня безработицы среди отдельных возрастных групп и прежде всего массовая
безработица среди молодежи. В минувшем году в странах ОЭСР не имели работы
13% молодых людей до 24 лет. Продолжается падение удельного веса работающих
молодых людей (с 53% в начале 90-х годов до 45% в минувшем году), что лишь
отчасти можно объяснить увеличением числа учащихся.
Решению проблемы мешает высокая концентрация безработной молодежи в
семьях с низким уровнем дохода. 1/5 молодых безработных живет в семьях, где
все взрослые, не имея постоянной работы, не могут обеспечить своим детям
хороших стартовых условий. Наряду с высоким отсевом из школ и недостатками
в системе образования это становится одной из причин низкой
конкурентоспособности данной категории молодежи на рынке труда. Среднее
образование еще не гарантирует получения работы. По данным межстранового
обследования грамотности взрослого населения, примерно 25% молодых людей
покидают средние учебные заведения без какого-либо сертификата об
образовании или профессиональной подготовке.
* [По данным журнала «Мировая экономика и международные отношения»
№8 август 2000г. ]
Несмотря на нерешенность многих болезненных структурных проблем
безработицы, в 1999 году наметилась тенденция к сокращению расходов
государства на политику занятости. Она включает профессиональную
переподготовку безработных, субсидирование дополнительных рабочих мест в
государственном и частном секторах, поддержку занятости среди групп,
находящихся в особо невыгодном положении на рынке труда, в первую очередь
молодежи и инвалидов. Доля этих расходов снизилась по сравнению с 1994 г. в
Германии с 3.7 до 3.5% ВВП, Норвегии -с 2.4 до 1.4, в Швеции - с 5.55 до
3.9, в Испании - с 3.2 до 2.3%. США, которые традиционно направляли гораздо
меньше средств на проведение политики занятости (в том числе из-за более
низкой безработицы),
снизили соответствующие
до 0.4% ВВП.
Одновременно в арсенале средств государственного регулирования все большую
роль начинают играть так называемые программы активизации. Их цель -
интенсифицировать поиск безработным нового места работы. Это означает, с
одной стороны, давление на безработного с помощью экономических рычагов, с
другой - экономическое поощрение тех. кто быстро находит новую работу. На
это направлена реформа системы страхования по безработице, в частности
усиление страхового принципа, в результате которого отсекаются лица с
коротким сроком выплат, а также те, кто неоднократно терял работу.
В конце 90-х
годов правящим кругам
пересмотреть свое отношение к такой важной составляющей политики занятости,
как увеличение гибкости рынка труда, под которой подразумевалась в том
числе либерализация трудового законодательства. Последней было отведено
одно из центральных мест в документе "Исследование рабочих мест", принятом
странами ОЭСР в 1994 г. в качестве программы действий на рынке труда.
Однако серьезная
либерализация
была осуществлена. Более того, многие страны ужесточили его, например в
том, что касается массовых увольнений. Ныне в большинстве европейских стран
действуют более длительные сроки извещений о предстоящем увольнении,
обязательное согласование с профсоюзным, либо рабочим комитетом.
Единственный раздел законов о труде, в который внесены существенные
поправки либерального толка, касается срочных контрактов и деятельности
агентств по предоставлению временных работников.
По группе
промышленно развитых
сравнению с предыдущим десятилетием в 12 странах общий уровень "строгости"
трудового законодательства даже повысился и лишь в 9 странах оказался более
либеральным. Строгий контроль за действиями работодателя в сфере найма и
увольнений действует в странах Южной Европы, а самые либеральные нормы
существуют в англоговорящих государствах.
* [По данным журнала «Мировая экономика и международные