Безработица в республике Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2011 в 20:52, курсовая работа

Описание работы

В данной работе освещается безработица в республике Беларусь, ее сущность, особенности, а также тенденции развития и причины.

Содержание

Введение

1.1 Сущность безработицы

1.2 Особенности безработицы в РБ

1.3 Тенденции в развитии безработицы

1.4 Причины безработицы

Заключение

Работа содержит 1 файл

Безработица и ее проблемы в РББезработица и ее проблемы в РБ.docx

— 80.73 Кб (Скачать)

Безработица необходима экономической системе. Она, создавая конкуренцию за рабочие места, способствует активизации населения, побуждает  людей к эффективному труду и  ответственному выбору будущей профессии. С другой стороны, рабочая сила –  это необходимый фактор производства. При наличии безработных предприниматель  имеет возможность в любой  момент времени нанять квалифицированных  специалистов, которые осознанно  стали безработными. Высокий уровень  безработицы в стране может быть результатом высокого коэффициента обновления состава безработных, когда  происходит их быстрое выталкивание из старых производств и трудоустройство  в новые, перспективные сферы. В  результате экономика уверенно движется к более эффективной структуре  занятости и доходов.

С какой стороны  смотреть

На конец сентября 2004 г. в Беларуси насчитывалось 95,9 тыс. официально зарегистрированных безработных, что соответствовало 2,2% экономически активного населения страны. Но даже зарегистрированных безработных в  Беларуси было бы больше, если бы размер пособия не был таким мизерным. Например, за июль средняя величина пособия на одного зарегистрированного  безработного составила 30 тыс. BYR (9% от средней заработной платы по стране и 23% от бюджета прожиточного минимума). И эти деньги вручают не просто так. Чтобы их получить, 59 тыс. безработных  должны были участвовать в уборках  улиц и других общественных работах. С учетом описанного выше, даже по самым  скромным оценкам на одного зарегистрированного  безработного приходится 3-4 незарегистрированных.

Есть и другая сторона медали – скрытая безработица. Так за январь-июль 2004 г. 196 тыс. чел. (5,6% численности работников) работали в режиме вынужденной неполной занятости. В частности, в режиме неполной рабочей  недели были заняты 111 тыс. чел., в вынужденных  отпусках по инициативе нанимателей  находились 85 тыс.чел.

Примеров неэффективной  занятости в стране немало. Например, на страницах "Советской Белоруссии" министр внутренних дел Владимир Наумов сообщил, что по количеству осужденных на 100 тысяч населения Беларусь находится  на 5-м месте в мире. Охрана и  содержание заключенных обеспечивают стабильные рабочие места. Не зря  министр отмечает, что "содержание одного осужденного в исправительном учреждении обходится государству  в 170 тысяч рублей ежемесячно".

Источником формальной занятости фактически служит подготовка молодых специалистов за счет бюджета. К примеру, государственные вузы в прошлом году окончили более 43 тыс. молодых людей, что на 2204 чел. больше, чем в 2002 г., из них направление  на работу получили всего 18,7 тыс. человек. В министерстве образования известны случаи, когда целые выпуски студентов  оставались не трудоустроенными. На 1 июля в общей численности безработных  выпускники базовых и общеобразовательных  школ составили 7%, выпускники ПТУ, ССУЗов и вузов – 3%.

Пятый – лишний

Основные проблемы занятости сосредоточены в сфере  производства. Так, по оценкам, уровень  избыточной занятости в промышленности Беларуси превышает 18%. Фактически четверо  рабочих делятся своим заработком с пятым. В условиях, когда "пятый  – лишний" управленцы изобретают разнообразные схемы с целью  сохранения мотивации лучших кадров. Например, "условному пятому" (как  правило, самому непродуктивному члену  коллектива) начальник цеха устанавливает  более низкую зарплату. В конце  концов он увольняется. Пришедший по направлению службы занятости на его место оформляется учеником и выполняет самую неквалифицированную работу с соответствующей оплатой (скажем 60 тыс. BYR). Естественно, ему обещают повышение зарплаты через 2-3 месяца. Не дождавшись обещанного, новенький увольняется. На его место присылают следующего, и подобная ротация происходит 3-5 раз в год. Для предприятия подобная "невысокоморальная" схема является оптимальным решением. В то же время служба занятости формально выполняет свою функцию, а проблема эффективной занятости так и остается нерешенной.

Николай Кохонов отметил, что весной традиционно уровень безработицы в Беларуси снижается. "В определенной степени это связано с тем, что часть незанятого населения привлекается к сезонным работам, некоторые уезжают на заработки, в том числе и за пределы республики, - сказал специалист. - Однако основной вклад в стабилизацию ситуации на рынке труда страны вносят устойчивая работа экономики, создание рабочих мест, реализация активных мер политики занятости". Кроме того, добавил он, на 1 мая нынешнего года 9,6 тыс. человек проходили профподготовку, переподготовку, повышение квалификации по направлению органов государственной службы занятости. В соответствии с законом о занятости на период учебы "курсанты" снимаются с учета по безработице.

По словам начальника главного управления политики занятости  и народонаселения, в Беларуси отмечается значительный рост числа вакансий, заявленных нанимателями в госслужбу занятости. Так, на 1 мая в банке данных насчитывалось почти 49 тыс. свободных рабочих мест (год назад было 42,5 тыс.). Снижение численности безработных и увеличение количества вакансий привели к тому, что возможность условного трудоустройства возросла за год с 59,2% до 97,4%.

Для трудоустройства  неконкурентоспособных на рынке  труда категорий граждан установлены  дополнительные гарантии занятости, предпринимаются  меры по стимулированию нанимателей  к приему их на работу. Однако проблема трудоустройства таких граждан (в  том числе инвалидов, молодежи и  женщин) не теряет остроты. Так, удельный вес женщин в общей численности  безработных снизился за май незначительно - 64,8% до 64,1% (кстати, на 1 мая прошлого года этот показатель равнялся 66,3%). По-прежнему довольно проблемной является ситуация с занятостью в малых городах  и поселках.

"На высоком  уровне остается численность  граждан, обратившихся в службу  занятости за содействием в  трудоустройстве, - сказал Николай  Кохонов. - В январе-апреле 2007 года обратились в госслужбу занятости 92,7 тыс. человек - всего на 0,6% меньше по сравнению с январем-апрелем 2006 года".

По статистическим данным, на 1 мая текущего года на учете  по безработице состояли 50,2 тыс. человек (год назад в Беларуси насчитывалось 71,8 тыс. безработных). Пособие по безработице  в апреле получали 26,8 тыс. человек (средний  размер пособия - Br44 тыс. 606).

Среди регионов республики самый высокий уровень безработицы  на 1 мая зарегистрирован в Витебской  области (1,6%). В Брестской, Гродненской и Могилевской областях этот показатель составил 1,4% к численности экономически активного населения регионов, в Гомельской - 1,3%, в Минской области - 1%. В Минске уровень безработицы традиционно значительно ниже среднереспубликанского показателя - 0,4% к численности экономически активного населения.

По причине мизерных размеров пособий по безработице, до центров занятости доходят далеко не все безработные. В основном туда обращаются бывшие государственные  чиновники, так как размеры их пособий по безработице привязаны  к размерам последней заработной платы. Процент людей, которые не дошли до центров занятости опередить  трудно, или практически не представляется возможным. Возникает закономерный вопрос: а где же они есть? Достаточно обратится к показателю количества занятых в реальном секторе экономики. Если в 1999 году - это было порядка 5 млн, то в 2000 - уже порядка 4 млн. Куда пропал миллион человек? Разумно предположить, что часть людей находятся в состоянии поиска работы, оставшиеся - заняты в теневой экономике.

Так какова же цифра  реальной безработицы? Сложно сказать. Некоторые эксперты называют 40-50%. Можно  усомниться, что эти данные получены в результате серьезных современных  социологических исследований. Однако этот процент выглядит более реально, нежели 23,2%.

Что касается обобщенного  социологического портрета белорусского безработного, то это женщина в  возрасте 31 года со средним специальным  образованием.

 В ходе реализации мероприятий Государственной программы занятости населения Республики Беларусь на 2004 год в январе-апреле было трудоустроено 55,5 тыс. человек, в том числе 51 тыс. безработных (109,9% и 118,6% к аналогичному периоду 2003 года), сообщили в пресс-службе Минэкономики.

За январь-апрель на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации направлено 12,2 тыс. безработных. Оплачиваемые общественные работы организованы для 41,8 тыс. человек, в том числе для 35,2 тыс. безработных (соответственно 115,4% и 111% к соответствующему периоду 2003 году).

По состоянию на 1 мая 2004 года в органах государственной  службы занятости состояло на учете 123,9 тыс. безработных (84,6% к уровню 2003 года). В результате принятых мер  уровень регистрируемой безработицы  в апреле 2004 года снизился на 0,2 процентных пункта и составил на 1 мая 2004 года 2,8 % к численности экономически активного  населения.

Во исполнение поручения  главы государства о снижении уровня безработицы до 2% принято  постановление Совмина РБ от 26 апреля 2004г. № 475 “О внесении изменений и  дополнений в постановление Совета Министров Республики Беларусь от 4 февраля 2004г. № 121”. Установлены предельные показатели уровня безработицы на конец 2004 года: в Брестской области - 2,3%, Витебской - 2,4%, Гомельской - 2,2%, Гродненской - 2%, Минской - 2%, Могилевской - 2,2%, г. Минске - 1,2%. /26/

1.3. Тенденции в  развитии безработицы в РБ.

Успешные меры по снижению безработицы возможно только в условиях реальных, экономически верных реформ народно-хозяйственного комплекса. С точки зрения экономики  рынка труда, нас интересуют результаты, которые должны иметь место, для  того, что бы можно было результативно  заниматься проблемой предвидения  и предотвращения безработицы.

Как и любой рынок, рынок труда регулируется согласно законам спроса и предложения. Спрос  на рабочую силу в РБ сегодня определяется следующими факторами: экстенсивный путь развития экономики; крайне низкая способность  предприятий к формированию новых  рабочих мест; не эластичность спроса способствует росту безработицы; превышение импорта над экспортом; низкая производительность труда; отсутствие инвестиционного  климата; хаотические скачки спроса на рабочую силу, определяемые сезонностью, сектором экономики, регионом. Со стороны  предложения: низкий уровень квалификации рабочей силы; низкая мобильность (прежде всего из-за проблем с жильем и  личным транспортом); асинхронизация между рынком и системой образования.

Становление рынка  труда в Республике Беларусь происходит как логический результат объективного развития общества, застрявшего между  демократическими преобразованиями (в  данном случае - трансформацией экономической  системы государства). В настоящее  время переходный период белорусской  экономики к рыночным отношениям обусловливает особенный, инфляционный тип поддержки занятости, при  котором безработица носит скрытый  характер. Сложно прогнозировать развитие безработицы на ближайшие годы. Совершенно ясно, что в случае отсутствия каких-либо изменений в лучшую сторону в  народном хозяйстве страны, ситуация с безработицей будет только обострятся.

1.4. Причины безработицы.

Основной причиной безработицы в РБ, является общий, постоянный спад национального производства, поддерживаемый экстенсивным развитием  народного хозяйства, неблагоприятным  инвестиционным климатом и т.д. Естественно, что в таких условиях невозможно формирование рабочий мест. Большинство  белорусских предприятий на сегодняшний  день являются убыточными. Особенно это  относится как к промышленности и к сельскому хозяйству. Методы реанемирования убыточных предприятий в своем большинстве основаны на денежных подачках в виде кредитов. Однако, как показывает опыт, такие капиталовливания ни к чему хорошему не приводят. Без трансформации предприятий, без реорганизации управления предприятиями, без четкой синхронизации с состоянием рынка и с изменениями на рынке, выход их "долговой ямы" невозможен. К сожалению, руководители предприятий вынуждены тратить деньги, полученные по кредитным линиям не на стратегические нужды, а на выплату задолжностей по заработной плате, погашение предыдущих кредитов и т.д. Яркие выступления руководителя белорусского правительства с резкой критикой тех или иных руководителей "на местах" нередко необоснованны: в большинстве случаев для повышения эффективности хозяйственной деятельности предприятий реального сектора экономики требуется полное переоборудование производства, закупка и внедрение новых технологий, закупка качественного сырья, изменение менталитета работников и т.д. Все эти реформы невозможны благодаря только желанию руководящего аппарата. Требуются комплексные реформы всего народного хозяйства. С другой стороны, позиция "закрытых дверей" и все более явная изоляции Беларуси от западных соседей, приводит как к финансовому голоду (отсутствие инвестиций), так и к постепенной деградации научно-технического потенциала. К примеру, если совсем недавно мы могли гордиться тем, что у нас работают высокопрофессиональные программисты, то уже сегодня эта позиция дефицитна для коммерческого рынка труда (тем более, для государственного).

Процессы увеличения уровня безработицы тесно связаны  с системой образования. С одной  стороны, выступает низкий уровень  реакции образовательных институтов на изменения на рынке, с другой крайне низкий уровень профессионального  образования и переквалификации. Все это обуславливает все  более отчетливую структурную безработицу.

Низкая эластичность предложения на рынке труда и  низкая эластичность заработных плат являются основным тормозом для процессов, способствующих формированию новых  рабочих мест.

Информация о работе Безработица в республике Беларусь