Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2012 в 16:46, курсовая работа
Рынок труда является Ахиллесовой пятой большинства стран Европы. Более 20 миллионов европейцев не имеют работы, что составляет около 10% общей рабочей силы. Безработица является тяжелой ношей как для индивидуумов, так и для общества в целом, т.к. она влечет за собой уменьшение производительности, увеличение налогового бремени для налогоплательщиков и расходов на социальное страхование. В большинстве стран Европейского Союза более половины безработных находятся без работы, по меньшей мере, 6 месяцев, а одна треть - год и более (В США цифры намного ниже – ок
Введение
1 Основные понятия и характеристики безработицы.
2.Причины безработицы
3. Виды безработицы
3.1 Фрикционная безработица и теория поиска работы.
3.2 Спросодефицитная безработица.
4.. Кривая Филлипса. Шоки предложения. Стагфляция.
5.Закон Оукена.
6.. Социальные последствия безработицы и политика занятости.
7..Методы борьбы с безработицей
8..Проблемы социальной защиты населения
в условиях безработицы
9..Современный уровень безработицы.
Заключение.
Список литературы
Однако, несмотря на инерционную природу инфляции, мы наблюдаем как увеличение, так и снижение темпов инфляции. Второй и третий члены уравнения кривой Филлипса характеризуют факторы, изменяющие темп инфляции.
- (u-u*) показывает, что чем ниже уровень циклической безработицы, тем выше темп инфляции. Так как циклическая безработица сокращается по мере роста совокупного спроса, мы можем сделать вывод, что второй член уравнения кривой Филлипса представляет инфляцию спроса.
показывает зависимость инфляции от шоков предложения, то есть характеризует инфляцию издержек. Отрицательные шоки придают положительное значение, что увеличивает темп инфляции. Положительные шоки, наоборот, придают отрицательное значение и замедляют инфляцию.
Чрезмерная безработица влечет за собой большие экономи- ческие и социальные издержки.
Главная цена безработицы — невыпущенная продукция.
Когда экономисты не в состоянии создать достаточное количество рабочих мест для всех, кто хочет и может работать, потенциальное производство товаров и услуг теряется безвозфатно. Безработица мешает обществу постоянно двигаться вверх по кривой потенциальных возможностей. Экономисты определяют эту потерянную продукцию как отставание объема ВНП. Это отставание представляет собой объем, на который фактический ВНП меньше потенциального ВНП. Причем чем выше уровень безработицы, тем больше отставание ВНП.
Известный исследователь в области макроэкономики А. Оукен математически выразил отношение между уровнем безработицы и отставанием объема ВНП. Закон Оукена гласит, что если фактический уровень безработицы превышает естественный уровень на 1%, то отставание объема ВНП составляет 2,5%. Это отношение 1:2,5 или 2:5 позволяет вычислить абсолютные потери продукции, связанные с любым уровнем безработицы.
Экономические издержки безработицы неодинаково распределяются между занятыми в экономике:
• уровень безработицы среди «белых воротничков» ниже, чем у «синих воротничков». Это происходит потому, что «белые воротнички» заняты в отраслях промышленности, меньше подверженных циклическим колебаниям, или они работают в собственной фирме;
• уровень безработицы среди молодежи выше, чем среди взрослых. Это объясняется тем, что молодые люди имеют низкую квалификацию, чаще уходят с работы и увольняются нанимателем, а также отличаются меньшей мобильностью;
• уровень безработицы среди мужчин выше, чем среди женщин. Дело в том, что в таких остро реагирующих на циклы отраслях промышленности, которые производят инвестиционные товары (автомобильная, сталелитейная и строительная), преобладают мужчины;
• уровень безработицы среди иммигрантов - как взрослых, так и молодежи — выше, чем среди местного населения.
Циклическая безработица — это настоящая социальная катастрофа. Спад производства и депрессия приводят к бездеятельности, а бездеятельность - к потере квалификации, потере самоуважения, упадку моральных устоев, распаду семьи, а также к общественным и политическим беспорядкам.
История убедительно показывает, что массовая безработица приводит к быстрым, иногда очень бурным социальным и политическим переменам. Об этом свидетельствует сдвиг влево в американской политической теории во время «Великой депрессии», и принятый «новый курс» был подлинной революцией в американском политическом и экономическом мышлении. Примером таких глобальных перемен является и приход Гитлера к власти в условиях безработицы. Более того, нет сомнений в том, что большой процент безработицы среди национальных меньшинств является серьезной причиной беспорядков и насилия, которые возникают в условиях кризиса и депрессий. Что касается простых людей, исследователи находят прямую связь между ростом убийств, смертности от сердечно-сосудистых заболеваний, психических болезней, самоубийств и высоким уровнем безработицы.
В каждый данный период в различных странах уровни безработицы существенно отличаются друг от друга. Эти различия объясняются тем, что в разных странах существуют разные естественные уровни безработицы, а также тем, что эти страны могут оказаться в разных фазах экономического цикла. Ежегодный средний уровень безработицы в Соединенных Штатах ниже, чем в Канаде, Австралии, Франции, Великобритании и России.
6.. Социальные последствия безработицы и политика
занятости.
Хочется отметить, что социальные последствия безработицы - это еще
одна животрепещущая проблема.
Результаты научных исследований, проведенных в последнее время до-
кументально подтверждают существование ряда эмоциональных,
социальных, финансовых, семейных, медицинских и политических
последствий безработицы. Правда, почти полностью отсутствуют
исследования, где бы сопоставлялись результаты деятельности наемного
работника и его семьи в периоды, когда он имеет работу, и те периоды, когда
он ее потерял. Поэтому ученые продолжают дискутировать: безработица -
это причина или повод возникновения отрицательных последствий? Пищу
для спора дают те исследования, которые устанавливают соотношения, а не
причинно-следственные связи между уровнем безработицы и динамикой
функциональных нарушений или помещением человека в специальные
лечебные учреждения. Тем не менее, исследования конкретных случаев,
изучение продольных срезов групп населения и проведение одномоментных
серийных исследований дают сходную картину последствий безработицы и
явлений, сопутствующих ей. Различие в результатах можно объяснить
влиянием многих факторов, в частности, уровнем безработицы на момент
потери работы, поддержкой со стороны семьи и друзей, запасами, которые
могут помочь безработному и его семье пережить трудный период, дли-
тельностью безработицы.
Среди эмоциональных последствий безработицы называют низкую са-
мооценку, депрессию, самоубийство и необходимость психиатрического
лечения в стационаре. Среди медицинских проблем - нарушение здоровья,
вызванное стрессами (в частности, болезни сердца и почек, алкоголизм и
цирроз печени). У работников, которые до объявления об увольнении имели
нормальное артериальное давление, сразу же после известия об увольнении
она повышалось и оставалось высоким до тех пор, пока они вновь не
находили работу. Стрессы, вызванные безработицей, могут сократить
продолжительность жизни и, следовательно, повысить уровень смертности.
Существует связь между ухудшением отношений в семье (нарушением
функционирования семьи) и детской смертностью, жестким обращением с
детьми, разводом, конфликтами между родителями и детьми,
необходимостью передачи детей на опекунство. У детей в семьях
безработных чаще, чем в семьях работающих, встречаются отклонения в
поведении, нарушении работы желудочно-кишечного тракта и бессонница. У
супруги безработного наблюдаются те же психосоматические симптомы, что
и у него самого. По всей вероятности, безработица оказывает отрицательное
воздействие на всех, кого она прямо или косвенно затрагивает.
Ученые обнаружили несомненную связь между безработицей и
убийствами, насилием и тюремным заключением. Изучение дел
правонарушений показывает, что до 70% заключенных в момент ареста не
имели работы, что рецидивизм можно объяснить отсутствием работы.
Влияние безработицы на финансовое положение неоспоримо. Работникам и
их семьям часто приходится жить на сбережения, продавать вещи и мирится
с более низким уровнем жизни. Кому-то приходится отказываться от дома,
автомобиля, объявлять о банкротстве и даже жить на пособие по соци-
альному обеспечению.
Мало известно о "пороге терпимости", когда члены семьи
безработного еще сохраняют способность заботиться друг о друге. Есть
основания считать, что стресс, связанный с безработицей, снижает такую
способность, в результате чего подростки чаще сбегают из дома, иждивенцев
приходится помещать в учреждения системы социального обеспечения;
семья отторгает тех, кого считает обременительными.
Несмотря на усилия социальных работников привлечь внимание безра-
ботных к своему бедственному положению как к политической проблеме,
многие безработные не склонны к политической активности. Причина
кроется в боязни идти вразрез с общепринятыми нормами поведения,
опасением поставить под угрозу свои шансы снова найти работу.
Исследователи, к сожалению, еще не установили полный перечень
трудностей, которые связаны с поиском работы, и тех сложностей получения
новой работы, которые существуют в обществе, не обеспечивающим
всеобщую занятость. В государственных службах трудоустройства
официально регистрируется только 12% вакантных рабочих мест. Это лишь
усугубляет стресс, испытываемый человеком в процессе поиска работы, в
частности, при получении отказа и из-за отсутствия четкого представления о
том, где и как искать работу. О рабочих местах, не заявленных на рынке
труда, гораздо легче узнать тем, кто имеет работу, чем безработным.
Информация о том, как искать работу, предоставляемая на курсах по
обучению поиску работы, возможно, достигает цели, укрепляя у людей
надежду на получение новой работы. Поэтому в последние годы создаются
специальные курсы в помощь безработным.
Действия, направленные на оказание содействия в трудоустройстве де-
монстрируют большое разнообразие методов. Такая работа проводится и в
нашей республике в рамках Клубов ищущих работу. Известно, что в
результате проделанной работы у участников программы повысилась
мотивация к трудоустройству, многие научились активно и осознанно
заниматься поиском работы, повысилась уверенность в себе, сменился
психологический настрой на успешность в поиске или приобретении
профессии.
Однако кое для кого курсы оказываются недостаточно эффективными,
поскольку официальная политика государства заключается в сохранении
некоторого избытка рабочей силы. Если обучавшийся на курсах по поиску
работы или участвовавшие в программах стимулирования занятости в
последствии терпят неудачу, невозможность получить работу может
парализовать их волю к действиям. В результате они становятся еще более
уязвимыми перед отрицательным воздействием эффекта долгого отсутствия
работы. Они могут вообще потерять шансы на получение работы, так как
рискуют попасть в учреждения социального обеспечения на излечение.
Вместе с тем, растет численность незарегистрированных безработных,
которые не считают необходимым обращаться в службу занятости и подчас
находят альтернативные источники существования. Это свидетельствует о
росте видов деятельности, не учитываемых государственной статистикой, и
требует усиления контроля со стороны органов управления. На кого же , с
точки зрения опрошенных, в первую очередь может рассчитывать человек,
потерявший работу?
2,0% - на местную администрацию;
5,8% - на руководство предприятий;
8,6% - на профсоюзы;
70,6% - только на себя;
13% - ни на кого не надеются.
Легко убедиться, что горожане отчетливо осознают необходимость
личной инициативы и намерены самостоятельно выбираться из
неблагоприятной ситуации, что происходит, конечно, не от хорошей жизни, а
в силу вынужденных обстоятельств, когда помощи со стороны ждать не-
приходится.
А каковы самые предпочитаемые и действенные способы поиска рабо-
ты?
Рассчитывают на:
личные связи - 42,9%;
государственную службу занятости - 26,5%;
объявления - 11,1%;
организацию собственного дела - 7,3%;
коммерческую службу занятости - 6,1%;
обращение к работодателю - 6,1%.
Итак, большинство респондентов исходит из того, что лучше всего ис-
пользовать собственные каналы трудоустройства. Каждый четвертый
выбирает взаимодействие с соответствующей службой под эгидой
государства, каждый десятый готов воспользоваться объявлениями в прессе.
Работники, избежавшие увольнения, также испытывают стресс, и чрез-
мерные психологические нагрузки , переживаемые теми , кто сохраняет
работу, могут оказаться даже сильнее, чем стрессы, испытываемые в первый
период теми, кто ее потерял. Например, Бреннер, изучавший влияние
безработицы на жителей городских и сельских районов, обнаружил, что
экономический спад может нанести урон владельцам магазинов, которые
вынуждены объявлять о своем банкротстве и закрывать их . Они, как и все
другие, испытывают отрицательные последствия безработицы, и у них
существует чувство неуверенности в своем экономическом положении.
Установлено, что безработица является фактором, понижающим зара-
ботную плату. Таким образом, отрицательные последствия безработицы не
ограничиваются теми, кто стал ее жертвой. Она может ударить по целым
трудовым коллективам, в том числе профсоюзам, помешав их попыткам
улучшить качество рабочих мест, условий труда, ввести дополнительные
блага и обеспечить другие права человека на рабочем месте.
Отрицательные последствия безработицы для жителей городских и
сельских районов еще не поняты до конца. Хотя во время спада
увеличивается потребность в психиатрических больницах, тюрьмах и
программах социальной помощи, реальный объем потребностей в услугах до
сих пор не известен. Ведь одновременно с ростом потребностей в
социальной помощи, медицинском обслуживании, лечебных и
благотворительных учреждениях поступление от налогов для покрытия этих
потребностей снижаются. Местные власти могут ввести налоговые льготы
для компаний, чтобы не допустить оттока деловой активности из своего
региона и стимулировать привлечение новых компаний. А это сокращает
экономические возможности финансирования социальных программ.
Потеря работы, скатывание по социальной лестнице напрямую
связаны с ухудшением материального положения. Попробуем оценить его
уровень у безработных с различным образованием
Более всех ущемлены в материальном достатке безработные, имеющие
начальное образование: среди них более всего респондентов, которым денег
не хватает даже на продукты питания. В то же время в этой группе оказалось
самое большое число богатых безработных, что констатирует сильную
поляризацию безработных с начальным образованием по их материальным
возможностям. Отсутствие образования у безработных как бы обуславливает
"равные возможности" безработного - быть нищим или богатым. Но первое 2
- 3,5 раза вероятнее, чем второе.
Безработные со средним образованием более равномерно распредели-
лись по группам с разным уровнем материального благополучия. Чаще всего
их можно отнести к бедным. Общий удельный вес бедных и нищих
респондентов среди них почти также высок, как у безработных с начальным
образованием.
У лиц, окончивших ПТУ, распределение доходов соответствует
распределению доходов всей совокупности респондентов. Эта группа в
материальном обеспечении занимает среднее положение. Безработные с
высшим образованием имеют наиболее благополучное внутригрупповое
распределение доходов.
Таким образом, высокий образовательный статус помогает лучше
перенести социальное падение.
Методы борьбы с безработицей определяет концепция, которой руководствуется правительство конкретной страны.
Современные мальтузианцы предлагают поддерживать стабильность на рынке труда с помощью государственной политики ограничения рождаемости.
Пигу и его последователи, считающие, что корень зла – в высокой заработной плате, предлагают:
содействовать снижению заработной платы;
разъяснять профсоюзам, что рост заработной платы, которого они добиваются, оборачивается ростом безработицы;
государству трудоустраивать работников, претендующих на невысокий доход, в частности, поощрять развитие социальной сферы.
Из рекомендаций Пигу широко применяется деление ставки заработной платы и рабочего времени между несколькими работниками. Использование частичного рабочего дня сокращает безработицу даже при сохранении неблагоприятной конъюнктуры.
Кейнсианские программы борьбы с безработицей предполагают использование двух блоков мероприятий Первый блок нацелен на ослабление безработицы в краткосрочном периоде, когда положительные сдвиги в экономике еще не ощущаются. Его содержанием становятся общественные работы, которые должно организовать и оплатить государство за счет своего бюджета. Рекомендуется эти работы сосредоточить в области формирования производственной и социальной инфраструктуры (строительство дорог, больниц и т.д.).
Кейнсианская программа борьбы с безработицей
Тактические меры
| Стратегические мероприятия
| |
Организация государством общественных работ
| Государственные заказы частному сектору
| Снижение учетной ставки процента
|
Второй блок охватывает систему стратегических мер, способных оживить конъюнктуру рынка, сформировать инвестиции и, как следствие – потребительский спрос, что должно привести к увеличению товарной массы и занятости населения. Этот блок включает два рычага: государственный заказ крупным фирмам и уменьшение учетной ставки за счет увеличения государственных расходов (возможно и при росте дефицитного бюджетного финансирования). Предполагается осуществить государственный заказ крупным фирмам, имеющим большую сеть хозяйственных связей. Такой заказ поставщикам и смежникам значительно расширит поле инвестиционной деятельности. Приводится в действие не одна фирма, получившая государственный заказ, а целая их сеть, что, безусловно, увеличивает спрос на рабочую силу и соответственно рассасывает безработицу.
Это стратегическое экономическое мероприятие государства предполагается усилить за счет другого эффективного средства, стимулирующего инвестиционный спрос: удешевить кредит путем снижения учетной ставки процента. Дешевый кредит делает его более доступным и поэтому стимулирует предпринимательскую деятельность, что, в свою очередь, приводит к рассасыванию безработицы.
Кейнсианские программы успешно применялись после второй мировой войны во многих странах. Однако наступил период, когда возникли естественные объективные трудности для их претворения в жизнь. Источником финансирования этих программ всегда был государственный бюджет, а точнее государственный долг. Последний беспредельно разрастаться не может, ибо увеличение долга государства ведет к дополнительной эмиссии денег, что без соответствующего роста товарной массы способствует инфляции. В условиях инфляции склонность к инвестированию, инвестиционный спрос снижаются.
Кроме того, процесс воспроизводства поставил новые проблемы, которые государство не могло решить восполнением недостатка спроса. Резко подорожали ресурсы, что привело к экономическому спаду. Необходимы были иные пути, ведущие к росту предложения.
Такие пути были найдены экономической школой, получившей название монетарной. Монетаристы предлагают в условиях, когда безработица и спад производства протекают на фоне инфляции, снять все нагрузки на государственный бюджет, срочно уменьшить государственный бюджетный дефицит. В этих условиях государство вынуждено уклоняться от социальных программ, что, безусловно, ведет к нагнетанию социальной напряженности.
Обуздание инфляции оздоровляет денежную единицу и формирует здоровую рыночную среду.
Следующий шаг монетарной программы связан с реализацией идеи эффективного рынка, который сам очищает себя от отсталого производства, разоряет производителей, продукция которых не отвечает новейшим требованиям рынка. Обычно эти функции рынок выполняет постепенно, но во время циклического спада производства банкротства приобретают массовый характер. После этой суровой операции рынок выдвигает на авангардные позиции сильных и адаптивных производителей, которые наполняют рынок новыми товарами, расширяют производство и увеличивают спрос на рабочую силу. Анализ механизма экономического спада (кризиса) позволил американскому идеологу монетаризма М. Фридмену сделать вывод о том, что государство, вместо того чтобы спасать тонущих слабых производителей, должно ускорить процесс освобождения от отсталого производства: это выведет рынок на путь эффективного роста. Итак, государство должно помочь кризису быстро выполнить свои позитивные функции по формированию новых хозяйственных пропорций, по созданию условий для нового витка сбалансированного роста на более эффективной основе. Для этого монетаристы предлагают использовать учетную ставку процента. Но если Кейнс обосновал необходимость дешевого кредита, монетаристы предлагают его сделать дорогим и тем самым – малодоступным. Поэтому учетную ставку процента рекомендуется повысить. Это усилит естественную волну банкротств и оставит на рынке сильных производителей, которые затем поощряются снижением ставок налогов. Создается здоровый эффективный рынок – основа для расширения производства. В этом случае возможен рост спроса на рабочую силу.