Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2011 в 22:08, курсовая работа
Безработица – это социально-экономическое явление, при котором часть рабочей силы (экономически активного населения) не занята в производстве товаров и услуг [1 стр.279]. Безработные наряду с занятыми формируют рабочую силу страны. В реальной экономической жизни безработица выступает как превышение предложения рабочей силы над спросом на нее.
Не менее
важной задачей служб занятости
является информационная помощь безработным.
Конвенция МОТ № 88 от 1998 г. предполагает,
что службы занятости должны располагать
информацией о рынках труда не только
своего региона, но и всей страны в разрезе
отдельных отраслей.
Сегодня
службы занятости в России в основном
имеют информацию только о своем
регионе. Причем данные о вакантных рабочих
местах представляются далеко не полностью.
Службы занятости получают информацию
в основном о вакантных рабочих местах
не - и малоквалифицированного труда. Такое
положение существенно сужает их возможности.
Другим
не менее существенным недостатком информации
является то, что в службах занятости нет
сведений о вакансиях в других регионах
страны. Такая ситуация представляется
достаточно странной прежде всего потому,
что предшественники службы занятости
- организованный набор рабочей силы на
новостройки, центры трудоустройства
такой информацией располагали, хотя,
конечно, не имели тех средств связи, которые
существуют сегодня.
Оценивая
возможности службы занятости, надо
признать, что она располагает
большими резервами. Их мобилизации могло
бы способствовать повышение заработной
платы работникам служб занятости. Это
позволило бы привлечь более квалифицированных
работников, лучше организовать деятельность
этих организаций. При разработке плана
развития служб занятости необходимо
не только продумать систему мероприятий,
но и просчитать, какие затраты - людские,
материальные, денежные -потребуются для
их реализации. Возможно, при таком подходе
число мероприятий сократится, но будет
обеспечено качественное выполнение тех,
которые были намечены к исполнению.
Решение
проблем безработицы неразрывно
связано с инвестиционной политикой
государства. Успех этой деятельности
может быть обеспечен только в
том случае, когда научно-техническая
политика четко определяет приоритетные
направления и обеспечивается их финансирование.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Одной
из коренных социально-экономических
проблем современного этапа развития
российского общества является проблема
безработицы.
Безработица
влечет за собой расточение в огромных
масштабах его главной производительной
силы – рабочей силы, существенное сокращение
потенциального валового продукта и национального
дохода страны, значительные производительные
расходы государства (или, точнее, средств
налогоплательщиков) на выплату пособий
по безработице, переквалификацию безработных
и их трудоустройство. Очевидно, что при
неполном использовании имеющихся ресурсов
рабочей силы экономическая система работает,
не достигая границ своих производственных
возможностей, и ни о каком подъеме экономики
в стране не может быть и речи.
Немалый
урон безработица наносит и
Таким
образом, показатель безработицы является
одним из ключевых показателей для
определения общего состояния экономики,
для оценки его эффективности. В силу этого
проблема безработицы в Российской Федерации
в условиях перехода к рыночной экономике
приобретает исключительную актуальность
и требует самого пристального внимания
российской экономической науки, равно
как и других обществоведческих наук.
В данной
работе был проведен подробный теоретический
анализ социально-экономической
Особое
внимание уделялось исследованию конкретных
методов снижения безработицы в
стране, таких, как стимулирование малого
бизнеса и самозанятости, обеспечение
профессионального обучения и переподготовки
работников, поддержка социально уязвимых
групп населения на рынке труда.
Проведенная
работа дает возможность сделать
ряд выводов.
Разработка
основных направлений, путей и методов
сокращения безработицы предполагает
предварительный анализ ее причин,
динамики, структуры, а также выявление
тех ее форм и видов, которые наносят наибольший
экономический и социальный ущерб личности,
обществу, препятствуют стабилизации
экономики страны.
Подобный
анализ позволяет отметить, что основной
возможностью снижения безработицы
на сегодняшний день являются активизация
государственной политики занятости наряду
с общим оздоровлением экономического
климата в стране.
Новая
активная политика на рынке труда
должна проводиться комплексно, сразу
по нескольким направлениям, и ориентироваться
на долгосрочный период.
Крайне
важно корректировать общую направленность
государственной политики занятости
Российской Федерации в зависимости
от особенностей и перспектив региональных
рынков труда.
В этом
процессе необходимо учитывать уже
существующий в России, хотя и не очень
успешный, опыт профилактики и защиты
от безработицы.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ
СПИСОК
Булатов
А.С. Экономика - Москва, 2008.
Носова
С.С. Экономическая теория. – Москва,
2010 г.
Вопросы
экономики 2 февраля 2010 Л.И. Абалкин
– Москва.
Борисов
Е.Ф. Экономическая теория. – М., 2008 г.
С. Фишер,
Р. Дорнбуш, Р. Шмалензи Экономика ECONOMICS.
- Москва 2002 г.
Казаков
А.П., Минаева Н.В. Экономика. - Москва,
1998 г.
Липсиц
И.В. «Экономика», книга-1, Москва, 2006 г.
Никифорова
А.А «Рынок труда, занятость и безработица»,
М., 1991 г.
Саруханов
Э.Р. «Проблемы занятости в период
перехода к рынку» Большой экономический
словарь. – М.: фонд «Правовая культура»,
1998.
Власова
В.М. Стабилизация занятости в условиях
рынка - М.: Изд-во «Питер», 2004 г.
Камаева В.Д. Экономическая теория: Учебник для студентов вузов. – М.: 2002 г.
Информация о работе Безработица, как социально-экономическое явление