Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2011 в 22:08, курсовая работа
Безработица – это социально-экономическое явление, при котором часть рабочей силы (экономически активного населения) не занята в производстве товаров и услуг [1 стр.279]. Безработные наряду с занятыми формируют рабочую силу страны. В реальной экономической жизни безработица выступает как превышение предложения рабочей силы над спросом на нее.
В рамках
реализации данных программ предусматривается:
- организация
опережающего
- создание
работодателями более 980,0 тыс. временных
рабочих мест;
- оказание
адресной поддержки не менее
15,0 тыс. граждан, включая
- создание
более 55,8 тыс. новых рабочих
мест в сфере малого бизнеса.
Финансирование
региональных программ будет осуществляться
по результатам их рассмотрения и отбора
Межведомственной рабочей группой по
мониторингу ситуации на рынке труда при
Правительстве Российской Федерации,
а также заключения соглашений между Федеральной
службой по труду и занятости и органами
исполнительной власти субъектов Российской
Федерации на основе решений об отборе
данных программ.
В настоящее
время в Минздравсоцразвития
России поступило 82 региональные программы,
на Межведомственной рабочей группой
по мониторингу ситуации на рынке труда
при Правительстве Российской Федерации
одобрено 77 региональных программ. Общий
объем средств, который планируется направить
на реализацию региональных программ,
составляет 25006,1 млн. рублей, из них субсидии
федерального бюджета - 23105,7 млн. рублей
(92,4% от общего объема финансирования),
средства бюджета субъектов Российской
Федерации - 1864,4 млн. рублей (7,5% от общего
объема финансирования), средства местных
бюджетов и работодателей - 36,0 млн рублей
(0,1% от общего объема финансирования.
Федеральной
службой по труду и занятости
заключено 37 соглашений с высшими
исполнительными органами государственной
власти субъектов Российской Федерации
о реализации региональных программ,
содержащих дополнительные мероприятия,
направленные на снижение напряженности
на рынке труда соответствующих субъектов
Российской Федерации, и осуществлено
перечисление средств субсидий в 22 субъекта
Российской Федерации. В 31 субъекте Российской
Федерации уже приступили к реализации
мероприятий региональных программ, в
том числе за счет собственных средств
(Брянская область, Владимирская область,
Тверская область, Вологодская область,
Ярославская область, Чувашская Республика
и другие).
Одновременно
с реализацией дополнительных мероприятий,
направленных на снижение напряженности
на рынках труда субъектов Российской
Федерации, органы службы занятости предоставляют
и готовы предоставить всем обратившимся
гражданам бесплатные государственные
услуги в области содействия занятости
населении, включая информирование о правах
и гарантиях в области занятости населения,
содействие в поиске подходящей работы,
помощь в профессиональной ориентации
в целях выбора сферы деятельности (профессии),
трудоустройства, профессионального обучения,
ярмарок вакансий и учебных рабочих мест.
В этих
целях в субъектах Российской
Федерации организована работа консультационных
пунктов и телефонных «горячих линий».
Только за период с 15 ноября 2008 года по
4 марта 2009 года было проведено около
50,9 тыс. устных консультаций работников
и работодателей по телефонам «горячих
линий» и на личном приеме граждан.
Одновременно
Рострудом организована работа информационного
портала «Работа в России». По
состоянию на 16 марта 2009 года зарегистрировано
1,1 млн. обращений к сайту. Количество
рабочих мест в общероссийском банке вакансий
составляет более 880,0 тыс. единиц. Обновление
вакансий осуществляется еженедельно.
2.4 Пути
решения проблемы безработицы
в России
Важнейшим
направлением уменьшения безработицы
надо считать развитие самозанятости
населения. Она выступает как сложное
социально-экономическое явление, которое
в отечественной литературе, да и в практической
деятельности, еще не нашло подобающего
ей места. Обращение к этой форме занятости
связано, прежде всего, со становлением
рыночных отношении и необходимостью
в этих условиях рационализации занятости,
изыскания новых ее форм. Самозанятость
населения - это специфическая форма экономической
деятельности. Ее сущность заключается
в том, что гражданин сам находит для себя
источник доходов, обеспечивающий его
достойное существование в результате
экономической деятельности, не противоречащей
законам страны.
К самозанятым
относят: предпринимателей, лиц, работающих
не по найму, членов производственных
кооперативов и неоплачиваемых работников
семейных предприятий. В Российской Федерации,
согласно Закону о занятости, к числу самостоятельно
обеспечивающих себя работой относили:
предпринимателей, лиц, занятых индивидуальной
трудовой деятельностью, включая фермеров,
а также членов производственных кооперативов.
Самозанятость
в условиях рыночной экономики - объективное
явление. Причины ее появления весьма
многообразны. Есть определенная группа
людей, которые крайне отрицательно
воспринимают административный диктат,
не умеют подчинить свои поступки
какому-либо лицу. Не менее значительна
группа людей, обладающих предпринимательскими
способностями, которые хотят работать
самостоятельно на свой страх и риск. Мотивом
к самозанятости может выступить и безработица,
в особенности ее продолжительность в
конкретном регионе.
Развитие
самозанятости предполагает наличие
определенной организационной структуры,
которая может оказать этим людям
определенную помощь в организации
и развитии своего "дела". И
именно такую помощь оказывает служба
занятости. Она может предоставить безработным
денежную помощь для организации производства,
организовать обучение граждан и т.д. Наиболее
распространенной формой самозанятости
сегодня можно считать торговлю. В то же
время, если рассматривать структуру занятости
населения, то торговлей у нас занимается
относительно меньшая доля занятого населения,
чем в других странах с развитой рыночной
экономикой. Следовательно, подобное перераспределение
объективно. Ценность его заключается
и в том, что определенная часть тех, кто
сегодня занят торговлей или другими видами
работ, вчера могли быть безработными,
а сегодня они сами нашли свое место в
системе необходимых обществу видов занятии.
И самое главное, эти люди уже нашли себя
в системе рыночных отношений. Вместе
с тем для справедливости такой оценки
необходимо было бы располагать данными
о добровольности процесса смены вида
деятельности.
Развитие
малого предпринимательства встречает
определенные трудности. Они широко
описаны в нашей литературе. В
числе главных надо отметить неумение
граждан России заниматься предпринимательством,
о чем мы уже говорили. Не менее важную
роль играет бюрократизация страны. Для
малого бизнеса это проявляется в больших
трудностях, в том числе и материальных,
при открытии нового малого предприятия.
Они выражаются, прежде всего, в большом
числе посредников, услуги которых обязательны
при регистрации и лицензировании. Такие
консультанты в основном тесно связаны
с местными администрациями. Именно этим
в значительной мере определяется незащищенность
предпринимателей и работников этих предприятий.
Для существующих малых предприятий бичом
являются всевозможные проверки различных
организаций. Наиболее часто внеплановые
проверки проводят органы внутренних
дел. И в результате в каждом третьем случае
- штрафы, которые "не основаны на официальной
шкале".
Подобные
факты являются, прежде всего, следствием
недостаточной федеральной
Важное
значение для решения проблемы безработицы
могло бы иметь развитие жилищного строительства.
Оно может привлечь многих граждан страны.
Однако объемы такой деятельности сокращаются.
Если в 1990 г. было построено 61,7 млн. кв.
м общей площади, то в 2001 г. - 31,7 млн. Сегодня
спрос на жилье есть, но далеко не все могут
позволить себе купить его. Возможности
решения такой задачи неразрывно связаны
с ипотекой, т.е. получением ссуды на строительство
нового жилья под залог имеющегося у граждан.
Видимо, надо ускорить решение вопроса
о доступности таких ссуд для более широкого
круга людей.
Большое
значение для решения проблем
безработицы имеет развитие общественных
работ. Опыт и практика зарубежных стран
показывает, что за этот счет можно
существенно сократить уровень
негативных последствий, связанных
с безработицей.
Общественные
работы, прежде всего, поддерживают доходы
безработных. Особенно тех, кто длительное
время не может найти работу (как
отмечалось, численность безработных,
ищущих работу 12 мес. и более, составляет
примерно 40% от их общей численности).
Кроме того, они позволяют сохранить полезные
трудовые навыки или даже обновить их,
вновь войти в трудовой ритм жизни. Результаты
этой деятельности могут быть очень выгодны
для муниципальных и региональных органов
власти. Программы общественных работ
имеют длительную историю. Они могут играть
в экономике большую позитивную роль при
их хорошей организации. В годы великой
депрессии в США именно общественные работы
позволили заложить основу развития автомобильных
дорог. Общественные работы в основном
можно разделить на два типа: участие безработных
в проведении работ по созданию базовых
инфраструктур, усилению трудовых коллективов
жилищно-коммунального хозяйства, строительных
организации и др.; оказание социальных
услуг престарелым и инвалидам. Вполне
возможны и другие формы участия безработных
и общественно полезной трудовой деятельности.
В настоящее
время в ряде стран разрабатываются
и реализуются программы
В России
общественные работы не нашли пока
своего места. В 2005 г. лишь 18,7% получившим
помощь в службах занятости была
предложена общественная работа. У нас
эти работы не совсем привлекательны.
Обусловлено это, прежде всего тем, что
такая деятельность рассматривается как
занятость. А в этом случае она облагается
налогом на работодателя того, кто участвует
в этих работах. И самое главное - если
человек в последующем обратится в службу
занятости, его участие в общественных
работах будет рассматриваться как последняя
работа. И соответственно этому виду деятельности
ему будет предложена подходящая работа.
А, как известно, общественные работы не
требуют от человека особой квалификации.
Другим
важным направлением минимизации безработицы
необходимо признать организацию подготовки
и переподготовки кадров. Эта деятельность
сегодня должна, прежде всего, рассматриваться
как важнейшая составляющая процесса
формирования человеческого капитала.
Такая работа общества и государства неразрывно
связана с формированием экономики знаний.
Одновременно с этим количественные и
качественные характеристики процесса
подготовки и переподготовки кадров должны
удовлетворить потребности экономики
в кадрах и обеспечить не только текущие,
но и перспективные потребности при условии
согласованности спроса и предложения
рабочей силы. В то же время надо признать,
что эта работа организована пока еще
не очень хорошо. Далеко не единичны случаи,
когда обучение безработных проводится
по профессиям и специальностям, на которые
в данном районе нет спроса. Безработным,
желающим заняться предпринимательством,
не дают необходимых знаний и умений и
т.д.
При подготовке
кадров еще не отказались от узкой специализации,
хотя вполне очевидна необходимость подготовки
работников широкого профиля, формирования
конкурентоспособного работника. Решению
таких проблем может способствовать широкое
применение модульных систем профессионального
обучения. Они нашли применение в ряде
стран с развитой рыночной экономикой
и были рекомендованы МОТ. Эта система
позволяет обучить человека практическим
навыкам работы при оптимально необходимом
объеме теоретических знаний. Важнейшим
достоинством этого метода является то,
что обучающийся проходит предварительное
тестирование, в результате определяется
набор модулей и учебных элементов для
изучения, соответствующих знаниям человека.
Модульное обучение предполагает систематический
контроль знаний человека и качества приобретенных
навыков. Обязательным условием такого
обучения является 100%-ная правильность
ответов. В противном случае обучающийся
должен будет пройти повторную проверку
после дополнительного изучения материала,
который он усвоил недостаточно.
Вполне
очевидно, что широкое использование
современных технологий обучения может
кардинально изменить ситуацию на рынке
труда за счет повышения квалификации
работников, овладения ими дополнительных
профессий и специальностей. В целях реализации
прав граждан на полную продуктивную и
свободно избранную занятость государственные
органы разрабатывают соответствующие
целевые программы, которые предлагают
основные направления действий на рынке
труда в Российской Федерации на определенный
отрезок времени. Такие программы, их значимость,
бесспорно, велики. Основную работу по
их реализации осуществляет Государственная
служба занятости. Именно она создает
условия для повышения качества рабочей
силы, ее конкурентоспособности, обеспечения
отраслей экономики работниками, содействует
возвращению безработного в экономику,
развитию форм социального партнерства,
формированию региональных рынков труда
и т.д.
В то же
время анализ деятельности всей системы
показывает, что она в основном
работает на устранение безработицы, на
ликвидацию последствий неравномерного
распределения производственных возможностей
и прав человека на труд, и такое положение
необходимо изменить. Службы занятости
должны работать на упреждение безработицы.
Их главная задача - выявление возможных
очагов массового увольнения работников,
скажем, в связи с модернизацией крупных
предприятий; внедрение новых технологий
на действующих предприятиях, т.е. мероприятий,
связанных с изменением профессиональной
структуры занятого населения. Наличие
такой информации позволило бы службам
занятости своевременно организовать
необходимую переподготовку кадров. Представляется,
что в этом случае источниками финансирования
могли бы стать предприятия и сами работники.
Информация о работе Безработица, как социально-экономическое явление