Безработица, как социально-экономическое явление

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2011 в 22:08, курсовая работа

Описание работы

Безработица – это социально-экономическое явление, при котором часть рабочей силы (экономически активного населения) не занята в производстве товаров и услуг [1 стр.279]. Безработные наряду с занятыми формируют рабочую силу страны. В реальной экономической жизни безработица выступает как превышение предложения рабочей силы над спросом на нее.

Работа содержит 1 файл

1к.doc

— 159.00 Кб (Скачать)

Автоматизация производства, внедрение современных информационных технологий, охватывающих практически все отрасли как производства так и сфер обслуживания, лишает часть людей места работы. Факторами, усиливающими рост безработицы, выступают также удлинение рабочего дня и повышение интенсивности труда. Чем больше часов работают занятые на предприятиях, чтобы не оказаться в числе уволенных, чем выше их интенсивность труда, тем меньше в каждый данный момент спрос на рабочую силу. Следовательно, чрезмерный труд занятой части рабочих обуславливает вынужденную праздность другой ее части. И наоборот, рост безработицы обрекает занятых рабочих на чрезмерно интенсивный труд. 

Наличие на рынке труда устойчивой безработицы  свидетельствует о действии на рынке  труда неконкурентных факторов, способствующих устойчивому характеру отклонения заработной платы вверх от ее равновесного уровня. К таким факторам можно отнести деятельность правительства, которое в законодательном порядке может воздействовать на интересы предпринимателей и работников и регулировать условия и уровень оплаты труда. Другим фактором является деятельность профсоюзов. Усилия профсоюзов направляются на защиту интересов работников, на повышение уровня оплаты их труда. Добиваясь превышения фактического размера заработной платы над ее равновесным уровнем, что часто приводит к негативным изменениям на рынке труда, увеличению численности безработных.  

На данный момент мы можем выделить ряд причин возникновения безработицы: 

- человек  - экономический ресурс особого  типа. Если он сейчас не востребуется  экономикой, его нельзя зарезервировать и «положить в холодильник» до лучших времен. Потерянное рабочее время невосстановимо, и тот объем благ, который не был сегодня произведен из-за безработицы, уже нельзя компенсировать в будущем. 

- даже  если человек не работает, он не может перестать потреблять и ему все равно нужно кормить свою семью. Поэтому общество вынуждено искать средства для спасения безработных от голодной смерти или превращения в бандитов. Но направляемые на это средства не становятся вознаграждением за производство новых благ, а значит, не ведут к дальнейшему росту благосостояния всех граждан страны.  

- рост  безработицы сокращает спрос  на товары на внутреннем рынке.  Люди, не получающие зарплату, вынуждены  довольствоваться лишь самым  минимумом средств существования. В результате затрудняется сбыт товаров на внутреннем рынке страны (рынок «сжимается»). Тем самым рост безработицы обостряет экономические проблемы страны и служит толчком для дальнейшего сокращения занятости. Этот порочный круг крайне опасен: с каждым оборотом разомкнуть его становится все труднее. 

- безработица  обостряет политическую ситуацию  в стране. Причиной тому растущее  озлобление людей, лишившихся  возможности достойно содержать  свои семьи и проводящих день  за днем в изматывающих поисках работы. 

- рост  безработицы может вести к  росту числа преступлений, которые  люди совершают, чтобы добыть  нужные блага. 

Существует  несколько видов безработицы, каждый из которых порождается своими причинами. 

Сегодня экономисты предпочитают говорить не о безработице вообще, а выделяя ее специфические виды: 

- фрикционная; 

- структурная; 

- циклическая; 

- сезонная. 
 

1.3 Полная  занятость 
 

Понятие «полная занятость» не имеет однозначного толкования. В зависимости от критерия, положенного в основу его характеристики, оно трактуется по-разному. Так, в советский период таким критерием для науки и практики служила всеобщая занятость, обеспечение всего трудоспособного населения рабочими местами. Общество стремилось достичь баланса трудовых ресурсов на предельно высоком уровне. В результате такой политики государства занятость достигла сверхвысокого, предельного уровня. К началу 90-х годов более 94% всего трудоспособного населения было занято в общественном производстве и другой общественно-полезной деятельностью. В условиях централизованной планово-распределительной системы полная занятость означала такое состояние экономики, при котором задействованы все трудовые ресурсы. Однако практика показала, что такой уровень занятости был чрезмерным, он наносил ущерб другим сторонам жизнедеятельности и, прежде всего, здоровью людей, семейному воспитанию детей. В западной экономической теории и практике под полной занятостью (как тождественное используется понятие «оптимальная занятость») подразумевается такое состояние экономики, при котором все желающие работать при сложившемся (доминирующем) уровне реальной заработной платы имеют работу. Возникает вопрос, при каком уровне вовлеченности в профессиональный (оплачиваемый) труд может быть достигнута полная занятость? Видимо, при соответствии рабочих мест потребности в них населения. Однако не каждое рабочее место может удовлетворить потребность в нем. Об этом говорит наличие вакантных (незанятых) рабочих мест одновременно с наличием безработных. Поэтому речь должна идти о предлагаемых экономически целесообразных рабочих местах. Под экономически целесообразным понимается продуктивное (обеспеченное оборотными средствами и т.д.) рабочее место, позволяющее человеку реализовать свой личный интерес, добиться высокой производительности труда, используя достижения науки и техники, и иметь достойный заработок, гарантирующий нормальное воспроизводство работника и его семьи. Отвечающее указанным требованиям рабочее место может использоваться в 2–3 смены, тогда экономически целесообразных будет 2–3 места. Следовательно, если спрос на экономически целесообразные места будет удовлетворяться соответствующим по профессионально-квалификационной структуре предложением рабочей силы, то это и будет означать полную занятость. Такая сбалансированность позволит обеспечить лучшие результаты в масштабе экономики, ибо они строятся на фундаменте научно-технических достижений, высокой производительности труда. Без постоянного совершенствования рабочих мест, создания новых, отвечающих современным требованиям, и вывода из производственного процесса старых, не отвечающих экономической целесообразности рабочих мест, нельзя добиться социального прогресса, реализации интересов общества и каждой личности. Достижение полной занятости невозможно обеспечить с помощью одного рыночного механизма, необходимо постоянное регулирование этого процесса со стороны государства, общества. Государственное регулирование в первую очередь состоит в развитии фундаментальной науки, образования, здравоохранения, обеспечении экологической и национальной безопасности, функционирования так называемых естественных монополий (железных дорог, энергетических и трубопроводных сетей). Соединение рыночного механизма и государственного регулирования возможно решить при существенном изменении структуры. Чрезмерная занятость, свойственная социалистической экономике, уже преодолена. Однако это произошло в результате не структурной перестройки и повышения производительности труда, а спада в экономике, роста безработицы и выбывания части безработных из состава рабочей силы, ухода с рынка труда. Сегодняшняя структура занятости не отвечает потребностям ни общества, ни большей части населения. 
 
 

1.4 Методы  борьбы с безработицей 
 

Различные экономисты предлагали свои варианты для уменьшения уровня безработицы.  

Например, кейнсианцы считали, что саморегулирующаяся экономика не может преодолеть безработицу. Уровень занятости зависит от так называемого "эффективного спроса" (упрощенно - уровня потребления и  инвестиций). Дж.М. Кейнс писал: "Хроническая  тенденция к неполной занятости, характерная для современного общества, имеет свои корни в недопотреблении..." Недопотребление выражается в том, что по мере повышения доходов у потребителя у него в силу психологических факторов "склонность к сбережению" превышает "побуждение к инвестициям", что влечет спад производства и безработицу. Таким образом, кейнсианцы, показав неизбежность кризиса саморегулирующейся экономики, указывали на необходимость государственного экономического воздействия для достижения полной занятости. Прежде всего, следует повысить эффективный спрос, снижая ссудный процент и увеличивая инвестиции. 

Монетаристы выступили против кейнсианских методов. В 1967 году М. Фридмен высказал мысль  о существовании "естественного  уровня безработицы", который жестко определен условиями рынка труда и не может быть изменен мерами государственной политики. Если правительство старается поддержать занятость выше ее "естественного уровня" с помощью традиционных бюджетных и кредитных методов увеличения спроса, то эти меры будут иметь кратковременный эффект и приведут лишь к росту цен. 

Среди аргументов монетаристов по поводу несостоятельности  кейнсианской в политики ставился акцент на непредсказуемость результатов  государственного вмешательства из-за больших задержек в проявлении эффекта этих мер. Монетаристские методы регулирования занятости достаточно радикальны. Они обвиняют рабочих в том, что последние воздерживаются от работы и получают компенсацию в виде пособий. Отсюда рекомендации отменить эти пособия, чтобы заставить людей работать. Монетаристы предлагают отказаться от стимулирования экономического роста путем увеличения спроса. Однако политика ограничения спроса может вызвать резкое ухудшение жизненного уровня населения, что скажется на социальной обстановке. 

Теперь  рассмотрим, какие же реальные шаги может применять государство  для уменьшения уровня безработицы. Многообразие типов безработицы  делает задачу ее сокращения чрезвычайно  сложной. Поскольку единого способа  борьбы с безработицей не существует, любой стране для решения этой проблемы приходится использовать различные методы. 

Уровень фрикционной безработицы может  быть снижен за счет: 

1) улучшения  информационного обеспечения рынка  труда. Во всех странах эту  функцию выполняют организации  по трудоустройству (биржи труда). Они собирают у работодателей информацию о существующих вакансиях и сообщают ее безработным; 

2) устранения  факторов, снижающих мобильность  рабочей силы. Для этого необходимо, прежде всего: 

- создание  развитого рынка жилья; 

- увеличение масштабов жилищного строительства; 

- отмена  административных преград для  переезда из одного населенного  пункта в другой 

Сокращению  структурной безработицы более  всего способствуют программы профессионального  переобучения и переквалификации. Такого рода программы должны привести к тому, чтобы рабочая сила наилучшим образам соответствовала имеющимся рабочим местам. Эта задача достигается программой профессиональной подготовки, информацией о рабочих местах. Программы профессиональной подготовки обеспечивают как подготовку на рабочих местах, так и в специальных учебных заведениях для безработных, молодежи, а также для рабочих старших возрастов, чья профессия оказалась устаревшей.  

Наиболее  трудно бороться с циклической безработицей, для решения такой задачи наиболее эффективными являются следующие меры: Создание условий для роста спроса на товары. Так как спрос на рынке труда - производный и зависит от ситуации на рынках товаров и услуг, то занятость возрастет, а безработица упадет в там случае, если товарные рынки предъявят больший спрос и для его удовлетворения надо будет нанять дополнительных работников. 

Способами увеличения спроса являются:  

- стимулирование  роста экспорта. Это может привести  к росту объемов производства  и, соответственно, - занятости на них; 

- поддержка  и поощрение инвестиций в реконструкцию  предприятия с целью повышения  конкурентоспособности продукции. 

Создание  условий для сокращения предложения  труда. Очевидно, что чем меньше людей  претендуют на рабочие места, тем  легче найти работу даже при том же числе свободных рабочих мест. Сократить число претендентов на эти места и, более того высвободить дополнительные вакансии для безработных вполне реально. Некоторое облегчение может принести, например, предоставление возможности досрочного выхода на пенсию работникам, еще не достигшим пенсионного возрасти. В России, например, при упразднении органов управления союзного уровня работавшим в их штатам мужчинам позволяли уйти на пенсию в 57-58 лет, а женщинам – в 53-54 года. Без этого пожилым служащим пришлось бы искать работу. А поскольку шансов на трудоустройство в этом возрасте у них было немного. Они увеличили бы армию безработных. Досрочная пенсия позволила предотвратить такое развитие событий. Вместе с тем этот способ может использоваться только в очень ограниченных масштабах, так как он влечет существенное увеличение пенсионных выплат. Создание условий для роста самозанятости. Смысл такого рода программ состоит в том, что людям помогают открыть собственное дело, чтобы они могли прокормить себя и свою семью, даже если им не удается найти работу по найму. 

Реализация  программ поддержки молодых работников. Тяжелее всего безработица ударяет  по пожилым (их уже никто не хочет  брать на работу из-за падающей производительности труда и ухудшения здоровья) и самым молодым (их еще никто не хочет брать на работу из-за низкой квалификации и отсутствия опыта). 

Для помощи молодежи могут использоваться различные  методы: 

- экономическое  стимулирование молодежной занятости; 

- создание  специальных фирм, предлагающих работу именно молодежи 

- создание  центров обучения молодых людей  тем профессиям, шансы на занятость  в которых наиболее высоки. 

Список  программ сокращения безработицы можно  продолжать еще долго, но важно понимать, что все эти программы не могут  полностью ликвидировать или существенно сократить циклическую безработицу. Такой результат достигается лишь при общем улучшении экономической ситуации в стране.  

2. БЕЗРАБОТИЦА  В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 
 

2.1 Причины  возникновения и роста безработицы  в Российской Федерации 
 

В практике изучения безработицы в России сложились  три основных подхода к изучению этого явления. Определенная группа экономистов исследует безработицу  как недоиспользование части  экономически активного населения  в общественном производстве. Для других исследователей безработица выступает как ситуация, когда гражданин не имеет возможности трудоустроиться по независящим от него обстоятельствам. Третьи оценивают безработицу как следствие функционирования хозяйственного механизма, которому свойственны внутренние противоречия рыночной экономики. Все эти подходы имеют право на существование. В каждом из них раскрыт авторский подход к сущности этого явления.  

Для исследования причин безработицы используют различные  концепции (о них говорилось в  теоретической части моей работы). Нельзя не обратить внимания на то, что в концепциях, объясняющих безработицу, раскрывающих ее причины, анализируются общества с развитыми рыночными отношениями, стабильно функционирующим рынком труда. Россия же находится на стадии становления рыночной экономики, перехода от административно-командной экономики к рыночной. Это обстоятельство учитывается очень редко. Специфика ситуации в России обусловлена отличием ее социально-экономических условий, предшествующих рыночной экономике. В большинстве стран капитализм зарождался в недрах феодализма, и, следовательно, этот процесс носил эволюционный характер. В России происходит процесс перехода от "социализма" к рыночной экономике. 

Информация о работе Безработица, как социально-экономическое явление