Безработица, как социально-экономическое явление

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2011 в 22:08, курсовая работа

Описание работы

Безработица – это социально-экономическое явление, при котором часть рабочей силы (экономически активного населения) не занята в производстве товаров и услуг [1 стр.279]. Безработные наряду с занятыми формируют рабочую силу страны. В реальной экономической жизни безработица выступает как превышение предложения рабочей силы над спросом на нее.

Работа содержит 1 файл

1к.doc

— 159.00 Кб (Скачать)

Оценивая  сегодняшнюю экономическую ситуацию в России, нельзя не иметь в виду, что подавляющая масса экономически активного населения сформировалась как работник в доперестроечный период. А в тех условиях в стране деятельность людей была преимущественно связана с материально-вещественным производством. Такая занятость считалась престижной и более выгодной. Работники получали сравнительно высокую заработную плату, были лучше обеспечены жильем, базами отдыха, детскими садами, пионерскими лагерями и т.д. При этом экономике не был присущ инновационный характер, что сохранилось и сегодня. 

В новых  условиях отраслевая и профессиональная структуры занятости населения  оказались практически несовместимыми с рыночной экономикой. Эти структуры  нуждаются не просто в совершенствовании, а в кардинальной перестройке. В  доперестроечный период практически отсутствовала проблема трудоустройства. В обществе господствовал принцип всеобщности и обязательности труда. При этом экономика постоянно испытывала дефицит рабочей силы. В результате работники имели определенные возможности диктовать руководству предприятий свои условия труда и его оплаты, угрожая увольнением, и т.д. В результате экономика имела работника, привыкшего длительное время работать на одном предприятии и в одной должности, профессии, не очень заботясь о повышении своего профессионального мастерства.  

Рыночная  экономика предполагает наличие  людей с другими установками. Она требует активного, предприимчивого, инициативного работника, для которого характерен поиск нового, самостоятельность  в решении производственных и жизненных проблем. И, следовательно, сегодня должен стоять вопрос о формировании самостоятельного агента рыночной экономики. Однако когда возникла необходимость в таких работниках, значительное число советских людей оказались несостоятельными. 

2.2 Уровень безработицы в 2009 году 
 

Мировой экономический кризис, начавшийся в 2008 году, неумолимо повышает темпы  роста уровня безработицы в России. Такой высокий темп роста привел к тому, что ситуация по безработице  в значительно превысила по всем показателям ситуацию в США, несмотря на то что как раз Штаты и являются родиной кризиса. В 2009 году по данным из официальных источников темпы роста безработицы пошли на спад. А летом того же года рост безработицы совсем прекратился. Рост прекратился, но уровень остался прежним, несмотря на все попытки правительства снизить этот показатель, путем создания новых рабочих мест. В разгаре был летний сезон, в ходе которого обычно возрастает активность в области промышленности и строительной отрасли, но показатели оставались на месте. Какие выводы можно из этого сделать? Что ожидало нас в будущем? 

Краткая теория о понятии безработицы 

Как гласит общепринятое определение: безработица  – это незанятость экономически активного населения страны. Под  понятие экономически активного  населения попадают граждане, имеющие  собственный доход. К экономически активному населению не относятся  дети, женщины, находящиеся в отпуске по уходу за детьми, инвалиды и пенсионеры. Теоретически, официальный безработный должен состоять на бирже труда, находиться в поиске работы и быть в любой момент готовым приступить к выполнению должностных обязанностей. Видов безработицы существует много. В данной статье мы рассмотрим показатели зарегистрированной безработицы, и самое пристальное внимание уделим вынужденной безработице, которая возникла и значительно возросла в ходе событий экономического кризиса 2008 года. Уровень безработицы – это отношение количества безработных к суммарному количеству экономически активного населения, выраженное в процентах. 

Кто и  как считает показатели безработицы  в РФ 

В России подсчетом показателей безработицы  занимаются такие ведомства, как: 

- Федеральная  служба по труду и занятости  - Федеральная служба государственной  статистики - Министерство здравоохранения  и социального развития Российской  Федерации. 

Методика  подсчета заключается в том, чтобы  учитывалась также латентная  и скрытая безработица. Так же учитываются все безработные, не получающие пособие по безработице и не состоящие на учете биржи труда. В начале лета 2009 года состояние уровня безработицы по различным оценкам составляло от 9 до 10,5 процентов. Федеральная служба государственной статистики вычислила уровень безработицы в мае 2009 года равный 8,5%, который был гораздо ниже показателей, полученных с помощью опросов населения и предприятий, а также методом социального исследования. 

Скрытая безработица в России 

В Российской Федерации наблюдается высокий уровень скрытой безработицы, которая возникла в следствие к тому, что в стране действует слишком жесткое трудовое законодательство по отношению к работодателям. Стоит напомнить, что по трудовому кодексу, который действовал в 2009 году, при увольнении сотрудника работодатель обязан выплатить ему заработную плату за два месяца. Таким образом работодатели пытаются любыми способами вынудить сотрудника уйти по собственному желанию, для того чтобы не попасть под вышеупомянутую статью трудового кодекса Российской Федерации. Главным способом воздействия на сокращаемых сотрудников стал вывод их в бессрочные вынужденные отпуска и перевод на неполную рабочую неделю. Это позволяет снизить среднегодовую заработную плату сотрудника и в дальнейшем с меньшими издержками сократить штат. По данным на июнь 2009 года количество сотрудников, работающих неполное рабочее время, по официальным данным находилось в районе 9%. Но эта цифра на самом деле намного больше. Другим методом, позволяющим сократить издержки, является метод «серой» заработной платы. Но ввиду его противозаконности, работодатели чаще пользуются методами, которые повышают уровень скрытой безработицы. 

К чему привел рост безработицы 

Безработица – это не какой-нибудь оторванный от экономики страны показатель, а наоборот один из самых важных индикаторов, который отражает непосредственное состояние экономики страны на данный момент. Вследствие роста безработицы снижаются доходы населения страны, а это соответственно приводит к снижению покупательской способности. Резко сокращаются доходы компаний, работающих с внутренним рынком страны. Безработица также приводит к снижению заработной платы на конкурентных рабочих местах, потому что предложения превышают количество вакансий, а многие соискатели согласны работать даже за меньшую зарплату. Это конечно приводит к тому, что издержки предприятий существенно падают, но ведь экономическая ситуация в стране не меняется. Рост уровня безработицы так же уменьшает кредитование физических лиц. Кредитование уменьшается еще и за счет того, что растет число «плохих» кредитов, то есть таких, по которым значительно задерживаются выплаты. 

Меры  сокращения уровня безработицы 

Государственным органам довольно трудно непосредственно  регулировать показатель уровня безработицы в стране. В Российской Федерации в 2009 году действовали муниципальные и федеральные программы занятости населения на различных общественных работах, а также переподготовка кадров на средства государства. Но эти меры практически несущественны, их можно сравнить разве что с каплей в море. Для снижения безработицы необходимо создавать условия для создания рабочих мест в частных секторах, обеспечивать льготы и преимущества для зарождения новых предприятий. Но, к сожалению, этому препятствует коррупция на местах и бюрократия в России. Борьба с произволом чиновников ведется, но для изменения ситуации к лучшему необходимо немалое количество времени. 

Перспективы безработицы в России по данным на 2009 год 

Летом 2009 года к огромному числу безработных  в России присоединились выпускники ВУЗов. Государство пыталось работать с огромными темпами, и в результате 27.07.09 в России вышел закон о разрешении создания малых предприятий на базе ВУЗов, которые будут формироваться силами выпускников. Но, к сожалению, эта мера не является значительной, так как эти предприятия не в состоянии работать в полную силу ввиду отсутствия навыков, коммерческой мощи и опыта, который набирается на протяжении многих лет. Конкуренция в условиях внутреннего рынка велика (именно на внутренний рынок подобные предприятия и были ориентированы), а спрос сравнительно мал. Вследствие этого, уже к осени уровень роста безработицы, возможно, поднимется до 11-12%. А со второй волной кризиса уровень безработицы может увеличиться до 14-15%. При пессимистичной оценке событий в стране к концу 2009 года безработица может составить уже и 25%. Таковыми были прогнозы специалистов касательно перспективы роста безработицы в 2009 году. Далее мы рассмотрим ситуацию по безработице в России, уже применительно к настоящему периоду времени. 

Безработица 2010. По данным Минэкономразвития пик  роста безработицы пришелся на начало 2010 года. Наблюдается ухудшение ситуации на рынке труда. Среднегодовой показатель повысился на 200 тысяч человек, то есть до 7 млн. (это 9,6% экономически активного населения). По словам сотрудников Минэкономразвития, в начале этого года ситуация значительно ухудшилась засчет того, что компании продолжают снижать издержки на труд. Это является общемировой тенденцией, когда экономическая ситуация улучшается, а безработица, несмотря на это, продолжает расти. Специалисты прогнозируют оживление рынка труда во второй половине 2010 года. Но, несмотря на это, спад уровня безработицы, по мнению экспертов, возможен лишь через 2 года. А в 2010 году безработица, возможно, уже достигнет отметки в 7,3 млн. человек. 
 

2.3 Что  делается Правительством Российской  Федерации для сдерживания роста  безработицы 
 

В целях  предотвращения роста социальной напряженности  Правительством Российской Федерации  еще в ноябре 2008 года был разработан и утвержден Председателем Правительства Российской Федерации В.В.Путиным План действий, направленных на оздоровление ситуации в финансовом секторе и отдельных отраслях экономки, в том числе в сфере поддержки рынка труда и социальной поддержки граждан. Среди мер, направленных на поддержку рынка труда и социальную поддержку граждан:  

- проведение  еженедельного мониторинга по  субъектам Российской Федерации  увольнения работников в связи  с ликвидацией организаций либо  сокращением численности или штата работников, а также неполной занятости работников организаций;  

- организация  работы консультационных пунктов  «горячих линий» и предувольнительных  консультаций для работников  организаций, издание информационных  буклетов и брошюр;  

- увеличение объемов финансирования мероприятий активной политики занятости населения с учетом ситуации на региональных рынках труда, увеличение максимального размера пособия по безработице.  

В соответствии с данным Планом действий в 2008 году принято постановление Правительства Российской Федерации от 8 декабря 2008 года №915 «О размерах минимальной и максимальной величин пособия по безработице на 2009 год», которым максимальная величина пособия по безработице на 2009 год определена в размере 4900 рублей.  

Внесены изменения в Закон Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации», в соответствии с которыми гражданам, уволенным по собственному желанию без уважительных причин и признанным безработными, установлены размер и сроки выплаты пособия по безработице в процентном отношении к среднему заработку, но не выше максимальной величины пособия по безработице (4900 рублей), с периодом выплаты в течение 12 месяцев. Федеральным законом от 25 декабря 2008 года №287 «О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации"» (далее - Закона о занятости) установлена норма, согласно которой в случае возникновения критических ситуаций на рынке труда отдельных субъектов Российской Федерации Правительство Российской Федерации вправе принимать меры и разрабатывать мероприятия, направленные на снижение напряженности на рынке труда этих субъектов Российской Федерации.  

В целях  реализации данной нормы Закона о  занятости принято постановление  Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2008 года №1089 «О предоставлении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации». Субсидии будут выделяться на софинансирование региональных программ, утвержденных в установленном порядке и предусматривающих дополнительные мероприятия, направленные на снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации и включающие следующие мероприятия:  

- опережающее  профессиональное обучение работников  в случае угрозы массового  увольнения (установление неполного  рабочего времени, временная приостановка  работ, предоставление отпусков  без сохранения заработной платы,  мероприятия по высвобождению работников);  

- создание  работодателями временных рабочих  мест (общественные работы, временное  трудоустройство безработных граждан,  а также работников в случае  угрозы массового увольнения, стажировка  в целях приобретения опыта  работы);  

- оказание адресной поддержки гражданам, включая организацию их переезда в другую местность для замещения рабочих мест, в том числе создаваемых в рамках реализации федеральных целевых программ и инвестиционных проектов;  

- содействие  развитию малого предпринимательства и самозанятости безработных граждан.  

Информация о работе Безработица, как социально-экономическое явление