Безработица как форма экономической нестабильности

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2011 в 23:39, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы заключается, прежде всего, в серьезных экономических и социальных издержках, которые влечет за собой безработица. Если экономика не в состоянии удовлетворить потребности в рабочих местах для всех кто хочет и может работать, кто ищет работу и готов к ней приступить, то теряется потенциальная возможность производства товаров и услуг. Следовательно, безработица мешает обществу развиваться и двигаться вперед с учетом своих потенциальных возможностей. В конечном итоге это рассматривается как снижение темпов экономического роста, отставание объемов увеличения валового национального продукта.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1 БЕЗРАБОТИЦА: ПОНЯТИЕ, КЛАССИФИКАЦИЯ, ОСОБЕННОСТИ. 5
1.2 Понятие безработицы и причины её образования. Кривая Филлипса и акселерационная кривая монетаристов. 5
1.2 Классификация безработицы 9
1.3 Особенности безработицы в современных условиях 13
2 БЕЗРАБОТИЦА И ЕЕ ОСОБЕННОСТИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ 16
2.1 Структура безработицы в РБ: зарегистрированная и незарегистрированная 16
2.2 Уровень безработицы в РФ (в сравнении с РБ) 19
2.3 Безработица как одна из основных проблем современной Европы 22
3 ПУТИ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ БЕЗРАБОТИЦЫ 25
3.1 Пути решения проблемы безработицы в РБ 25
3.2 Проблема безработицы в РБ и её влияние на развитие экономики в стране 31
ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ 35
4.1 Анализ причин, видов, структуры безработицы в Республике Беларусь (динамика численности безработных по возрасту, уровню образования, причинам увольнений, продолжительности безработицы) 35
4.2 Анализ социальной политики белорусского государства в сфере занятости, перспективы её развития 39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 43
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 44

Работа содержит 1 файл

Безработица как форма экономической нестабильности.docx

— 152.49 Кб (Скачать)

     Главной целью социальной политики Республики Беларусь в долгосрочной перспективе  является обеспечение устойчивого  роста уровня и качества жизни  населения и создание условий  для развития человеческого потенциала. При этом государство должно предоставить каждому трудоспособному человеку условия, позволяющие ему собственным  трудом и предприимчивостью обеспечить свое благосостояние и благосостояние своей семьи и полностью выполнить  социальные обязательства перед  инвалидами, многодетными семьями, нетрудоспособными  и малообеспеченными слоями населения. Для реализации этой цели основными  направлениями социальной политики в Республике Беларусь должны являться:

     1) создание условий и возможностей всем трудоспособным гражданам зарабатывать средства для удовлетворения своих потребностей;

     2) последовательное повышение уровня оплаты труда как основного источника денежных доходов населения и важнейшего стимула трудовой активности работников наемного труда;

     3) формирование среднего класса как фактора стабилизации общества на основе значительного роста денежных доходов населения и снижения уровня малообеспеченности;

     4) обеспечение рациональной занятости населения на основе сохранения рабочих мест на жизненно важных и перспективных предприятиях, создания новых рабочих мест, в том числе в частном секторе экономики, создание гибкой системы подготовки и переподготовки кадров;

     5) повышение уровня пенсионного обеспечения, повышение социальной защиты нуждающихся на основе усиления адресности оказания помощи, рационализации системы льгот, улучшения социального обслуживания.

     Нашу страну отличает политика стабильной занятости, максимально нацеленная на то, чтобы минимизировать влияние неблагоприятной экономической конъюнктуры на сокращение спроса на труд.  
«Важнейшим ресурсом социально-экономического развития страны, главным источником благосостояния людей выступает полноценная трудовая деятельность», – подчеркнул Глава государства в своем ежегодном Послании белорусскому народу и Национальному собранию Республики Беларусь от 29 апреля 2008 г.

     Программой  социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006–2010 гг. предусмотрена  реализация системы мер по созданию благоприятных условий для обеспечения  занятости населения путем:  
повышения инвестиционной активности, обновления и улучшения структуры рабочих мест;  достижения сбалансированности спроса и предложения рабочей силы; стимулирования развития самозанятости населения, расширения его деловой и предпринимательской инициативы; содействия профессиональной ориентации молодежи в выборе профессии и получении ею профессионального образования; усиления социальной защиты граждан от безработицы, смягчения и минимизации ее негативных социально-экономических последствий. 
Программой установлено, что регистрируемая безработица в текущем пятилетнем периоде в республике не должна превышать 1,5–2% при повышении уровня занятости населения на 10%.

     Показатель  регистрируемой безработицы, достигший  максимального значения – 4% – в 1996 году, снизился до 2,1% в 2000-м, 1% – в 2007-м и 0,8% – в 2008 году.

     В Республике Беларусь один из самых  низких среди всех стран уровень регистрируемой безработицы.

     В январе–ноябре 2008 г. белорусскими организациями (кроме субъектов малого предпринимательства) было принято на работу 895 тыс. человек, уволено по различным причинам 846 тыс.

     Численность занятых в экономике в январе–ноябре 2008 г. достигла 4 519 тыс. человек, увеличившись по сравнению с аналогичным периодом 2007 года на 2,2%.

     В 2008 году государственной службой занятости было поставлено на учет 322 тыс. граждан, обратившихся за помощью в трудоустройстве, из них признано безработными 200 тыс. человек. Всего трудоустроено 199 тыс. человек, в том числе 131 тыс. безработных.

     Численность зарегистрированных безработных на конец декабря 2008 г. составила 37,3 тыс. человек, что на 15,4% меньше, чем в  декабре 2007 г. 
Средний размер пособия на одного безработного в декабре 2008 г. составил 45,4 тыс. руб.

     По  оперативным данным, в рамках реализации Государственной программы содействия занятости населения Республики Беларусь на 2008 год осуществлен ряд активных мер на рынке труда:   
создано 163 тыс. рабочих мест, на которые, а также имевшиеся вакансии, трудоустроено 199 тыс. человек, из них 131 тыс. – безработных; направлено на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации 23 тыс. безработных; предоставлены субсидии 2,7 тыс. безработных для организации собственного дела; обеспечено участие в оплачиваемых общественных работах 98 тыс. человек, в том числе 52 тыс. безработных; 
организована временная трудовая занятость в свободное от учебы время для 39 тыс. человек из числа студенческой и учащейся молодежи.

     Таким образом, можно сделать вывод  о том, что численность безработных  сокращается, однако в структуре  безработных высок процент молодежи, что имеет крайне негативное влияние. Вместе с тем, правительство Республики Беларусь стремится проводить эффективную  социально-экономическую политику по обеспечению занятости населения, которая всё же требует некоторых  доработок. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     ЗАКЛЮЧЕНИЕ

     Таким образом, безработица имеет множество  различных форм и видов, причин проявления и особенностей на современном этапе. Чтобы снизить негативный эффект влияния на экономику стран, необходимо изучать все эти виды, изучать  их влияние на уровень благосостояния стран.

     Большую опасность представляет собой незарегистрированная безработица, уровень которой необходимо снижать. При этом зарегистрированная безработица в Республике Беларусь держится на крайне низком уровне в  сравнении со странами СНГ и Западной Европы.

     В целом существуют различные пути решения проблемы безработицы, которые  необходимо применять на практике, так как безработица имеет  большое влияние на национальную экономику.

     Можно сделать вывод о том, что численность  безработных сокращается, однако в  структуре безработных высок  процент молодежи, что имеет крайне негативное влияние. Вместе с тем, правительство  Республики Беларусь стремится проводить  эффективную социально-экономическую  политику по обеспечению занятости  населения, которая всё же требует  некоторых доработок. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

     1) Макконнелл К.Р., Брю, С.Л. / Макроэкономическая  нестабильность: безработица и инфляция / К.Р. Макконелл, С.Л. Брю // Экономикс. – Москва. – 1995г. - С.195.

     2) Чепурин, М.Н., Киселева, Е.А. Курс экономической теории: учебное пособие. – Киров: издательство «АСА» – 2001 – 624 с.

     3) Рофе, А.И. Экономика труда. – Москва: МИК – 2000 – 400с.

     4) Рост безработицы продолжится и в будущем году. ИА "Альянс Медиа" [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.allmedia.ru/newsitem.asp?id=889940. Дата доступа – 05.12.2010.

     5) Правительство РБ планирует в 2010 г. увеличить число занятых в экономике. Бизнес-информ [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.b-info.by/news/10053/index.html. Дата доступа - 28.11.2010

     6) Управляющий ЕЦБ:  безработица в Западной Европе  продолжит расти до 2011 года. Delfi [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://rus.delfi.lv/news/daily/finance/upravlyayuschij-ecb-bezrabotica-v-zapadnoj-evrope-prodolzhit-rasti-do-2011-goda.d?id=28070137. Дата доступа: 18.11.2010.

     7) Занятость и  безработица в Республике Беларусь. Гродненский областной исполнительный  комитет [Электронный ресурс]. Режим  доступа: http://www.region.grodno.by/ru/edin/mat_2009/ed_den_febr. Дата доступа - 20.11.2010.

     8) Зиновский, В.И. Безработица / В.И. Зиновский // Статистический ежегодник / Национальный статистический комитет Республики Беларусь. -  Минск, 2010 – С. 108-113.

     9) Соколова, Т.Н., Кобяк, О.В. / Нерегистрируемая безработица в Беларуси / Т.Н. Сколова, О.В. Кобяк // Социологические исследования. – 2003г. - №7. - С. 25-33

     10) Ванкевич, Е. В. / Безработица в Беларуси: особенности изучения и управления // Белорусский экономический журнал.-2001.-№4.

     11) Ванкевич, Е. В. Экономические отношения занятости: закономерности развития и регулирования. – Минск: БГЭУ – 2000 – 120с.

     12) Вишневская, Н. / Рынок рабочей силы в ретроспективе XX столетия // Мировая экономика и международные отношения.-2001.-№9-С.52-61.

     13) Кохно, П., Молева, С. / Современная ситуация на рынке труда Беларуси и России // Общество и экономика.-2000.-№5-6.-С.257-266.

     14) Сиденко, А.В., Башкатов, Б. И., Матвеева, В.М. Международная статистика. – Москва: Дело и Сервис – 1999 – 272 с.

     15) Эренберг, Р. Дж., Смит, Р.С. Современная экономика труда. Теория и государственная политика / Под ред. Р.П. Колосовой и др. – Москва: МГУ – 1996г. – 800с.

     16) Парчевская, С. // Эволюция государственного регулирования рынка труда в Республике Беларусь: Рабочий материал Исследовательского центра ИПМ. – 2005г. – С. 89

     17) Слезингер, Г. Э. Труд в условиях рыночной экономики. – Москва: ИНФРА-М -1996г. – 336с.

     18) Ивашковский, С. Н. Экономика: микро- и макроанализ. – Москва: Дело – 1999 – 360с..

     19) Борисова, Н. / Рынок труда Беларуси / Н.Борисова //Белорусский банковский бюллетень.-2002г.-№30.

     20) Лутохина, Э.А. Макроэкономическая нестабильность: учебно-методическое пособие. – Минск: Академия управления при Президенте Республики Беларусь - 1996 – 230с.

Информация о работе Безработица как форма экономической нестабильности