Безработица как форма экономической нестабильности

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2011 в 23:39, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы заключается, прежде всего, в серьезных экономических и социальных издержках, которые влечет за собой безработица. Если экономика не в состоянии удовлетворить потребности в рабочих местах для всех кто хочет и может работать, кто ищет работу и готов к ней приступить, то теряется потенциальная возможность производства товаров и услуг. Следовательно, безработица мешает обществу развиваться и двигаться вперед с учетом своих потенциальных возможностей. В конечном итоге это рассматривается как снижение темпов экономического роста, отставание объемов увеличения валового национального продукта.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1 БЕЗРАБОТИЦА: ПОНЯТИЕ, КЛАССИФИКАЦИЯ, ОСОБЕННОСТИ. 5
1.2 Понятие безработицы и причины её образования. Кривая Филлипса и акселерационная кривая монетаристов. 5
1.2 Классификация безработицы 9
1.3 Особенности безработицы в современных условиях 13
2 БЕЗРАБОТИЦА И ЕЕ ОСОБЕННОСТИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ 16
2.1 Структура безработицы в РБ: зарегистрированная и незарегистрированная 16
2.2 Уровень безработицы в РФ (в сравнении с РБ) 19
2.3 Безработица как одна из основных проблем современной Европы 22
3 ПУТИ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ БЕЗРАБОТИЦЫ 25
3.1 Пути решения проблемы безработицы в РБ 25
3.2 Проблема безработицы в РБ и её влияние на развитие экономики в стране 31
ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ 35
4.1 Анализ причин, видов, структуры безработицы в Республике Беларусь (динамика численности безработных по возрасту, уровню образования, причинам увольнений, продолжительности безработицы) 35
4.2 Анализ социальной политики белорусского государства в сфере занятости, перспективы её развития 39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 43
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 44

Работа содержит 1 файл

Безработица как форма экономической нестабильности.docx

— 152.49 Кб (Скачать)
>         За время своей деятельности  государственная служба занятости накопила огромный опыт работы с безработными, который целесообразно продолжить и распространить на возрастающие объемы безработицы в связи с возможным высвобождением работников из производства. Чтобы не произошло взрыва социальной напряженности в стране в случае роста открытой безработицы, необходимо начать превентивную работу по высвобождению с предприятий и трудоустройству работников совместными усилиями нанимателей, органов государственной службы занятости, участников института социального неравенства. На уровне предприятий это активную кадровую работу по проведению анализа внутренних рынков труда предприятий, сегментации персонала предприятия, определению размера и структуры избыточной численности персонала, размера вакансий качественных характеристик персонала на замещение, по составлению заявки в службу занятости о наличии свободных рабочих мест и вакансий.

          Наиболее актуальными для Беларуси  представляются следующие направления:  разработка комплекса мероприятий по определению, высвобождению и трудоустройству избыточного персонала трудоизбыточных предприятий; разработка взаимоувязанного комплекса мероприятий по подготовке и трудоустройству работников для трудонедостаточных предприятий (регионов); разработка мероприятий по кадровому обеспечению реструктуризации предприятий города; разработка комплекса мер поддержки местными органами власти развития различных форм самозанятости населения, управления отраслевой структурой малого и среднего частного предпринимательства; разработка комплекса мер содействия внутрирегиональной миграции населения с целью более эффективного перераспределения предложения труда в пределах региона.

     Инвестиции  являются инструментом, с помощью которого можно производить целенаправленные изменения в структуре занятости по критерию её эффективности.

     Современная инвестиционная деятельность в Беларуси в большей степени ориентирована на государственное субсидирование и дотирование трудоизбыточных градообразующих производств с целью предотвращения массовых высвобождений рабочей силы. Это консервирует неэффективную занятость. Как представляется, главная задача в управлении такими предприятиями должна быть сконцентрирована в плоскости их реструктуризации, основанной на сегментировании персонала и выявлении потенциальных возможностей производства конкурентоспособной качественной продукции.

     Представляется  неоправданным продолжение целевого инвестирования сельского хозяйства и строительства жилья, поскольку это невозвратные инвестиции, также не оправдывает себя административное создание новых рабочих мест на прежней технологической базе. По сути, обозначенные явления не только не способствуют структурной перестройке, но и тормозят её, так как сохраняют неэффективную занятость.

     Анализ  существующей практики фискального  регулирования занятости в Республике Беларусь позволяет сделать вывод о её разнонаправленном характере, поскольку отсутствуют чёткие критерии выбора объектов и направлений регулирования, превалируют тактические цели. Обилие налогов и незащищённость предпринимателей перед их постоянным изменением и введением новых затрудняют хозяйственную деятельность в стране и не способствуют увеличению занятости. Существует практика льготного налогообложения и субсидирования предприятий в целях поддержания занятости на них, но она способствует консервации неэффективной занятости на микроуровне.

     Однако  бюджетно-налоговое регулирование может ощутимо повлиять на экономическую активность в стране, создав условия для повышения эффективности занятости. Важным направлением в этой области считается расширение государственных расходов. Чтобы поддержать отечественных производителей, государство может расширить объём закупок у них (в Беларуси — для поднятия малого бизнеса), увеличить ассигнования в бюджетную сферу, использовать практику представления налоговых льгот, связанных с освобождением от выплат в социальные фонды, по налогообложению прибыли, по расходам, связанным с профессиональным обучением и переподготовкой, в связи с принятием на работу неконкурентоспособных на рынке труда граждан, использовать прямое целевое государственное финансирование мероприятий в области занятости при обязательном соблюдении условий её эффективности.

     Кредитно-денежные методы регулирования занятости достаточно сложны и могут принести эффект лишь в условиях рыночной среды. Сущность действия кредитно-денежного механизма состоит в возможности со стороны государства управлять объёмами денежной массы в стране, расширяя масштабы инвестиционной деятельности и кредитования. Опосредованно, это может привести к расширению совокупного спроса и занятости. Зависимости здесь таковы:

  1. При увеличении денежной массы в стране возможен рост совокупных доходов;
  2. При росте совокупных доходов увеличивается совокупный спрос на товары, но в меньшей степени, так как население часть доходов сберегает;
  3. При росте совокупного спроса на товары (услуги) растёт спрос на труд.

     Следует отметить, что в отечественной  экономике данные взаимосвязи могут  работать при следующих условиях: экономической самостоятельности субъектов хозяйствования, наполняющей кредитные и инвестиционные процессы реальным смыслом (самоокупаемость, прибыльность инвестиций для предприятий, срочность, возвратность, платность кредитов для банков); выгодности для населения легального размещения части своих доходов в банках на депозитных счетах, правовая, антиинфляционная защищённость вкладов; учёт общего уровня инфляции в стране, так как увеличение денежной массы может спровоцировать либо рост реальных объёмов производства (как это было показано выше), либо просто отображать рост цен.

     Наряду  с косвенными методами регулирования занятости посредством воздействия на её факторы и условия, государство обладает широким арсеналом мер прямого воздействия на формы и структуру занятости, безработицы.

     Следует отметить, что в настоящее время  это аспект государственного регулирования экономических отношений занятости является наиболее разработанным, но регулирующее воздействие государственной службы занятости населения распространяется на официально регистрируемую безработицу. В настоящее время в Беларуси государственная служба занятости населения воспринимается как орган, ответственный за уровень безработицы в стране, а потому должен её снижать. Это не совсем правомерная постановка вопроса. Безработица в стране — это результат неудовлетворительного функционирования всей системы экономических отношений занятости, а не государственного органа, её регулирующего. Например, в связи с приостановкой регистрации предпринимателей в сентябре 1998 г., в центрах занятости было приостановлено рассмотрение обращений безработных по вопросу содействия им в организации собственного дела, а в связи с принятием Декрета Президента Республики Беларусь №7 "О дополнительных мерах по обеспечению занятости населения" (1997 г.) части безработных отказано в получении статуса безработного. Как представляется, главной задачей государственной службы занятости должна быть помощь в трудоустройстве лиц, обратившихся к ним (то есть воздействие на формы и виды безработицы), что, несомненно, скажется на её общем уровне, но не снижение уровня безработицы как самоцель.

     В настоящее время деятельность государственной службы занятости направлена в основном на проведение активной политики на рынке труда, в комплекс которой входит трудоустройство незанятого населения, содействие предпринимательской инициативе, развитие территориальной мобильности рабочей силы, поддержание самозанятости безработных, развитие системы общественных работ. Одним из важнейших направлений активной политики на рынке труда является создание новых рабочих мест в сфере частного бизнеса, в бывших военных городках, в общественных организациях, в создании рабочих мест для лиц, не способных на равных условиях конкурировать на рынке труда, компенсациях предприятиям затрат на создание новых рабочих мест свыше 3% среднесписочной численности работающих.

     Благодаря организационным усилиям служб занятости за последние два года снижена средняя продолжительность одного случая безработицы, что способствует некоторому уменьшению длительной безработицы. Предпринимается комплекс мер по повышению территориальной мобильности рабочей силы, перемещению свободной рабочей силы в трудонедостаточные регионы (в основном это предприятия АПК); оказывается информационная, образовательная и финансовая поддержка безработным в организации собственного дела.

     Кроме активных мер регулирования безработицы, в Беларуси используется практика пассивной помощи безработным: выплата пособия по безработице.

     В основном государственное регулирование безработицы проявляется в воздействии на уровень официально контролируемой безработицы и на её формы (молодёжная, женская, длительная), в меньшей степени оно затрагивает её виды структурная, скрытая, вынужденная. Думается, что позитивный опыт работы, накопленный государственной службой занятости населения Республики Беларусь, следует продолжить. Он является достаточно эффективным в современных условиях. Однако в контексте предлагаемой концепции представляется целесообразным отметить административные запреты на рост численности официально регистрируемых безработных—для того, чтобы безработица стала реальным, а не фиктивным экономическим показателем, отражающим картину на рынке труда республики.

     Тогда и встаёт вопрос о взаимодействии предприятий, региональных органов управления и участников института социального партнёрства в определении избыточной занятости на предприятии в разрезе профессий и конкретных фамилий, их сокращение (что поможет предприятиям в выходе из экономических трудностей), в их переобучении, трудоустройстве, либо самозанятости (при соответствующей макроэкономической среде), что обеспечит основу для реального экономического роста и повышения доходов всех субъектов экономических отношений занятости.

     В качестве инструмента прямого государственного воздействия на структуру занятости  представляется правомерным предложить методику проведения изменений в структуре занятости, которая должна включать:

  1. определение приоритетных форм занятости, производств, отраслей, нуждающихся в государственной поддержке, где критериями определения эффективности форм занятости могут быть доля в экспорте; реальная и потенциальная конкурентоспособность выпускаемой продукции; рентабельность продукции и производства;
  2. наличие положительной добавленной стоимости на предприятии; показатели социальной эффективности (рабочие места для лиц с ограниченной конкурентоспособностью на рынке труда, либо социально значимые производства, отрасли);
  3. определение форм и направлений государственной поддержки выделенных приоритетных направлений в сфере занятости (государственное регламентирование организационно-правовых форм занятости;
  4. разрешение льгот по налогообложению;
  5. государственная поддержка при переезде к новому месту работы;
  6. компенсация затрат, связанных с профессиональным обучением, переподготовкой и повышением квалификации;
  7. льготы, связанные с принятием на постоянную работу лиц с ограниченной конкурентоспособностью на рынке труда;
  8. государственная поддержка малых и средних частных предприятии, самозанятости граждан при закупке сырья, материалов для производства, при реализации готовой продукции;
  9. развитие рыночной инфраструктуры для более успешного функционирования малого и среднего бизнеса, то есть государство может помочь частным предприятиям в удовлетворении потребностей в коммуникациях, информации, безопасности, которые недоступны ещё неокрепшим мелким предприятиям).

     Реализация  указанных мероприятий требует  совершенствования правового, организационного, финансового обеспечения.

     Программой  социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006–2010 гг. предусмотрена реализация системы мер по созданию благоприятных условий для обеспечения занятости населения путем:

     1) повышения инвестиционной активности, обновления и улучшения структуры рабочих мест;

     2) достижения сбалансированности спроса и предложения рабочей силы;

     3) стимулирования развития самозанятости населения, расширения его деловой и предпринимательской инициативы;

     4) содействия профессиональной ориентации молодежи в выборе профессии и получении ею профессионального образования;

     5) усиления социальной защиты граждан от безработицы, смягчения и минимизации ее негативных социально-экономических последствий.

     Программой  установлено, что регистрируемая безработица в текущем пятилетнем периоде в республике не должна превышать 1,5–2% при повышении уровня занятости населения на 10%.

     3.2 Проблема безработицы в РБ и её влияние на развитие экономики в стране

 

     По  официальным данным уровень безработицы  в стране держится на уровне 1%.

     Однако, к сожалению, как было сказано  ранее, этот показатель нельзя назвать  реальным. Поэтому основной проблемой  в нашей стране является незарегистрированная безработица.

     Для решения данной проблемы следует  прежде всего создать такие условия, чтобы безработные хотели регистрироваться на бирже труда.    Кроме мер, осуществляемых в настоящее время Комитетом по занятости населения Республики Беларусь, можно предложить следующие: повысить размер пособия по безработице, ввести систему страхования риска безработицы; ввести систему, профилирования безработных, особенно маргинальных слоев.

     Безработица необходима экономической системе. Она, создавая конкуренцию за рабочие  места, способствует активизации населения, побуждает людей к эффективному труду и ответственному выбору будущей  профессии. С другой стороны, рабочая  сила – это необходимый фактор производства. При наличии безработных  предприниматель имеет возможность  в любой момент времени нанять квалифицированных специалистов, которые  осознанно стали безработными. Высокий  уровень безработицы в стране может быть результатом высокого коэффициента обновления состава безработных, когда происходит их быстрое выталкивание из старых производств и трудоустройство  в новые, перспективные сферы. В  результате экономика уверенно движется к более эффективной структуре  занятости и доходов.

Информация о работе Безработица как форма экономической нестабильности