Безработица как форма экономической нестабильности

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2011 в 23:39, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы заключается, прежде всего, в серьезных экономических и социальных издержках, которые влечет за собой безработица. Если экономика не в состоянии удовлетворить потребности в рабочих местах для всех кто хочет и может работать, кто ищет работу и готов к ней приступить, то теряется потенциальная возможность производства товаров и услуг. Следовательно, безработица мешает обществу развиваться и двигаться вперед с учетом своих потенциальных возможностей. В конечном итоге это рассматривается как снижение темпов экономического роста, отставание объемов увеличения валового национального продукта.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1 БЕЗРАБОТИЦА: ПОНЯТИЕ, КЛАССИФИКАЦИЯ, ОСОБЕННОСТИ. 5
1.2 Понятие безработицы и причины её образования. Кривая Филлипса и акселерационная кривая монетаристов. 5
1.2 Классификация безработицы 9
1.3 Особенности безработицы в современных условиях 13
2 БЕЗРАБОТИЦА И ЕЕ ОСОБЕННОСТИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ 16
2.1 Структура безработицы в РБ: зарегистрированная и незарегистрированная 16
2.2 Уровень безработицы в РФ (в сравнении с РБ) 19
2.3 Безработица как одна из основных проблем современной Европы 22
3 ПУТИ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ БЕЗРАБОТИЦЫ 25
3.1 Пути решения проблемы безработицы в РБ 25
3.2 Проблема безработицы в РБ и её влияние на развитие экономики в стране 31
ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ 35
4.1 Анализ причин, видов, структуры безработицы в Республике Беларусь (динамика численности безработных по возрасту, уровню образования, причинам увольнений, продолжительности безработицы) 35
4.2 Анализ социальной политики белорусского государства в сфере занятости, перспективы её развития 39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 43
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 44

Работа содержит 1 файл

Безработица как форма экономической нестабильности.docx

— 152.49 Кб (Скачать)

         Структуры незарегистрированных  и зарегистрированных безработных  существенно различаются по полу, возрасту, образованию, по своей отраслевой и профессиональной принадлежности, по обстоятельствам незанятости.

        Основной причиной увольнения  у незарегистрированных безработных  выступает низкий заработок, у  зарегистрированных – семейные  обстоятельства и низкий заработок.  Подобная позиция предполагает  более активный тип экономического  поведения незарегистрированных  безработных. Продолжительность  незанятости с момента последней  работы составляет до года  у ½ незарегистрированных безработных  и ¼ зарегистрированных; 1/7 и тех  и других никогда не работали.

     Самым эффективным способом оценки фактического уровня безработицы было бы проведение опроса рабочей силы, как это делается во многих странах мира, включая Россию. В России показатели регистрируемой безработицы остаются стабильно низкими, в то время как данные обследования рабочей силы, проведенного впервые в 1992 г., зафиксировали цифру в 4.8%, которая увеличилась до 10.8% в 1997 г., а уже к концу 1998 г. превысила 13%. Однако в Беларуси подобные опросы никогда не проводились.

     Альтернативные  оценки на основе национальных опросов  населения были сделаны НИСЭПИ. Согласно этим оценкам в конце сентября 1998 г. в г. Минске на одного зарегистрированного безработного приходилось еще как минимум 5.3 незарегистрированных. Другая оценка была сделана в 2002 г. Тогда исследования показали, что безработица в стране составила 9–10.5%, что было в 3–3.5 раза выше официальной.

     О существовании скрытой безработицы  может свидетельствовать и значительное увеличение численности экономически неактивного населения, достигшей в 2004 г. 1.5 млн. человек (25.1% от трудоспособного населения в трудоспособном возрасте) по сравнению с 0.5 млн. в 1991 г. (9.7%). Вполне вероятно, что часть этой группы трудоспособного населения относятся к незарегистрированным безработным, а часть – к незарегистрированным занятым, в т.ч. трудовым мигрантам.

     Можно сделать определенные оценки уровня безработицы на основе официальных данных. Например, учесть тех, кто обратился за статусом безработного, но не получил его а также тех, кто работал неполное рабочее время (в эквиваленте ежедневного невыхода на работу в среднем за год с корректировкой на среднюю продолжительность безработицы).

     Подобные  оценки не претендуют на точное отражение  ситуации с безработицей, а лишь позволяют увидеть возможные проблемы существующей в Беларуси методологии оценки уровня безработицы.

     В 1998 г. уровень безработицы, посчитанный  таким способом, составил 7.8%, а в 2002 г. – 8.8%, что незначительно отличается от оценок, сделанных НИСЭПИ. При этом динамика альтернативных оценок практически совпадает с динамикой официально зарегистрированной безработицы, т.е. официальный и теневой рынок труда одинаково реагируют на изменение экономической ситуации в стране.

     Наконец, по данным Министерства внутренних дел  за первое полугодие 2005 г. Более 27 тыс. человек из числа совершивших преступления нигде не работали и не учились. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года их численность увеличилась на 17.1%.

     Если  предположить, что между уровнем  безработицы и преступностью существует некоторая зависимость, то цифры падения безработицы выглядят не столь благоприятными, как в государственной статистике. А если добавить эту категорию лиц к альтернативной оценке безработицы, то для 2004 г. уровень безработицы вырастет еще на 0.6%, достигнув 7.7%, что в 3 раза выше официального показателя.

     Проведенный анализ дает повод для сомнений в  том, что цифры официально зарегистрированной безработицы и реальная картина незанятости на рынке труда Беларуси совпадают. По всей вероятности, статистика просто не учитывает всех безработных. И хотя выборочные обследования занятости не проводятся, по данным выборочного обследования домашних хозяйств уровень безработицы устойчиво превышал данные о зарегистрированной безработице.

     В последние годы в связи с мировым  финансовым кризисом уровень безработицы  несомненно должен был вырасти в  связи с ликвидацией некоторых  фирм и организаций, а  также из-за сокращения штатов.

     Однако  мы наблюдаем снижение официальной  безработицы, что позволяет сделать  вывод о том, что большая часть  безработных всё-таки скрывает свое положение.

     2.2 Уровень безработицы в РФ (в сравнении с РБ)

 

     В России около 7% трудоспособных граждан. Рекрутинговые агентства, которые ведут мониторинг рынка труда, отмечают, что сейчас ситуация на нем вполне стабильна. Количество вакансий в два раза превышает докризисный уровень: в ноябре их число превысило уровень ноября 2009 года в 2,8 раза, а уровень октября 2008 года – вдвое. Соотношение предложения и спроса в октябре и ноябре составляет 5,3 резюме на одну вакансию. Невелики изменения и в структуре запросов работодателей: на первом месте квалифицированные рабочие, за ними с большим отрывом следуют менеджеры по продажам и инженеры4.

     Кому сейчас действительно тяжело, так это топ-менеджерам и студентам. Именно им сложнее всего найти работу, особенно в столице. На одну позицию топ-менеджера претендуют более десяти человек, а на каждую вакансию для молодых специалистов приходится около восьми соискателей.

     Что отличает Россию от стран Евросоюза, так это сильная дифференциация рынка труда по регионам. Этой осенью, по оценкам Росстата, самый низкий уровень безработицы отмечался в Центральном федеральном округе (4,2%), самый высокий – в Северо-Кавказском (16,4%). Если одни регионы можно назвать вполне благополучными, то в других наблюдается колоссальный переизбыток свободных кадров. Например, в Москве безработица составляет всего 1,2%, а в Ингушетии – все 60%, в Чеченской Республике – 43,4%, Республике Тыва – 21%, в Дагестане – 12,9%.

     Чтобы изменить ситуацию, власти даже подготовили изменения в закон «О занятости населения в РФ». Поправки предусматривают, что работникам, которые планируют трудоустроиться в другом регионе, предлагаются различные льготы и поощрения. Власти намерены оплачивать переселяющемуся работнику проезд и провоз багажа, а также выдавать единовременное денежное пособие. Однако эксперты скептически относятся к подобным мерам.

     «Изменить сложившуюся ситуацию можно только одним способом, а именно системно заниматься развитием других городов, не только Москвы, – сказал директор рекрутингового агентства Артур Шамилов. – И превращать их в крупные промышленные и финансовые центры, тогда люди сами туда потянутся»5.

     Премьер-министр  РФ Владимир Путин заявил на встрече с главой Федерации независимых профсоюзов России Михаилом Шмаковым, что за последний год в России было восстановлено более 1 млн рабочих мест, а общее количество безработных снизилось с 6,2 млн до 5,1 млн человек

     По  мнению лидера профсоюзов, на сегодняшний  день по количеству зарегистрированных безработных Россия почти вышла  на докризисный уровень. «За сентябрь-октябрь количество зарегистрированных безработных также снизилось. Сейчас это примерно 1 млн 500 тыс. человек, а до кризиса был 1 млн 300 тыс. Нам осталось не так много, чтобы выйти на докризисный уровень», — констатировал Шмаков и уточнил, что «профсоюзы всегда выступали и выступают за нулевую безработицу». Шмаков также подчеркнул, что его беспокоит возраст безработных: 27% из них не достигли 35 лет. Комментируя действовавшую в 2009–2010 годах программу стабилизации рынка труда, Шмаков сообщил, что программа дает неплохие результаты и уже продлена на 2011 год. Однако «пока не решен вопрос трудоустройства выпускников школ и вузов».

     За год общая безработица в России снизилась более чем на 1 млн человек – до 5,1 млн. Тем не менее последние три недели Минздравсоцразвития РФ вновь фиксирует ее еженедельный рост на 1%. Аналитики считают, что восстановление рынка труда, которое отмечалось в этом году, сейчас приостановилось.

     Что касается Республики Беларусь, то за период январь-октябрь текущего 2010 года численность безработных, зарегистрированных в органах по труду, занятости и социальной защите (на конец отчетного периода) составила 35,2 тысяч человек, что составляет 0,7% к экономически активному населению.

     Правительство планировало в 2010 г. увеличить число  занятых в экономике на 118,6 тыс. чел., до 4740 тыс., а количество новых  рабочих мест на 175,3 тыс., в том  числе на 25,5 тыс. в малых городах  и на 17,5 тыс. в сельских населенных пунктах.

     «Ситуация с занятостью на предприятиях промышленности не меняется, — считает начальник  главного управления производства и  социально-экономической работы Федерации  профсоюзов Беларуси Сергей Сорокин. Ежемесячный мониторинг 120 организаций подтверждает, что 9,5–10% населения работают в режиме неполной занятости, а уровень реальной заработной платы на 10% ниже, чем в прошлом году. Отпуска, предоставленные по инициативе нанимателя, либо не оплачиваются вовсе, либо в размере 2/3 тарифной ставки. Спокойная обстановка сохраняется только благодаря менталитету белорусов»6.

     По  данным Мингорисполкома, большинство  опрошенных организаций в Минске не планируют создавать новые  рабочие места. «Напротив, в связи  с ожидающейся модернизацией  и повышением зарплат до 500 USD руководители планируют провести оптимизации  структур», — сообщил начальник  управления занятости Комитета по труду, занятости и социальной защите Мингорисполкома  Чеслав Ровба7.

     Таким образом, можно сделать вывод  о том, что уровень безработицы  в Российской Федерации выше, чем  уровень безработицы в Республике Беларусь, однако правительство обеих  стран стремятся создать новые  рабочие места с целью снижения безработицы.

     2.3 Безработица как одна из основных проблем современной Европы

  

 По данным статистической службы ЕС, представленным в начале декабря 2010 года, только что закончившаяся  календарная осень вывела безработицу  в странах зоны евро на исторический максимум – 10,1%.

     По  информации Евростата, в общей сложности  без работы в 16 государствах еврозоны находились в начале ноября 15,947 млн. человек трудоспособного возраста. Это на 80 тыс. больше, нежели в сентябре. Меньше всего незанятых зафиксировано  в Нидерландах (4,4% активного населения) и в Австрии (4,8%). Хуже всего ситуация в Испании, где хотят, но не могут  трудоустроиться 20,7% граждан.

     Безработица в Западной Европе продолжит расти  до 2011 года даже в условиях экономического подъема, сказал 15 ноября член Управляющего совета Европейского Центробанка Нут  Веллинк.

     Как сообщает Reuters, в телепрограмме Buitenhof, выходящей в Нидерландах, он заявил: "Я думаю, что во всех соседних с нами странах безработица будет  расти на фоне восстановления экономики. Так будет продолжаться вплоть до 2011 года"8.

     Рост  безработицы в странах Западной Европы обуславливается увеличением  удельного веса женского и детского труда в структуре занятого населения, а также быстрым изменением структуры производства.

     Более того, страны Европы сейчас постепенно выходят из мирового финансового  кризиса, что также влияет на уровень безработицы.

     К сожалению, естественная безработица  со временем может перерасти в  циклическую, что крайне негативно влияет на экономику стран. Согласно закону Оукена каждый процент циклической безработицы приводит к потерям ВНП в размере 2,5%.

     Сохранение  высокой  безработицы,  особенно   среди   отдельных   групп населения  (длительно   безработные,   молодежь)   вынуждает   правительства промышленно-развитых  стран  наращивать  государственное  финансирование  на рынке труда.

     В подавляющем большинстве промышленно  развитых  стран  основные  усилия направлялись на осуществление  программ  переподготовки  и  переквалификации безработных. Они составляют в среднем 30-60%  всех  расходов  на  проведение активных мероприятий на рынке  труда.  На  второе  место  вышли  расходы  на поддержание занятости  среди  молодежи.  И,  наконец,  в  отдельных  странах (Нидерланды,   Люксембург,   Германия)   значительных   размеров   достигает финансирование программ помощи в трудоустройстве инвалидов.

     Таким образом, можно сделать вывод  о том, что большую опасность  представляет собой незарегистрированная безработица, уровень которой необходимо снижать. При этом зарегистрированная безработица в Республике Беларусь держится на крайне низком уровне в сравнении со странами СНГ и Западной Европы.

 

  

     3 ПУТИ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ БЕЗРАБОТИЦЫ

     3.1 Пути решения проблемы безработицы в РБ

 

Информация о работе Безработица как форма экономической нестабильности