Безработица как форма экономической нестабильности

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2011 в 23:39, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы заключается, прежде всего, в серьезных экономических и социальных издержках, которые влечет за собой безработица. Если экономика не в состоянии удовлетворить потребности в рабочих местах для всех кто хочет и может работать, кто ищет работу и готов к ней приступить, то теряется потенциальная возможность производства товаров и услуг. Следовательно, безработица мешает обществу развиваться и двигаться вперед с учетом своих потенциальных возможностей. В конечном итоге это рассматривается как снижение темпов экономического роста, отставание объемов увеличения валового национального продукта.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1 БЕЗРАБОТИЦА: ПОНЯТИЕ, КЛАССИФИКАЦИЯ, ОСОБЕННОСТИ. 5
1.2 Понятие безработицы и причины её образования. Кривая Филлипса и акселерационная кривая монетаристов. 5
1.2 Классификация безработицы 9
1.3 Особенности безработицы в современных условиях 13
2 БЕЗРАБОТИЦА И ЕЕ ОСОБЕННОСТИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ 16
2.1 Структура безработицы в РБ: зарегистрированная и незарегистрированная 16
2.2 Уровень безработицы в РФ (в сравнении с РБ) 19
2.3 Безработица как одна из основных проблем современной Европы 22
3 ПУТИ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ БЕЗРАБОТИЦЫ 25
3.1 Пути решения проблемы безработицы в РБ 25
3.2 Проблема безработицы в РБ и её влияние на развитие экономики в стране 31
ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ 35
4.1 Анализ причин, видов, структуры безработицы в Республике Беларусь (динамика численности безработных по возрасту, уровню образования, причинам увольнений, продолжительности безработицы) 35
4.2 Анализ социальной политики белорусского государства в сфере занятости, перспективы её развития 39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 43
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 44

Работа содержит 1 файл

Безработица как форма экономической нестабильности.docx

— 152.49 Кб (Скачать)

     Основные  проблемы занятости сосредоточены  в сфере производства. Так, по оценкам, уровень избыточной занятости в  промышленности Беларуси превышает 18%. Фактически четверо рабочих делятся  своим заработком с пятым. В условиях, когда "пятый – лишний" управленцы изобретают разнообразные схемы  с целью сохранения мотивации  лучших кадров. Например, "условному  пятому" (как правило, самому непродуктивному  члену коллектива) начальник цеха устанавливает более низкую зарплату. В конце концов он увольняется. Пришедший  по направлению службы занятости  на его место оформляется учеником и выполняет самую неквалифицированную работу с соответствующей оплатой. Естественно, ему обещают повышение зарплаты через 2-3 месяца. Не дождавшись обещанного, новенький увольняется. На его место присылают следующего, и подобная ротация происходит 3-5 раз в год. Для предприятия подобная "невысокоморальная" схема является оптимальным решением. В то же время служба занятости формально выполняет свою функцию, а проблема эффективной занятости так и остается нерешенной.

     Николай Кохонов отметил, что весной традиционно  уровень безработицы в Беларуси снижается. "В определенной степени  это связано с тем, что часть  незанятого населения привлекается к сезонным работам, некоторые уезжают  на заработки, в том числе и  за пределы республики, - сказал специалист. - Однако основной вклад в стабилизацию ситуации на рынке труда страны вносят устойчивая работа экономики, создание рабочих мест, реализация активных мер политики занятости"9.

     За  последние годы при сокращении общей  численности безработных в их составе вырос удельный вес лиц, нуждающихся в дополнительных гарантиях  занятости, который достиг 24%.

     Весьма  остро стоит проблема трудоустройства молодежи, многие представители которой из-за отсутствия опыта практической работы, а в ряде случаев и квалификации неконкурентоспособны на рынке труда. Лица в возрасте от 16 до 29 лет, составляя 24,1% экономически активного населения, дают 40,1% всего контингента безработных. 

     С целью снижения молодежной безработицы  и повышения шансов молодых людей на рынке труда государство предоставляет им дополнительные гарантии занятости: обеспечение первого рабочего места безработным в возрасте до 21 года, организацию профессиональной подготовки и профессиональной ориентации.

     Немаловажной  гарантией трудоустройства выпускников  высших, средних специальных и  профессионально-технических учебных  заведений является их государственное  распределение: в 2008 году распределено на работу 114,5 тыс. выпускников.

     Выпускники, не подлежащие распределению и испытывающие проблемы с трудоустройством, а также  молодежь, прошедшая профобучение по направлению государственной службы занятости, получают возможность трудоустройства  на специально созданные ученические  места по программе «Молодежная практика».

     Так, в 2008 году на забронированные рабочие  места принято на работу 6 820 безработных в возрасте до 21 года, в рамках «Молодежной практики» трудоустроено 1 492 молодых человека.

     Для снижения остроты женской безработицы  в республике ежегодно проводятся специализированные ярмарки вакансий с преимущественным использованием женского труда. Активное содействие занятости женщин дает результаты: за прошедший год  их удельный вес в численности безработных сократился с 65,5% (на 1 января 2008 г.) до 60,6%. Государственная служба занятости организует для них психологическую поддержку и обучение приемам активного поиска работы. Они получают направление на профессиональную подготовку и переобучение преимущественно по конкретным заявкам нанимателей с гарантией последующего трудоустройства. Для этой категории безработных организуются также временные оплачиваемые общественные работы. Ежегодно проводятся информационные мероприятия – «Ярмарка вакансий», «День предприятия» и др10.

     В целом существуют различные пути решения проблемы безработицы, которые  необходимо применять на практике, так как безработица имеет  большое влияние на национальную экономику.

     ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ  ЗАДАНИЯ

     4.1 Анализ причин, видов,  структуры безработицы  в Республике Беларусь (динамика  численности безработных  по возрасту, уровню  образования, причинам  увольнений, продолжительности безработицы)

 

     Основной  причиной безработицы в Республике Беларусь, является общий, постоянный спад национального производства, поддерживаемый экстенсивным развитием народного хозяйства, неблагоприятным инвестиционным климатом и т.д. Естественно, что в таких условиях невозможно формирование рабочий мест. Большинство белорусских предприятий на сегодняшний день являются убыточными. Особенно это относится как к промышленности и к сельскому хозяйству. Методы реанемирования убыточных предприятий в своем большинстве основаны на денежных подачках в виде кредитов. Однако, как показывает опыт, такие капиталовливания ни к чему хорошему не приводят. Без трансформации предприятий, без реорганизации управления предприятиями, без четкой синхронизации с состоянием рынка и с изменениями на рынке, выход из "долговой ямы" невозможен. К сожалению, руководители предприятий вынуждены тратить деньги, полученные по кредитным линиям не на стратегические нужды, а на выплату задолженностей по заработной плате, погашение предыдущих кредитов и т.д. Яркие выступления руководителя белорусского правительства с резкой критикой тех или иных руководителей "на местах" нередко необоснованны: в большинстве случаев для повышения эффективности хозяйственной деятельности предприятий реального сектора экономики требуется полное переоборудование производства, закупка и внедрение новых технологий, закупка качественного сырья, изменение менталитета работников и т.д. Все эти реформы невозможны благодаря только желанию руководящего аппарата. Требуются комплексные реформы всего народного хозяйства. С другой стороны, позиция "закрытых дверей" и все более явная изоляции Беларуси от западных соседей, приводит как к финансовому голоду (отсутствие инвестиций), так и к постепенной деградации научно-технического потенциала. К примеру, если совсем недавно мы могли гордиться тем, что у нас работают высокопрофессиональные программисты, то уже сегодня эта позиция дефицитна для коммерческого рынка труда (тем более, для государственного).

     Процессы  увеличения уровня безработицы тесно  связаны с системой образования. С одной стороны, выступает низкий уровень реакции образовательных  институтов на изменения на рынке, с  другой крайне низкий уровень профессионального  образования и переквалификации. Все это обуславливает все  более отчетливую структурную безработицу. [30]

     Низкая  эластичность предложения на рынке  труда и низкая эластичность заработных плат являются основным тормозом для  процессов, способствующих формированию новых рабочих мест.

     Однако, как видно на рисунке 4.1 динамика уровня безработицы имеет тенденцию  к снижению. 

     

     Рисунок 4.1 – Динамика общего уровня безработицы (в тыс. человек)*

     *Источник: [8, с.106]

     Исходя  из данных, предложенных на рисунке 4.2. можно сделать вывод, что женская  безработица также снижается  в последние годы, однако не имеет  такого сильного спада, как общий  уровень безработицы.

     

     Рисунок 4.2 – Динамика женской  безработицы (в процентах  от общей численности  безработных)*

     *Источник: [8, с.108]

     Таблица 4.1 показывает, что наибольшее количество безработных в возрасте от 20 до 24 лет. Чаще всего это выпускники вузов, средне-специальных учреждений.

     Таблица 4.1 - Численность безработных, зарегистрированных в органах по труду, занятости и социальной защите, по полу и возрастным группам (на конец 2009 года; в процентах к итогу)*

  
  В том числе в  возрасте, лет Средний возраст, лет
  16-19 20-24 25-29 30-34 35-39 40-44 45-49 50 и старше
Всего 8,5 18,7 13,9 11,3 10,3 10 10,9 16,4 34,9
Мужчины 6,9 15,7 12,3 10,8 10,7 10,8 11,9 20,9 36,9
Женщины 9,9 20,9 15 11,6 10 9,4 10,2 13 33,3
 

     *Источник: [8, с.111]

     Наибольшее  количество безработных имеют профессионально-техническое  образование, сохраняется тенденция  к росту безработных с данным видом образования (таблица 4.2). Кроме того, среди безработных больше всего граждан, уволенных за несоблюдение трудовой дисциплины, а также ушедших по истечению срока контракта (таблица 4.3.).

     Таблица 4.2 - Численность безработных, зарегистрированных в органах по труду, занятости и социальной защите, по полу и уровню образования (на конец года; в процентах к итогу)*

  
    В том числе имеют  образование
  высшее среднее специальное профессионально-техническое общее среднее общее базовое
Всего          
2000 7,6 14,6 63,5 14,3
2005 10,2 18,2 21,4 38,5 11,7
2006 10,3 18 22 38,7 11
2007 9,9 17,1 21,9 39,5 11,6
2008 10,3 15,6 23 39,6 11,5
2009 10,9 15,7 24 38,6 10,8

     *Источник: [8, с.113]

     Таблица 4.3 - Численность безработных, зарегистрированных в органах по труду, занятости и социальной защите, по причинам увольнения с работы и по их последнему занятию (на конец года; в процентах к итогу)*

  
  В том числе
  уволенные по 
желанию 
работника и 
соглашению 
сторон
уволенные в 
связи с 
ликвидацией 
организации, 
сокращением 
численности или 
штата работников
выпускники  учебных 
заведений
другие 
категории 
граждан
Всего        
2000 31,5 6,8 15,3 46,4
2005 26,9 8,7 14,7 49,7
2006 31,4 6,2 8,2 54,2
2007 31,4 5,7 5,8 57,1
2008 32,3 3,5 5,4 58,8
2009 28,3 3,3 6,9 61,5

     *Источник: [8, с.115]

     4.2 Анализ социальной  политики белорусского  государства в  сфере занятости,  перспективы её  развития

 

     Важнейшим условием развития человеческого потенциала являются стабильность общества, эффективная  социальная политика государства, призванная создать необходимые условия, обеспечивающие достойную жизнь и свободное  развитие человека. Социальная стабильность развития общества в Республике Беларусь должна обеспечиваться проведением  эффективной социальной политики, критериями которой являются:

  1. реализация приоритетов социальной политики как одного из важнейших условий устойчивого развития общества;
  2. гарантии прав на свободу человека и на свободную реализацию трудового и интеллектуального потенциала с тем, чтобы трудоспособный гражданин смог обеспечить себе и своей семье материальное благополучие;
  3. дифференциация социальной политики в отношении различных слоев населения; адресная социальная защита малообеспеченных слоев населения;
  4. взаимная солидарная ответственность всех субъектов (государство, предприниматели, профсоюзы, население) за результаты социального развития.

Информация о работе Безработица как форма экономической нестабильности