Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2011 в 23:39, курсовая работа
Актуальность темы заключается, прежде всего, в серьезных экономических и социальных издержках, которые влечет за собой безработица. Если экономика не в состоянии удовлетворить потребности в рабочих местах для всех кто хочет и может работать, кто ищет работу и готов к ней приступить, то теряется потенциальная возможность производства товаров и услуг. Следовательно, безработица мешает обществу развиваться и двигаться вперед с учетом своих потенциальных возможностей. В конечном итоге это рассматривается как снижение темпов экономического роста, отставание объемов увеличения валового национального продукта.
ВВЕДЕНИЕ 3
1 БЕЗРАБОТИЦА: ПОНЯТИЕ, КЛАССИФИКАЦИЯ, ОСОБЕННОСТИ. 5
1.2 Понятие безработицы и причины её образования. Кривая Филлипса и акселерационная кривая монетаристов. 5
1.2 Классификация безработицы 9
1.3 Особенности безработицы в современных условиях 13
2 БЕЗРАБОТИЦА И ЕЕ ОСОБЕННОСТИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ 16
2.1 Структура безработицы в РБ: зарегистрированная и незарегистрированная 16
2.2 Уровень безработицы в РФ (в сравнении с РБ) 19
2.3 Безработица как одна из основных проблем современной Европы 22
3 ПУТИ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ БЕЗРАБОТИЦЫ 25
3.1 Пути решения проблемы безработицы в РБ 25
3.2 Проблема безработицы в РБ и её влияние на развитие экономики в стране 31
ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ 35
4.1 Анализ причин, видов, структуры безработицы в Республике Беларусь (динамика численности безработных по возрасту, уровню образования, причинам увольнений, продолжительности безработицы) 35
4.2 Анализ социальной политики белорусского государства в сфере занятости, перспективы её развития 39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 43
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 44
Основные проблемы занятости сосредоточены в сфере производства. Так, по оценкам, уровень избыточной занятости в промышленности Беларуси превышает 18%. Фактически четверо рабочих делятся своим заработком с пятым. В условиях, когда "пятый – лишний" управленцы изобретают разнообразные схемы с целью сохранения мотивации лучших кадров. Например, "условному пятому" (как правило, самому непродуктивному члену коллектива) начальник цеха устанавливает более низкую зарплату. В конце концов он увольняется. Пришедший по направлению службы занятости на его место оформляется учеником и выполняет самую неквалифицированную работу с соответствующей оплатой. Естественно, ему обещают повышение зарплаты через 2-3 месяца. Не дождавшись обещанного, новенький увольняется. На его место присылают следующего, и подобная ротация происходит 3-5 раз в год. Для предприятия подобная "невысокоморальная" схема является оптимальным решением. В то же время служба занятости формально выполняет свою функцию, а проблема эффективной занятости так и остается нерешенной.
Николай Кохонов отметил, что весной традиционно уровень безработицы в Беларуси снижается. "В определенной степени это связано с тем, что часть незанятого населения привлекается к сезонным работам, некоторые уезжают на заработки, в том числе и за пределы республики, - сказал специалист. - Однако основной вклад в стабилизацию ситуации на рынке труда страны вносят устойчивая работа экономики, создание рабочих мест, реализация активных мер политики занятости"9.
За последние годы при сокращении общей численности безработных в их составе вырос удельный вес лиц, нуждающихся в дополнительных гарантиях занятости, который достиг 24%.
Весьма остро стоит проблема трудоустройства молодежи, многие представители которой из-за отсутствия опыта практической работы, а в ряде случаев и квалификации неконкурентоспособны на рынке труда. Лица в возрасте от 16 до 29 лет, составляя 24,1% экономически активного населения, дают 40,1% всего контингента безработных.
С целью снижения молодежной безработицы и повышения шансов молодых людей на рынке труда государство предоставляет им дополнительные гарантии занятости: обеспечение первого рабочего места безработным в возрасте до 21 года, организацию профессиональной подготовки и профессиональной ориентации.
Немаловажной
гарантией трудоустройства
Выпускники,
не подлежащие распределению и испытывающие
проблемы с трудоустройством, а также
молодежь, прошедшая профобучение по
направлению государственной
Так, в 2008 году на забронированные рабочие места принято на работу 6 820 безработных в возрасте до 21 года, в рамках «Молодежной практики» трудоустроено 1 492 молодых человека.
Для снижения остроты женской безработицы в республике ежегодно проводятся специализированные ярмарки вакансий с преимущественным использованием женского труда. Активное содействие занятости женщин дает результаты: за прошедший год их удельный вес в численности безработных сократился с 65,5% (на 1 января 2008 г.) до 60,6%. Государственная служба занятости организует для них психологическую поддержку и обучение приемам активного поиска работы. Они получают направление на профессиональную подготовку и переобучение преимущественно по конкретным заявкам нанимателей с гарантией последующего трудоустройства. Для этой категории безработных организуются также временные оплачиваемые общественные работы. Ежегодно проводятся информационные мероприятия – «Ярмарка вакансий», «День предприятия» и др10.
В целом существуют различные пути решения проблемы безработицы, которые необходимо применять на практике, так как безработица имеет большое влияние на национальную экономику.
Основной причиной безработицы в Республике Беларусь, является общий, постоянный спад национального производства, поддерживаемый экстенсивным развитием народного хозяйства, неблагоприятным инвестиционным климатом и т.д. Естественно, что в таких условиях невозможно формирование рабочий мест. Большинство белорусских предприятий на сегодняшний день являются убыточными. Особенно это относится как к промышленности и к сельскому хозяйству. Методы реанемирования убыточных предприятий в своем большинстве основаны на денежных подачках в виде кредитов. Однако, как показывает опыт, такие капиталовливания ни к чему хорошему не приводят. Без трансформации предприятий, без реорганизации управления предприятиями, без четкой синхронизации с состоянием рынка и с изменениями на рынке, выход из "долговой ямы" невозможен. К сожалению, руководители предприятий вынуждены тратить деньги, полученные по кредитным линиям не на стратегические нужды, а на выплату задолженностей по заработной плате, погашение предыдущих кредитов и т.д. Яркие выступления руководителя белорусского правительства с резкой критикой тех или иных руководителей "на местах" нередко необоснованны: в большинстве случаев для повышения эффективности хозяйственной деятельности предприятий реального сектора экономики требуется полное переоборудование производства, закупка и внедрение новых технологий, закупка качественного сырья, изменение менталитета работников и т.д. Все эти реформы невозможны благодаря только желанию руководящего аппарата. Требуются комплексные реформы всего народного хозяйства. С другой стороны, позиция "закрытых дверей" и все более явная изоляции Беларуси от западных соседей, приводит как к финансовому голоду (отсутствие инвестиций), так и к постепенной деградации научно-технического потенциала. К примеру, если совсем недавно мы могли гордиться тем, что у нас работают высокопрофессиональные программисты, то уже сегодня эта позиция дефицитна для коммерческого рынка труда (тем более, для государственного).
Процессы
увеличения уровня безработицы тесно
связаны с системой образования.
С одной стороны, выступает низкий
уровень реакции
Низкая эластичность предложения на рынке труда и низкая эластичность заработных плат являются основным тормозом для процессов, способствующих формированию новых рабочих мест.
Однако,
как видно на рисунке 4.1 динамика
уровня безработицы имеет тенденцию
к снижению.
Рисунок 4.1 – Динамика общего уровня безработицы (в тыс. человек)*
*Источник: [8, с.106]
Исходя из данных, предложенных на рисунке 4.2. можно сделать вывод, что женская безработица также снижается в последние годы, однако не имеет такого сильного спада, как общий уровень безработицы.
Рисунок 4.2 – Динамика женской безработицы (в процентах от общей численности безработных)*
*Источник: [8, с.108]
Таблица 4.1 показывает, что наибольшее количество безработных в возрасте от 20 до 24 лет. Чаще всего это выпускники вузов, средне-специальных учреждений.
Таблица 4.1 - Численность безработных, зарегистрированных в органах по труду, занятости и социальной защите, по полу и возрастным группам (на конец 2009 года; в процентах к итогу)*
В том числе в возрасте, лет | Средний возраст, лет | ||||||||
16-19 | 20-24 | 25-29 | 30-34 | 35-39 | 40-44 | 45-49 | 50 и старше | ||
Всего | 8,5 | 18,7 | 13,9 | 11,3 | 10,3 | 10 | 10,9 | 16,4 | 34,9 |
Мужчины | 6,9 | 15,7 | 12,3 | 10,8 | 10,7 | 10,8 | 11,9 | 20,9 | 36,9 |
Женщины | 9,9 | 20,9 | 15 | 11,6 | 10 | 9,4 | 10,2 | 13 | 33,3 |
*Источник: [8, с.111]
Наибольшее
количество безработных имеют
Таблица 4.2 - Численность безработных, зарегистрированных в органах по труду, занятости и социальной защите, по полу и уровню образования (на конец года; в процентах к итогу)*
В том числе имеют образование | |||||
высшее | среднее специальное | профессионально-техническое | общее среднее | общее базовое | |
Всего | |||||
2000 | 7,6 | 14,6 | … | 63,5 | 14,3 |
2005 | 10,2 | 18,2 | 21,4 | 38,5 | 11,7 |
2006 | 10,3 | 18 | 22 | 38,7 | 11 |
2007 | 9,9 | 17,1 | 21,9 | 39,5 | 11,6 |
2008 | 10,3 | 15,6 | 23 | 39,6 | 11,5 |
2009 | 10,9 | 15,7 | 24 | 38,6 | 10,8 |
*Источник: [8, с.113]
Таблица 4.3 - Численность безработных, зарегистрированных в органах по труду, занятости и социальной защите, по причинам увольнения с работы и по их последнему занятию (на конец года; в процентах к итогу)*
В том числе | ||||
уволенные
по желанию работника и соглашению сторон |
уволенные
в связи с ликвидацией организации, сокращением численности или штата работников |
выпускники
учебных заведений |
другие категории граждан | |
Всего | ||||
2000 | 31,5 | 6,8 | 15,3 | 46,4 |
2005 | 26,9 | 8,7 | 14,7 | 49,7 |
2006 | 31,4 | 6,2 | 8,2 | 54,2 |
2007 | 31,4 | 5,7 | 5,8 | 57,1 |
2008 | 32,3 | 3,5 | 5,4 | 58,8 |
2009 | 28,3 | 3,3 | 6,9 | 61,5 |
*Источник: [8, с.115]
Важнейшим условием развития человеческого потенциала являются стабильность общества, эффективная социальная политика государства, призванная создать необходимые условия, обеспечивающие достойную жизнь и свободное развитие человека. Социальная стабильность развития общества в Республике Беларусь должна обеспечиваться проведением эффективной социальной политики, критериями которой являются:
Информация о работе Безработица как форма экономической нестабильности