Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2011 в 20:57, курсовая работа
В системе рыночных отношений важное место занимает рынок одного из основных факторов производства - труда. На этом рынке сталкиваются интересы трудоспособных людей и работодателей, представляющих государственные, муниципальные, общественные и частные организации. Отношения, складывающиеся на рынке труда, имеют ярко выраженный социально-экономический характер, они затрагивают насущные потребности большинства населения страны.
Разница
между фрикционной и
Циклическая безработица возникает в периоды спада производства во время кризиса и депрессии, когда совокупные расходы в экономике сокращаются и соответственно снижается спрос на рынке труда. Она обусловлена абсолютным превышением предложения труда по сравнению со спросом на труд, т. е. ярко выраженной количественной несбалансированностью рынка труда, и может носить затяжной характер [5, с.199-202].
Безработица не всегда проявляется в открытой форме. К скрытой (латентной) безработице относят:
По сути скрытую безработицу можно разделить на официальную и неофициальную. В официальную часть скрытой безработицы включаются регистрируемые статистикой лица, находящиеся в административных отпусках по инициативе администрации, а также лица, вынужденные работать в условиях неполного рабочего времени. В неофициальную часть скрытой безработицы следует включать и избыточную внутрипроизводственную численность работников и тех, кто ищет работу самостоятельно, не обращаясь в службу занятости. Феномен скрытой безработицы заключается в промежуточном состоянии между занятостью и безработицей: с одной стороны, ее нельзя отнести ни к полной занятости, ни к явной безработице; с другой — скрытая безработица — это и занятость и безработица одновременно. Как известно, скрытая безработица не фиксируется рынком труда. В качестве основных критериев отнесения той или иной группы населения к скрыто безработным выступают формальная занятость, неэффективное или неполное использование трудовых ресурсов.
Также выделяют некоторые виды безработицы:
Добровольная безработица — это нежелание работника выполнять определенную работу за определенную заработную плату или в неблагоприятных условиях труда, или в силу других причин.
Вынужденная безработица возникает, когда работник, имея желание работать, лишен возможности это делать.
Частичная безработица — это занятость работника не полный рабочий день.
Институциональная безработица — это увеличение числа безработных из-за необоснованного раздувания социальных программ.
Под застойной безработицей понимается длительная безработица, чередующаяся с краткими периодами временной, случайной работы. Иначе говоря, здесь играет роль не только продолжительность вынужденной незанятости, но и нерегулярность случайной занятости, частота безработицы. Отметим, что застойная безработица охватывает, как правило, наименее профессионально подготовленную часть рабочей силы (бывшие домохозяйки, неквалифицированные рабочие и пр.). Рисковыми группами в плане застойной безработицы являются и категории лиц, характеризующиеся пониженной конкурентоспособностью на рынке труда, такие, как молодежь без опыта работы, иммигранты, женщины, имеющие малолетних детей.
Количественная оценка безработицы осуществляется с помощью ряда показателей. Показатель численности безработных рассчитывается в зависимости от того, кто учитывается в их составе. Все лица подразделяются на две группы:
Исходя
из методологии Международной
Отметим,
что обязательно наличие всех
перечисленных критериев. Помимо этого,
по методологии МОТ, к безработным относят
и проходящих обучение (переподготовку)
по направлению службы занятости. Этот
показатель часто называют показателем
общей безработицы. Данные для его
определения получают путем систематических
массовых выборочных опросов населения,
при этом респондент не обязан документально
или иным путем подтверждать достоверность
ответов. Этот показатель рассчитывается
по формуле:
Уровень
общей
=
безработицы
Численность экономически активного
населения
Еще
один показатель — регистрируемой
(или официальной) безработицы получают
на основе обобщения сведений служб занятости.
Он включает трудоспособных граждан,
не имеющих работы и заработка, зарегистрированных
в службе занятости в качестве ищущих
работу и готовых приступить к ней. Этот
показатель рассчитывается по формуле:
Уровень Численность зарегистрированных безработных
общей
=
безработицы
Численность экономически активного
населения
[5, с.204-207].
Одной из трёх
составляющих экономического потенциала
страны является трудовой потенциал. Основные
его составляющие: занятое население
и безработные. Изучение этих составляющих
связано с понятием экономически
активного населения и
Коэффициент
экономической активности населения
где S, S эк.акт. – численность всего
населения и численность экономически
активного населения.
Коэффициент занятости где числитель дроби – численность занятого населения, знаменатель дроби – численность экономически активного населения.
Коэффициент безработицы где числитель дроби – численность безработных. Уровень безработицы в зависимости от имеющихся данных, а также целей и задач исследования может быть рассчитан одним из трёх способов:
а)
б) где знаменатель дроби – среднегодовая
численность трудоспособного населения;
в)
1.3. Методы борьбы с безработицей.
Сторонники классической экономической теории, исходя из своего видения безработицы как следствия деформации механизма рынка труда, полагают основными путями снижения безработицы меры по снижению жесткости, повышению гибкости цены труда – заработной платы. К ним, в частности, относят: содействие снижению ставок оплаты труда; разъяснительную работу с профсоюзами; объяснения влияния роста заработной платы на рост безработицы; государственную поддержку трудоустройства работников, претендующих на низкие ставки заработной платы; «деление» ставок заработной платы между работниками (неполная занятость и пр.).
В период мирового экономического кризиса 1929-1933 гг., когда уровень безработицы, например в США, составлял до 25% экономически активного населения, особо насущной стала проблема борьбы с циклической безработицей. Именно в этот период активно претворялись в жизнь рекомендации Дж. М. Кейнса. Исходя из его трактовки причин безработицы как следствия сокращения совокупных расходов в обществе основным направлением деятельности государства в этих условиях является стимулирование совокупного спроса. Комплекс мер стратегического характера нацелен на оживление рыночной конъюнктуры, увеличение спроса на инвестиции и как следствие — потребительского спроса. Кейнсианская концепция отмечает, что в период экономического спада, при наличии избыточного предложения труда, нет необходимости повышения заработной платы для привлечения дополнительных работников, что сохраняет уровень цен неизменным.
К стратегическим мерам относится прежде всего увеличение государственных расходов — государственных инвестиций и закупок товаров. Кроме того, для повышения спроса на инвестиции использовалось снижение процентной ставки, что обеспечивало возможность привлечения в инвестиции дешевых заемных средств и повышало эффективность капиталовложений. В том же направлении действует снижение ставок налогообложения, повышая норму прибыли. Существенными являются и меры по перераспределению доходов в интересах социальных групп с более низкими доходами, что обусловливает повышение их потребительского спроса. Меры тактического характера, нацеленные на быстрое ослабление негативных последствий безработицы, заключаются в масштабном применении общественных работ, оплачиваемых за счет бюджета (по преимуществу строительство объектов социальной инфраструктуры - дорог, больниц, муниципальных зданий и пр.).
Кейнс, однако, отмечал, что денежно-кредитные инструменты во время экономического спада действуют слабее и инвестиции не реагируют прямо на снижение процентной ставки, так как, принимая решение о сохранении или увеличении объема производства предприниматель ориентируется не только на ставку процента, но и на норму прибыли, снижающуюся в условиях кризиса. В свою очередь, снижение налогов, предоставление льгот освобождение от уплаты тех или иных налогов предпринимателей, создающих и сохраняющих рабочие места, сокращают поступления в государственный бюджет. Кейнс не исключал, что проведение всего этого комплекса мер, сопровождающихся увеличением государственных расходов и сокращением налоговых поступлений, будет осуществляться при дефицитном бюджетном финансировании. Это повлечет рост государственного долга, дополнительную денежную эмиссию, а значит — инфляцию.
Представители неоклассического и монетаристского направлений (Р. Лукас, Т. Сарджент, Р. Барро) сходились в заключении о том, что стагфляция 1970-х годов — следствие избыточного государственного вмешательства в рыночные процессы, ошибок макроэкономического регулирования. Монетаристы полагают главным направлением действий государства стабилизацию денежной массы в обращении. В условиях экономического спада, по их мнению, необходимо снять нагрузку на государственный бюджет, снизить его дефицит и «оздоровить» национальную валюту. Рынок сам «очищает» себя от неэффективных экономических единиц. Необходимо способствовать его быстрейшему «очищению», поднимая на первом этапе ставку процента и ускоряя процесс банкротств. Выжившие сильные, растущие фирмы будут увеличивать спрос на рабочую силу.
Неоклассическое
направление видит пути преодоления
стагфляции в стимулировании совокупного
предложения капитала и рабочей силы.
В отличие от кейнсианских программ, где
приоритет имеют государственные инвестиции,
здесь ведущая роль отдается снижению
налогов в целях увеличения доходов и
сбережений предпринимателей, роста частных
инвестиций, повышения реальной заработной
платы и предложения труда, а также антиинфляционной
политике на базе рекомендаций монетаристов.
Вместе с тем предлагается отказ от прогрессивного
налогообложения, так как именно получатели
высоких доходов — предприниматели обеспечивают
обновление производства и повышение
его эффективности. Кроме того, поскольку
снижение налогов уменьшает доходы государственного
бюджета, в целях предотвращения роста
его дефицита предусматривается сокращение
государственных расходов на содержание
аппарата управления, различные субсидии
и социальные программы [12, с.168-170].
Информация о работе Безработица и ее виды. Особенности безработицы в Республике Беларусь