Безработица, ее причины и последствия. Особенности безработицы в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2011 в 20:47, курсовая работа

Описание работы

Цель курсового исследования является раскрытие сущности безработицы, изучение ее типов и её особенностей в России.
Задачей курсовой работы является изучение теоретических основ безработицы:
1. выявить основные показатели безработицы, причины ее возникновения;
2. проанализировать развитие безработицы в России;
3. найти пути снижения безработицы в России.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. БЕЗРАБОТИЦА: СУЩНОСТЬ, ПРИЧИНЫ, ПОСЛЕДСТВИЯ 6
1.1. Виды и формы безработицы 6
1.2. Причины возникновения безработицы 9
1.3. Последствия безработицы 12
2. ОСОБЕННОСТИ БЕЗРАБОТИЦЫ В РОССИИ 16
2.1. Причины безработицы в России 16
2.2. Анализ безработицы в России 20
2.3. Пути снижения безработицы в России 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 34
ПРИЛОЖЕНИЯ 36

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА ЕРЁМИНОЙ П.В..doc

— 298.00 Кб (Скачать)

      С 2004 года уровень безработицы начинает значительно снижаться, если в 2004 году он колебался около 2000 тыс. человек, то к концу 2007 года он составлял 1700 тыс. человек. Основную массу безработных составляют лица от 20 до 24 лет, а так же лица имеющие только среднее общее образование. (см.: приложение 2, 3)

      Официально  регистрируемый уровень безработицы  в России в 2007 году сократится на 10 процентов и достигнет полутора миллиона человек. Достигнутый уровень безработицы близок минимальному для России.

      На  начало года в России было 1,7 миллиона человек официально зарегистрированных безработных. Таким образом, уровень  безработицы к концу 2007 года опустится в стране до двух процентов от экономически активного населения.

      Общая безработица в России снизилась  с начала года с 5,3 миллиона до 4,5 миллиона человек. Снижение показателей безработицы  в Роструде связывают с развитием  экономики, что привело к появлению новых рабочих мест. Однако в 2008 году динамику снижения уровня безработицы сохранить не удастся. По оценкам Роструда, в следующем году безработица будет на уровне 1,3-1,4 миллиона человек.  

2.3.  Пути снижения безработицы в России

 

      Снижение уровня безработицы - одно из важнейших направлений экономической политики государства. Меры, которые оно в этой связи предпринимает, разнообразны. Они могут быть направлены не только непосредственно на борьбу с безработицей, но также включать комплекс действий по оздоровлению экономической ситуации в стране, формированию нормальной институциональной среды, усилению конкурентных начал, преодолению монополизма, созданию благоприятного инвестиционного климата. Меры, таким образом, можно разделить на макро- и микроэкономические, институциональные, политические, юридические, демографические, психологические и т.п. Реализация лишь одного из этих направлений может и не дать ожидаемого результата.

      Как отмечалось, грамотное макроэкономическое регулирование может уменьшить уровень безработицы за счет снижения циклической безработицы, вызванной недостаточным совокупным спросом. Методы стимулирования совокупного спроса в экономике включают, к примеру, фискальную политику. Денежно-кредитная политика позволяет оживить деловую и инвестиционную активность (и тем самым увеличить совокупные расходы), наращивая объем денежной базы и денежной массы, воздействуя на ставку банковского процента, снижая ставку рефинансирования и уровень резервных требований к банкам.

      Но  эффективность воздействия на занятость одними лишь макроэкономическими мерами весьма ограничена. Даже если, с их помощью в экономике будут созданы новые рабочие места, одновременно может вырасти продолжительность безработицы, а с ней - и общий ее объем, хотя формально уровень безработицы при этом сократится. Дело в том, что благодаря созданию новых рабочих мест увеличится лишь отток из безработицы, но происходить он будет, скорее всего, за счет тех, кто не имел работы недолго и не потерял конкурентоспособности на рынке труда. Длительно безработных общее оживление в экономике может и не затронуть или затронуть в меньшей степени. Не стоит забывать и о том, что макроэкономическое стимулирование совокупного спроса провоцирует рост инфляции.

      Следовательно, особое внимание государство должно уделять мерам микроэкономического и институционального характера, особенно тем, которые затрагивают работу непосредственно рынка труда. Необходимо снижение естественного уровня безработицы, причем за счет как фрикционной, так и структурной составляющей.

      Меры  государственного воздействия на рынок  труда и, в частности, действия по отношению к безработным и выбывшим из состава рабочей силы, принято делить на пассивные и активные. Пассивные меры помогают людям, лишенным работы, приспособиться к создавшейся ситуации, поддержать определенный уровень потребления, иногда - просто выжить. Активные меры помогают людям вернуться в ряды занятых.

      Пассивные меры, например пособия по безработице, конечно же, необходимы, особенно в отношении тех, кто без них не может самостоятельно справиться с жизненными трудностями. Но эти пособия уменьшают желание трудиться. Продление периода их выплаты, как и мягкие условия предоставления, способно увеличить длительность безработицы. Особенно опасно распространять выплату пособий на несовершеннолетних трудоспособного возраста. Во многих странах человек, впервые выходящий на рынок труда в поисках работы, пособие не получает. [8, с. 226]

      В России безработные также имеют  право на пособие. Его размер рассчитывается в процентах от среднемесячной заработной платы по последнему месту работы в течение 12 месяцев: первые три месяца - 75% среднемесячного заработка по последнему месту работы, последующие четыре месяца - 60% и остальные 5 месяцев – 45%, но во всех случаях не ниже официально установленного МРОТ и не выше среднего заработка по области. Если у безработного на попечении есть иждивенцы, размер пособия увеличивается на 10% на каждого из них, но общий размер пособия не может превышать среднего заработка по последнему месту работы. Безработным, ранее не работавшим или ищущим работу после длительного, более года, перерыва, пособие по безработице выплачивается в размере МРОТ. Безработный теряет право на пособие (или его выплата приостанавливается) в случаях, если он:

      - отказался от двух предложений подходящей работы;

          - уволен за нарушение трудовой дисциплины;

         - трудоустроился на временную работу без уведомления службы занятости;

      - дважды в течение месяца не появлялся в службе занятости для перерегистрации;

      - получал пособие обманным путем;

          - осужден к наказанию в виде лишения свободы.

      «Подходящая работа», двукратный отказ от которой  лишает человека права на пособие, понятие достаточно непростое, и в России используются общепринятые критерии ее определения. Работа не может считаться подходящей в случаях, когда:

      - она связана с переменой места жительства человека без его согласия;

      - она не соответствует профессии, уровню образования и квалификации работника;

      - условия труда не соответствуют правилам и нормам по охране труда;

      - предлагаемый заработок ниже среднемесячного заработка человека по последнему месту работы (или ниже среднемесячного заработка работников аналогичной категории в области или крае - для тех, чей среднемесячный заработок превышал данный показатель). [10, с. 138]

        Общепризнано, что наиболее эффективными являются активные меры по снижению безработицы. Они направлены на поощрение экономических возможностей и активности людей, усиление их конкурентоспособности на рынке труда. Это особенно важно для тех, кому угрожает долгосрочная безработица и кто в результате долгого перерыва в работе утратил потенциал трудоустройства.

      Часть мер, которые можно отнести к  активным, снижают структурную безработицу, помогая людям сменить профессию, переквалифицироваться, переехать в другой регион. Государство в этой связи может оплачивать (полностью или частично) расходы на получение образования, обучение и переобучение, компенсировать транспортные издержки. В развитых странах осуществляются специальные программы по созданию рабочих мест в государственном секторе. Они являются частью общих программ по стимулированию роста занятости.

      Помощь  государства в трудоустройстве  особенно необходима социальным группам, недостаточно конкурентоспособным на рынке труда: инвалидам, лицам, освободившимся из мест заключения, представителям отмирающих профессий, молодым и пожилым.

      Ситуация, складывающаяся на российском молодежном рынке труда, во многом зависит от деятельности служб занятости. На практике к ним обращаются немногие молодые люди. Официальные показатели молодежной безработицы занижены, в качестве безработных регистрируются не более 20-25% молодежи. Между тем безработица среди молодежи особенно опасна в плане социально-психологическом. В конце 90-х годов, по крайней мере, два миллиона молодых людей не учились и не работали, находясь на иждивении родственников либо перебиваясь случайными заработками. В результате у таких людей формируется «культура безработицы», которая формирует нездоровое отношение жизни, питает криминальную среду.

      Серьезные проблемы трудоустройства и занятости  существуют среди работников старшего возраста (предпенсионного и пенсионного). Продуктивность их труда с годами нередко снижается. Тем не менее, многие люди старшего возраста стремятся, как можно дольше оставаться в числе занятых. Это не удивительно: выход на пенсию пугает не только снижением уровня индивидуальных доходов, но и утратой статуса (в том числе в собственной семье), выпадением из привычного круга общения, потерей самоуважения. Миллионы людей (особенно мужчины) еще в советское время привыкли воспринимать работу как главную, а подчас единственную форму самовыражения и самоутверждения. Не секрет, что именно выход на пенсию и резкая смена образа жизни приводит многих мужчин к инфарктам, болезням, ранней и преждевременной смерти Задачи государства в области занятости немолодых людей представляются особенно сложными, поскольку с точки зрения интересов и бизнеса, и общества оптимальная ротация кадров совершенно необходима; в некоторых случаях освобождение вакансий (особенно в сфере управления) для более молодых сотрудников разумно поддерживать.

      Одной из активных и наиболее эффективных  мер по снижению уровня безработицы  является государственная помощь безработным в создании собственного бизнеса (субсидирование, льготное кредитование и налогообложение, консультации). Отметим, впрочем, что поддержка малого бизнеса в стране вообще играет позитивную роль. Она не только снижает продолжительность безработицы, но также помогает многим людям избежать ее, так как снижает вход в безработицу.

      По  общему уровню расходов на различные программы по рынку труда (точнее, по доле этих расходов в ВВП) Россия уступает большинству стран, и не только развитых. Так, в конце 90-х годов страны ОЭСР расходовали на активные и пассивные программы, связанные с рынком труда, в среднем 2,4% от ВВП; страны Центральной и Восточной Европы - примерно 1,1% от ВВП. Расходы на программы по российскому рынку труда составляли в 2000 г. 0,23% от ВВП.

      В России основная часть средств федерального бюджета концентрируется на пассивной защите безработных (пособия по безработице, стипендии). Мероприятия же, направленные на активную политику занятости (профессиональное обучение и переподготовка безработных, профессиональная ориентация, субсидирование рабочих мест, организация ярмарок вакансий, общественные работы, временное трудоустройство несовершеннолетних граждан и др.) финансируются слабо. В 1999 г. на активные и пассивные программы занятости, включая содержание самих служб занятости, было израсходовано 13 млрд. руб., что составило 0,21% от ВВП, при этом около 64% общей суммы расходов относились к пассивным программам (0,16% от ВВП) и гораздо меньшая часть - 20% (0,05% от ВВП) - к активным программам. Остальные средства (0,04% от ВВП) распределялись на административные расходы обоих типов программ. 

      Огромное  значение в снижении безработицы  принадлежит инфраструктуре рынка труда: организациям, предназначенным для более эффективной работы рынка труда, снижения трансакционных издержек всех его участников - и работодателей, стремящихся заполнить вакансии, и людей, занятых поисками работы. К подобным организациям можно отнести различного рода службы занятости и трудоустройства, биржи труда, частные кадровые и рекрутинговые агентства.

      В России в 1991 г. была создана Федеральная  государственная служба занятости  населения (ФГСЗН). Среди программ, которые  она осуществляет, можно выделить следующие:

  1. предоставление информации о рынке труда;
  2. содействие (посредничество) в трудоустройстве;
  3. профессиональное консультирование зарегистрированных безработных;
  4. профессиональное обучение безработных и людей, относящихся к «группе риска» (беженцев, вынужденных переселенцев; тех, кому грозит опасность потерять работу);
  5. специальные программы для молодежи, особенно безработной и «неблагополучной»;
  6. специальные программы для инвалидов, включающие их профессиональную реабилитацию и адаптацию к рынку труда;  
  7. квотирование рабочих мест (для тех, кто в этом особенно нуждается) и субсидирование занятости для содействия найма длительно безработных;
  8. прямое создание для безработных постоянных и временных рабочих мест;
  9. пособия по безработице.

Информация о работе Безработица, ее причины и последствия. Особенности безработицы в России