Антимонопольная политиками государственная поддержка конкуренции

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2011 в 00:26, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: используя различные источники (книги и Интернет-ресурсы) изучить проблему антимонопольного регулирования экономики, его историю, значение и возможные последствия.

Содержание

Введение 3
1 Теоретические понятия и основы 6
1.1. Монополия, монополистическая деятельность 6
1.2. Конкуренция: понятие, виды 9
1.3. Государственное регулирование экономики, антимонопольная политика 12
1.4. Антимонопольное законодательство, его роль и значение 15
2. Проведение антимонопольной политики и мер государственной поддержки конкуренции 18
2.1. Становление основ антимонопольной политики и государственной поддержки конкуренции 18
2.2. Антимонопольная политика в России 20
2.3. Роль, функции и методы работы антимонопольной службы 27
2.4. Регулирование естественных монополий 30
2.5. Практика антимонопольного регулирования 31
Заключение 34
Список используемой литературы

Работа содержит 1 файл

Антимонопольная политика.doc

— 250.00 Кб (Скачать)
 

      Описанные в таблице нормативные акты, входящие в систему антимонопольного законодательства, доказывают, что антимонопольная  политика в России сложилась и  представляет собой не разовые мероприятия, а постоянно действующие и меняющиеся в зависимости от экономической обстановки меры, осуществляемые государством в области регулирования экономики. При этом государство и государственные антимонопольные органы  нельзя обвинить в непосредственном вмешательстве в экономику предприятий, они  осуществляют необходимые корректировки в процессы рыночного развития с помощью экономических методов и юридических норм.

     Конечно, антимонопольное законодательство в России за двадцатилетнюю историю  еще не окрепло. Если взять США, там антимонопольные органы измеряют свою историю столетним периодом. В европейском сообществе – 50-летний период. Тем не менее, в  России есть уже и передовой опыт - система госзаказа, такую систему мало, где  в мире встретишь. А система электронных аукционов – это беспрецедентный шаг. Радует, что тут мы впереди планеты всей.

     2.3. Роль, функции и методы работы антимонопольной службы

     «В России свобода экономической деятельности гарантирована конституцией, и антимонопольный орган вносит свой посильный вклад в материализацию этой гарантии. Противодействие ограничению свободы экономической деятельности и есть главная задача антимонопольного органа нашей страны. И мы в этом деле не являемся исключением: такую же задачу решают антимонопольные органы большинства стран мира и единственный наднациональный антимонопольный орган в лице Еврокомиссии» [18, с. 202]. Это слова руководителя ФАС России Игоря Артемьева из статьи «Основания  антимонопольной политики государства». Возглавляемая им служба на сегодняшний день – основной государственный орган, осуществляющий контроль в области антимонопольного регулирования в России. В таблице № 3 кратко представлены принципы и методы деятельности антимонопольных органов.

Таблица 3

Принципы  и методы деятельности антимонопольной службы России

Принципы Методы
1. Содействие формированию

 рыночных  отношений на основе

 развития  конкуренции

 и предпринимательства

 

 

 

.

* Содействие развитию товарных рынков и конкуренции (устранение административных,
межрегиональных и других барьеров)
* Поддержка малого предпринимательства
* Проведение политики демонополизации производства и обращения
* Наблюдение и контроль за состоянием и уровнем концентрации товарных рынков, поведением
хозяйствующих субъектов на них
* Контроль за проведением конкурсных процедур и торгов
* Наблюдение и контроль за деятельностью естественных монополий
2. Предупреждение,   

ограничение и пресечение монополистической

деятельности  и недобросовестной конкуренции

* Контроль и наблюдение за субъектами, имеющими доминирующее положение на рынке
* Контроль и наблюдение за согласованными действиями субъектов, направленными на
ограничение конкуренции
* Пресечение недобросовестной конкуренции
3. Недопущение устранения конкуренции органами власти, предоставление ими государственной и муниципальной помощи, приносящей

конкурентные  преимущества

отдельным субъектам рынка

* Контроль за актами и действиями органов власти, направленными на ограничение
конкуренции и ущемление интересов хозяйствующих субъектов
* Контроль за предоставлением государственной и муниципальной помощи
 
 
 
4. Принцип разумного

подхода при

применении норм антимонопольного законодательства, направленных на эффективное функционирование товарных рынков

и конкуренции

* Исследование структуры рынка, анализ поведения и оценка результата
* Приоритет положительного эффекта в социально-экономической сфере над действиями,
направленными на изменение структуры и концентрацию рынка
 
 
 
5. Законности, гласности

и публичности в действиях

антимонопольных органов

 

 

 

 

* Верховенство законов над другими нормативными актами, принимаемыми органами
власти  и управления
* Преемственность норм международного права и интегрирование российского антимонопольного
законодательства  в европейское
* Пропаганда основных требований и норм антимонопольного законодательства
* Формирование общественного сознания в пользу развития рыночных сил
* Адвокатирование конкуренции
 

     ФАС России активно сотрудничает с международными организациями и зарубежными ведомствами в области антимонопольной политики, борьбы с недобросовестной конкуренцией и государственного регулирования естественных монополий. Международная деятельность ФАС России направлена на:

     - содействие интеграции экономики России в мировое экономическое пространство;  
- реализацию международных обязательств Российской Федерации по вопросам, относящимся к компетенции ФАС России;  
- участие в процессе формирования концепции общего европейского экономического пространства;

     - защиту российских интересов  посредством участия в профильных  международных организациях;

     - внедрение в российскую практику  передового зарубежного опыта,  повышение квалификации специалистов  ФАС России;  
- подготовку и реализацию проектов технического содействия со стороны международных организаций в интересах ФАС России.
 

2.4. Регулирование естественных монополий

         Наряду с сегментами,  которые требуют государственного антимонопольного регулирования, существуют отрасли, где антимонопольное  вмешательство малоэффективно. Существуют такие рынки, где конкуренция не имеет экономической целесообразности. Например, абсолютно не нужна конкурентная борьба компаний по водоснабжению, которые станут рыть параллельные трубопроводы по жилым районам и улицам, чтобы дать потребителю право выбора своего поставщика услуг по водоснабжению. Есть еще ряд секторов экономики, которые, подобно описанному выше, называются «естественными монополиями», и для которых прибыль от конкурентной борьбы не сопоставима с возможными затратами на нее. Такие сектора экономики зачастую либо находятся в собственности государства, либо реально законодательно регулируются им. По Закону «О естественных монополиях», эта сфера регулирования включает следующие области: транспортировка нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам, транспортировка газа по трубопроводам, железнодорожные перевозки, услуги в транспортных терминалах, портах и аэропортах, услуги общедоступной электросвязи и общедоступной почтовой связи, услуги по передаче электрической энергии, услуги по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике, услуги по передаче тепловой энергии, услуги по использованию инфраструктуры внутренних водных путей [5].

     Основными методами регулирования естественных монополий являются:

    - ценовое регулирование, то есть  прямое определение  цен  (тарифов)  или

      назначение их предельного уровня;

    -   определение  потребителей  для  обязательного   обслуживания   и/или

      установление минимального уровня  их обеспечения.

      Органам регулирования также   вменяется  в  обязанность   контролировать

различные  виды  деятельности  субъектов  естественных  монополий,   включая сделки по приобретению прав собственности, крупные  инвестиционные  проекты, продажу и сдачу в аренду имущества.

2.5. Практика применения антимонопольного регулирования

      «Далеко не идеальной» назвал российский премьер-министр  
В. В. Путин ситуацию с развитием конкуренции в РФ в ходе доклада  
о состоянии конкуренции в стране, подготовленного Федеральной антимонопольной службой по итогам 2008 года. Согласно данному докладу, в 2008 году в РФ выявлено 7247 фактов недобросовестной конкуренции и злоупотреблений доминирующим положением на рынке. Глава российского правительства отметил, что в связи с этим задача антимонопольной  
службы – не только жестко пресекать нарушения закона, но и предложить  
действенные меры по совершенствованию конкуренции [13]

      Из  данных по статистике за 2009 год. Возбуждено 488 дел по ст.11 (антиконкурентная деятельность картелей) федерального закона «О защите конкуренции», что на 30% больше, чем в предыдущем году. К ответственности привлечено 738 предприятий. Общая сумма штрафов – 1 млрд 400 млн рублей. А в целом по всем нарушениям, выявленным ФАС – более 20 млрд за 2009 год [14].

      По данным ФАС России с начала 2010 года потребителями уже подано более 1000 жалоб, и этот показатель  больше, чем за весь прошлый год. Основная масса претензий к поставщикам услуг связи, лекарств, транспортных перевозок и бензина. Федеральная антимонопольная служба и ее территориальные органы проводят постоянный мониторинг состояния различных рынков и уровня цен в регионах. По выявленным ценовым сговорам, доказанным фактам установления монопольно высоких цен Федеральная антимонопольная служба принимает соответствующие меры. В соответствии со своими полномочиями, на основании норм Федерального Закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», при выявлении указанных фактов и наличии надлежащих доказательств, Федеральная антимонопольная служба и ее территориальные управления выносят предписания о снижении цен и налагают на нарушителей штрафы, размер которых рассчитывается как процент от годового оборота компании. 
       Так, В 2008 году центральный аппарат ФАС России вместе с территориальными органами рассмотрели порядка 150 дел, связанных с нарушением антимонопольного законодательства в топливно-энергетическом комплексе, наложено штрафов на сумму свыше 6 миллиардов рублей. 
В том числе ФАС России признала, что летом 2008 года крупнейшие вертикальноинтегрированные нефтяные компании установили монопольно высокие цены на оптовых рынках нефтепродуктов. По результатам рассмотрения дел:

На ОАО  «Газпром нефть» наложен штраф в  размере 1 356 млн.рублей;  
На ОАО «ТНК-ВР Холдинг» наложен штраф в размере 1 112 млн.рублей; 
На ОАО «НК «Роснефть» наложен штраф в размере 1 509 млн.рублей; 
На ОАО «ЛУКОЙЛ» наложен штраф в размере 1 443 млн.рублей.

        Эти компании наряду с другими представлены в Реестре хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем 35 % или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара (утвержден Пост. Правительства РФ от 19.02.1996 г. № 154) и занимают от 50 до 65  и более % рынка в различных  регионах.

      Изучая  данные о работе ФАС, я не могла не обратить внимание на некоторые нарушения антимонопольного законодательства в Пермском крае. Так,  например, Пермским УФАС России 21.05.2007 по заявлению ИП Харасова Ф.М. было возбуждено дело в отношении Администрации Пермского муниципального района, Комитета имущественных отношений Администрации Пермского муниципального района и ИП Корнилова В.В. по признакам нарушения статьи 16 Закона «О защите конкуренции» (осуществление согласованных действий по ограничению доступа на рынок хоз.субъектов). Администрацией Усть-Качкинского городского поселения и Администрацией Пермского муниципального района в январе 2007 года Харасову Ф.М. было предложено осуществлять движение по маршруту «Пермь-Усть-Качка-Пермь» с заездом в д. Гамы.. Однако, спустя месяц, когда транспортное сообщение было уже налажено, Комитет имущественных отношений отказался заключить договор на обслуживание данного маршрута, и направили письмо с требованием прекратить перевозку пассажиров по причине заключения соглашения с ИП Корниловым В.В. на обслуживание данного маршрута. Комиссия Пермского УФАС приняла решение о признании нарушения и выдала предписание об устранении нарушения, т.е. прекратить правоотношения с ИП Корниловым В.В., ограничивающие доступ ИП Харасова Ф.М. на рынок пассажирских перевозок.

        
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Вот еще  один очень свежий и интересный пример применения антимонопольного законодательства. ФАС подвела предварительные итоги проверки ценообразования на рынке импортного вина и пришла к выводу, что основную накрутку — до 50% и более — делают розничные операторы. Напуганные операторы начали исправляться: сеть бутиков «Коллекция вин» (принадлежит «Азбуке вкуса») объявила о снижении цен на весь ассортимент на 25-75%: например, шампанское марки «Louis Roederer Cristal Brut» подешевеет с 20,8 тыс. рублей до 10,4 тыс. рублей за бутылку [9].

      Работая бухгалтером в строительной фирме, я также неоднократно сталкивалась с нарушениями в области антимонопольного законодательства, в частности закона 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд». В 2007 году мы участвовали в аукционе на выполнение работ по капитальному ремонту спортивного зала МОУ ДОД Детско-юношеская спортивная школа. При максимальной цене контракта 1830 тыс. рублей победителем тендера стала фирма, предложившая цену работ в сумме 1809 тыс. рублей, хотя наша цена и цены других фирм-участников были намного меньше (для сравнения: мы предлагали цену 1560 тыс. рублей). Все остальные условия  проведения работ (гарантия, сроки, авансирование и пр. условия) были одинаковыми у всех участников, в том числе и у победителя. Я посчитала это нарушением отдельных статей закона, распечатала с сайта «Госзаказ Пермского края» протоколы рассмотрения, оценки и сопоставления заявок, и обратилась в прокуратуру. Там мои опасения сочли оправданными и узрели признаки правонарушения, но, поскольку у меня на руках не было указанных протоколов за подписями ответственных лиц, а затребовать их я была не правомочна, также как и подавать официальное заявление, то дело это так и осталось незаконченным. Будь у меня в то время знания, которые я приобрела во время написания курсовой работы, я, возможно, не остановилась бы на достигнутом, а там как знать, быть может, наша фирма стала бы победителем этого аукциона. Вот такое частное практическое значение приобрела для меня курсовая работа. Также в процессе деятельности приходилось сталкиваться с таким явлением, как «сговор» участников – т.е. своего рода неофициальный «аукцион» непосредственно перед проведением официального аукциона, организаторы которого и не подозревают о существовании первого. Таким образом, исходя из проанализированного опыта применения антимонопольного законодательства и мер государственной поддержки конкуренции, можно сделать вывод, что существует непаханое поле для внесения поправок и совершенствования антимонопольной политики.

     Заключение

     В условиях экономического кризиса вопросы применения антимонопольного законодательства и, соответственно, деятельность антимонопольных органов приобретает решающее значение. Следовательно, государству и дальше придется решать стратегически важные задачи: не допускать злоупотреблений монопольным положением; сохранять конкурентную среду и, как следствие, – возможность развития и подъема экономики; предотвращать ценовой сговор и, как следствие, – снижение     уровня жизни людей.

Информация о работе Антимонопольная политиками государственная поддержка конкуренции